На страже музея: Кот Семён и Наталья Киршина – о традиционных и межпланетарных проектах

2016 Зима

Юлия Шутова

Кот Семён в родных пенатах - Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области (музее «Семенково»)Всем, кто дружит с музеем «Семёнково», хорошо знаком Кот Семён. Уж мимо этого выдумщика и затейника пройти нельзя! На его счету много громких побед: не только своей знаменитой схваткой с мышами известен Семён – он также является триумфатором фестиваля «Музейный гик». В этом году кот впервые отправился в народ – «Дорогами грифонов и райских кущ» проехался он по Вологодчине. Сопровождал его музейный арт-десант во главе с Натальей Киршиной, заведующей Архитектурно-этнографическим музеем Вологодской области. В предновогоднее затишье мы подкараулили усатого и его хозяйку, узнали историю Кота и попытались приоткрыть некоторые его секреты.

Ну что, Кот, как ты в «Семёнково» оказался?

Кот Семён: Началась моя служба в «Семёнково» весьма и весьма интересно... Родился я в деревне Марфино и с самого рождения моего выделялся среди братьев и сестер умом и сообразительностью, а любопытство-то какое меня одолевало! Подрос я и решил: буду гулять сам по себе. Побегав по окрестностям, я услышал, что музей «Семёнково» одолели мыши! Как же так? С каких это пор мыши хозяйничать стали?! Ну, я бегом в музей, хозяюшку Агапьевну выручать! Огляделся – просторы-то какие! Сразу ясно, простой кот не справился бы – повезло музею со мной, всех мышей повывел! Три года назад это было – да помните, наверное, на Маслену! Принялся потом владения свои изучать, восхитился: не зря купцы между собой домá на Русском Севере «кораблями сухопутными» называли. И правда похожи. Выстроились в два ряда, да смотрят все в южную сторону, чтобы солнце дольше в окна светило...

Наталья Киршина: Мы долго сомневались, нужен ли кот музею, и поняли, что сами наши гости могут подсказать, как же нам решить проблему с мышами. Объявили всему свету, что «Семёнково» одолели мыши: подскажите, что же делать. Стали люди нам давать советы, и конечно, прозвучала идея: заведите кота. Тогда мы специально устроили «Кошачьи посиделки», чтобы понять, какого кота взять в музей. Ученая кошка Василиса и ее хозяйка, специальные гостьи на этом собрании, авторитетно заявили, что для такой огромной территории нужен кот со сверхспособностями. А художник и дизайнер Валерий Малиновский быстро изобразил, как он будет выглядеть.

Вообще идея поселить в музее кота возникла, когда мы работали над проектом «Музейный Encounter» – в конце 2012 года. Проект предполагал, что необходимая для игры информация будет закодирована, и ее нужно будет получать, используя qr-коды. Но нам казалось, что людям будет сложно это воспринять, и мы решили, что информация у нас будет не закодированная, а «закотированная», а у нашего кота на лапке появится особый отпечаток в виде qr-кода. Мы очень переживали, думая о том, как внедрить в сознание вологжан иностранное слово «encounter», особенно когда речь идет о русской деревне. Но использовать его в названии проекта было принципиально: это своеобразный манок для молодежи, ведь encounter уже завоевал свою аудиторию, и нам было важно заимствовать формат этой игры, перенеся ее в музейную среду. И вот обстоятельства совпали: музей одолевают мыши, а проекту нужен герой, который станет проводником из мира кодов в мир русской деревни. На Широкой Масленице 2013 года состоялся первый выход Семёна в свет, и одновременно прошла презентация проекта «Музейный Encounter». Кот Семён стал героем этого дня и спас праздник, на котором должны были испечь блин-великан. Кот Семён в родных пенатах - Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области (музее «Семёнково»)Именно Семену принадлежал гениальный план пленения мышей: находчивый музейный кот пошел на хитрость и объявил временное перемирие с мышами, устроив флэшмоб «по-деревенски». И проект стартовал. А кот наш шустрил, с гостями фотографировался и быстро полюбился людям.

Семён: Да, уж очень я люблю фотографироваться!

Кот, как проходит твой рабочий день?

Семён: Мой рабочий день – это двадцать четыре часа в сутки, но, разумеется, в него входит и поесть, и поспать, и на солнце порезвиться, мышей половить, ну и с посетителями пообщаться.

Гроза мышей СемёнНаталья Киршина: Кот Семён существует в трех ипостасях. Во-первых, это самый настоящий кот Сёма, который чаще всего бывает в доме Жукова – ближайшем строении к лесу. Это кот-гуляка, всю округу обойдет, а хозяйка его и кормит, и поит. Он почти всегда выходит к посетителям – экскурсоводы в шутку жалуются, что приходится выдавать большой объем информации буквально на входе, потому что потом Сёма обязательно появится и завладеет вниманием гостей. Кот Семён, который сейчас беседует с нами – кот статусный, ему не до мелочей. Он появляется, когда речь идет о презентационных проектах. А третья ипостась кота Семёна живет на ресурсе «Музейный encounter». У него есть своя энциклопедия, которую он составил при помощи научных сотрудников музея, и он – главный герой игры, в которой все задания сформулированы с позиций кошачьей логики. Уникальный отпечаток его лапы в виде qr-кода – это, по сути дела, ключ к постижению народной мудрости, знаний о структуре и планировке русских домов, об их архитектурных деталях. Подробный рассказ кота Семёна обо всем этом можно услышать, выйдя на сайт проекта с помощьюI межпланетарный фестиваль «КиноКОТ в Семёнково». Фото музея «Семёнково» информационных панелей, которые установлены у каждого музейного дома. За последние восемь месяцев Энциклопедию кота Семёна посетило 2000 человек, хотя в этом году мы почти не занимались продвижением Музейного энкаунтера. Так что у нашего кота забот много. А его образ в какой-то степени стал фандрайзинговым инструментом: в том числе благодаря этому персонажу нам удалось заслужить доверие компании «Северсталь», которая уже шесть лет является постоянным партнером и спонсором музея. В нашей работе всё не случайно – игры играми, но у музейного кота своя роль и своя миссия.

Как вы думаете, почему Семён так быстро полюбился публике?

Наталья Киршина: Этот кот сам по себе демонстрирует все те качества, которые мы хотели бы видеть в наших посетителях. Он любознательный и предприимчивый, немножко авантюрист и не стесняется задавать самые неожиданные вопросы. В то же время он демонстрирует чрезвычайную меру осведомленности о некоторых предметах, и мы его по праву называем «кот ученый». И, конечно, кошки – это любимые домашние животные, хозяева буквально влюблены в них, и кот в этом смысле близок самой широкой аудитории.

Очевидно, что Семён любит вспышки камер и рукоплескания публики. Уж не поэтому ли он решил устроить в музее межпланетарный фестиваль «КиноКот», который впервые состоялся в «Семёнково» в рамках акции «Ночь музеев»?

Семен: Да и опыт съемок в кино я имею! В документальном фильме про вологодское масло я дегустировал разные виды масел и, конечно, без труда определил наше родное, вологодское (ролик можно в интернете посмотреть). А однажды к нам народный артист приезжал кино снимать! Николай Досталь, слыхали? Уж как меня увлек этот процесс, а ведь я со стороны наблюдал! Вот и решил не отставать от великих и учредить фестиваль своего имени.

Наталья Олеговна, не боязно ли было доверить Коту межпланетарный проект?

