Статья
историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в
Новом Орлеане, фотографа Уильяма
Брумфилда «Барочное величие Русского
Севера» опубликована на сайте «Russia
Beyond». Перевод части этой статьи, посвященной резному иконостасу Троице-Гледенского монастыря под Великим
Устюгом, сделан специально для cultinfo.
Историей русской архитектуры выпускник Калифорнийского
университета Брумфилд занимается с 1983 года; впервые же он посетил СССР в 1970
году. Исследователь прожил в СССР и России в общей сложности почти 15 лет,
путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники
традиционной архитектуры. Особо пристальное внимание Брумфилда обращено на
деревянное зодчество, а также храмы Вологды и Вологодской области. Коллекция
Уильяма Брумфилда, находящаяся в Национальной Галерее искусства в США,
насчитывает 167 тысяч фотографий.
Роскошные образцы барочного искусства XVIII века можно обнаружить на далеком Русском Севере, в Троице-Гледенском монастыре рядом с Великим Устюгом – городом, сочетающим в себе драгоценный ансамбль исторической архитектуры с пейзажами удивительной красоты.
В главном храме Троице-Гледенского монастыря расположен
иконостас колоссальных размеров, являющийся одним из шедевров барочного
церковного искусства в России. Статуи
ангелов, фигуры херувимов и святых парят вокруг тончайше выполненных резных рам
множества икон, написанных в стиле итальянского ренессанса.
Это чудесное произведение искусства возникло благодаря
богатству и пожертвованиям местных купцов на благоустройство устюжских
монастырей. Несмотря на то, что основание и развитие Санкт-Петербурга в XVIII
веке умалило значение Устюга в транспортном и торговом отношении, город, будучи
губернским центром русской коммерции, продолжал преуспевать. Устюжских мастеров
высоко ценили за качество ремесленных работ по обработке кожи и металла, а
также за изготовление высокохудожественных эмалевых изделий.
Местные мастера преуспели и в развитии уникальных навыков в
технике чернения по серебру. Их умения были востребованы не только в северных
краях, но и в Санкт-Петербурге, в особенности при Императорском Дворе.
Возникшие коммерческие связи с крупными российскими городами позволили мастерам
из Устюга ознакомиться со всей пышностью и многообразием декоративных форм
церковного искусства XVIII века. В результате произошедшего синтеза искусств
главные монастырские церкви города были украшены позолоченными иконостасами.
Эти резные величавые многоярусные узоры стали северной интерпретацией
европейского барокко.
Свято-Троицкий монастырь расположен всего в нескольких
километрах к юго-западу от Великого Устюга, на противоположном высоком берегу
Сухоны. Монастырь был основан не позднее середины XIII века в старинном городе
Гледен, и в течение первых четырех веков своего существования целиком состоял
из деревянных строений (включая три бревенчатые церкви).
Первым каменным строением монастыря стал восстановленный
Троицкий Собор, возведение которого началось в 1659 году благодаря
пожертвованиям Силы и Ивана Грудцыных, выходцев из богатейших купеческих
семейств Устюга. Возникшие после смерти братьев финансовые трудности
воспрепятствовали продолжению строительства храма на протяжении большей части
1660-х годов, вплоть до 1690 года. В результате храм, увенчанный пятью
куполами, и возвышающаяся с запада колокольня были окончательно достроены к
концу XVII века.
Внешнее убранство храма выглядит впечатляюще, при отсутствии
типичных для русских церквей XVII века сложных орнаментов на фасаде.
Интерьерная красота храма тоже сдержанная, в ней нет фресок, а своды и купола
поддерживаются лишь двумя опорами (вместо привычных четырех). Такой
сбалансированный структурный замысел предусматривает большее естественное
освещение внутри храма, которое подчеркивает резные барочные детали главного сокровища
– грандиозного иконостаса в восточной части собора.
На создание этого великолепного творения, состоящего из пяти
ярусов затейливо вырезанных позолоченных деревянных элементов, потребовалось
почти десять лет, с 1776 по 1784 год. Возносящаяся деревянная конструкция
утаивает алтарное пространство на востоке храма и в центре возрастает до Распятия,
с боковыми «крыльями» – приделами по обеим сторонам. Все три части иконостаса
образуют единую бесшовную конструкцию вдоль всей восточной части храма, с
севера на юг.
Мастерски исполненная резная работа состоит из большой
скульптурной группы, посвященной Служению и Страстям Христовым. Стиль написания
икон повторяет работы итальянских мастеров. Особенно это можно заметить на
иконах, изображающих Богородицу. Справа от Царских Врат расположена огромная
икона Ветхозаветной Троицы – в честь Святой Троицы и назван монастырь.
Cоединением барочных орнаментов и классических архитектурных
форм всегда славился Санкт-Петербург. Тем не менее, множество других русских
церквей в XVIII столетии были построены в похожем стиле. Например, город
Тотьма, расположенный в 200 километрах к юго-западу от Великого Устюга, был
известен как центр северного барокко.
Действительно, в контракте на проведение работ по
обустройству иконостаса в соборе Троицкого монастыря указывается, что основными
мастерами стали жители города Тотьма. Но даже барочные интерьеры храмов Тотьмы,
варварски разграбленные в период советской власти, не могли сравниться по
уровню сложности с иконостасом в отдаленном Троице-Гледенском монастыре.
В пределах недостроенных кирпичных стен Троице-Гледенского
монастыря располагаются еще две церкви, возведенные в 1740-х годах. Это церковь
Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной и больничная церковь Успения
Пресвятой Богородицы с кельями, над северными монастырскими вратами.
В 1841 году этот небольшой уединенный монастырь, хранящий в
себе сокровища неслыханной красоты, был закрыт и возобновил свою деятельность
лишь в 1912 году, уже как женский монастырь. После революции положение сестер
монастыря было шатким, они существовали как сельскохозяйственная коммуна. В
1925 году монастырь был расформирован.
С тех пор власти использовали закрытый монастырь в разных
целях, включая устроение здесь колонии для несовершеннолетних нарушителей закона
и сиротского приюта. С 1930-х годов в монастыре был организован пересыльный
пункт для раскулаченных крестьянских семей, а также открыт дом престарелых.
Интерьеры Тихвинской и Успенской церквей были полностью изувечены.
Все это непростое время Троицкий собор обители был закрыт и находился под охраной как памятник архитектуры. В 1980 году весь ансамбль Троице-Гледенского монастыря был передан в попечение Великоустюгскому музею. Преданные сотрудники этого музея смогли бережно сохранить все, что судьба и время оставили им в наследие. История невероятного барочного творения в Троице-Гледенском монастыре являет собой два чуда – чудо создания парящего резного иконостаса и чудо его мистической неприкосновенности в годину гонений.