12+
Журнал о культуре Вологодской области

Ждать уже недолго – скоро будет ёлка!..

2015 Зима

Светлана Гришина

Почему разглядывать старые фото всегда интересно? В чем обаяние запечатленной на них прошедшей жизни, приметы которой в сегодняшней реальности почти неразличимы? Мы не знаем ответа на этот вопрос – просто поддаемся очарованию старых (и не таких уж старых) фотографий. На этот раз мы предлагаем нашим читателям прогуляться по новогодним ёлкам 50-х – 80-х годов ХХ века, совсем недавно ставшего веком прошлым. Давайте вспомним, какими они были – тогдашние новогодние праздники, с каким предвкушением чуда и счастья ждали их дети. А нашим гидом в этом путешествии будет Софья Андреевна Минулина – настоящий профи в «ёлочном» деле: сценарии для новогодних праздников Городского Дворца культуры она пишет без малого 40 лет.

Три-четыре десятилетия назад в Вологде было не так много мест, где проводились крупные новогодние ёлки. Во Дворце культуры железнодорожников шли программы для детских садов и начальных классов, а также балы для старшеклассников и взрослых. На новогодние дискотеки в «Спектр» собирались подростки, а в Городской Дом культуры (нынешний Дворец культуры, в 80-е он еще находился за рекой, в доме № 89 по Набережной VI Армии) шли школьники средних классов, а также маленькие жители Заречья. Ёлки для малышей проводил и театр кукол «Теремок», а вот в Театре юного зрителя и в областном драматическом ёлок не устраивали: считалось, что театр – место встречи с серьезным искусством. Вообще такого выбора способов отпраздновать Новый год, как сейчас, не было – мода на частных аниматоров появилась позднее, как и множество агентств, предлагающих услуги по проведению детских праздников. Конечно, ёлки в детских садах и школах были обязательным «блюдом» развлекательного новогоднего «меню», но поход на праздник в большой зал – это тоже был новогодний must have.

Сейчас перед нами огромное количество возможностей – кажется, что новогоднее предложение порой превышает спрос. Но билеты на большие многолюдные ёлки оказываются проданы задолго до начала праздничного марафона. В чем все-таки прелесть такого праздника? В ГДК, например, помимо большого зала и большой ёлки, зрителей привлекает возможность повеселиться вместе с детьми: родители тоже могут участвовать и в новогоднем действе, и поплясать на дискотеке вместе с ребятами. Многие из тех, кто сейчас приводит сюда своих чад, с благодарностью вспоминают ёлки своего детства в старом ГДК на Набережной…

Если сейчас обеспечением праздника своим отпрыскам обеспокоены исключительно родители, то несколько десятилетий назад это была, как правило, забота профсоюзов, имевшихся на каждом предприятии и в каждом учреждении. Профсоюз закупал сразу по сотне билетов в «Спектр» или ДКЖ, раздавал работникам, и их сыновья и дочери встречались на общем празднике. Постоянными посетителями ёлок в ГДК были дети сотрудников Вагоноремонтного завода, Мясомолмаша, Станкозавода, а также Подшипникового завода – до тех пор, пока ПЗ не построил собственный ДК.

Праздник немыслим без музыки, и сегодня мы можем услышать всё, что угодно, в хорошем качестве и на современном оборудовании. Но были времена, когда на ёлках звучала и живая музыка! В 70-х в ГДК музыкальное сопровождение новогодних представлений обеспечивал баянист – ох и доставалось же ему!.. А потом настала «эпоха» духового оркестра – эти ёлки были по-настоящему праздничными. К 90-м трубачей сменил вездесущий магнитофон – его более современные собратья и по сей день правят бал на большинстве новогодних ёлок.

Тогдашние дети, не избалованные, подобно нынешним, зрелищными шоу и кинематографом со спецэффектами, любые «ёлочные» сценарии принимали на ура. Надо сказать, что ёлка – и тогда, и сейчас – это не пассивный отдых: действо строится таким образом, что вся масса детей (а в больших залах их собирается до трехсот человек) так или иначе в нем участвуют: водят хороводы вокруг ёлки, играют со сказочными персонажами из массовки. Всё это требует большого профессионализма от организаторов: чего стоит одно умение выстроить детей вокруг ёлки, чтобы они не мешали друг другу, а персонажи, играя свою роль, должны успевать показаться всем – трудно представить, сколько кругов им приходится «намотать» по залу. Кстати, праздничная массовка раньше была гораздо многочисленнее: для организации больших праздников дома культуры привлекали общественность – учреждения и предприятия отпускали людей с работы или учебы.

