Жить в единении с природой: о творчестве художника Евгения Соколова

2023 Лето

Евгений СоколовЯрким событием в культурной жизни нашего края стала открывшаяся весной в главном здании Вологодской областной картинной галереи юбилейная выставка произведений заслуженного художника РФ Евгения Соколова «Привет, Россия – родина моя!». Ее названием послужила строка стихотворения любимого поэта художника Николая Рубцова. В экспозиции показаны работы из мастерской автора и из собрания ВОКГ, созданные мастером за его более чем полувековой путь в искусстве, что дало возможность зрителям познакомиться с развитием его творчества и наиболее значительными полотнами.

На вернисаже произошло удивительное событие: совершенно неожиданно для всех присутствующих художник объявил, что все работы из его мастерской, представленные на выставке (всего 53), он передает Вологодской областной картинной галерее. За этот поистине бесценный дар галерея глубоко ему признательна.

Евгений Соколов. Овсяное поле. ВасилькиПодаренные Евгением Соколовым работы в большинстве своем, за немногими исключениями, написаны им в 1967-2022 годы на дорогой его сердцу ферапонтовской земле. «На этой благословенной земле я живу и работаю более пятидесяти лет, и все, что мне удалось в жизни создать, написано именно здесь, – утверждает художник. – По велению судьбы она стала для меня второй родиной, поэтому так горько мне быть свидетелем всего происходящего с деревней, с многовековым укладом жизни людей, с природой этого удивительного края».

Судьбоносной встрече предшествовали нелегкие жизненные испытания, выпавшие на долю будущего художника. Родился Евгений Александрович Соколов в 1937 году в поселке Чебсара Шекснинского района Вологодской области. Отец его, работавший на заводе, ушел на фронт в 1941 году и не вернулся. Военные и первые послевоенные годы были очень тяжелыми, пришлось столкнуться с нуждой и голодом, который был особенно страшным в 1947 году, когда ели даже мох, как вспоминал художник. Способности и тяга к творчеству привели его в Ярославское художественное училище. Стипендия была маленькая, а помогать ему мама не могла. После ее гибели директор училища помог Евгению устроиться в Ярославский детский дом музыкально-художественного воспитания, где он пробыл три года до окончания учебы. С благодарностью вспоминает Евгений Александрович своих педагогов, с большим восхищением отзывается о М. А. Кичигине, высококультурном чутком человеке, виртуозном рисовальщике.

Евгений Соколов. Фото из личного архиваПосле окончания училища в 1959 году Соколов жил и работал в Череповце, участвовал в выставках, в 1965 году стал членом Союза художников СССР. В 1979 году Евгений Александрович обосновался в Вологде. Популярная в искусстве советских лет производственная тематика его не вдохновляла, подобных работ у него мало; как человек искренний и строгий к себе, он не шел на компромисс для достижения успеха. Свой путь в искусстве он нашел достаточно быстро и упрямо придерживался его, не взирая ни на какую критику.

Евгений Соколов. День прошел. 1983Этот путь определился во многом благодаря возникшему у него интересу к древнерусскому искусству. Поездка в Ферапонтово в 1960 году, знакомство с гениальными фресками Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – важнейшее событие в судьбе Евгения Соколова. Там сформировались его идеалы, выработалась индивидуальная манера письма. Тогда еще не было Музея фресок Дионисия. По словам художника, «собор был в плачевном состоянии, памятнику требовалась срочная реставрация, местный колхоз использовал его для просушки картошки, и свободного доступа для посетителей не было». Он был на замке и охранялся сторожем – инвалидом Великой Отечественной войны, который проникся уважением к молодому вдумчивому художнику и разрешал ему проводить в закрытом на замок соборе долгие часы за изучением и копированием фресок.

«Вечером мы подолгу засиживались за самоваром, – рассказывает художник. – Так и появилось осознанное желание связать свою жизнь с ферапонтовской землей. Здесь, на Цыпиной горе, в окружении живописных лесов и озер, я купил крестьянский дом. Так начался мой собственный путь в искусстве. Желание все увиденное переносить на холст не оставляет меня до сих пор». Он постоянно живет и работает там с весны до глубокой осени в единении с родной природой и в ладу с самим собой.

Евгений Соколов. Женский портрет. 1967. Холст на фанере, левкас темпера яичнаяХудожник собирал там цветные минералы, пигменты которых, согласно легенде, использовал частично Дионисий, работавший в основном привозными красками. «Все цветовые сочетания Дионисия взяты из северной природы, – уверяет Евгений Александрович, – это я пронаблюдал на практике». Растирая камни, он получил богатую палитру природных пигментов, на основе которых изготовил свои краски, используя яичный желток, муку, сухое вино, цинковые белила. Показанный на выставке «Женский портрет», написанный такими красками в 1967 году, по мнению автора, является «пробником» к познанию технологии фресок, предшествовавший их копированию.

Этими красками написано в 1986 году представленное в постоянной экспозиции главного здания Вологодской областной картинной галереи широко известное произведение Евгения Соколова – масштабное полотно «В минуты музыки. Портрет поэта» (1986). С его героем, Николаем Рубцовым он тоже встретился в этих краях: «Бывал здесь и Николай Рубцов, ему нравились окрестности Ферапонтова монастыря. Я хорошо запомнил последний приезд Рубцова к нам. В тот день, мы, вологодские художники, принимали у себя болгарских гостей. Теплая дружеская беседа проходила у вечернего костра. Гармошка, взятая у местного жителя, ожила в руках Николая Рубцова. Он пел, подыгрывая себе на гармони, о болоте, морошке, улетающих журавлях, завоевав внимание всех присутствующих». Евгений Александрович вспоминал, что «тогда слава поэта еще не осознавалась, но было уважение к его таланту, поражало умение выразить русскую душу».

Евгений Соколов. В минуты музыки. Поэт. 1986. Левкас, темпера яичнаяСоколову, уже после того, как все разошлись, посчастливилось еще раз его увидеть: «Он шел по тропке, которая вела вниз по склону холма к озеру. Лицо поэта было сосредоточено, казалось, он не видит проснувшейся природы. К поэзии Рубцова я давно был неравнодушен. Увидеть поэта наедине с природой, погруженного в свои мысли, удача редкая. Эпизод этот лег в основу моей картины «В минуты музыки. Поэт». Работая над ней, я задумал изобразить его на его родине, в селе Никола».

Появление этого философского портрета-картины вполне закономерно. Между поэтом и художником немало общего, и это не только схожесть их судеб в детстве и юности, но важнейшие черты их творчества: скромные и простые, на первый взгляд, стихи одного и картины другого, содержат поразительное богатство чувств и мыслей, они глубоко национальны, в них светится русская душа.

Богатые возможности темперных красок Соколов открывал для себя постепенно. От несколько условной, декоративной манеры письма он пришел к сложной многоцветной живописи, к общему тональному единству колорита. Палитра его высветлилась, стала более мягкой, эту мягкость приглушенной красочной гаммы он сохраняет и в масляной живописи, которой все-таки предпочитает темперную. Его живопись обогатилась изысканной гаммой нежных тонов, работы приобрели пленэрную свежесть и воздушность. Эти особенности его манеры письма проявились в главном жанре его творчества – пейзаже. Евгений Александрович обращался и к тематической картине, и к портрету, исполнял монументальные росписи, и даже немного занимался керамикой, и только в пейзаже наиболее полно раскрылось его дарование.

Евгений Соколов. Весна. Ферапонтово. 2008. Холст, темпераЕвгений Соколов – признанный мастер лирического пейзажа, развивающий в своей живописи традиции А. К. Саврасова и И. И. Левитана, а на вологодской земле его предшественником был Ф. М. Вахрушов. Одухотворенная красота природы ферапонтовской земли, овеянной духом гармонии, тишины и покоя, навсегда покорила Соколова и стала важнейшей темой его произведений. Одна из самых выразительных картин на выставке и лучших в творчестве художника «Весна. Ферапонтово» (2008) – исполненный светлой, тихой радости большой пейзаж с видом на монастырь и березами на переднем плане. «Для меня Ферапонтово – божественный символ веры и природы, я постоянно обращаюсь к этому сюжету, – утверждает художник. – Березы символизируют русскую душу и наполняют ее поэзией. Они олицетворяют веру в Россию и ее будущее».

