Совместный проект Музея-квартиры Василия Белова и портала cultinfo.ru «Беловский круг» посвящен людям, тесно связанным с писателем. В фондах музея хранится множество предметов и книг, так или иначе напоминающих о том круге общения, в котором формировался и существовал гений Василия Белова. Этим людям – писателям, музыкантам, общественным деятелям – и будут адресованы материалы проекта.
|
|
10 фактов о роли Александра Твардовского в жизни писателей-деревенщиков. К 110-летнему юбилею «отца» Василия Теркина
Твардовский в Советском Союзе был самым известным поэтом, прославившимся еще в годы Великой Отечественной войны. Он дружил с самыми авторитетными людьми государства.
|
|
|
«Ему-то лучше всех было понятно, что значил Белов для русской литературы». Михаилу Шолохову посвящен выпуск проекта «Беловский круг»
Шолохов и Белов, разумеется, были знакомы. Михаил Александрович не случайно приметил нашего земляка: в одну из встреч пытливый Белов задавал писателю много вопросов о селе и о крестьянстве.
|
|
|
Владимир Корбаков. Свободный полет над Вологдой. 1999
Картина «Свободный полет над Вологдой» была написана мастером в 1999 году и впервые была показана на выставке «Моя Вологда» в 2000 году. В этой работе Корбаков предстает перед нами как художник-чудак, мечтатель и фантазер. Кстати, на картине «зашифровано» любимое число художника.
|
|
|
Леонид Пастернак. Портрет А. Б. Высоцкой.1912
«Портрет Анны Борисовны Высоцкой», созданный известным художником Леонидом Пастернаком (1862 – 1945), отцом выдающегося поэта Бориса Пастернака, – уникальная и единственная графическая работа среди живописных полотен в постоянной экспозиции русского искусства Вологодской областной картинной галереи.
|
|
|
Михаил Зичи. Гусарская пирушка. 1873
Самой большой акварелью в собрании Вологодской областной картинной галереи является работа Михаила Зичи «Гусарская пирушка» (65х94 см). Картина создана в 1873 году и посвящена нашему земляку, ротмистру Кириллу Дружинину (1841 – 1900). Об этом свидетельствует красноречивая надпись, выполненная на рисованном паспарту: «Ротмистру Кириллу Дружинину – Товарищи лейб-гусары».
|
|
|
Александр Пантелеев. Июль в Устюжне. 1987
В мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева хранится полотно «Июль в Устюжне». У картины есть своя интересная история. И картин, вообще-то, две. Первая появилась в 1986 году после поездки художника в Устюжну на родину матери. Светлые устюженские впечатления легли в основу знаменитого полотна. Автор так говорил о своей творческой задаче: «Хочу, чтобы радуга виделась здесь».
|
|
|
Иван Шишкин. Охотничьи угодья императора Александра III в Спале
Самым большим рисунком в собрании Вологодской областной картинной галереи, размер которого 97х143 сантиметра, является работа знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина, изображающая охотничьи угодья российских императоров в Беловежской пуще. При поступлении она носила название «Охотничий домик императора Александра III в Спале».
|
|
Михаил Ларичев. На ветряном угоре. 1974
Эта картина словно насквозь пронизана солнцем. На угоре, с которого видна деревня и подступающий к ней лесок, девушка просеивает клюкву; красные ягоды дрожат в решете, летят по воздуху, горкой лежат у ее босых ног. Словно забывая обо всем тяжелом в сельском хозяйстве, художник показывает только радостное и прекрасное...
|
|
|
Михаил Копьев. Декламация. 1994-1995
Живопись и графика Михаила Копьева были словно созданы театральной стихией, столько в них было присущего ей игрового, фантазийного начала, ускользающей иносказательности и подтекста. В картине «Декламация» художник показал самую суть театрального искусства: перевоплощение, создание особого возвышенного пространства, зачастую отстраненного от мира реального.
|
|
|
Евгений Соколов. В минуты музыки. Поэт. 1986
«В наших судьбах было много схожего: мы почти сверстники – я на год старше Рубцова, у обоих детство прошло в деревне, в нужде, в обстоятельствах, не способствующих развитию таланта», – рассказывал Евгений Соколов. Художник изобразил Рубцова на берегу Толшмы. Николай Михайлович вернулся в места, знакомые с малых лет, стоит на любимом берегу, погруженный в воспоминания, а на другой стороне реки, словно он сам в детстве, виден мальчишка на коне.
|
|
|
Георгий Попов. Щедрая земля. 1976
Картину «Щедрая земля» художник нарисовал в 1976 году в деревне Фоминское Тотемского района. Все натюрморты Попова, как он сам говорил, «поставлены самой жизнью» – в этой картине он выразил свое представление о счастье на родной земле, спел гимн северной природе, щедрой к тем, кто трудится не покладая рук.
|
|
|
Юрий Пименов. Портрет Юлии Борисовой. 1968
Картину действительно можно считать редким экспонатом. Юлия Борисова, несмотря на то, что была публичным человеком и имела несчетное количество поклонников, категорически не допускала в свою жизнь посторонних людей. Она сама говорила, что ни один журналист или фотограф не заходил к ней в гримерную и не был у нее дома
|
|
|
Мануил Аладжалов. Поле. После дождя. 1890-е
Мануил Христофорович Аладжалов (1862–1934) – автор лирического пейзажа, чье творчество было мало знакомо широкой публике, а сегодня привлекает активное внимание исследователей. Он принадлежит к художникам из окружения таких крупных мастеров московской живописной школы конца XIX – начала XX века, как Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров.
|
|
|
Джанна Тутунджан. Гета. Памяти Г. Н. Бурмагиной. 1990
Трогательный, цельный образ художницы Генриетты Бурмагиной воссоздан в портрете народного художника России Джанны Тутунджан. Точеные линии словно устремленной ввысь женской фигуры, тонкие вразлет брови, глубокий, полный светлой радости взгляд – такой предстает Генриетта Бурмагина в работе Джанны Тутунджан. Одухотворенность, удивительная цельность натуры подчеркнуты в каждой линии силуэта.
|
|
|
Александр Борисов. Зимняя сказка. 1913
Талантливейший живописец, участник полярных экспедиций, «русский Нансен», Александр Борисов стал первым отечественным художником, побывавшим за Северным полярным кругом. Основная тема его творчества – мир Крайнего Севера, суровую красоту которого Александр Борисов воспел в многочисленных этюдах и полотнах.
|
|
|
Георгий Калинин. Морозный день в Великом Устюге. 1992
Его считают одним из самых оригинальных художников Вологодчины. Путем длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветоведения, учитывая образцы народного искусства и европейского авангарда ХХ века, Георгий Калинин создал собственную систему живописи с особенно ярким звучанием красок, неповторимым насыщенным колоритом.
|
|
|
Александра Смоленцева. Сухие листья и каргопольская игрушка. Светлой памяти Генриетты Николаевны Бурмагиной посвящается. 1982–1984
Картину «Сухие листья и каргопольская игрушка» талантливый живописец и мастер натюрморта Александра Смоленцева посвятила не менее талантливой Генриетте Бурмагиной. Их связывали не просто творческие отношения коллег, но и глубокое взаимопонимание и поддержка, которые не так часто встречаются в художнической среде.
|
|
|
Феодосий Вахрушов. Оттепель. Окрестности Тотьмы. 1910.
11 марта 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения тотемского художника Феодосия Михайловича Вахрушова. Он стал одним из первых вологодских пейзажистов, посвятивших творчество природе родного края.
|