Сказка ложь, да в ней намек – это всегда было девизом новогодних представлений. Детей приглашали не только повеселиться – они становились участниками поучительной истории, из которой исподволь выносили какой-то урок для себя. Элементарные правила вежливости, умение быть благодарным, честным, смелым, верным другом – всё это и сейчас так или иначе служит «идейным стержнем» веселого новогоднего праздника. Помимо этого, авторы сценария, сколько бы опыта у них ни было, всегда держат руку на пульсе событий современной детской жизни. Юные зрители должны узнавать в новогодней истории героев популярных мультиков и фильмов, слышать знакомые выражения и мелодии известных сегодня песен. Конечно, доктор Айболит, Бармалей и Кощей Бессмертный, не говоря уже о Деде Морозе, – герои на все времена, но с нынешним юным зрителем им не справиться без помощи Фиксиков, Барбоскиных или Смешариков.

Вспоминая себя ребенком, сейчас трудно сказать, насколько искренней была твоя вера в Деда Мороза – наверное, скорее это была готовность радоваться и праздновать, а то, что борода, посох и мешок – лишь реквизит, нисколько не мешало этому настрою. На больших городских ёлках Деды Морозы всегда были «профессионалами» дедморозовского дела. Например, в Городском Дворце культуры роль Деда Мороза на протяжении нескольких лет исполнял работник Вологодского вагоноремонтного завода – артистичный мужчина с хорошо поставленным голосом. Побывали в этой «шубе» и многие артисты вологодских театров. 

Раньше Дед Мороз одаривал особым вниманием обладателей карнавальных костюмов. Конечно, они были самодельные, а самыми популярными героями были зайчики, лисички, медвежата. Сейчас в костюмах приходят реже, и почти все они покупные. Лесных зверюшек потеснили харизматичные герои современного кинематографа – в мальчишеском варианте это бэтмены, супермены и человеки-пауки, а в девчачьем – принцессы, ангелочки и бабочки. Зачастую юные модницы предпочитают карнавальному костюму нарядное бальное платье.

Современная детская публика не поймет, если праздничное представление обойдется без разного рода технических новшеств – например, без светового шоу или большого экрана, на котором будет показана часть новогодней истории… Так и вспоминаешь то чувство веселого ужаса, когда в зале ДКЖ вдруг на минуту выключался свет, и сказочные герои, очень убедительно изображая испуг и панику, бегали вокруг ёлки под звуки тревожной музыки… Никаких тебе экранов и спецэффектов – а праздник удался!

Конечно, куда мы сегодня без современных технических новинок. Сравниваю недавно купленную светодиодную электрическую гирлянду с гирляндой моего детства – лампочки уменьшились раз в 20! Теперь не видно никаких патронов – только волшебные огоньки, по твоей воле гаснущие и загорающиеся. Но старые лампочки – до чего же милые!.. Некоторые уже не горят, и заменить их нечем, но каждый раз так хочется включить эту старую гирлянду…

Ностальгические раздумья о лампочках наводят на вопрос о том, что еще из новогодних традиций мы приобрели и что утратили. Наверное, самое главное приобретение – своеобразная «профессионализация» праздника: сегодня к нашим услугам целая армия готовых Дедов Морозов и Снегурочек (страшно представить, в условиях какой конкуренции им приходится трудиться!). Да, это удобно: позвонил – заказал – заплатил – получил. По этой схеме действуют детские сады, школы и родители. Налицо экономия времени, что, конечно, важно для нас, таких занятых. Но! Не кажется ли вам, что уверяя себя в том, будто бы любой праздник (особенно домашний) можно купить за деньги, мы себя обманываем?.. Почему Дедами Морозами перестали наряжаться учителя и старшеклассники, папы и дедушки? Потому что мамам и бабушкам недосуг смастерить им бороды и шубы? Или потому, что заказать аниматора или «взять количеством», сводив дитя на пять новогодних праздников в разные места, стало считаться хорошим тоном? Не подсказывает ли нам что-то неумирающая традиция больших новогодних ёлок? Ёлок, которых ждешь, к которым готовишься, в которых участвуешь сам, деля веселье и радость со множеством других детей. Может быть, в этом и состоит секрет самого волшебного праздника?..

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала помощнику режиссера народного театра «Раёкъ» Городского Дворца культуры Софье Минулиной, заведующей информационно-издательским сектором ГДК Наталье Мельниковой, сообществу «Старая Вологда» и лично Дарье Гуторовой, главному хранителю фондов Вологодского государственного музея-заповедника Ирине Соколовой, а также сотрудникам Информационно-аналитического центра культуры Светлане Гришиной, Наталье Малковой, Людмиле Парамоновой.


В свежем номере:

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить