«Учите меня немедленно!» или Как стать музыковедом. Елена Хорошина о выборе профессии

2015 Зима

Влада Кустова

Елена Хорошина. Перед выходом на сцену в гримерке филармонии. Фото из личного архива«Я верю звездам: говорят, что люди, появившиеся на свет 31 декабря, обладают врожденным чувством прекрасного и посвящают свою жизнь служению красоте. Так сложилось, что это и про меня. Кто я в большей степени – педагог, композитор, лектор-музыковед, певица, ведущая концертов? Я и сама задаю себе этот вопрос, но с уверенностью могу сказать одно: всё это доставляет мне равное удовольствие».

Елена Юрьевна, и каким был ваш путь в музыку?

В годы моего детства во всей окружающей жизни царила особая творческая, музыкальная атмосфера. Нас во многом воспитывала высокая культура радио и телевидения, городских концертов. Люди спешили домой, зная, что скоро начнется любимая музыкальная радиопередача – «Встреча с песней», «Музыкальный глобус», «Концерт по заявкам», «Театр у микрофона». В радио- и телеэфире часто звучала симфоническая музыка, фрагменты опер, произведения для детей. Помню, когда я в музыкальном училище стала знакомиться с симфоническими произведениями Скрябина, вдруг поняла, что знаю эту музыку, она у меня на слуху – именно потому, что Скрябин часто звучал по радио. И в нашей семье было особое отношение к музыке, хотя музыкантов-профессионалов не было. Отец играл на гитаре, а я танцевала. А еще любила взять коробку с пластинками и ставить их все подряд – Майя Кристалинская, Робертино Лоретти, фокстроты, танцевальная эстрадная музыка…

В классе на рабочем месте. Фото из личного архиваЛет в пять я поняла, что безумно хочу играть сама. Мне купили старое-престарое пианино фирмы Zimmermann. До этого оно стояло в спортивном зале интерната, и легко представить, в каком состоянии был инструмент: клавиши оторваны, покрытие испорчено, молоточки выломаны. Но для меня он был просто сказочным – с подсвечниками, инкрустированный… Отец сам восстановил механизм и оформление, правда, следуя моде 60-х – 70-х годов, убрал и инкрустации, и подсвечники, выжег лиру посередине. И вот я села за инструмент. Мне казалось, что как только у меня будет фортепиано, то я сразу смогу играть. Но вот я пытаюсь, а музыка не идет. Обидно стало до слез, и я закричала: «Учите меня немедленно!» Родители пригласили студентку педучилища, и она подготовила меня к поступлению в сектор практики музучилища. Там я проучилась один год, а затем меня приняли в музыкальную школу № 2.

Моим учителем по сольфеджио и хору был Василий Павлович Трифонов – одаренный музыкант, опытный руководитель (он был директором школы) и очень строгий преподаватель. Мы так усердно готовились к его занятиям, соревновались, кто лучше слышит, кто чище интонирует! Именно тогда я начала сама сочинять музыку, точнее играть то, что приходило в голову, не записывая. Этюдам и гаммам предпочитала свободную импровизацию. Помню, как-то бабушка попросила меня сыграть что-нибудь из программы, я села за инструмент и стала импровизировать. И бабушка сказала: «Вот теперь гораздо лучше, а то в прошлом году ерунду какую-то играла».

С композитором Юрием Каспаровым на VI музыкальном фестивале «Кружева» в сентябре 2015 года. Фото из личного архиваДо поступления в музучилище я параллельно занималась в Народной студии балета при ДКЖ у Макса Александровича Миксера и в хореографическом кружке в Доме пионеров. Танцевала в классических балетных постановках, мечтала стать балериной. Танцы мне очень помогали в музыкальном творчестве: тело невольно отзывается на музыку, потому что она сама строится на движении, на танцевальных ритмах.

И почему же вы, будучи таким активным ребенком, с широким творческим диапазоном, решили стать теоретиком музыки?

В этом «виноват» Морис Бонфельд. Я всегда любила музыкальную литературу, и на областной теоретической олимпиаде, которую проводил на базе музучилища Морис Шлемович, заняла первое место, тогда он меня и заметил. Да и Василий Павлович настаивал, чтобы я выбрала теоретическое отделение. Но надо признаться, что профессия музыковеда привлекала меня с самого раннего детства, и это опять-таки идет от телевидения. Мне были очень интересны музыкальные просветительские программы, которые вели Светлана Виноградова, Ольга Доброхотова, Элеонора Беляева. Поэтому профессию музыковеда я выбрала сознательно. Поступить на теоретическое отделение музыкального училища в те годы было довольно трудно. Четыре года учебы у замечательных педагогов дали мне основательные знания, заложили фундамент профессии. Затем был теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. После консерватории я вернулась в родное училище и стала преподавателем. Выйти на сцену в качестве лектора-музыковеда решилась значительно позже – необходимо было накопить и профессиональный и жизненный опыт.

Со студентами в зале Вологодской картинной галереи. Фото из личного архиваМузыковед – это штучный товар, а лектор-музыковед – в особенности, выступать на сцене очень непросто. Я прошла долгий путь прежде чем почувствовала себя вправе говорить со взрослой публикой на равных. Музыковед-лектор должен много знать и многое уметь, а главное – любить и очень уважать зрителей, которые пришли на концерт. Удерживать внимание зрителя нужно не только интересным рассказом, но и на актерско-режиссерском уровне. Мне повезло: у меня был замечательный педагог по актерскому мастерству – режиссер Александр Вадимович Волотовский, к которому я обращаюсь за помощью и сейчас. Очень люблю работать на концертах с детьми – здесь можно проявить столько выдумки и фантазии! Я долго занималась этим в филармонии, а сейчас работаю ведущей детских программ в концертном объединении АртБизнесЦентр. Люблю сочинять музыкальные сказки – там я и Василиса, и Фея музыки, и Кашка, и Лисичка, и кто угодно! С детства занимаюсь вокалом, недавно начала осваивать флейту. Мне интересно всё, что помогает в работе и творчестве. «Знаю, что ничего не знаю» – это про меня. Я еще многого не могу, но хочу этому научиться.

Вы преподаете теорию и историю музыки. Что дают музыканту эти знания?

Просветительский проект Вологодского колледжа искусств «Волшебное путешествие с феей музыки» История и теория музыки – это насущная необходимость для будущего музыканта или музыкального педагога. На сольфеджио формируется слух, чувство ритма, чистота интонации – то, без чего музыкант – будь то вокалист, пианист, дирижер или духовик – просто не сможет заниматься своей профессиональной деятельностью. На предметах «Анализ музыкальных произведений», «Музыкальная литература» студенты учатся соотносить форму и содержание произведения, проникают в суть композиторского замысла, узнают, как из элементов музыкальной речи выстраивается мир его идей. Образно говоря, музыканту нужно на какой-то момент как бы стать тем композитором, музыку которого он играет, пройти его путь. Но, исполняя музыкальное произведение, надо помнить, что не ты написал эту музыку – ты ее интерпретатор. А интерпретировать надо вдумчиво и аккуратно, делать это безграмотно недопустимо. И нельзя нести в исполнении только самого себя.

Ведущая концерта Международного Гаврилинского фестиваля. Фото из личного архиваНужно также импровизировать за инструментом. Навыками импровизации обладали все музыканты прошлого. Хотя я часто спрашиваю своих учеников, импровизируют ли они, выражают ли в музыке свои эмоции и переживания, и «да» отвечают единицы. По-моему, в этом во многом виновата среда, звучащая атмосфера – то, что современные дети слышат вокруг себя, не способствует их музыкальному развитию. Многие не научены слушать музыку, как и осмысленно читать книги. На мой взгляд, корни этой проблемы нужно искать в детстве: если мимо ребенка прошла детская литература, если родители не читали сказок, то как им понять героев Пушкина, Толстого, Достоевского?! Получается, что их сразу бросают в мир взрослых переживаний. А ведь студенту – будущему педагогу – нужно передавать знания детям. Так что воспитание культуры чтения и слушания с самого раннего детства – очень важный и ответственный вопрос.

Насколько нынешним студентам колледжа интересна народная музыкальная культура?

Ведущая концертной программы хорового фестиваля «Молодая классика». Фото из личного архиваФольклором мы занимаемся, начиная с первого курса. И судя по тому, что наши выпускники в дальнейшем успешно учатся на кафедре этномузыкологии в Санкт-Петербургской консерватории и родном ВоГУ, делаем это на достаточно глубоком уровне. Надо сказать, что интерес к собиранию и изучению фольклора в России никогда не угасал. В отдельные периоды отношение к нему переживало настоящий бум. В 60-е годы XIX века – время Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского – активно собирался былинный эпос, обрабатывались народные песни; сказителей Рябининых-Андреевых, Василия Щеголёнка, Ивана Касьянова приглашали в концертные залы Москвы и Петербурга. В 1888 году Василий Андреев создает первый в истории России оркестр русских народных инструментов.

Вместе со студентами Вологодского колледжа искусств - участниками фестиваля-конкурса «Откровение» в номинации «Автор музыки и исполнитель». Фото из личного архива

В советское время фольклор приобретает совершенно новые черты, отрывается от своих религиозных корней – системы древнейших верований, построенных на ассимиляции христианства и язычества. Народным искусством провозглашаются коллективы типа хора имени Пятницкого (кстати, очень талантливого пропагандиста и собирателя фольклора). К середине ХХ века они уходят далеко от подлинного фольклора, исполняя только обработки разрешенных народных песен, причем в несвойственном народному искусству стиле гармонического многоголосия. Оркестры русских народных инструментов строятся по типу симфонического оркестра. В деревне трудно представить себе такой оркестр, согласитесь? Фольклор – это древние лады, аутентичные инструменты, древние формы песнопений. Это совершенно иное звукоизвлечение, его нельзя усреднять.

В период хрущевской оттепели вновь появляется интерес к аутентичному фольклору. Это время экспедиций, активной деятельности Ленинградской и Московской консерваторий, Мерзляковского училища, Гнесинки.

А в наше время носителями живого фольклора остаются только дети. Потешки, прибаутки, заклички, игры – это все формы обрядовых действ. Не осознавая того, дети пользуются древнейшими попевками и звукорядами – дихордами, трихордами, как и в далеком прошлом, передают друг другу старинные игры и обряды.

Программа Артбизнесцентра для детей. Фото из личного архиваК счастью, у нас, на Русском Севере, еще живут древние традиции. В моей практике была такая история: в Архангельской области есть село Усть-Цильма, некогда славившееся своими сказителями. Одна из известнейших фамилий, которая упоминается и в учебниках по фольклору, – Чупровы – сказители русских северных былин. Так вот наследница этой династии Ксения Чупрова – красавица с прекрасным голосом, совсем недавно училась у нас в колледже. Потом она поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию на факультет этномузыкологии, теперь продолжает и петь, и изучать древний русский фольклор.

Вы являетесь автором научных публикаций, посвященных творчеству Бортнянского, Глинки, русской эпической опере. Чем обусловлено внимание именно к этим именам и формам музыкального творчества?

Творчеством Дмитрия Бортнянского (1751-1825) я начала заниматься в аспирантуре. В советскую эпоху всё, имеющее отношение к религии, находилось под запретом, а когда я училась, церковная музыка, можно сказать, заново открывалась, и интерес к ней был огромен. Дмитрий Бортнянский – притягательная личность и значимая фигура в музыкальном искусстве. Директор Придворной певческой капеллы, композитор, получивший образование в Италии, он становится главой русской композиторской школы в доглинкинскую эпоху. Бортнянский внес огромный вклад в русскую духовную и светскую музыку, стал одним из создателей жанра русского духовного хорового концерта. В аспирантуре концерты Бортнянского стали темой моего исследования. Некоторое время спустя я вела концертную программу, посвященную творчеству Бортнянского, в Вологодской филармонии – зал был полон, люди стояли даже в дверях!

Урок музыкальной литературы у студентов-пианистов в Вологодском колледже искусств. Фото из личного архиваЧто касается русской оперы, то она всегда привлекала меня своей масштабностью, монументальностью, глубокой духовностью. Одним из предметов моих исследований стала опера Михаила Глинки «Иван Сусанин», ее историческое название – «Жизнь за Царя». В советский период по идеологическим соображениям к ней было написано новое либретто, где Иван Сусанин отдает жизнь не за царя Михаила Федоровича Романова, а за Москву. В 90-е годы прошлого века целый ряд музыковедов занялись реабилитацией и восстановлением полной версии старого либретто, содействуя возвращению его на сцену. Я рада, что смогла внести свой вклад в эту работу.

Важная часть вашей деятельности – композиторское творчество.

Сочинять я начала еще в музыкальной школе, а серьезно занялась композицией в училище под руководством Мориса Бонфельда. Он познакомил меня с Валерием Гаврилиным, и Валерий Александрович консультировал меня, давал советы. Постепенно сочинение, импровизация стали постоянной моей потребностью. Но помню, когда я на третьем курсе – с огромным желанием заниматься – пришла к Морису Шлемовичу, он сказал: «А ты можешь не сочинять? Если можешь, не пиши, пожалуйста». Сейчас понимаю, как это было мудро сказано, но я очень хотела сочинять и все-таки стала учиться композиции. Из ранних произведений могу назвать цикл прелюдий и Сонатину для фортепиано, цикл детских песен на стихи Овсея Дриза. В консерватории писала фуги и пассакалии, уже в Вологде появился ряд хоровых, инструментальных, вокальных опусов.

С участниками концерта юных композиторов «Музыкальное приношение» в Вологодской картинной галерее. Фото из личного архиваОдна из недавних работ – детская музыкальная сказка «Дом с волшебными окнами». Эту оперу я начала писать еще в детстве под впечатлением любимой книжки Эсфири Эмден с одноименным названием. Представляете – рождественская сказка в советское время?.. Тема детства, детская музыка мне очень близки. Приятно знать, что мои сочинения стали звучать и за пределами Вологды, ряд композиций для детей войдет в хрестоматию, которую издает Ирина Роганова – президент Ассоциации дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона России. В этом году я стала стипендиатом Союза композиторов России и большую часть стипендии планирую направить на издание сборника произведений для детей. В этом есть огромная потребность: дети и сегодня поют музыку композиторов советской эпохи – Попатенко, Лядовой, Парцхаладзе – это отличные произведения, но ведь нужны и современные авторы!

По вашему мнению, композитор не должен прислушиваться к веяниям популярной музыки?

На этот вопрос нет однозначного ответа – у каждого свой путь. Об этом шел разговор на нынешнем фестивале «Кружева». Что интересно публике, что ей мешает понимать современную академическую музыку? К примеру, председатель Вологодского отделения Союза композиторов Михаил Гоголин считает, что композитор должен прислушиваться к интересам зрителя, особенно в условиях небольшого провинциального города, где живут люди с определенным культурным багажом, пристрастиями и традициями. Конечно, среди них есть те, кто достаточно часто ходит на концерты классической музыки, но это в основном люди среднего и старшего возраста. А нужно привлекать молодежь. И вот тут встает вопрос, как не отпугнуть неподготовленного слушателя сложными музыкальными конструкциями, непривычными звучаниями, неординарными идеями? Ведь эта музыка требует определенного опыта, культуры слушания. Совсем другая ситуация в крупных городах, где всегда найдется зритель, готовый воспринимать современную классическую музыку.

Художественный руководитель фестиваля «Кружева», главный редактор общероссийской национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и композитор Юрий Каспаров убеждены, что автор не должен идти на поводу у публики. Этого же мнения придерживался и мой учитель Морис Бонфельд. Но для композитора очень важно, чтобы его музыку исполняли и слушали, чтобы она жила. Сам Морис Шлемович очень много писал, как говорится, «в стол», его произведения в Вологде звучали до обидного мало. Музыкальный язык многих его сочинений непрост для восприятия, требует определенной подготовки. И все-таки, однажды, уже в конце жизни он сделал шаг навстречу своему слушателю – написал потрясающее, мелодичное, красивейшее произведение – детскую оперу «Дикие лебеди», которая сейчас вошла в репертуар многих детских театров.

Вы знакомитесь с произведениями тех, кто только начинает свой творческий путь?

Работать с юными композиторами мне приходится постоянно. В колледже я веду класс композиции, а в Вологодском региональном отделении Союза композиторов РФ, будучи заместителем председателя, курирую детский сектор. Некоторые мои бывшие студенты сейчас работают в музыкальных школах и уже сами занимаются с детьми композицией. Они, конечно, не профессиональные композиторы, но хорошие учителя музыки, которые могут поддержать талантливого ребенка, развить его способности, направить в нужное русло. И их дети делают успехи. Со студентами мы ежегодно устраиваем своеобразный смотр творческих достижений на концерте «Музыкальное приношение», ребята участвуют в Гаврилинском конкурсе, в самом колледже проводятся композиторские концерты. Меня радует, что начинающие композиторы ищут свой путь в музыке, что они в какой-то степени отстранены от того, что несет в себе массовая культура – они живут в мире классических интонаций.