12+
Журнал о культуре Вологодской области

Лариса Ковалёва: «Наша работа – это долгий и кропотливый труд, который никому не виден»

2016 Зима

Людмила Корлякова

Юбилейная фотосессия Клуба авторской песни «Откровение». 2012 год. Фото из личного архиваКлуб авторской песни «Откровение» создан в 1986 году. В 2001-м коллектив получил звание народного. В студии при клубе учат петь и играть на гитаре, сочинять музыку и анализировать выступления участников. За последние 5 лет коллектив неоднократно становился лауреатом и дипломантом различных фестивалей и конкурсов авторской песни, конкурсов композиторов. А в 2011 году стал инициатором и организатором открытого фестиваля современной музыки и поэзии «Откровение». Руководит клубом с момента его создания Лариса Ковалёва – композитор, автор-исполнитель, лауреат всероссийских конкурсов народного творчества, обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия», лауреат областных конкурсов самодеятельных композиторов «Перезвоны». Наш разговор – о музыкальной творческой кухне и о секретах популярности клуба.

Лариса Григорьевна, расскажите, как начинался ваш творческий путь? Юность. Фото из личного архива

Мое детство и юность до 14 лет прошли в Луганске (тогда это был Ворошиловград). Помимо общеобразовательной школы, я училась в музыкальной, после восьмого класса с легкостью поступила в музыкальное училище по классу скрипки. Тут я совершила главную ошибку в своей жизни: имея хорошие данные скрипачки, решила, что музыка – это не мое, и бросила учебу. Поработав, поняла, что нужно учиться дальше, и поступила в Луганское культпросветучилище. Потом был Киевский топографический техникум, чуть позже – музыкально-педагогический факультет Вологодского педагогического института. И сама не заметила, как музыка – на этот раз прочно – вошла в мою жизнь, стала моей судьбой.

Встреча с Клубом авторской песни «Январь» в поселке Шексна. Около 1988 года. Фото из личного архиваКак возник клуб авторской песни «Откровение», создателем и идейным вдохновителем которого вы являетесь на протяжении многих лет?

В 1984 году я была принята на работу в Областной научно-методический центр народного творчества и культпросветработы. На хрупкие плечи молодого специалиста легла нелегкая ноша – я должна была курировать все вокальные коллективы области, а еще и самодеятельных композиторов. Но работы я не боялась, поэтому взялась за дело со всей ответственностью. Было сложно, но интересно. К июню 1986 года сложился небольшой коллектив авторов-исполнителей, позже превратившийся в клуб авторской песни «Откровение». Сначала клуб состоял из 5-7 человек, а со временем вырос до 45-ти; нас пригласили в Городской Дворец культуры.

На концерте в Белозерске в День города. Старший состав Клуба авторской песни «Откровение». Фото из личного архиваСкладывается ощущение, что ваш коллектив – одна большая дружная семья. Есть ли традиции в вашем музыкальном семействе?

Самой главной и приятной традицией, конечно, являются поездки на фестивали и конкурсы. Активно их ищем и с энтузиазмом участвуем – где еще нас так внимательно послушают и оценят? И сейчас приятнее вдвойне, когда не я собираю ребят, а когда они сами предлагают куда-то поехать. Очень жаль, что не у всех совпадает время отпусков – всем большим дружным коллективом выехать непросто. Конкурсный репертуар готовим в дороге, очень радуемся и гордимся, если удается стать лауреатами – ведь это значит, что наши песни не оставляют людей равнодушными.

Еще и другие интересные традиции, одна из них – церемония посвящения в члены КАП, с обязательными испытаниями, произнесением клятвы и целованием знамени клуба. Есть у нас и церемония вручения ежегодной премии «Откровение года». Хорошая традиция – новогодние капустники – для меня это всегда открытие новых талантов.

Клуб авторской песни «Откровение». Около 2006 года. Фото из личного архива Занятия в студии «БАРД и К» – тоже своего рода традиция: обучение, передача опыта, музыкального и сценического?

Поскольку мы принимаем всех желающих, понятно, что данные у всех разные, поэтому без обучения нельзя никак. А научиться нужно многому: освоить гитару, поставить голос, научиться петь в ансамбле. Нужно также уметь свободно ориентироваться в разных песенных жанрах, чувствовать стилистику разных музыкальных направлений. Зритель знает, что человек с гитарой – это артист, умеющий спеть всё, начиная от дворовой песни и заканчивая классическим романсом. И его нельзя разочаровывать.

На крыльце кинотеатра «Ленком». 2012 год. Фото из личного архиваПолучается, четких возрастных рамок для вступления в клуб нет? Есть ли другие критерии?

Раньше я пыталась прослушивать тех, кто приходил в клуб, а сейчас думаю, что если человек пришел, то он понимает, куда именно и с какой целью. Чаще всего это так и есть. Мы обязательно знакомим новичков с клубом, показываем наши ролики и фильмы – так складывается представление, кто мы такие и чем занимаемся. Влиться в спаянный творческий коллектив всегда сложно, но тот, кто заинтересован, присматривается, прислушивается, принимает – тот остается.

Что помогает «Откровению» быть востребованным на протяжении стольких лет?

Мне кажется, зрителю сейчас не хватает живой музыки, а идя на наш концерт, человек знает, что он получит качественное исполнение именно той музыки, которая нужна его душе в этот момент. Ради этого нам порой прощается то, что мы, может быть, не всегда совершенны как вокалисты. Но когда песня льется из души – зритель это чувствует.

А сегодняшний зритель отличается от того, который был, например, 10, 20 или 30 назад?

На фестивале современной музыки и поэзии «Откровение». 2011 год. Фото из личного архиваМне кажется, что не отличается. Зритель постоянен в своих желаниях. Всегда хочется, чтобы пели тебе одному, чтобы обращались со сцены только к тебе. Помню, как на одном из концертов женщина, вытирая слезы, пыталась подпеть нам из зала: «Хранитель мой, благодарю за то, что раны есть на крыльях …». А как сейчас слушают песни Окуджавы, Городницкого, Визбора?.. Так вот, 30 лет назад их слушали так же. Конечно, в концертном зале не захотят слушать костровые или походные песни, не очень любят и длинные, философские. Мы внимательно отбираем репертуар для концертов, и наши слушатели тоже следят за этим, бывает, направляют нас, спрашивая: «А не хотели бы вы сделать такую-то программу? А почему вы давно не пели такого-то автора?»

Как композитор, вы можете объяснить, в чем разница в исполнении своих и «чужих» песен?

С членами клуба Екатериной Фоломешкиной и Владимиром Королевым у бюста Пушкина. 2010 год. Фото из личного архиваДля меня нет разницы, какую песню готовить к исполнению, свою ли, чужую. В любую песню ты вкладываешь весь свой творческий арсенал. Но я сама своих песен почти не пою – пишу в надежде, что кто-то когда-нибудь откроет их для себя. Как-то на фестивале член жюри спросила, почему свою песню я не пою сама? И сама же назвала причину, попав в точку. С ее легкой руки некоторые мои песни увидели свет. А вообще, как автор-исполнитель, я не стала бы делить песни на свои и чужие – есть песни талантливо написанные и талантливо исполненные.

Можно ли объяснить словами, как пишется музыка, как рождается новая песня?

У всех этот этап проходит по-разному, и у меня тоже всяко бывает. Вообще, мои песни пишутся долго. Стихи «начитываю» постоянно, интересные сразу стараюсь записать, чтобы потом перечитать, может быть, взять в работу. Музыкальные идеи редко появляются, как подарок – это долгий и кропотливый труд. Но вряд ли кому-то интересно, как именно ваяется музыка – интересен результат.


В свежем номере:

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить