Николай Мишуста: «Корбаков – творческая личность небывалого масштаба»

2017 Зима

Светлана Гришина

Николай МишустаЗаслуженный художник России Николай Мишуста 15 лет возглавляет Вологодское отделение Союза художников России. Когда-то этот пост занимал Владимир Корбаков, много сделавший для развития профессиональной художественной среды Вологодской области. Нынешний председатель ВО СХР размышляет о личности своего предшественника, старшего коллеги и друга, а также о роли Дома Корбакова в культурной жизни Вологды.

Николай Иванович, что значило открытие Дома Корбакова для творческой общественности Вологды 15 лет назад?

Открытие любого нового объекта культуры всегда очень важно. Появление Дома Корбакова художники встретили с энтузиазмом: ведь картинная галерея обрела новый выставочный зал, и они получили дополнительную возможность показывать свои произведения. Открыть музейно-творческий центр было очень непросто, требовалось содействие множества людей. Пошли навстречу властные структуры, выделившие здание в пользование ВОКГ, заинтересовались спонсоры, создавшие Фонд Корбакова. В Доме сразу началась интенсивная выставочная деятельность. Может быть, кто-то Корбакову и завидовал, но я считаю, мы должны радоваться, если художнику воздали должное за его творческий подвиг.

Из коллекции «Мены рисуют друзья». Серов В. И. Юбилейная шутка к 75-летию В. Корбакова. 1997Поводом для создания МТЦ послужило то, что он подарил городу большую коллекцию своих картин и портретов «Меня рисуют друзья» – чтобы всё это где-то хранилось и экспонировалось, будучи собственностью города. В самом начале были и спорные вопросы: он хотел, чтобы Дом был только его музеем, чтобы там не было посторонних выставок – как, например, в музее Глазунова в Москве. Но ведь музей надо содержать, а интерес зрителей должен постоянно подпитываться чем-то новым. И Владимир Николаевич всё это понял, согласился и успокоился.

Фигура Корбакова всегда занимала особое место в профессиональной среде вологодских художников. На чем основывался его авторитет среди коллег?

Корбаков – это уникальный человек, он всегда находился в эпицентре художественной жизни. Сразу по приезде в Вологду в 1958 году он очень активно включился в выставочную и организаторскую работу, позднее 13 лет был председателем Вологодского отделения Союза художников России, а потом передал бразды правления Пантелееву. И он действительно занимал особое место еще и потому, что он был художник «по плоти и крови». Только творческая самореализация с полной самоотдачей – других интересов для него как будто не существовало. Универсальный мастер, многогранный профессионал высочайшего класса, замечательный рисовальщик, он никогда не зацикливался на какой-то определенной теме. Ему было подвластны любые жанры – и тематическая картина, и жанровая, и натюрморт, и портрет, и пейзаж, и абстрактная живопись, и концептуальное искусство. Это творческая личность небывалого масштаба.

Художники Владимир Корбаков и Александр Пантелеев. Фото из архива Дома Корбакова Корбаков имел высокий авторитет и как общественный деятель. Он открыл для вологодских художников Кириллов и Ферапонтово, потом туда поехали и его знакомые художники-москвичи: будучи секретарем Союза художников России, он организовывал там пленэры. У него постоянно были гости, в мастерской всегда кто-то жил. И по отношению к молодым никакого высокомерия у него не было. Я познакомился с ним, когда 40 лет назад приехал в Вологду – совершенно не почувствовал, что со мной разговаривает заслуженный художник России, председатель Вологодского отделения Союза художников. Меня встретил простой, доступный и обаятельный человек. Не зная меня совершенно, сразу предложил сотрудничество и поддержку: давай, приходи, выставляйся. В этом весь Корбаков. Он никогда никому не отказывал посмотреть и проанализировать работы, посоветовать что-нибудь. Если его звали на выставку – пусть самый безвестный начинающий художник – он обязательно шел (как и успевал ходить-то везде, не представляю). А лучшим подтверждением того, что Корбакова любили, служит коллекция «Меня рисуют друзья»: она огромная – около 500 портретов. Его с удовольствием рисовали самые разные художники – и везде он разный, и везде похож.

В годы, когда все начинают думать о здоровье, он продолжал работать, как в молодости. Думал о творчестве, о любви, о самореализации, новые холсты готовил. Наверно, это его и подпитывало энергией. В нашем деле нельзя ставить себе предел: вот это сделаю – и остановлюсь. Художник никогда не кончается, если он настоящий художник. Все большие мастера ушли из жизни, как говорится, с кистью в руках. Тем более, что Корбаков всегда верил, что его дар ниспослан ему свыше – как будто это не он рисует, а кто-то водит его рукой.

Есть ли в творческой среде момент соперничества? За признание публики, за отзывы критиков…

Владимир Корбаков путешествует на теплоходе с вологодскими художниками и литераторами. Фото из архива Дома КорбаковаМомент превосходства в искусстве есть всегда: каждый, вступая на творческую дорогу, изначально хочет быть первым, лучшим, у него много амбиций – и это хорошо. Но проходит время – и начинаешь относиться к себе спокойнее, оцениваешь себя объективно. Понимаешь, что есть художники более сильные. Начинаешь в себе сомневаться. И главное в этот момент – понять, чем ценен именно ты.

Вообще творческое соперничество – хорошая вещь, когда есть возможность участвовать в проектах конкурсного характера. Когда их нет, планка стремлений сразу снижается. Как это сказывается на творческом процессе? Художники начинают работать на самих себя. Бывает, спросишь: почему не готовишь персональную выставку? Говорят, что некогда, что это большие расходы… А на деле порой оказывается, что показать-то и нечего – всё, что написано, было написано на продажу и продано. Понятно, что надо на что-то жить и семью содержать. Но я убежден: не всё измеряется деньгами. Художник должен прислушиваться к внутреннему голосу и работать по зову своей души. И ему воздастся за это так или иначе.

Какие проекты Дома Корбакова вы как художник и как руководитель Союза считаете самыми интересными?

Художники Юрий Люкшин, Владимир Корбаков и Борис Непомнящий на открытии выставки. Фото из архива Дома КорбаковаЗамечательный проект – «Российская академия художеств в Вологде». Это для нас школа, лаборатория, мы смотрим и учимся – художник должен учиться всю жизнь. Корбаков про себя говорил: я всегда учусь, поэтому я самый молодой художник. Мы всякой новой выставки ждем с трепетом – это дает нам возможность не замыкаться в рамках нашего собственного творчества, позволяет видеть, как мыслят художники первой величины. Главная ценность этого проекта в том, что он дает творческий стимул, подталкивает к новым темам, к выходу на новый уровень. Сейчас многие ушли в пейзаж, потому что это проще всего продать, очень немногие работают с фигуративной композицией, с философскими темами. Но художник должен и свои духовные потребности реализовывать, не думая всё время о материальном.

Дом Корбакова – это не просто выставочная площадка, но и особое место – музейно-творческий центр. Вологодские художники чувствуют эту его особенность?

Это больше, чем просто выставочный зал – для меня с ним связано имя художника. Здесь живет дух Корбакова – ведь творческая энергия никогда не исчезает бесследно. И для художника честь – выставиться в этом Доме: здесь надо показывать лучшее.