Татьяна Сопина: «Сопин не прочитан – и я хочу, чтобы его читали»

2014 Лето

Мария Гуляева

Подведены итоги конкурса имени Михаила Сопина «Мы все на земле не случайны». Как возникла идея его проведения? Какова была главная цель организаторов?

Татьяна СопинаКонкурс прошел под эгидой Вологодского отделения Союза российских писателей. Мне хотелось как-то отметить важную для нас дату: вот уже 10 лет, как Миши нет с нами. На очередном заседании ЛитО «Ступени» я поделилась замыслом издать книгу его афоризмов. А прозаик Галина Щекина предложила альтернативный вариант – провести интернет-конкурс, который позволил бы не только привлечь внимание к личности и творческому наследию Михаила Сопина, но и стал бы трибуной для молодых авторов. И мне понравилась эта идея.

Номинаций в конкурсе было две: «Стихотворение» и «Афоризм». Темы стихов определила гражданская направленность поэзии Сопина, а вторая номинация объясняется выраженной афористичностью его творчества: он был мастером короткой строки.

Вы были в составе жюри – расскажите о своем впечатлении от конкурсных работ. 

Работы на конкурс прислали 90 авторов из разных уголков страны – честно говоря, не ожидала такой активности. Я узнала много новых интересных имен. По качеству присланные тексты былиТатьяна и Михаил Сопины. Фото из личного архива очень разные – и хорошие, и слабые. Но все они написаны искренне и с любовью. Главное, что люди не столько себя захотели показать, сколько высказаться на важные темы: о Родине, о родном крае, о деревне…

Победителей выбрали единодушно, хотя в процессе обсуждения пришлось немного поспорить. В целом конкурс оправдал мои ожидания. Хороших работ было, конечно, больше, чем мест. И мы хотим издать небольшим тиражом сборник лучших произведений: 20–30 стихотворений и удачные афоризмы – их много.

Что успел при жизни Михаил Сопин? И что сделано после его смерти вашими усилиями?

При жизни у него вышло семь небольших поэтических сборников, но издавались они маленькими тиражами и разошлись незаметно, среди узкого круга любителей. Корни поэзии Михаила Николаевича на Белгородчине, а в Вологде уже была своя поэтическая школа, и они не всегда «звучали в унисон». Поэтому часто он чувствовал свое одиночество.

Михаил Сопин с сыновьями. Фото из личного архиваПисал Михаил Николаевич очень много, каждый день садился за работу в шесть утра и писал до обеда. Сколько у него стихов, я затрудняюсь сказать. Его рукописи я оформила в 50 сборников и напечатала «самиздатом», чтобы ничего не потерялось. Потом еще целый мешок стихов более раннего периода я достала из подвала. В квартире не хватает места, чтобы хранить все это, поэтому понемногу выкладываю стихи в Интернете. При жизни его у нас весь дом был завален рукописями. Он смеялся: «Сколько я наворотил. Самому страшно». Но это было состояние его души: ему хотелось высказаться, выплеснуться, иначе он не мог чувствовать себя человеком. Возникло это в лагере: судьба сложилась так, что он провел 17 лет там, где людей за людей не считали…

После его кончины, в 2006 году в Чикаго (США) вышла наша совместная книга «Пока живешь, душа, люби!..». Бывшая жительница Украины Светлана Островская, заинтересовавшись творчеством Михаила Николаевича, предложила издать его стихи для зарубежного читателя. Каждый раздел я снабдила воспоминаниями и комментариями: здесь фрагменты биографии, высказывания Сопина, история написания конкретных произведений. Вологодские журналисты Алексей Колосов и Андрей Сальников на основе этой книги подготовили новое, дополненное издание «Спелый дождь», которое увидело свет в 2011 году.

Михаил Сопин, 1968 год. Фото из личного архиваСопин стал известен во многом благодаря Интернету. Как вы относитесь к электронным ресурсам и чтению в сети?

Я работала в редакции «Вологодских новостей» и немного владела компьютером. При помощи друзей освоила Интернет и зарегистрировалась на сайтах Стихи.ру и Проза.ру. Миша в этом вопросе полностью положился на меня. Мы всегда работали за компьютером бок о бок: с его согласия я публиковала стихи, с его слов отвечала на письма. Сейчас его страница закрыта, но доступна для чтения. На своей странице в Интернете он получил широкую аудиторию, о которой всегда мечтал. Он ведь по сути был публичным поэтом, полемистом. Я выкладываю его стихи, материалы о нем, свои размышления. Есть у меня рубрика «Из подвала» – там я публикую кое-что из его ранних, неизвестных стихов.

К чтению в сети отношусь положительно. Это хорошо для авторов, особенно начинающих, у которых нет возможности опубликоваться. Для читателей это тоже удобно, трудность только в том, чтобы выбрать из всего, что там есть, нечто действительно стоящее.

В чем, на ваш взгляд, ценность творчества Михаила Сопина?

Я думаю, ценность его творчества определяется его личностью. Анна Ахматова говорила о тяжелых для России временах: «Я тогда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Когда Миша читал это, он говорил: «А я был этим народом». Действительно, биография у него уникальная – и дай бог, чтобы таких больше не было…

Мальчиком он пережил Курскую битву.  У него были и мама, и бабушка, и сестра, но он сбежал из дома, настолько был подхвачен этой войной. Дошел с нашими войсками до Берлина как сын полка. Те, кто вернулись, были уже совсем другими детьми, к ним нужен был особый подход. Миша говорил: «С нами надо было что-то делать». Но в послевоенные годы дети войны часто оставались предоставленными сами Татьяна и Михаил Сопины. Фото из личного архивасебе, многие оказывались втянутыми в криминал. А судили тогда не только по всей строгости закона – могли осудить и по наговору, ведь зачастую нужно было просто «выполнить план» по количеству осужденных. После войны ГУЛАГ опустел, а кому-то надо было строить электростанции, валить лес… Эта участь не обошла и Мишу.

Но он выстоял как личность: в лагерях окончил десять классов заочной школы, много занимался самообразованием, какое-то время преподавал, стал писать стихи. Самые лучшие его стихи о любви были написаны именно там. Когда мы с ним познакомились, я стала его поправлять, критиковать, и это его стимулировало. Думаю, что в итоге у него выработался абсолютно индивидуальный, «сопинский» стиль.

В литературной жизни Вологды он держался несколько особняком. Будучи членом Союза писателей России, по духу он оказался ближе к Союзу российских писателей, к молодым авторам. Многие из них часто бывали у нас дома: Михаил Жаравин, Галина Щекина, Сергей Фаустов, Ольга Кузнецова и другие. Среди них он находил и понимание, и важное для него общение на литературные темы.

Я считаю, что творчество Михаила Сопина и сегодня звучит очень современно. Но, к сожалению, он до сих пор не прочитан. И я хочу, чтобы его читали.