За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность артист Вологодского театра для детей и молодежи Эдуард Аблавацкий удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Указ о присвоении почетного звания подписан Президентом России Владимиром Путиным 11 мая.

Эдуард Анатольевич Аблавацкий родился в городе Железногорске Красноярского края, окончил Красноярский государственный институт искусств и с 1999 года работает в Вологодском ТЮЗе. За это время он сыграл более 60 ролей в спектаклях по классике и по произведениям современных авторов. Артист одинаково убедителен и в серьезных драматических постановках, и в комедиях, и в спектаклях для детей. Образы, созданные им на сцене театра, впечатляют глубоким психологизмом, яркой индивидуальностью и неповторимым обаянием.

Спектакль Вологодского ТЮЗа «Обломов» (2017) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Обломов» (2017) Спектакль Вологодского ТЮЗа «В открытом море» (2014) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Ромул Великий» (2014) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Сотворившая чудо» (2015) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Сотворившая чудо» (2015) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Страсти по Тилю» (2015) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Как Зоя гусей кормила» (2019) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Как Зоя гусей кормила» (2019)

Творчество Эдуарда Аблавацкого ценят как зрители, так и профессионалы. Так, за роль Дирижера в спектакле «День победы среди войны» (2005) на VIII Международном театральном фестивале «Голоса истории» он был удостоен почетного приза, а за роль Плужникова в спектакле «В списках не значился» (2006 год) получил диплом лауреата государственной премии Вологодской области. Актер 10 раз номинировался на соискание профессиональной конкурсной премии им. А. Семёнова Вологодского отделения СТД РФ «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую мужскую роль второго плана» и стал лауреатом премии за роли близнецов Антифолов в спектакле «Комедия ошибок» (2013).

Среди главных ролей недавнего времени, сыгранных Эдуардом Аблавацким на сцене ТЮЗа, – яркие запоминающиеся образы героев, обладающих недюжинной внутренней силой или таящих в себе драматическую противоречивость. Таков Ромул Августул в спектакле «Ромул Великий»: прозорливый политик и настоящий философ, он понимает неизбежность падения империи, и его образ впечатляет сочетанием глубокого трагизма и усталой иронии. Игра актера объясняет зрителю, почему Клаас из «Страстей по Тилю» предпочитает смерть отказу от убеждений. Обломов Аблавацкого в одноименном спектакле раскрывает вечную проблему личности, не находящей себе места в обществе – или не желающей его искать, а Владимир в мелодраме «Как Зоя гусей кормила», кажущийся воплощением неудачника, оказывается глубоко и тонко чувствующим человеком.

Спектакль Вологодского ТЮЗа «Старые песни о нас» (2017) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Ностальгия по настоящему» (2021) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Ностальгия по настоящему» (2021) Спектакль на сцене Дома актера «Последний пылкий любовник» (2018) Спектакль на сцене Дома актера «Последний пылкий любовник» (2018) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Дубровский» (2016) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Сирано de Бержерак» (2021) Спектакль Вологодского ТЮЗа «Пиргорой Винни-Пуха» (2013)

Не менее выразительны роли второго плана, сыгранные Эдуардом Аблавацким. Капитан Келлер в «Сотворившей чудо», казалось бы, отстранился от неизлечимо больной дочери, но на самом деле безгранично любит ее. Кирила Петрович Троекуров в спектакле «Дубровский» сначала предстает отъявленным самодуром, а в финале – несчастным отцом, поздно осознавшим несправедливость по отношению к дочери. Командор дон Гонзаго де Мендоза в «Каменном властелине», граф де Гиш в «Сирано de Бержераке», шахматист в «Старых песнях о нас» и пассажир поезда в «Ностальгии по настоящему» – в любой роли Эдуард Аблавацкий находит тот «нерв», благодаря которому несколькими штрихами создается характер.

Журналисты cultinfo не раз беседовали с артистом о его пути на сцену, любимых ролях и сути актерской профессии. «Сказать, что одна роль любимая, а другая нет, – не совсем правильно, – считает Эдуард Анатольевич. – Актеры всегда должны любить своих персонажей, и мы их любим. Дело не в том, что роли влияют на артиста, на его личную жизнь, а в том, что они позволяют человеку проверить какую-то свою направленность, какую-то свою грань. Роль – это для артиста возможность задуматься над тем, что он есть. Каждая роль обогащает, и этот опыт собирается по крупицам, от спектакля к спектаклю. Бывает буквально одна секунда, открывающая в актере новые качества и возможности, которые чуть-чуть меняют его и которые он будет использовать и далее».

С точки зрения Эдуарда Аблавацкого, чем шире диапазон ролей актера, тем больше его профессиональный багаж, богаче инструментарий, и тем он ценнее как профессионал. И чем больше он может, тем больше удовольствия он получает от профессии. А театр, по его убеждению, это искусство, которое позволяет человеку – и зрителю, и актеру, – разобраться в себе.

Редакция cultinfo поздравляет Эдуарда Анатольевича Аблавацкого с присвоением почетного звания заслуженного артиста России и желает вдохновения, воплощения новых замыслов и новых творческих побед.

Читайте также: Эдуард Аблавацкий: У каждого актера свое послание в зрительный зал 

Теги: ТЮЗ, Эдуард Аблавацкий, спектакль
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме