«Звание народного театра ко многому обязывает»

2016 Зима

Наталья Щапкова, Светлана Гришина

Капустник. 2013 год. Фото vk.com/club4219939Вы, конечно, узнали цитату? Да, это бесподобный герой Евстигнеева из бесподобного же «Берегись автомобиля». Режиссер народного театра, состоящего из милиционеров и шоферов, он убежден в том, что «актер, не получающий зарплаты, будет играть с бóльшим вдохновением», что Ермолова вечером играла бы намного лучше, «если бы она днем работала у шлифовального станка», и что «народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные». Оставим на его совести эти спорные утверждения, а сами обратимся к другому народному театру, в который вот уже 50 лет идут и идут вологжане, каждый от своего «шлифовального станка». Школьники, студенты и серьезные работающие люди находят время и силы, чтобы учиться играть на сцене – что же это им дает? Об этом, а также об истории народного театра «Раёкъ», отметившего недавно полувековой юбилей, размышляют режиссеры и те, кто когда-то играл на его сцене.

История вологодского театра, сегодня известного под именем «Раёкъ», началась в далеком 1966 году. Драматическому кружку Городского Дома культуры тогда присвоили звание народного театра. Возглавил новоиспеченный театр режиссер Вологодского театра кукол «Теремок» Александр Волотовский. Народный театр при ГДК стал называться Театром юного зрителя, и труппу его составляли молодые непрофессиональные актеры: школьники, студенты, работающая молодежь. Вскоре был поставлен и первый спектакль – «Ропс» по пьесе Бориса Кабура.

«В профессиональных театрах актеры работают с утра до вечера, они целиком посвящают себя искусству. Артисты народного театра параллельно с игрой на сцене трудятся в других сферах общества. Устают, конечно, но всё равно отдаются общему делу с душой. Конечно, квалификация у мастеров и любителей разная, но общее между профессиональным и народным театром то, что и там и тут много талантливых людей», – рассказывает Александр Волотовский.

Театр начал активно ставить спектакли, среди них – «Походный марш» по пьесе Александра Галича, «Тили-тили-тесто» по пьесе Рудольфа Каца, «Девочка и апрель» по пьесе Тамары Ян, «Пеппи Длинныйчулок» по повести Астрид Линдгрен, «Чудесная башмачница» по комедии Гарсиа Лорки и другие.

В середине 80-х в театре наступила эпоха режиссера Феликса Демьянченко. Вспоминая лучшие страницы истории театра ГДК, об этом нельзя не сказать. Спектакли «Восстание роботов» и «Ромео и Джульетта» были яркими событиями не только в любительском творчестве, но и во всей театральной жизни Вологды. Феликсу Тимофеевичу удалось собрать в один коллектив очень талантливых молодых людей, и их дальнейшие биографии это подтвердили. Достаточно назвать имена Ларисы Кочневой, ныне ведущей актрисы ТЮЗа, Николая Белозёрова, впоследствии одного из лучших педагогов-историков, заслуженного учителя России, Дмитрия Чернецова, кинорежиссера, лауреата Государственной премии Российской Федерации. И они, и многие другие, свою взрослую жизнь начали в «театре Демьянченко». На сцене театра в свое время играли писатель Роберт Балакшин, реставратор Сергей Белов, декан естественно-географического факультета ВоГУ Наталья Смирнова. И этот список можно продолжать долго.

Но время шло, приходили новые люди, в конце 80-х театр стал называться Молодежным народным театром. К этому времени в ГДК появилась новая актерская труппа под руководством режиссера Ирины Горожановой (ныне – заместитель председателя Вологодского отделения СТД – прим. ред.). В течение года театр, специализировавшийся на жанре «народная драма», существовал без официального названия, а потом его было решено назвать «Раёкъ».

«Раёкъ – это один из видов площадного народного театра. Он представляет собой ящик с отверстиями для глаз. Внутри него переставлялись или перематывались картинки, показ которых сопровождался прибаутками раешника. Также райком было принято называть самый верхний ярус в театре (галерку), где смотрели спектакли бедные люди», – объясняет Ирина Горожанова. Дебютной работой «Райка» стала народная драма «Лодка», которую зритель встретил с восторгом. Все лето постановка демонстрировалась в стенах Вологодского музея-заповедника для туристов.