Те же мысли звучат в стихах Рубцова: «В потемневших лучах горизонта/ Я смотрел на окрестности те,/ Где узрела душа Ферапонта/ Что-то Божье в земной красоте»». Окрестности Ферапонтова Соколов неустанно изучает в течение многих лет и находит для себя массу вариантов любимых мест – озер, заводей, малых рек, полей, деревень. Его работы содержат много тонких натурных наблюдений, и в то же время в них ощущается возвышенное, благоговейное отношение художника к этой теме.

Евгений Соколов. Таинственная заводь. 2021. Холст, темпераО создании масштабного полотна «Таинственная заводь» (2021) автор рассказывал так: «На Бородаевском озере есть такая заводь, где массово произрастают лилии. Для меня – это божественно прекрасное место. И все жители окрестных деревень оберегают эту заводь. Когда восходит солнце, и лучи его касаются лилий, они открываются, и словно слышится легкий щелчок. Вечером все лилии закрываются. В разное время суток я вижу это место по-разному, поэтому у меня есть еще картины на эту тему, и ни одна из них не повторяет другую». С грустью вспоминал он эпизод, когда приехавшая городская молодежь нарвала там большой букет лилий, а его попытка объяснить, что эта красота неприкосновенна, так как создана Творцом для всех, не увенчалась успехом, его не поняли.

Поэтические интонации звучат и в натюрмортах Соколова. Пейзаж в них – не просто фон, они вписываются в него, составляя с ним единое целое. Обычные полевые и лесные цветы, собранные им в пышные букеты, помещенные в простые сосуды и в органичную для них среду, кажутся наиболее утонченным и совершенным творением природы. Бережно и точно передана мастером их хрупкая красота. Его волнуют даже самые скромные, неприметные для большинства создания природы. Так на картине «Весенний ручей» (2020) на первом плане необычный букет из лесных первоцветов: медуницы и волчьего лыка. По словам художника, многие люди даже не знают названия этих растений, а он соединил их в натюрморте, так как для него они олицетворяют «праздник северной весны».

Евгений Соколов. Весенний ручей. 2020. Холст, темпераКартины Соколова экспонировались на многочисленных выставках в стране и за рубежом. Их любят и ценят вологжане, многие его персональные выставки проходили в Вологде и области. Большое впечатление производили они и на зарубежных зрителей в Греции, Италии, Норвегии, а особенно тепло его принимали в Германии, где прошло десять его выставок с 1991 по 2016 годы, их посетители отмечали, что его живопись, далекая от бурных событий современности, способствует пониманию русского народа, которое не всегда легко дается.

В зарубежных поездках он часто работал на пленэре. На выставке есть выполненные там акварели, например «Горное селение. Греция» (2005). Евгений Александрович объяснял, что ему «нелегко было перестраиваться, пришлось менять всю цветовую палитру, так как это совершенно другой ландшафт, необычное освещение, выжженная солнцем земля, холмы, горные массивы до горизонта, но было интересно познавать новое и экспериментировать». Природа этой страны поразила его не только экзотической красотой, но и разлитым в ней чувством покоя, которое ему особенно дорого, и которое в высшей степени, как он считает, присуще ферапонтовской земле, куда он после всех путешествий с радостью возвращался.

Евгений Соколов. Горное селение. Греция. 2005.Бумага, акварель«Диву даюсь, что существует еще такая божественная природа, такая одухотворенность, – заявил он однажды после поездки на лодке в одну опустевшую деревню, – земля хранит еще тепло ушедших оттуда людей, и пока это есть, надо успеть запечатлеть». И восхищение, и боль звучали в этих словах. Трудно не согласиться с поэтом Александром Романовым, отмечавшим, что современный человек разучился внимать природе, и потому вокруг нас и в самих нас «безумствует напряженная нервность»; вот почему, по его мнению, «живопись Евгения Соколова целебна для издерганного суетой человека, она освежает его усталый взгляд и возвышает соприкосновение с родиной».

Спокойно-созерцательные элегичные произведения Евгения Соколова с их нежными красками и плавными музыкальными ритмами утверждают ценность нетронутой цивилизацией природы, оказывают врачующее воздействие на зрителей, воскрешая на подсознательном уровне забытое единство природы и человека.

Елизавета Коновалова, ст. научный сотрудник ВОКГ