Наталья Киршина: Нисколько! Наоборот, благодаря Семёну мы можем немножко выйти за привычные рамки строгости и академичности, которые приписываются музеям, и перейти на другой уровень общения с посетителями. 2016-й год – Год российского кино, все музеи так или иначе обращались к этой теме, и нам не хотелось обходить ее стороной. Ну а кому можно доверить проект на тему серьезную, но в то же время интересную и близкую аудитории? Конечно, нашему Семёну. Тем более, что у него большой опыт общения с кинозвездами, и сам он не раз становился свидетелем кинематографического процесса. Наш любознательный кот не мог не отреагировать на то, что происходило в Семенково в декабре 2015-го, когда в преддверии Года кино музей стал одной из съемочных площадок фильма «Монах и бес». По «Семёнково» гуляли народный артист России Николай Досталь, Георгий Фетисов, тогда молодой начинающий актер, сыгравший роль беса, и Тимофей Трибунцев. Ну, и конечно, кто как не кот видел всё происходящее – он общался с творческой группой, его почесывали за ушком и совсем вскружили голову нашему усатому... И поэтому он амбициозно заявил: мы и сами с усами, устроим свой кинофестиваль, и не простой, а межпланетарный. На этом фестивале можно было пройтись по дорожке, по которой гуляла гостья VOICES – 2015 Катерина Мурино, посидеть на стуле польского мэтра Кшиштофа Занусси, почувствовать себя на съемках в интерьерах для фильма «Монах и бес», посмотреть кино и самим попробовать поснимать. Ну а наш Семён везде поспел и стал создателем особого настроения в тот вечер.

С появлением общительного кота Семёна в музее начала работу его почта. Можно ли сейчас ею воспользоваться?

Кот Семён: Ну, разумеется. В сувенирную лавку заходите, открытку с моей усатой персоной выбираете, заполняете и прямо там опускаете в почтовый ящик – он на входе висит. Так близкие ваши весточку и от музея получат, и от меня лично, а кто-то наверняка захочет нашими просторами лично полюбоваться и в гости к нам соберется.

Наталья Киршина: Нам бы хотелось, чтобы этот проект «Почта кота Семёна» получил дальнейшее развитие и осмысление. Например, чтобы люди, которые приехали в музей с этими открытками, имели бы скидку на посещение. Ну а вообще образ кота Семёна очень привлекает посетителей сувенирной лавки. Когда к нам приезжает публика из столицы, особенно из «музейного мира», они всегда интересуются судьбой кота Семёна, узнают, что же он еще натворил, смотрят новый сувенирный ряд. И это не удивительно, ведь над «имиджем» Семёна работал художник Валерий Малиновский, анимировал его на ресурсе «Музейный encounter» Вадим Кузьминский. Наша замечательная художница Вера Добрынинская также запечатлела Семёна, резвящегося на Масленице, в технике лубка. Так что над этим образом поработали и художники, и дизайнеры, и научные сотрудники, он запомнился и полюбился. Наш усатый и сам достаточно активен и пошел в народ: привлекает внимание к музею, завоевывает популярность, когда выезжает в районы. Он всегда очень непосредственный и доброжелательный, гостеприимный, наивный, но остроумный. Что можно ожидать от этого озорника? Да что угодно!

Участвуя в проекте «Дорогами грифонов и райских кущ», кот Семён впервые покинул родной музей. Семён, как ты на это решился? Доволен ли путешествием?

Кот Семен: Ой, доволен, очень мне понравилось! Всюду меня радостно встречали, обнимали и гладили, кормили и поили, фотографировались да вопросы задавали. Северные росписи изучил, арт-объекты в Харовске, Бабушкино и Тотьме установил и вернулся домой – ведь, как известно, в гостях хорошо, а дома лучше...

Наталья Киршина: В июне наш Кот наблюдал за работой мастеров народных промыслов на арт-сессии, которую мы организовали в рамках проекта «Дорогами грифонов и райских кущ». Он украдкой следил за тем, как от лёгких прикосновений кисточек распускаются диковинные цветы, бесшумно взлетают волшебные птицы и гарцуют добродушные львы. Когда же всё было готово, Кот пришёл в восторг от получившейся картины. Он также узнал, что для каждой местности характерен отдельный вид росписи. Эта мысль лишила его покоя, и Кот решил всё увидеть собственными глазами. И вот музейный арт-десант вместе с Семёном высадился в Харовске, в селе имени Бабушкина и в Тотьме, а завершилось путешествие в Вологде. В каждом из этих мест он посетил музеи, общался с детьми и установил арт-объекты – скамейки и указатели с росписями данной местности, которые помогут путешественникам ориентироваться на маршруте «Дорогами грифонов и райских кущ». Везде, где бывал Кот, он фотографировал росписи, и марки на его дорожном чемодане – свидетельство этого путешествия.

Вы не представляете, сколько приглашений он получил потом! Семёну прислали письмо из Белозерска, пригласив в рыбацкое село Маэкса, из Кириллова попеняли, что к ним не заехал. Все ждут нашего Кота, и, конечно, ему льстит такое внимание.

Друзей у Семёна много, это очевидно – жаль, что нет подружки...

Кот Семён: А, может быть, я как раз и ездил по Вологодской области в поисках… (таинственно жмурится)...

Чем особенно горд кот Семён?

Кот Семён: С момента своего появления здесь повел я себя как настоящий герой – спас Широкую Масленицу. Столько гостей ждали праздника, а он был под угрозой из-за мышей, растащивших всю муку. Но завершилось все благополучно: блин-великан получился и перевернулся, а запущенный в тот день «Музейный энкаунтер» спустя год стал обладателем Гран-при I Интернет-фестиваля музейного мультимедиа «Музейный гик». В этом году поводом для гордости стало мое маленькое путешествие по районам области, где я показал себя истинным знатоком северных росписей.

Кот Семен в зимнем «Семенково»Наталья Киршина: Я вам могу по секрету сказать и то, о чем наш Семён сожалеет больше всего – о том, что он не был выбран талисманом Чемпионата Мира по хоккею – 2016. Конечно, он был разочарован, но между тем многие узнали о его персоне и о музее «Семёнково».

Семён, то, что говорят о котах и кошках пословицы и поговорки, – правда?

Кот Семен: Ну, говорят, не всё коту Масленица, кот из дома – мыши в пляс, в темноте и Семён серый (мурлычет)... А ведь еще есть много примет, связанных с усатыми: свернулся клубком где-нибудь в теплом месте – похолодает, стену скребет – то же самое, начал кот намываться, так сразу ясно – быть в доме гостям.

Наталья Киршина: Этих поговорок не счесть – их породил народ, который наблюдал за своими любимцами. Коты и мыши – это вечная тема, потому что жизнь в крестьянской деревне в XIX веке без кошек была невозможна. В амбарных постройках, где хранилось зерно, были специальные лазы, чтобы кошка могла прийти и половить мышей. Другое дело, что отношение к ним было не такое, как сейчас. Тогда кот вовсе не был этаким домашним комочком, которого можно потискать и приласкать. Ценили кошек ловчих, не ленивых и при этом чистоплотных. На новоселье кошку запускали в жилую часть дома, а петуха – в хозяйственную.

Кот, что пожелаешь читателям на Новый год?

Кот Семён: Чтобы мышей в доме не водилось, а рядом был кто-то такой же добрый, теплый и игривый, как ваш дорогой Семён. Здоровья и счастья всем желаю и всех жду на новогодние праздники в «Семёнково»! Рядом с Семёном грустно не бывает! Журналисты cultinfo.ru в этом убедились

Наталья Олеговна, а все-таки, какой он на самом деле – кот Семён?

Наталья Киршина: Он большой выдумщик, он хитер и забавен, он все знает и за порядком следит. Он наивный и непосредственный, не боится задать любой вопрос. И от наших посетителей он ждет такой же внимательности, жизненного азарта, интереса к истории и культуре родного края. Приезжайте к нам в «Семёнково», не стесняйтесь спрашивать и предлагать новые идеи, как это делает наш озорник Семён.