Лариса Антипова: «Преподаватель школы искусств должен в первую очередь оставаться артистом…»

2023 Лето

Преподаватель по классу скрипки Детской музыкальной школы №1 города Череповца Лариса АнтиповаПреподаватель по классу скрипки Детской музыкальной школы №1 города Череповца Лариса Антипова в 2022 году стала первой в Вологодской области обладательницей премии Министерства культуры РФ, которая вручалась лучшим преподавателям в области музыкального искусства.

«Я с огромным удовольствием училась игре на скрипке в музыкальной школе, – рассказывает Лариса Николаевна. – Когда стала постарше, полюбила концерты Городского симфонического оркестра под управлением Валентины Голубевой. Каждый концерт был для меня как праздник – в моем детстве такие мероприятия были большой редкостью для нашего города. Именно тогда я решила продолжать музыкальное образование и поступать в Череповецкое музыкальное училище по классу альта».

По сложившейся в музыкальной педагогике традиции, воспитанием будущего профессионала в музыкальном исполнительстве должен заниматься учитель, достигший соответствующего уровня в профессии... Зачастую именно сила личности крупного мастера имеет главное формирующее влияние на его учеников. Лариса Николаевна, вы – выпускница Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина. Кто были ваши наставники?

Мне повезло, в музыкальном училище у меня были очень хорошие наставники. Преподаватель специальности Лариса Николаевна Кустова, камерного ансамбля Сталина Николаевна Шагинова, сольфеджио Лариса Никифоровна Лехина, оркестра Валентина Викторовна Голубева – все они внесли большой вклад не только в мое обучение и воспитание, но и в обучение и воспитание целого поколения музыкантов. После окончания музыкального училища в 1995 году я стала работать артистом Городского симфонического оркестра, а уже позже с 1999 года увлеклась педагогикой.

Ученики детской музыкальной школы №1, где вы работаете более 20 лет преподавателем по классу скрипки, говорят, что на ваших занятиях всегда царит творческая атмосфера, а уроки проходят на высоком эмоциональном подъеме. У вас есть собственные преподавательские методики, разработки?

Ансамбль скрипачей «Улыбка» Детской музыкальной школы №1 города ЧереповцаНа первоначальном этапе я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. С кем-то нужно больше играть, чтобы ребенок заиграл на скрипке, а другому игра наоборот не дает сосредоточиться.

Конечно, для меня главное в работе, это опора в освоении инструмента на художественно-образную деятельность ребенка. А также я стараюсь как можно раньше включить в учебный процесс игру в ансамбле. Сначала ученик слушает мое исполнение, потом мы играем вместе, на следующем этапе ученик играет с ребятами из старших классов, видит их успехи. И потихонечку, маленькими шажками начинает уверенно играть сам. Мой основной принцип – соединение сольной игры и игры ансамблевой.

Лариса Антипова с выпускницей Светой Антиповой и концертмейстером Аленой Смелковой после выпускного экзамена Как привить ребенку чувство ответственности и помочь в воспитании силы воли? Все-таки скрипка инструмент непростой…

Здесь важна, в первую очередь, роль родителей. Потому что чаще всего ребенок сам не возьмет в руки инструмент. Детей, которые спят и видят себя скрипачами, – единицы из тысячи. Это большой труд. И не каждый родитель дома сможет преподнести маленькому ребенку этот труд как творчество. Это большое родительское искусство. Почти все родители моих учеников присутствуют у нас на занятиях и помогают ребенку дома. Потому что без системы домашних занятий воспитание музыканта, я считаю, невозможно. Родители подбадривают, мотивируют ребенка, поддерживают в нем желание научиться играть на инструменте, тем самым оказывая и мне большую помощь в учебном процессе. Не зря говорят, что самое главное в обучении музыканта – это триада: ребенок – учитель – родители.

Что дает детям участие и победы в конкурсах?

Во-первых, это бесценный опыт публичных выступлений на эстраде, который пригодится, даже если ребенок не продолжит музыкальную карьеру. Во-вторых, это вклад в портфолио ученика – ценный как для музыкальной, так и для общеобразовательной школы. Меня радует, что в Вологодской области молодые таланты поддерживаются Губернатором и существует такая премия «Юные таланты Вологодчины». Горжусь своими ученицами Светланой Антиповой и Эльвирой Гусейновой, которые получили эту премию в 2020 и 2021 году.

Расскажите об ансамбле скрипачей «Улыбка».

Ансамбль скрипачей «Улыбка» был создан в 2010 году из учеников моего класса. Это дружный коллектив единомышленников – детей, которые не просто любят играть на скрипке и выступать, а еще умеют доставлять радость своим слушателям. Мы много выступаем с концертами на городских площадках. Например, во Дворце химиков, в Детской центральной библиотеке имени В.В.Верещагина, в Филармоническом зале, в зале Художественного музея. Ансамбль – лауреат международных, всероссийских и региональных конкурсов в Москве, Казани, Белгороде, Вологде. Мы сотрудничаем с коллективами нашей школы, например, со старшим хором. Выступали с народной вокальной студией Ольги Мошкиной, с творческой мастерской «В звуке». Необычным был опыт работы с рок-группой. Мы участвовали в съемках клипа на рок-оперу «Пушкин. Пророчество». Я всегда стараюсь привлекать для работы с ансамблем новых интересных людей, например, из Череповецкого училища искусств.

Кроме работы в ДШИ, вы являетесь артисткой Городского симфонического оркестра, иллюстратором в струнном квартете Череповецкого училища искусств им. В. В. Верещагина, выступаете в ансамбле преподавателей ДМШ № 1 «Арт-трио» и зачастую выходите на сцену вместе с учениками – ансамблем «Улыбка». Лариса Николаевна, как вам удается совмещать преподавательскую деятельность с артистической?

Сейчас педагогика – это моя основная работа. В оркестре и ансамбле я, можно сказать, играю для удовольствия. Кроме всего прочего я заведую городской секцией оркестровых струнно-смычковых инструментов г. Череповца, организую концерты, педагогические конференции, сама делюсь своим опытом с коллегами.

Городской симфонический оркестр под управлением Валентины Голубевой (Череповец)Но я уверена, что преподаватель школы искусств должен в первую очередь оставаться артистом. Это дает нам как музыкантам профессиональный рост и возможность показать свои успехи. Всё вместе – выступления с симфоническим оркестром, с ансамблем, сольные партии – помогают мне всегда быть в форме, быть примером для своих учеников.

Так получается, что наша работа – это вся жизнь. Это не тот случай, когда пришел домой и забыл о работе. Она постоянно с тобой. Вечерами я готовлюсь к следующему дню, продумываю уроки, играю программы, которые дети будут разбирать на уроках.

Большую роль играет моя семья, моя опора, мой двигатель. Близкие в курсе всех моих планов, помогают во всем, начиная с бытовых моментов и заканчивая помощью в организации концертов. Муж делает аудио- и видеозаписи концертов, помогает в путешествиях, перевозке детей. Дочь – моя ученица. Она окончила музыкальную школу в прошлом году, но продолжает играть в ансамбле и выступает на сцене.

Еще один человек, который многие годы оказывает огромную поддержку, – это мой концертмейстер Алена Сергеевна Смелкова, которая неразрывно связана с моими учениками. Замечательный, очень грамотный, тонкий музыкант.

В октябре прошлого года ваши профессиональные достижения были высоко оценены Министерством культуры России. Вы стали первым и пока единственным в Вологодской области лауреатом первой премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства...

Любая награда в жизни человека – это покорение ещё одной творческой вершины. В моей жизни были и другие достойные награды за профессионализм и педагогическое мастерство. Но такая победа - присуждение премии Министерства культуры РФ, это самое главное признание моего профессионализма. Я очень благодарна моим коллегам, директору за то, что предложили мою кандидатуру, ученикам и их родителям – за поддержку.

Мария Гуляева. Все фотографии предоставлены Ларисой Антиповой.