Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Барочное величие Русского Севера» опубликована на сайте «Russia Beyond». Перевод части этой статьи, посвященной резному иконостасу Троице-Гледенского монастыря под Великим Устюгом, сделан специально для cultinfo.

Историей русской архитектуры выпускник Калифорнийского университета Брумфилд занимается с 1983 года; впервые же он посетил СССР в 1970 году. Исследователь прожил в СССР и России в общей сложности почти 15 лет, путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники традиционной архитектуры. Особо пристальное внимание Брумфилда обращено на деревянное зодчество, а также храмы Вологды и Вологодской области. Коллекция Уильяма Брумфилда, находящаяся в Национальной Галерее искусства в США, насчитывает 167 тысяч фотографий. 

Роскошные образцы барочного искусства XVIII века можно обнаружить на далеком Русском Севере, в Троице-Гледенском монастыре рядом с Великим Устюгом – городом, сочетающим в себе драгоценный ансамбль исторической архитектуры с пейзажами удивительной красоты.

В главном храме Троице-Гледенского монастыря расположен иконостас колоссальных размеров, являющийся одним из шедевров барочного церковного искусства в России. Статуи ангелов, фигуры херувимов и святых парят вокруг тончайше выполненных резных рам множества икон, написанных в стиле итальянского ренессанса

Это чудесное произведение искусства возникло благодаря богатству и пожертвованиям местных купцов на благоустройство устюжских монастырей. Несмотря на то, что основание и развитие Санкт-Петербурга в XVIII веке умалило значение Устюга в транспортном и торговом отношении, город, будучи губернским центром русской коммерции, продолжал преуспевать. Устюжских мастеров высоко ценили за качество ремесленных работ по обработке кожи и металла, а также за изготовление высокохудожественных эмалевых изделий. 

Местные мастера преуспели и в развитии уникальных навыков в технике чернения по серебру. Их умения были востребованы не только в северных краях, но и в Санкт-Петербурге, в особенности при Императорском Дворе. Возникшие коммерческие связи с крупными российскими городами позволили мастерам из Устюга ознакомиться со всей пышностью и многообразием декоративных форм церковного искусства XVIII века. В результате произошедшего синтеза искусств главные монастырские церкви города были украшены позолоченными иконостасами. Эти резные величавые многоярусные узоры стали северной интерпретацией европейского барокко.

Свято-Троицкий монастырь расположен всего в нескольких километрах к юго-западу от Великого Устюга, на противоположном высоком берегу Сухоны. Монастырь был основан не позднее середины XIII века в старинном городе Гледен, и в течение первых четырех веков своего существования целиком состоял из деревянных строений (включая три бревенчатые церкви). 

Первым каменным строением монастыря стал восстановленный Троицкий Собор, возведение которого началось в 1659 году благодаря пожертвованиям Силы и Ивана Грудцыных, выходцев из богатейших купеческих семейств Устюга. Возникшие после смерти братьев финансовые трудности воспрепятствовали продолжению строительства храма на протяжении большей части 1660-х годов, вплоть до 1690 года. В результате храм, увенчанный пятью куполами, и возвышающаяся с запада колокольня были окончательно достроены к концу XVII века.

Внешнее убранство храма выглядит впечатляюще, при отсутствии типичных для русских церквей XVII века сложных орнаментов на фасаде. Интерьерная красота храма тоже сдержанная, в ней нет фресок, а своды и купола поддерживаются лишь двумя опорами (вместо привычных четырех). Такой сбалансированный структурный замысел предусматривает большее естественное освещение внутри храма, которое подчеркивает резные барочные детали главного сокровища – грандиозного иконостаса в восточной части собора.

На создание этого великолепного творения, состоящего из пяти ярусов затейливо вырезанных позолоченных деревянных элементов, потребовалось почти десять лет, с 1776 по 1784 год. Возносящаяся деревянная конструкция утаивает алтарное пространство на востоке храма и в центре возрастает до Распятия, с боковыми «крыльями» – приделами по обеим сторонам. Все три части иконостаса образуют единую бесшовную конструкцию вдоль всей восточной части храма, с севера на юг.

Мастерски исполненная резная работа состоит из большой скульптурной группы, посвященной Служению и Страстям Христовым. Стиль написания икон повторяет работы итальянских мастеров. Особенно это можно заметить на иконах, изображающих Богородицу. Справа от Царских Врат расположена огромная икона Ветхозаветной Троицы – в честь Святой Троицы и назван монастырь

Cоединением барочных орнаментов и классических архитектурных форм всегда славился Санкт-Петербург. Тем не менее, множество других русских церквей в XVIII столетии были построены в похожем стиле. Например, город Тотьма, расположенный в 200 километрах к юго-западу от Великого Устюга, был известен как центр северного барокко.

Действительно, в контракте на проведение работ по обустройству иконостаса в соборе Троицкого монастыря указывается, что основными мастерами стали жители города Тотьма. Но даже барочные интерьеры храмов Тотьмы, варварски разграбленные в период советской власти, не могли сравниться по уровню сложности с иконостасом в отдаленном Троице-Гледенском монастыре.

В пределах недостроенных кирпичных стен Троице-Гледенского монастыря располагаются еще две церкви, возведенные в 1740-х годах. Это церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной и больничная церковь Успения Пресвятой Богородицы с кельями, над северными монастырскими вратами. 

В 1841 году этот небольшой уединенный монастырь, хранящий в себе сокровища неслыханной красоты, был закрыт и возобновил свою деятельность лишь в 1912 году, уже как женский монастырь. После революции положение сестер монастыря было шатким, они существовали как сельскохозяйственная коммуна. В 1925 году монастырь был расформирован.

С тех пор власти использовали закрытый монастырь в разных целях, включая устроение здесь колонии для несовершеннолетних нарушителей закона и сиротского приюта. С 1930-х годов в монастыре был организован пересыльный пункт для раскулаченных крестьянских семей, а также открыт дом престарелых. Интерьеры Тихвинской и Успенской церквей были полностью изувечены.

Все это непростое время Троицкий собор обители был закрыт и находился под охраной как памятник архитектуры. В 1980 году весь ансамбль Троице-Гледенского монастыря был передан в попечение Великоустюгскому музею. Преданные сотрудники этого музея смогли бережно сохранить все, что судьба и время оставили им в наследие. История невероятного барочного творения в Троице-Гледенском монастыре являет собой два чуда – чудо создания парящего резного иконостаса и чудо его мистической неприкосновенности в годину гонений.

Читайте также: Ильинская церковь в Цыпино: возрождению шедевра деревянного зодчества посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда

Читайте также: Уильям Брумфилд: «Сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря – настоящее чудо русской культуры»

Теги: Уильям Брумфилд, троице-гледенский монастырь
Уильям Брумфилд. Фото Уильяма Брумфилда. Перевод Анны Нарышкиной

Новости по теме