12+
Журнал о культуре Вологодской области

Театр моды «Истоки»: 20 лет спустя

2016 Зима

Наталья Щапкова

Алёна Ковалёва. Фото из личного архиваРассказывая о юбиляре, громких слов лучше избегать – ведь зачастую они воспринимаются как дежурные комплименты. Но говоря об образцовом детском коллективе «Театр моды “Истоки”», обойтись без слова «уникальный» не удастся. На протяжении почти двух десятков лет дети приобщаются здесь к творчеству в самых разных его проявлениях, и всё, чему они научились, они показывают на сцене. В марте следующего года театр отметит 20-летие большим концертом. Понятно, что такой коллектив – штучная авторская работа. Создатель и бессменный руководитель театра моды – член Союза дизайнеров России Алёна Ковалёва, и с нею мы беседуем об истории «Истоков», о создании коллекций и о работе модели.

Алёна Фёдоровна, театр моды был создан почти 20 лет назад, в непростые 90-е годы – как возникла эта идея?

Театр открыт в 1997 году, и идея его создания была не так уж и нова – в это время в России уже работала ассоциация детских коллективов «Золотая игла» под руководством Галины Чубаровой. В нее входили те, кто занимался прикладным искусством на базе домов творчества для детей и молодежи в Москве. Вскоре такие объединения стали появляться и в других городах. В 1996 году руководители «Золотой иглы» приехали в Вологду наладить контакты. В вологодском Дворце творчества детей и молодежи все кружки по прикладному искусству входили в объединение «Вологодские истоки», и его заведующая Татьяна Соколова поддержала идею вступить в ассоциацию.

Когда меня пригласили работать во Дворец творчества, уже была создана серьезная техническая база – с помощью наших мастеров мы могли творить всё что угодно. Над первой коллекцией «Льняное очарование» мы трудились всеми мастерскими. Денег у нас не было, но были отрезки льна, энтузиазм и мастерство – и у нас получилось. Театр моды стал активно выступать в Вологде: в детских садах, школах, на разных культурных мероприятиях. На сегодняшний день нами подготовлено более 60 коллекций – это позволяет делать большие концертные программы.

Пройтись по подиуму – это лишь часть того, чем занимаются ваши ученики. Чему они еще учатся?

В нашем театре моды мы не только показываем одежду, но и создаем ее. За время обучения ученики проходят через все мастерские прикладного искусства: начиная с глиняных изделий и заканчивая шитьем, и везде делается упор на изучение истории костюма. Шитье у нас преподается в старших группах, хотя иногда за машинку садится и средняя. Сначала дети шьют на кукол, а потом начинают изготавливать настоящую одежду.

Кроме прикладного искусства и дефиле девочки изучают актерское мастерство и хореографию с элементами гимнастики. Надо сказать, что раньше мы не занимались танцами так серьезно, сейчас – другой подход. Умение танцевать – это пластика, чувство ритма, свободное владение своим телом. Для театра моды всё это дает огромные дополнительные возможности.

Почему именно театр моды?

На определенном этапе развития «Истоков» мне показалось, что обычного дефиле недостаточно – модели получаются «бессловесными». Современные модельеры часто проводят показы в необычном формате, не ограничиваясь проходом моделей по подиуму. Постепенно я пришла к мысли о том, что наши показы должны быть театрализованными – так интереснее и зрителям, и самим детям.

Показы ваших коллекций – это целые фешен-спектакли. Расскажите об этом жанре. Чем он отличается от обычного дефиле?

В фешен-спектаклях соединены дефиле, актерское мастерство и хореография. Звучит вроде бы просто, но к этой форме мы шли все 20 лет. Сейчас у нас есть большой спектакль «Снежная королева»: в нем задействованы все 85 учеников, более 100 костюмов и множество декораций. Герои оставлены прежними, интрига сохранилась, хотя сюжет, конечно, изменен – например, Герда в поисках Кая попадает в Париж на показ мод.

В копилке театра – самые разнообразные коллекции одежды: от вологодского льна до японских мотивов. Как рождаются новые идеи?

У нас нет каких-то четких правил, по которым создаются коллекции. Изучая ту или иную тему – например, историю русского костюма, – мы создаем одежду в этом направлении, и она не только используется в показах, но и служит иллюстративным материалом для дальнейших занятий. В коллекции «Костюм XIX века в произведениях классиков русской художественной литературы» воплощаются образы произведений Пушкина – семьи Лариных, Елизаветы из повести «Барышня-крестьянка», толстовской Кити из романа «Анна Каренина», тургеневских девушек, дамы с собачкой из одноименного рассказа Антона Чехова. Текст спектакля озвучил заслуженный артист России Всеволод Чубенко, а я подобрала музыку – пришлось прослушать огромное количество классических произведений русских композиторов того времени, чтобы выбрать те, которые, на мой взгляд, соответствовали бы образу героини.

Театром моды создано несколько коллекций, посвященных брендам Вологодчины…

Раньше в рамках Международной выставки-ярмарки «Российский лён» проходил конкурс, связанный с изготовлением льняной одежды, и почти к каждому конкурсу мы создавали новую коллекцию. Возможно, во многом благодаря нашему коллективу организаторы включили в конкурс номинацию «Детский костюм»: изначально ее не было, а мы представляли именно одежду для детей. Вологодское кружево также не обходим стороной – в наших моделях часто используются кружевные детали, и у меня есть мечта сделать коллекцию, посвященную именно кружеву.

Можно ли назвать Вологду модным городом?

При современном уровне развития коммуникаций ни для кого не составляет труда узнать, что сейчас в тренде. Поэтому следовать моде можно везде – и в столице, и в глубинке. Однако нужно понимать, что для этого требуется не только осведомленность, но и хороший вкус.

Где обычно вы демонстрируете свои коллекции?

У нас очень много выступлений – в среднем два-три в неделю, и очень часто выступаем на культурных мероприятиях – на открытиях выставок, в ходе музейных акций (например, «Ночь музеев»), на общегородских праздниках. Активно сотрудничаем с Вологодской областной картинной галереей и Вологодским музеем-заповедником, особенно музеем «Мир забытых вещей». Именно здесь мы представили первую коллекцию одежды «Льняное очарование». Коллекцию «Костюм XIX века в произведениях классиков русской художественной литературы» также демонстрируем только в залах музея. Бывает, что выходим на сцену вместе с артистами Вологодской филармонии.

Часто ли «Истоки» путешествуют по другим городам и странам?

За 20 лет мы, можно сказать, объехали всю страну, побывали и за рубежом – в Италии, Финляндии и Франции. В этом году в начале октября ездили в Архангельскую область на фестиваль «Костюм Русского Севера». Часто выступаем в Санкт-Петербурге: там у театра есть хороший друг – вологодская певица Елена Никитина, которая сейчас живет в северной столице и приглашает сопровождать ее на концертах.

Театр моды – победитель и призер многих конкурсов. Расскажите о самой важной вашей победе.

Самый значимый приз театр получил за «Коллекционный фарфор» в 2000 году. Я тогда еще не осознавала уровня конкурса «Российский лен». Когда мне сообщили, что «Истоки» выиграли, я даже не поняла, какое это большое достижение. Только когда мне вручали медаль, пришло понимание того, что это серьезная победа.

В обыденном представлении модель – красивая девушка, от которой не требуется ничего, кроме внешней привлекательности. Как вы спорите с этим расхожим мнением?

Да, многие думают, что модель – это своего рода вешалка для одежды. Я же считаю, что по-настоящему красивой может быть только яркая личность. Важны не столько правильные черты лица или длинные ноги – важно, чтобы взгляд светился умом, выражал внутреннюю наполненность.

В нашем театре мы даем много полезных навыков и знаний, которые обеспечивают комплексное развитие. Мы не ставим своей задачей подготовить детей именно к работе в модельном бизнесе или к получению профессии дизайнера – мы создаем гармоничную личность. Они много знают, умеют поддерживать физическую форму и могут занять себя творчеством – им никогда не будет скучно.

Со скольки лет вы принимаете в театр моды? Есть ли конкурсный отбор при поступлении?

К нам ходят ребята с трех лет и старше – как правило, это школьники. Двери театра открыты для всех: хочешь заниматься – занимайся. Особых требований к внешности моделей не предъявляем, главное – желание учиться.

Есть ли среди учеников театра юноши?

Когда-то давно у нас набиралась группа мальчиков, но сейчас молодых людей в театре нет – есть друзья, которых мы привлекаем для участия в различных проектах. Мужское дефиле намного проще женского, и выучить его приемы нетрудно, а если есть харизма, от юноши больше ничего и не требуется.

За 20 лет через театр моды прошли сотни детей. Какими были ваши первые ученики, какие они сейчас? Есть ли те, кто продолжил карьеру на модельном поприще или стал дизайнером одежды?

Раньше девочки уже в 10 лет отличались самостоятельностью, а сейчас – наоборот. Дети стали более «присмотренными», даже многих подростков после занятий забирают родители. Не знаю, хорошо это или нет, но это так. Но зато родители сегодня активно участвуют в работе театра.

На дизайнера у нас выучилась только одна девочка, сейчас она работает в Иваново. Но ни в ком из своих учеников я не разочаровалась. Ведь цель обучения не в том, чтобы они стали суперзвездами, прославились – всё это глупости! Девочки выбирают самые разные профессии, чаще всего далекие от того, чем мы занимались в театре, но главное, что они умеют выбрать то, что им интересно, и готовы добиваться успеха. 4 ноября у нас была встреча с выпускницами, которые сейчас учатся в разных городах. Я увидела приветливых, умных, стильных и красивых девушек – вот этим я и горжусь.


В свежем номере:

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить