Обитаемые острова традиций: студии «Вологодские росписи» – 35 лет

2015 Зима

Наталья Щапкова

Ангелина Глебова - научный руководитель студии «Вологодские росписи». Фото предоставлено А.А. ГлебовойВ этом году студия «Вологодские росписи» при Вологодском государственном музее-заповеднике отмечает солидную дату. Начиналось всё с группы росписей, а сейчас здесь работает восемь направлений по разным народным ремеслам. За эти годы студии удалось не только обучить сотни людей, но и выпустить около десятка изданий, а также зарекомендовать себя за пределами Вологодской области. В канун Нового года студия приготовила щедрый подарок всем вологжанам – в музее-заповеднике открылась выставка «Острова традиций», на которой представлены работы участников и педагогов студии.

О том, чем интересны современному городскому человеку традиционные промыслы, мы беседуем с научным руководителем студии и заведующей художественным отделом музея-заповедника Ангелиной Глебовой.

Ангелина Аркадьевна, давайте вернемся на 35 лет назад – с чего начинались «Вологодские росписи»? Как возникла идея создания этой студии?

Студия «Вологодские росписи» открылась в 1980 году при Вологодском музее-заповеднике по рекомендации Министерства культуры. Ее идейным вдохновителем и руководителем была Ирина Александровна Пятницкая. Свое название студия получила не случайно: изначально ее задача заключалась именно в углубленном изучении традиционных народных росписей нашего края, а также в помощи молодым мастерам Вологодского завода опытных и художественных изделий. Со временем количество направлений увеличивалось – сейчас их восемь.

В чем главная причина востребованности и популярности студии на протяжении стольких лет?

Мастера студии вышивки. Мастер-класс. Фото предоставлено А.А. ГлебовойВо-первых, она создана при музее-заповеднике. Музеи такого уровня обладают богатейшими коллекциями изделий, по которым можно составить целостное представление о народных промыслах какой-либо территории. Это, так сказать, первоисточники, серьезная научная база для занятий. Наши студийцы видят подлинники и могут подержать их в руках, а не изучают народные промыслы только по фотографиям или иллюстрациям в книгах. У них есть возможность сравнить с подлинным предметом свое творение, сделать копию музейного экспоната. Во-вторых, преподают у нас профессионалы, которые занимаются изучением ремесел многие годы, являются признанными мастерами.

Как бы вы сейчас сформулировали главную цель работы студии?

По-прежнему актуальна цель, ради которой студия и создавалась 35 лет назад, – это освоение народной культуры, восстановление забытых видов ремесел, а также создание определенной системы передачи ремесленных навыков. Главная наша задача – помочь ученику овладеть той или иной техникой на таком уровне, чтобы он сам мог творить.

По каким направлениям сегодня идет обучение в студии? Какие из них наиболее популярны?

Занятия в студии росписи. 2015 год. Фото предоставлено А.А. ГлебовойВ студии преподается несколько видов ремесел. Ежегодно мы проводим набор во все наши группы:  «Традиционные росписи», «Традиционная вышивка», «Лоскутная пластика. Народная кукла», «Кружевоплетение», «Ивоплетение и берестоплетение», «Деревянная игрушка. Традиционная резьба по дереву». Сроки обучения разные – от двух до четырех лет, в зависимости от того, как много технологий хочет освоить человек. Наибольшей популярностью пользуются росписи – у нас постоянно работают три группы, – а также лоскутное шитье.

Большинство участников студии наверняка составляют женщины. Почему традиционные ремесла менее популярны среди мужчин?

Ходят на занятия в нашу студию и мужчины (улыбается), но в основном группы действительно состоят из женщин. Они более активно проявляют себя в стремлении к творчеству. Трудно сказать, почему ситуация складывается именно так – возможно, сильный пол нацелен прежде всего на то, чтобы приносить в семью деньги, а ремесло лишь в редких случаях удается сделать основным способом заработка. Сейчас продукция народных промыслов не так востребована на рынке, как хотелось бы.

У вас в студии есть и детские группы – как организованы занятия там? 

Мастера проекта «Тихая моя родина». 2014 год. Фото предоставлено А.А. Глебовой

   В студии нет возрастных ограничений, к нам может ходить как пенсионер, так и ребенок. Бывает, что на одном занятии сидят мама с дочкой или бабушка с внучкой. Конечно, у нас есть и специальные групповые занятия для детей. Они проходят в теплой, почти домашней обстановке. К примеру, резьба по дереву. Они занимаются по несколько часов, затем делают перерывы – пьют чай, играют в традиционные крестьянские игры, общаются.

Как изменилось за годы существования студии отношение к народным промыслам?

Сейчас народные промыслы стали постигать активнее, можно сказать, что у людей появилась потребность изучать свои истоки. Но, конечно, такого ажиотажа, как в 90-е годы, в студии сегодня не наблюдается. Тогда желающих осваивать традиционные ремесла было так много, что наши кабинеты не могли всех вместить. Скорее всего, этому способствовала экономическая обстановка: многие остались без работы и, чтобы хоть как-то прокормить семью, начали мастерить.

Расскажите о вашем коллективе. Преподаватели студии – кто они?

Каждый из преподавателей ценен для нас, все мастера в «Вологодских росписях» – профессионалы своего дела, поэтому выделить кого-то одного очень трудно. Многие педагоги уже разработали авторские образовательные программы, которые защищены в Институте повышения квалификации в Вологде или НИИ художественных промыслов в Москве, к сожалению, закрытом в 90-е годы.

Преподаватели студии не просто дают ученикам какие-то ремесленные навыки – студийцы получают целый комплекс представлений о народной культуре и мировоззрении, у них формируется целостный взгляд на народные традиции. Наша студия – это некий катализатор интереса к народной северной культуре в обществе. Из числа студийцев вышло много замечательных педагогов и ремесленников. Многие выпускники имеют звание «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области», некоторые – звание «Народный мастер России».

Примечательно, что почти всех мастеров, преподающих в студии сегодня, студия вырастила сама. Вера Добрынинская, например, пришла сюда 30 лет назад совсем юной девушкой. Она работала тогда в детском саду, а учиться росписям решила для того, чтобы свободно владеть кистью – этого навыка не хватало в работе. Сегодня это известный художник, работающий в сложной технике авторского лубка. Ольга Гладышева – признанный знаток грязовецких росписей, идейный вдохновитель этого направления работы студии. Рассматривая работы Дины Теленковой, мастера традиционной вышивки, поражаешься уникальному сочетанию кропотливого труда и творческой свободы – эти качества она воспитывает и в своих ученицах. Мастер широчайшего диапазона – Светлана Летовальцева: ей одинаково близки и лоскутная пластика, и народная кукла, и ткачество, и кружевоплетение. Учеников Галины Талаловой, специалиста по уфтюгской росписи, можно узнать по почерку – настолько глубоко проникаются они увлеченностью своего педагога. «Мужскую линию» ведет в студии Сергей Оленев, раскрывающий студийцам секреты традиционной резьбы по дереву. Почти мужская сила требуется и для того, чтобы заниматься берестоплетением и ивоплетением, но с этими ремеслами прекрасно справляется Изольда Галаева. Она основала в одной из школ города клуб «Изба», где обучает детей разным видам ремесел. Желание собирать вокруг себя людей, увлеченных ремеслом, знакомо многим выпускникам студии, и некоторые из них организовали свои клубы, которые сегодня успешно работают – это клуб лоскутного шитья «Лепота» Ольги Мингалёвой и клуб «Вологодские лоскутики» Надежды Поливиной.

Какой вклад в изучение традиционных ремесел Вологодского края внесла студия за годы своего существования?

Преподавателями студии в сотрудничестве с Областным научно-методическим центром культуры и Школой традиционной народной культуры подготовлены к изданию несколько методических пособий, которые активно используются при обучении росписям: «Росписи Междуречья», «Вологодские свободно-кистевые росписи. Часть 1», «Вологодские свободно-кистевые росписи. Часть 2», «Гаютинская роспись», «Кичменгско-Городецкая роспись», «Роспись шекснинская золочёнка». Многие из этих росписей до наших исследований были практически утрачены, ими почти никто не занимался. Теперь же их изучают в Вологодском губернаторском колледже народных промыслов.

Также у наших мастеров вышли замечательные книги по росписям. В книге Надежды Путиловой «Глубоковские росписи» содержатся пошаговые инструкции, прочитав которые, можно узнать, как правильно держать кисть, как наносить изображение в разных видах росписей. А для самых маленьких – тех, кто еще не может достаточно свободно рисовать самостоятельно – в конце прошлого года издана раскраска «Вологодские росписи».

Студия известна за пределами Вологодской области. Именно нам Олимпийский комитет «Сочи – 2014» заказал пять лоскутных одеял, в узор которых вошли орнаменты 16 народных промыслов России. Мы часто участвуем во всероссийских выставках, научных конференциях.

Сейчас индустрия товаров для рукоделия предлагает необозримый выбор продуктов, а интернет дает массу возможностей для обучения. Студии приходится конкурировать с новыми веяниями?

Да, сейчас появилось множество способов освоения знаний: в режиме онлайн проходят мастер-классы на любые темы, широко доступны издания по самым разнообразным видам рукоделия. Конечно, плюсы технического прогресса несомненны: мы можем в один клик найти любую информацию, войти в интернет-сообщества, чтобы позаимствовать чужой опыт или поделиться своим. Но глубоко изучить традиции можно только занимаясь систематически и лично общаясь с мастером, который знает свое ремесло во всех нюансах – например, легко отличит ярославские росписи от новгородских, а копию – от подлинника.

В чем ценность народного искусства для современного человека?

У каждой нации свои традиции – это основа современной культуры, и человек должен о них знать. Именно из народного искусства выросло искусство классическое, и многие творческие личности черпали из этого источника вдохновение для своих свершений. Но особенно важно то, что народные ремесла несут в себе позитивное отношение к жизни. Творчески взаимодействуя с предметами старины, невозможно быть настроенным отрицательно.

Какие у студии планы на будущее?

Есть огромное желание расти и развиваться. Сейчас, например, студией готовятся материалы для издания нового методического пособия по грязовецким росписям и по технологии строчевых вышивок. И, конечно, планируем и дальше передавать наши знания молодому поколению, чтобы народная культура жила всегда.

Изольда Галаева, преподаватель студии «Вологодские росписи». Фото предоставлено А.А. ГлебовойНельзя было упустить возможность поговорить и с педагогами, много лет преподающими в студии. Наши собеседники – мастера народных художественных промыслов Вологодской области Изольда Павловна Галаева, преподаватель ивоплетения и берестоплетения, и Сергей Дмитриевич Оленев, мастер резьбы по дереву.

Как давно вы преподаете в студии?

Изольда Галаева: Уже 17 лет – помню те времена, когда мы отмечали двадцатилетие «Вологодских росписей». В то время я еще работала учителем русского языка и только начинала увлекаться плетением из ивы и бересты. Но творческая деятельность захватила меня настолько, что хобби постепенно переросло в главное дело моей жизни. Чтобы познать это ремесло, я объехала всю Вологодскую область с исследовательскими экспедициями, плести лапти училась у мужиков в самых отдаленных деревнях, побывала на многих конференциях и выставках за пределами региона.

Сергей Оленев, преподаватель студии «Вологодские росписи». Фото предоставлено А.А. ГлебовойСергей Оленев: Больше 10 лет, а преподавать я начал случайно. Будучи сотрудником музея-заповедника, иногда присутствовал на занятиях студии и однажды увидел, что взрослые студийцы, пришедшие с детьми, постоянно отвлекаются и не могут заниматься спокойно. Я пригласил ребят к себе и начал с ними мастерить игрушки из дерева. Теперь я набираю отдельные группы по резьбе, где обучаются дети от 5 до 15 лет.

Изменился ли за это время интерес ваших учеников к традиционным ремеслам?

Изольда Галаева: Сейчас люди активно интересуются стариной. Конечно, учеников в студии немного, но так и должно быть: творчество – это не массовый вид досуга, как поход в кинотеатр или торговый центр. К тому же обучать, например, берестоплетению 30 человек одновременно просто невозможно – ведь надо к каждому не один раз подойти, объяснить, показать, поправить.

Сергей Оленев: Я могу ответить на этот вопрос одной фразой: народные промыслы живы, живут и будут жить всегда.

Что для вас главное в преподавании своего направления? Какую цель вы ставите перед собой как преподаватель?

Изольда Галаева: Не я ставлю перед собой цели – это мои ученики ставят их передо мной. У каждой группы перед началом обучения спрашиваю: «Чему вы хотите научиться, что вы хотите получить от занятий?» Моя задача – помогать всем ученикам, для этого у меня разработано несколько программ для разного уровня подготовки.

Сергей Оленев: Когда приходит взрослый человек, я у него спрашиваю, чем он хочет заниматься, какие именно предметы вырезáть. А для обучения ребят помладше у меня подготовлены специальные программы, хотя и в этом случае стараюсь прислушиваться к их желаниям. Моя главная задача – научить держать инструмент в руках и искусно владеть им.

Что значит студия лично для вас?

Изольда Галаева: Когда с мая по сентябрь у нас каникулы, я очень скучаю по музею и своим ученикам. Меня так и тянет прийти в студию и встретиться с единомышленниками. С кем еще я могу поговорить о бересте, о народных промыслах, с кем поделюсь новыми идеями? Только с ними. И, знаете, после занятий у меня всегда на душе ощущение света и тепла.

Сергей Оленев: Студия «Вологодские росписи» настолько прочно вошла в мою жизнь, что я просто не представляю себя на каком-то другом поприще.