Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Потрясающие фрески Кирилло-Белозерского монастыря: уникальное сокровище Русского Севера» опубликована на сайте «Russia Beyond». Перевод сделан специально для cultinfo.

В начале XX века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал трехфазовый процесс создания цветных фотоснимков. Вдохновившись результатом, он решил использовать этот новый метод для запечатления величия Российской империи и на протяжении десятилетия, предшествовавшего началу Первой мировой войны, делал снимки во многих исторических городах на бескрайнем просторе нашей земли.

Транспортную поддержку в экспедициях Сергею Михайловичу оказало Министерство путей сообщения, поручившее ему сфотографировать в июне и июле 1909 года Мариинский водный путь на северо-западе России. Этот водный маршрут тесно связан с развитием Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году на реке Неве и назначенного российской столицей уже в 1712 году.

Столкнувшись с проблемой обеспечения новой столицы зерном и другими товарами из центральной части страны, Петр Великий предпринял строительство транспортного пути, соединяющего Санкт-Петербург с акваторией реки Волги. Строительство водного пути развернулось более серьезно при императоре Павле (1796–1801). Павел именовал этот путь в честь своей супруги императрицы Марии Федоровны.

Мариинский водный путь простирался от Невы до Ладожского озера, сквозь реку Свирь доходил до южного берега Онежского озера, с него по реке Вытегре проходил через реку Ковжу, ведущую к Белому озеру. А Белое озеро уже вытекает в реку Шексну.

Одним из наиболее красивейших мест на Шексне является Воскресенский монастырь, расположенный на левом берегу реки в селе Горицы и воздвигнутый всего в семи километрах от изумительного Кирилло-Белозерского монастыря. Горицы и Воскресенский монастырь стали основой для нескольких фотографических работ Сергея Прокудина-Горского, выполненных им вблизи и поодаль. Моя работа и фотографии, сделанные в Горицах определяются периодом с 1991 по 2007 год.

С основания в 1544 году Воскресенский монастырь стал местом для ссылки многих княгинь и цариц. Его основательница княгиня Ефросинья Андреевна (1516-1569), была супругой Андрея Ивановича, князя Старицкого, дяди царя Иоанна IV Грозного. После кончины князя Андрея в 1537 году княгиня Ефросинья приобрела сильную роль в политической деятельности московского двора.

В 1553 году Иван Грозный заболел и, казалось бы, очутился на смертном одре. В это время княгиня Ефросинья оказалась вовлеченной в заговор, имевший целью возведение на престол ее сына Владимира Андреевича Старицкого вместо сына действующего царя Дмитрия. Заговор был раскрыт, а сам царь выздоровел вопреки всем ожиданиям.

Несмотря на то, что семья Старицких продолжала служить царю благонамеренно, Иван IV, памятуя о замысле, относился к ним настороженно. В 1563 году княгиня Ефросинья вместе с сыном Владимиром по доносу были осуждены царем и преданы опале. Княгиня была выслана в монастырь, где над ней был насильно совершен постриг с наречением имени Евдокия. Однако ей все-таки сохранили некоторые привилегии.

Среди ее спутниц была и монахиня Александра, ранее известная как княгиня Иулиания Палецкая. Она была замужем за младшим глухонемым братом Иоанна Грозного Юрием, князем Угличским, и была частично вовлечена в заговор 1553 года.

После кончины князя Юрия в 1563 году, княгиня Иулиания приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре с сохранением значительной части княжеских привилегий.

Однако уже в следующем году Иоанн IV сослал княгиню в Горицкий Воскресенский монастырь.

В октябре 1569 года Владимира Старицкого и его семью убили по приказу Ивана Грозного. Евдокия, получившая приказ вернуться в Москву после смерти Владимира в октябре, была убита, ее утопили в Шексне, и всех сопровождавших ее также жестоко убили. В это же время и монахиня Александра была утоплена по приказу царя.

Поскольку Россия претерпела еще большие волнения во время правления Бориса Годунова (1598-1605) и наступившего в последствии Смутного времени, то еще многих женщин тоже настигла участь отправиться в  ссылку в Горицкий монастырь. Среди них была Анна Колтовская (в постриге – Дарья), четвертая жена Ивана Грозного, и Мария Нагая (в постриге – Марфа), седьмая жена Иоанна и мать несчастного мальчика – царевича Дмитрия Угличского. Перечень заточенных в монастыре жен включает и имя царевны Ксении Годуновой, дочери царя Бориса.

Несмотря на обстоятельства, наложившие мрачную тень на обитель, монастырь все-таки выжил, а на нужды монастыря шли средства, пожертвованные монашествующими здесь княгинями. Постепенно монастырь воплотился в ансамбль грандиозных строений, так изумительно открывающийся взору с реки.

Самой первой и главной церковью обители является Воскресенский собор, возведенный в 1549 года на средства княгини Ефросиньи. Величественная форма собора имеет сходство с другими церквями того периода, например, с  Успенским собором в Кирилло-Белозерском монастыре. Оба собора со временем приобрели множество пристроенных часовен, каждая с отдельным приделом, имеющая отдельное посвящение, как приличествует русская традиция.

В 1611 году была воздвигнута кирпичная колокольня. Строительство воплотилось благодаря поддержки монахини Марфы, раннее известной как Ксения Романова – мать Михаила, первого царя династии Романовых. В XVIII веке кирпичная колокольня была значительно модифицирована в барочном стиле.

Больше трех столетий в Воскресенском монастыре поддерживался особый уклад, при котором сестры обители, часто обладающие большими средствами, должны были заботиться о своем содержание самостоятельно, что контрастирует с традиционной практикой устройства монастырей. С утратой богатства в конце XVIII века монастырь стал угасать и так просуществовал целое столетие, вплоть до своего возрождения уже в более традиционных формах.

Большая часть сохранившихся построек монастыря датируются этим поздним периодом. Включая и Троицкий собор, возведенный в 1821 году, на месте погребения сестер обители, мучениц Евдокии и Александры. Собор воплотился в массивном позднем неоклассическом стиле – с портиками и огромным куполом.

В течение этого периода монастырские стены были выложены из кирпича, и выстроены круглые угловые башни. Монастырские и хозяйственные сооружения были тесно соединены со стенами обители. В 1832 году над восточными вратами была построена церковь, посвященная Покрову Божией Матери. 

В монастыре также красуется и маленькая кирпичная часовня, построенная в начале XX века над источником с кристально чистой водой. Живительная сила этой воды особенно заметна в жаркий летний день.

Вблизи монастырских стен, на берегу реки, при кладбище высится скромная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она построена в 1812 году для прихода. После закрытия в 1941 году церковь использовали как гараж, это привело к значительным ее повреждениям.

В советское время Воскресенский монастырь выполнял функцию сельскохозяйственной общины. Содержали ее сестры обители. В 1932 году общину ликвидировали, а монахинь разогнали. Многие из сестер погибли во время массовых казней 1937 года.

В это же время Троицкая церковь использовалась как деревенский клуб, а монастырские помещения служили жилым пространством для обнищавшей деревни. Спустя несколько лет после войны в монастырских стенах располагался приют для инвалидов. В дальнейшем, монастырские строения были переданы кирилловскому музею. Здания сильно пострадали от отсутствия реставрации.

Воссоздание Горицкого ансамбля началось в 1990 году. Было совершено освящение Введенской церкви и передача ее приходу. В 1999 году обитель снова открыли и постепенно восстанавливали,  совместными усилиями города, Русской православной церкви и благодаря поддержке Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

В 2003 году состоялось освящение церкви Покрова Божией Матери, а в 2016 году была завершена реставрация Троицкого Собора. Однако Воскресенский собор XVI века все еще нуждается в  серьезных восстановительных работах. 

Читайте также: Ильинская церковь в Цыпино: возрождению шедевра деревянного зодчества посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда

Читайте также: Уильям Брумфилд: «Сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря – настоящее чудо русской культуры»

Читайте также: Резной иконостас Троице-Гледенского монастыря: Уильям Брумфилд о барочном величии Русского Севера

Читайте также: Храм-крепость на Русском Севере: Успенской церкви в Белозерске посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: «Огнь и жупел в соборе на Русском Севере»: фрескам Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда

Теги: Уильям Брумфилд
Уильям Брумфилд. Фото Уильяма Брумфилда, Сергея Прокудина-Горского. Перевод Анны Нарышкиной

Новости по теме