Николай Сазонов: «Именно культура объединяет и сближает»

2016 Весна

Светлана Гришина

Николай СазоновЧеловек одаренный всегда интересен, разносторонне одаренный – интересен вдвойне. Когда Николай Иванович Сазонов, заведующий Отделом по делам культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Вожегодского муниципального района, закончив свой рабочий день, в одну минуту преображается, беря в руки баян или гармонь и выходя на сцену, невольно задумываешься: откуда столько жизненных сил и творческой энергии? Наверное, секрет в том, что человек находится на своем месте. Начав «культурную карьеру» в 70-х годах, он помнит свой трудовой путь во всех подробностях – от точных дат до имен всех своих коллег, с которыми довелось работать рядом.

Его стаж работы в сфере культуры – 42 года. А начиналось всё с поступления в Вологодское областное культпросветучилище в Кириллове, которое он окончил в 1973 году, получив специальность «Клубный работник». Дальше по пословице – где родился, там и пригодился. «Родом я с Устюженского района – из деревни Понизовье, в 12 км от Лентьева. И работать начал в Лентьевском сельском Доме культуры Устюженского района в должности художественного руководителя. В феврале 1978 года переехал в поселок Кадникóвский Вожегодского района, там был принят в Дом культуры баянистом. Год спустя осуществилась моя давняя мечта – я поступил на очное отделение Ленинградского института культуры им. Крупской по специальности «Культпросветработник, руководитель самодеятельного народного хорового коллектива». Закончив институт, вернулся в Кадниковский Дом культуры, но уже на должность директора. В июне 1985-го, поддавшись на уговоры, перешел в Вожегодский райисполком, заведующим отделом культуры. И с тех пор на этом посту – названия меняются, суть работы остается. Вот и вся моя трудовая биография».

Николай Иванович, как совмещаются в вашем рабочем графике административная и творческая работа?

Наверное, мне всю жизнь помогает то, что я владею музыкальным инструментом: когда сам что-то можешь на сцене, в роли руководителя чувствуешь себя гораздо увереннее. Самым интересным и приятным для меня был период, когда я работал баянистом в Кадниковском Доме культуры. Когда перешел на руководящую работу, конечно, многое изменилось. И время стало насыщеннее, и поле деятельности шире. Но сидеть за столом в кабинете я всё равно страшно не любил и до сих пор не люблю – всегда с удовольствием езжу по району. Это дает возможность хорошо владеть ситуацией на местах: где что происходит, где кто работает, каковы сильные и слабые стороны любого учреждения, на что в дальнейшем следует обращать внимание.

Художественная самодеятельность всегда была востребована сельским зрителем, а участникам коллективов она позволяла развить и проявить творческие способности. Ступив в молодости на эту стезю, я до сих пор продолжаю идти по ней. Мы использовали любые формы клубной работы, ездили с концертами по всему Лентьевскому сельсовету – бывало, машины нет, так и на лошади едешь. У нас на территории был совхоз «Устюженский» – выходили с разными мероприятиями в мастерские, в бригады, на фермы, оформляли «боевые листки», на полях выступали. В период работы в Кадниковском Доме культуры ездили с концертами на лесосеки в леспромхоз. А в середине 90-х ушли на пенсию супруги, создавшие русский народный хор Вожегодского районного Дома культуры и около 20 лет руководившие им, – Александра Ивановна Эбелинг и Юрий Павлович Добряков. При них коллектив был удостоен звания народного. И мне пришлось его «подхватить». Не скрою: работа с хором – это настоящая отдушина для меня. Конечно, не всегда всё идет гладко: бывает, участникам хочется одного, а ты, как руководитель, понимаешь, что нужно другое – коллектив должен расти и развиваться. Но люди увлеченные, занимаются охотно – сейчас в постоянном составе ансамбля 16 человек, и каждому из них я благодарен. Жаль только, что молодежи мало – средний возраст участников приближается к ветеранскому. Хватает ли времени? Хватает, но с понедельника по пятницу я занят от и до – с восьми утра основная работа, а после – или репетиции с хором, или занятия с гармонистами в ЦТНК, и так примерно до полдесятого вечера. Жена, бывает, ругается: мол, всё, хватит, бросай, а то и дома тебя не вижу! Вот так и живем.

Удовлетворение приходит только тогда, когда чувствуешь ответную реакцию, когда видишь, что люди довольны – значит, мероприятие прошло успешно. Всегда настроение от этого поднимается. Хотя бывало и очень сложно. Случалось и так, что готовишься-готовишься, а всё насмарку… Горько, трудов жалко, но и это тоже опыт.

С людьми мне всегда везло. Когда переехал в Вожегу, мне довелось работать с коллегами, уже заслужившими уважение и авторитет. Я благодарен Лидии Андреевне Ларичевой – бывшему директору Централизованной библиотечной системы района. Она много сделала для того, чтобы в Вожеге открылся краеведческий музей – это произошло в 1995 году и стало большим событием для района. Всегда с уважением вспоминаю Николая Николаевича Кованского, заслуженного работника культуры РСФСР, работавшего в Нижнеслободском СДК, Светлану Алексеевну Ереферьеву, бывшего директора Бекетовского СДК.  Долгие годы первым моим помощником была Тамара Александровна Лопотова, инспектор отдела культуры – единственный на сегодняшний день заслуженный работник культуры в нашем районе. Когда в 2008 году на базе старого клуба железнодорожников в Вожеге открылся Центр традиционной народной культуры, она стала его первым руководителем. Тигинский Дом культуры долгое время возглавляла Лидия Павловна Лазарева – за время ее работы в ДК была создана краеведческая комната и комната боевой славы, собран богатейший краеведческий материал, издано несколько сборников. Туда никогда не стыдно привести гостей. В рамках одного разговора невозможно назвать всех, но я очень признателен каждому работнику наших учреждений культуры за терпение, активность, неравнодушие и находчивость.

Вы назвали много имен – и почти всё это женщины…

Да, культура района держится в основном на женских плечах. Вообще кадровая проблема всегда стояла довольно остро. Не секрет, что бывали и такие работники, которые считали своей обязанностью только открыть и закрыть замок на дверях клуба или библиотеки. Но в большинстве случаев в нашу сферу приходят неслучайные люди: то, что культура живет, а не только держится на плаву, – лучшее тому доказательство.

На каких «китах» стоит культура в Вожегодском районе? Какие учреждения особенно востребованы? Какие праздники любят вожегодцы?

Главные учреждения культуры в районе – это сеть клубов и библиотек. На селе сегодня осталось 13 сельских филиалов районного культурно-досугового объединения, действуют 16 сельских филиалов Вожегодской ЦБС. Работают Районный Дворец культуры в Вожеге и Кадниковский Дом культуры. Очень важны Вожегодский районный краеведческий музей, ЦТНК, ДШИ. Все эти учреждения, к счастью, востребованы сегодня.

Большую работу по возрождению некогда бытовавших праздников народно-обрядового календаря ведет Центр традиционной народной культуры. А на селе стало доброй традицией проводить свои местные праздники деревень и поселков. Первый пример – Иванов день в Вотче: несмотря на то, что ДК там пришлось закрыть, местные жители сами организуют и проводят праздник каждый год, тем более что летом туда приезжает много дачников и гуляние получается многолюдным. Очень активно проходят праздники деревень в Митюкове и в Тигино – там в свое время был собран богатый материал по устному народному творчеству, издано несколько сборников. Содержательно проходят праздники и Дни поселков в Кадниковском, Ючке и Явенге. Этот перечень можно и продолжить.

Несколько лет в рамках специальной программы мы проводили в Вожеге День половика – это своего рода бренд района. Еще в период подготовки к созданию ЦТНК работники культуры исследовали на предмет бытования традиционных ремесел территории всех поселений. И можно отметить, что каждая из них отличается своеобразием оформления этих половиков. Самые красивые половики я видел в Митюкове – к сожалению, мастерицы, которая их делала, сейчас уже нет в живых. Некоторые мастера сегодня работают на дому, а при ЦТНК создано целое отделение, где занимаются и дети, и взрослые. Вожегодские половики всегда представлены на областных и межрегиональных ярмарках: «Вологодский продукт», «Ворота Севера» – и, конечно, на нашей районной Троицко-Енальской ярмарке. Ткутся половики на старинных станках – их по традиционной технологии изготовляет наш мастер из Ючки Герман Федорович Якушев. Моя супруга купила у него такой станок – наверное, скоро тоже освоит наш исконный промысел.

Паровоз на ж/д станции Вожега, рядом с экспозицией «Железная дорога в истории края»Поселок Вожега – молодой населенный пункт. Чем ваш край привлекателен для гостей?

Вожега в этом году отметила 120 лет. Образовалась она со строительством Северной железной дороги, поэтому главной достопримечательностью поселка всегда был… вокзал. В 2014 году в бывших билетных кассах открылась экспозиция краеведческого музея, а во время ярмарки впервые опробован пешеходный маршрут по Вожеге. Вообще, что касается туризма, мы находимся в самом начале пути, и наши турмаршруты адресованы скорее местным жителям, чем приезжим. Самый первый маршрут «Возвращение на родину» был разработан сотрудниками центральной библиотеки и предполагает путешествие по местам, связанным с писателем Александром Ивановичем Тарасовым. Сначала смотрим Вожегу, затем едем в Тигино, Огибалово, Падчевары, а заканчивается поездка в Бекетове посещением экспозиции «Изба-читальня». Наш район известен и другими литературными именами: это писатели Юрий Пиляр и Ефим Твердов, журналист Василий Елесин. В деревне Бекетовская находится одна из первых частных картинных галерей – ее создала художница Нина Алфеевна Спирина больше 10 лет назад, построив специальное здание рядом со своим домом. Сейчас ей уже 85, пишет она не так много, но галерея до сих пор работает.

