Поэты разные, как ветер

2013 Зима

Ирина Сорокина

Наверное, Вологда – город вдохновения, недаром у нас так много талантливых поэтов. Сегодня для общения с публикой многие из них выбирают собрания поэтического салона «Новый Диоген». Об этом успешном литературно-музыкальном проекте рассказывает его главный идейный вдохновитель Денис Романенко.

Денис, в январе 2014 года салон «Новый Диоген» отметит свое пятилетие. С чего все начиналось, как появилась идея таких собраний?

Денис Романенко. Фото Алексея КириловскогоЭто была идея самих поэтов. С одной стороны, нам хотелось немного оживить литературную жизнь в Вологде, с другой – выйти на широкую аудиторию, а не просто читать свои стихи друг другу. И мы решили организовать такое поэтическое собрание по образцу ранних питерских салонов Серебряного века. Почти все собрания проходят в кафе «Актеры», хотя случались у нас и выездные мероприятия – мы выступали на фестивалях у наших друзей, в библиотеках, а однажды даже в тюрьме.

С самого начала это был коммерческий проект, и цены за билеты на первые собрания мы сделали довольно дорогими для Вологды, но в дальнейшем «демократизировали» их. Сегодня поэтический салон «Новый Диоген» – один из самых успешных и востребованных проектов Объединенной творческой корпорации, которая, помимо этого, занимается «андеграудной» музыкой, живописью... В течение пяти лет, безо всяких каникул, мы организуем поэтические встречи, как правило, в последний четверг каждого месяца. Самое важное на этих встречах – атмосфера душевности с легким богемным оттенком, поэтому мы и взяли в пример стилистику начала XX века.

За пять лет, наверняка, сложились какие-то традиции?

На собрании поэтического салона «Новый Диоген». Фото Алексея КириловскогоОни появились буквально с первого собрания. Стихи у нас обязательно читают сами авторы, причем под аккомпанемент – получаются выступления в жанре мелодекламаций. Музыканты стараются попасть под ритм, интонацию чтеца, и иногда бывает, что поэты начинают не просто читать, а петь свои стихи. Чтобы такая компиляция музыки и поэзии была удачной, мы обычно тщательно репетируем, хотя зачастую случаются и экспромты.

Мы приверженцы классических форм, стараемся поддерживать и сохранять их. Поэтому на наши собрания в основном отбираем ту поэзию, которая укладывается в традиционные рамки. Сейчас создается очень много альтернативной, «актуальной» поэзии, зачастую такие произведения даже сложно назвать стихами. Кто-то, например, пишет верлибры, кто-то работает в стиле потока сознания. У нас бывают и такие авторы, но это редкость; мы приглашаем их выступить, если видим, что они действительно интересны. Одно из главных требований при отборе материала – чтобы автор владел словом, и тексты были написаны по-русски грамотно. Иногда приходится предлагать авторам редактуру стихов, но все поэты, даже уже состоявшиеся, реагируют на это спокойно, никто не обижается.

Лета Югай и Мария Маркова. Фото Алексея КириловскогоЕсть у нас свой традиционный цвет – желтый. На первых собраниях всем выступающим дарили символические желтые галстуки как знак принадлежности к салону «Новый Диоген». Сейчас неизменный атрибут каждой нашей встречи – желтый шарф. А началась приверженность к этому цвету с того, что мне, как ведущему собраний, подарили желтые ботинки. Как раз в то время наши друзья, Никита Воскобойников и художник Татьяна Фокина, работали над символикой салона – ими был придуман наш логотип с Диогеном, и он тоже в желтых ботинках. С тех пор все «символические» вещи мы делаем именно в этом цвете, например, по итогам встреч у нас издавались сборники с желтой обложкой.

Еще одна традиция салона – новогодние декабрьские собрания. На них мы принципиально не читаем своих произведений – эти встречи посвящаются нашим любимым авторам. Благодаря этому многие буквально открывают для себя классиков. Потому что одно дело прочитать книгу, например, Александра Блока, и совсем другое – услышать его стихи с поэтической интонацией.Ната Сучкова. Фото Алексея Кириловского

Традиционно каждое собрание имеет три отделения, два из которых поэтические и одно музыкальное. Особенно популярна у поэтов и зрителей «бисовка», на которой можно пригласить прочитать что-то на бис любого автора из зала. Сегодня мы часто пользуемся «бисовками» для выступлений дебютантов – это помогает им справиться с волнением, так как атмосфера в этом отделении уже более свободная. А вообще мы с каждой нашей традицией постоянно экспериментируем. Например, мы не ограничиваемся только чтением стихов: бывает, что у нас выступают и прозаики, и драматурги.

Как отбираются тексты для чтения на собраниях салона?

Практически все участники нашего салона пишут на достаточно высоком профессиональном уровне. Выбор того или иного произведения – это всегда коллегиальное решение. У нас есть три поэта – основателя «Нового Диогена»: это Михаил Калинин, Павел Тимофеев и я. Сначала мы отбирали тексты втроем, сейчас этим в основном занимаемся мы с Павлом, потому что наш третий коллега живет в Санкт-Петербурге. Он лидер группы «Аффинаж», которая зародилась у нас в Вологде, а теперь выступает в северной столице. Главный редактор создающегося сейчас издательства «Новый Диоген» – вологодский поэт Антон Черный, который тоже живет теперь в Петербурге, но продолжает сотрудничать с нами. Еще один наш помощник – поэт и музыкант Андрей Таюшев.

Как вам удается сочетать поэзию и музыку? Не мешает ли аккомпанемент авторам?

Павел Тимофеев. Фото Алексея КириловскогоНачиналось все нелегко, мы подолгу репетировали с каждым выступающим, под каждое конкретное стихотворение подбирали инструмент, мелодию, необходимую тональность. Сейчас уже проще: появился опыт, сложился свой круг авторов и музыкантов, которые все эти годы работают в тандеме.

На наш взгляд, аккомпанемент не мешает поэзии – напротив, он облегчает восприятие текстов, создавая фон стихам. Музыка помогает поэтам отойти от монотонного произношения, заставляет интонационно разнообразить чтение – и в итоге помогает донести свои мысли и чувства до слушателя. К тому же, поэзия по сути своей неотделима от музыки: это же не просто срифмованные слова, а ритмический рисунок, в который музыка вложена изначально. У нас есть постоянный аккомпанирующий состав – это музыканты, которые все пять лет работают с нами, знают и чувствуют поэтов, умеют импровизировать. На первых собраниях у нас играл замечательный вологодский пианист и аранжировщик Владимир Плисс, а сейчас чаще звучит гитарная музыка в исполнении Дмитрия Хрусталева, хотя без экспериментов не обошлось: была и флейта, и фисгармония, и джамбей, и саксофон, и разные другие инструменты.

Как поэты становятся участниками собраний «Нового Диогена»?

Наталья Мелёхина. Фото Алексея КириловскогоОчень просто. Мы всегда открыты для новых знакомств. Можно подойти к нам на улице, передать свои стихи и оставить координаты, или написать нам сообщение в социальных сетях. И если тексты нас устраивают, то мы приглашаем автора выступить. Проект изначально создавался как совершенно свободная площадка, чтобы любой литератор мог встретиться вживую со своей публикой или же найти свою публику.

На каждое собрание мы стараемся пригласить дебютантов. Планируем работать со школами, детскими студиями и потихоньку приглашать людей оттуда. Начало этому было положено в прошлом году, когда мы курировали литературную секцию на городском конкурсе «Город молодых талантов» и практически всех его участников пригласили выступить в «Новом Диогене».

Андрей Таюшев. Фото Алексея КириловскогоВообще в Вологде сформировалась очень хорошая когорта пишущих личностей. И если у кого-то из них появилось что-то новое – стихи или только что вышедший сборник, – мы обязательно даем им возможность представить свое творчество. У нас есть постоянные участники – Павел Тимофеев, Ната Сучкова, Лета Югай, Мария Маркова, Андрей Таюшев, Мария Суворова, Антон Черный... Это наш костяк, «могучая кучка» салона «Новый Диоген». Часто выступают у нас другие интересные, но пока менее известные поэты и музыканты, например, Андрей Сюткин, Инга Книжкина, Владимир Пешков, Надежда Гомзикова, Аксана Халвицкая и многие другие. Если сосчитать всех, кто когда-либо читал у нас, то, думаю, будет более пятисот авторов из одной только Вологодчины, а ведь в салоне бывают и гости из других городов и даже стран. Например, Надежда Кудричева из Ярославля, петербургский поэт и музыкант Игорь Лунёв, питерский поэт Дмитрий Григорьев, целая «диаспора» из Казани, с которой мы постоянно поддерживаем связь. В салоне участвовали американские, израильские, белорусские, украинские поэты. И очень радует, что наш эксперимент приобрел сторонников во многих городах России. Когда мы начинали, практически нигде, кроме Пушкинского дома в Москве, поэтических салонов такого формата не было. Теперь они создаются в Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Перми, Могилеве. И мы постоянно общаемся с нашими коллегами, бываем друг у друга в гостях.

Каков, на ваш взгляд, портрет современного поэта?

Максим Крутиков и Дмитрий Хрусталев. Фото Алексея КириловскогоВсе поэты разные и по характеру, и по темпераменту, и по духу – и это очень хорошо. На одной сцене появляются совершенно не похожие друг на друга люди, но тем не менее их всех объединяет поэзия, служение Слову и Языку.

Но мне все-таки кажется, что главное действующее лицо в нашем салоне – это зритель. У нас собирается удивительная аудитория – своеобразный сплав самых разных людей, от школьников до пенсионеров, благодаря чему то, что мы делаем, получает хороший резонанс. Вологодская публика вообще особая – театральная, воспитанная, интеллигентная. Зритель умеет слушать так, что, начав читать, ты просто не можешь уйти со сцены: публика притягивает к себе и отдает энергии не меньше, чем вложено в стихотворение. Единого же портрета автора нет, они все разные, как ветер, но есть единая публика, которая всех принимает настолько тепло, что поэтам хочется выступать у нас снова и снова.