Сергей Кичигин: «До «Сушки» массовых фотомероприятий в городе не было»

2013 Осень

Юлия Шутова

Сергей Кичигин, организатор уличной фотовыставки «Сушка» в Вологде, рассказывает о том, почему ссорятся фотографы, приводит единственно верный критерий хорошей фотографии и дает понять, что у снимков с животными часто самые радужные  перспективы.

Сергей Кичигин на фотовыставке «Сушка», 2013Сергей, чем проект «Сушка» привлек твое внимание?

Я общался с ребятами из Санкт-Петербурга, которые впервые организовали «Сушку» в России, и мне стало интересно провести в Вологде что-то подобное. У нас фотографируют очень многие – мне показалось, что есть социальный запрос. До «Сушки» массовых фотомероприятий в городе не было. Проводились отдельные выставки, в картинной галерее, например (речь идет об «Осеннем фотовернисаже» – прим. авт.), но начинающему фотографу очень трудно стать их участником. Я считаю, это правильный вектор развития социального движения, когда люди выходят на улицу и совместно делают то, что им нравится – неважно, мелом рисуют или фотографии вывешивают на веревки.

Впервые «Сушка» прошла в Вологде в августе 2012 года, на ней было представлено более 800 различных по жанру фотографий. Правовые и организационные вопросы, как например, согласование места проведения акции (аллея на ул. Пушкинской) решал фотоцентр «Папарацци», который поддержал идею фотографа. Сергей в основном занимался продвижением проекта.

Итак, тебе пришла в голову идея – легко ли было ее воплотить?

Фотовыставка «Сушка», 2013 Когда я только начал работать с проектом, отношение многих выражалось в вопросе: «Что это? Зачем это?». Я общался с серьезными и известными местными фотографами, увлеченно предлагал: «Такая хорошая идея! Давайте сделаем вместе?» – но в ответ не всегда получал столь же восторженный отклик. Что касается непосредственно организации мероприятия – мне это было не сложно, поскольку у меня экономическое образование, я много чем занимался в жизни... Фотографирую я всего четыре года.

В 2013 году к организации «Сушки» подключились активисты молодежного центра «ГОР.СОМ 35». По-прежнему партнером проекта является фотоцентр «Папарацци». Около 1000 фотографий вновь «сушились» на веревках в аллее возле центрального кинотеатра. Возраст участников – разный. Цель общая – показать увиденную и зафиксированную в определенный момент красоту другим людям.

Проект стал ежегодным, как и было задумано. Какое будущее его ждет?

Нужно, чтобы люди были заняты в течение всего дня проведения акции. «Сушка» должна стать масштабной выставкой с каким-то интерактивом, например, с мастер-классами. Причем необязательно, что фотографы будут чему-то учить – они могут просто рассказывать, как они сделали тот или иной снимок. Ребятам, которые только начинают фотографировать, часто не хватает элементарных базовых знаний. Было бы здорово, если бы проект развивался в этом направлении. Есть много людей, у которых хорошие работы, но нет связей. И поэтому нужны открытые мероприятия, куда каждый может прийти и показать: я есть.

Проект стимулирует общение творческих людей, поскольку предполагает обмен собственных работ на любые другие. На обороте фотографии указаны контакты автора и иногда послание ее будущему владельцу. Именно так Сергей обозначил идею «Сушки» в 2012 году.

Когда я была на первой «Фотовыставка «Сушка», 2013. Фото А. ТропкинаСушке», ты говорил, что проект подталкивает к общению креативных людей. Это так? Действительно ли фотографы общаются? Потому что иногда складывается ощущение, что они друг друга недолюбливают.

Вологда в этом плане – очень странный город. Потому что с кем бы я ни общался – с фотографами из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Владивостока – везде есть какая-то общность. У нас же эта общность весьма разрозненная.

С чем это связано? В Вологде очень много фотографов: фотодвижение в городе развито. И развиваться оно стало с появлением коммерческой модельной, свадебной фотографии. Несколько известных фотографов активно совершенствовались в этом направлении, и я не думаю, что они сейчас испытывают ощущение адской конкуренции. У меня тоже часто спрашивают, как я реализую себя в столь конкурентной среде. А я конкуренции не чувствую в принципе, потому что снимаю «по-другому»! Если ты фотографируешь не просто качественно, но и интересно, у тебя не будет конкуренции. Как у художника. Какие конкуренты у Малевича? Это Фотовыставка «Сушка», 2012смех. Другое дело, если ты снимаешь в среднем сегменте: в коммерческую фотографию часто приходят люди, достаточно ровные по результату. Они берут недорого, и таких, как они, – миллион. Тогда и возникают негативные ситуации, нежелание сотрудничать.

Почему в других городах есть такие общности? Потому что там развиваются некоммерческие направления, например, съемка природы, макросъемка. В России на этом не заработаешь, а где нет денег, там о чём ссориться? Что ты мою птицу сфотографировал? (Смеется). А свадьбами люди живут, и здесь бесполезно пытаться что-то изменить. Просто нужно продвигать некоммерческие идеи. Тогда будет сотрудничество и обмен опытом. Тогда фотографы будут видеть, что, рассказывая о своих знаниях, они не уменьшают свое благосостояние. Если фотография тебе нравится, ты будешь ею заниматься. Не имеет значения, сколько людей в этом бизнесе. Важно заниматься не бизнесом – важно заниматься любимым делом.

«Камера – это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда». Анри Картье-Брессон, французский фотограф (1908 – 2004).

Как развитие техники изменило любительскую фотографию? Если раньше надо было много знать, чтобы получить приличный снимок, то теперь все проще, и каждый при желании может считать себя фотографом.

Влияние технического прогресФотовыставка «Сушка», 2013са огромно. Сейчас столько девушек в фотографии – раньше это не представлялось возможным. 20–30 лет назад известных женщин-фотографов практически не было – можно назвать буквально одно-два имени. Проявка тогда была сложным техническим процессом, использовались едкие химические вещества, вредные для кожи и глаз. Прольешь немного на линолеум, и его разъест моментально. Сейчас, поскольку все цифровое, у людей нет таких проблем, и количество желающих фотографировать увеличивается.

Это упрощает отношение к профессии?

Нет, дело не только в этом. Есть те, кому дано, и те, кому не дано. Не фотоаппарат делает фотографию. Неважно, насколько у тебя хороший объектив: он облегчит тебе путь к цели, но если ты не знаешь куда идти, ты никуда не придешь.  Если ты не «видишь», тебе ни одна камера не поможет. 

«Для того чтобы хорошо фотографировать, нужно всего два условия: камера в руках и желание рассказать о том, что ты видел, какому-то одному человеку. Он должен быть для тебя важен». Сергей Кичигин во время «Сушки» - 2013.

Как ты определяешь: это хорошая фотография, а это – нет?

Хорошая фотография тебе нравится, и все. Это единственный критерий. Понятно, что можно говорить о композиции, экспозиции, золотых сечениях. Можно привести ряд обоснований, почему та или иная фотография хороша, но главным будет одно – она должна тебе нравиться.

Разным людям нравятся разные фотографии: бабуля, которая гуляет по улице, скажет, что ей больше интересна кошечка, чем пейзаж, и у нее будут свои аргументы. Человек, который окончил ГИТИС, увидев на фото мусорный бак, из которого торчит швабра, скажет, что это волшебный шедевр, и с легкостью это обоснует. Ассоциативный ряд у каждого свой. Во время «Арт-Моста» коФотовыставка «Сушка», 2013 мне подходили люди и говорили: «Вы проводите конкурс, но нельзя сравнивать носорогов с бегемотами». И что? Если у нас больше людей, которым нравятся кошки, то это всего лишь значит, что у таких фотографий выше шанс найти зрителя. Здесь дело не в качестве. Было бы здорово, если бы в музеях существовала возможность отметить понравившуюся картину. Это показало бы, чтó действительно зрителей интересует. Это не означало бы, что Малевич лучше, чем Дали, – нисколько! Это означало бы, что людей, которым нравится Малевич, в музее было больше.

Лучше фотографировать в разных жанрах или концентрироваться на каком-то конкретном?

Важно, чтобы не «замыливался» глаз, поэтому нужно отдыхать от любого занятия. Нельзя снимать только свадьбы – со временем ты будешь клишировать. А чтобы развиваться, надо фотографировать разные вещи. Для меня, помимо всего прочего, важна коммерческая составляющая. Когда я снимаю, я понимаю, будет это продаваться или нет. И фотографировать в разных жанрах выгоднее. Но надо любить не жанр – надо любить красивые фотографии, эмоции, которые вызывают у людей эти снимки.  Мне нравится снимать очень многое.

«На «Сушке» профессиональных фотографий больше, чем профессиональных фотографов». Сергей Кичигин во время «Сушки» - 2013.

В какой момент «любитФотовыставка «Сушка», 2013ель» переходит в категорию «профессионал»? Насколько вообще применимы подобные термины в настоящее время?

Если фотография – это основной источник твоего дохода, то ты можешь сказать: «Я – профессионал». Но профессионализм включает не только собственно съемку: нужно уметь себя продать, найти место, куда себя продать, понимать, что продается лучше.

А как же уровень мастерства?

А что такое уровень мастерства? Если люди не готовы платить за то, что ты делаешь, – это значит, что ты либо делаешь это некачественно, либо делаешь что-то не то. Если твои фотографии нравятся только тебе, это называется хобби.

«Фоторепортер всегда должен иметь четкие аргументы в пользу того, почему его снимки должны быть обнародованы, и осознавать, что техническая сторона его деятельности не является основной, а вопрос содержания снимка является, прежде всего, вопросом этическим». А. С. Маслов, «Профессиональные и этические стандарты в фотожурналистике».

Есть у тебя, как у фотографа, какие-то собственные принципы?  

Речь идет о морально-этических принципах? Мы в свое время рассуждали на эту тему во время мастер-класса с Валерием Нистратовым – это один из известных российских репортажников. Его точка зрения такова: если ты можешь чем-то помочь человеку, то ты должен помочь; если ты помочь ничем не можешь или специалисты уже едут, то ты должен снимать, потому что ты – фотограф. С этим можно соглашаться, можно спорить. У меня был случай, когда я снимал подготовку к параду Победы на площади Революции. Тогда двое молодых участников парада повели себя некрасиво, увидев, что их фотографируют. Если бы я выложил получившийся кадр в сеть, он вызвал бы резонанс и осуждение по отношению к этим людям. Но я этого не сделал: мне хватает хороших фотографий. Я не хочу быть человеком, который будет кого-то осуждать.