Массу идей для развития туризма могла бы подсказать природа района. На его территории много озер, и среди них есть уникальные. Озеро Святое в Митюковском поселении славится тем, что его вода быстро заживляет небольшие ранки – предположительно потому, что в ее составе много щелочи. В Тигинском поселении недалеко от Вожеги есть озеро Долгое: его ширина около 50 метров, а длина – больше 5 километров. Очень глубокое. Ну и знаменитое озеро Воже, давшее название нашей земле. Богат район и лесными дарами: грибы и ягоды собирают и заготовляют не только вожегодцы – в урожайный год у нас бывает настоящее паломничество за рыжиками. Растет на территории района венерин башмачок – орхидея, занесенная в Красную книгу. Ради охраны этого редкого растения учреждены три памятника природы – «Урочище «Северные орхидеи», «Марьинский бор» и «Царёв бор».

Развитию туризма препятствует отсутствие дорог: до Бекетова еще можно добраться на машине, а потом надо плыть на лодке или катере. На озеро Воже летом едет много туристов – живут кто в палатках, кто в частных рыбацких домиках. Но в масштабах всего района это поток небольшой. В администрации Бекетовского сельского поселения несколько лет назад разработан проект «Тихая пристань», предполагающий создание туристической базы, где можно было бы остановиться, взять в аренду туристский, спортивный и рыбацкий инвентарь. Но пока до осуществления этого замысла далеко – всё упирается в недостаток средств.

На открытии нового Дома культуры в п. Вожега (2008 год)

Вы удостоены звания «Гармонист России». Почему именно гармонь?

Гармошку я взял в руки еще в детстве. Был у меня дядя по линии матери Николай Осипович, человек с отличным слухом. Многому научил и старший брат Анатолий – некоторые наигрыши мне и сейчас не сыграть, как он играл. Серьезно учиться я начал в 8 классе интерната в Устюжне. Увидел объявление: приглашаются все желающие к обучению игре на баяне в РДК – мы и пошли с одноклассником. Кружок был платный – 5 рублей в месяц, денег у нас не было, но преподаватель Евгений Николаевич Головин вошел в наше положение и взял нас. Поступать в училище в Кириллов я поехал за компанию с товарищем – помню, тогда там как раз шли съемки фильма «Достояние республики». Педагога по баяну – Леонида Алексеевича Аристархова – всегда вспоминаю с большой признательностью. Вообще мне в тот момент больше хотелось петь, но на хоровое отделение принимали со средним образованием, и я после 8 класса поступил только на оркестровое. Но я благодарен своей судьбе – в училище получил такую серьезную базу, что учеба в институте давалась намного легче.

На гармошке играл давненько, но как-то не всерьез – выступал всегда в основном с баяном. Но когда у нас открылся ЦТНК, мне предложили заниматься с самодеятельными гармонистами. И сейчас я обучаю желающих игре на гармони. Из тех, кто уже давно играет, сам собой образовался клуб гармонистов. Это в основном люди в возрасте, есть старше меня, есть женщины. Главные мои задачи – желающих научиться играть обучить азам, а тем, кто уже хоть немного владеет инструментом, привить навыки совместного исполнения. Есть и юные ученики – на сегодня это два мальчика-первоклассника, один из них занимается второй год, и уже есть успехи.

С высоты своего опыта ответьте на вопрос: какую роль учреждения культуры играли и играют на селе?

В советское время, с одной стороны, работалось проще – не было такой сложной нормативно-правовой системы, как сейчас. С другой стороны, отношение к работникам культуры порой было не очень лестным. Не раз доводилось слышать и в шутку, и всерьёз: «Что, мол, у них за работа? Поют да пляшут. У нас страда, а они пляшут…» В то же время понятно было: то, что мы делаем, нужно. Бывало, что механизатор или лесоруб спустя несколько лет вдруг говорили мне: а я помню, как вы у нас выступали там-то и тогда-то!.. А сейчас замечаешь, что люди стали более разобщены – каждый живет своими проблемами. И хотя сегодня профессии сферы культуры не самые престижные, считаю, что именно культура объединяет и сближает. Мы постоянно говорим нашим работникам: изучайте запросы и потребности людей, думайте, чем можно их привлечь и заинтересовать: каждый должен чувствовать, что вы работаете для него.