Ирина Горожанова вспоминает: «В 1990 году в Москве в Центральном доме художника (ЦДХ) проходила большая выставка Вологодской области, куда нас пригласили выступать со спектаклем «Лодка». Утром мы приехали, вечером уже играли, для постановки наша команда за один день преобразила зал ЦДХ. Спектакль был построен так, что зритель словно заходил в зал музея, посвященный русской народной культуре. Я была в роли экскурсовода – рассказывала про выставку. Зрители недоумевали, ведь они покупали билеты в театр. На самом деле это уже и было начало представления. Вдруг открывалась дверь, и входила «шайка» актеров с различными предметами в руках. Они располагались посередине, а гостей усаживали по периметру. Артисты брали вещи из экспозиции – например, шапку разбойника – и начинали говорить от имени персонажа. Это смотрелось очень ярко и необычно. Московский зритель был в восторге».

В 1992 году театр «Раёкъ» сменил режиссера – на эту должность пришел Сергей Костылев, до этого времени возглавлявший коллектив «Аквариум» в ДК Льнокомбината. Театр отказался от жанра «народной драмы», но продолжал успешно работать, осуществляя постановки по современной драматургии.

Новая страница в истории народного театра «Раёкъ» началась в 1996 году с приходом в театр Елены Бухариной (ныне директор Вологодского театра кукол «Теремок» – прим. ред.). «В народном ТЮЗе – так назывался тогда этот театр – я занималась еще в школьные годы. В то время труппа нашего сегодняшнего Театра для детей и молодежи репетировала практически в одном помещении с нами, а в нынешнем здании ТЮЗа заканчивалась реконструкция. И я помню, как мы были первыми зрителями на сдаче легендарного спектакля, ставшего лауреатом Государственной премии, – «Прости меня» по повести Астафьева «Звездопад». Потом я уезжала учиться в Ленинград, после института была актрисой в театрах Владимира, Архангельска, а спустя время вернулась в Вологду, и меня пригласили возглавить «Раёкъ». В то время там уже были замечательные студийцы, которые меня радушно встретили.

Со временем к ним присоединились новички, которых мы набирали на конкурсной основе. Все шесть или семь лет, которые я провела с «Райком», остались в моих воспоминаниях яркой вспышкой. Это было удивительное, замечательное время, когда мы творили круглосуточно. Оглядываясь назад, поражаюсь, как много мы успели сделать! В «Райке» был создан самый настоящий репертуар, спектакли для зрителя шли регулярно по выходным дням. Мы гастролировали по области, участвовали в различных конкурсах и фестивалях. Наш спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «Лунин, или Смерть Жака» стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Культурные герои XXI века», а спектакль «Любовь» по пьесе Людмилы Петрушевской – лауреатом Московского международного театрального фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс», который проводит Союз театральных деятелей России. Наш спектакль был в одной фестивальной афише с дипломными спектаклями выпускного курса ГИТИСа и Щукинского училища!

Многие из «раёшников» стали профессиональными актерами. Лена Плаксина – актриса знаменитого театра «Современник», снимается в кино; в Москве, в театре «Волшебная лампа» работает Николай Атабеков; Людмила Махова – актриса петербургского «Театра сказки»; наши ребята работали и работают в вологодских театрах. Но для многих театральная карьера никогда не была главной целью – они состоялись в разных областях деятельности: есть среди них ученые, преподаватели, психологи, бизнесмены и композиторы», – делится воспоминаниями Елена Бухарина.

Несколько лет с театром работали разные режиссеры, а сейчас эту почетную миссию вновь возложил на свои плечи Александр Волотовский: «Десять лет назад ко мне обратилась помощник режиссера «Райка» Софья Минулина, попросившая поставить спектакль на 40-летие театра. Я до этого несколько раз видел выступления ребят и поэтому сразу согласился. Но когда я пришел сюда, оказалось, что Софья Андреевна схитрила: труппа к этому моменту почти распалась. Пришлось быстро набирать новых артистов, с которыми и отпраздновали юбилей. Бросить ребят было нельзя, я поставил еще один спектакль, потом еще один – и так продолжается уже на протяжении десяти лет».

За 50 лет в копилке театра накопилось более 70 спектаклей, среди них – «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца, «Третье поколение» Николая Мирошниченко, «Дама-невидимка» Педро Кальдерона, «Роботы» по Карелу Чапеку, «Отпуск по ранению» по пьесе Вячеслава Кондратьева, комедия «День отдыха» Валентина Катаева, трагикомедия «Самоубийца» Николая Эрдмана, «Он и она, или Высшая точка относительно чувств» по комедиям Чехова, «Бумажный патефон» по пьесе Александра Червинского, музыкальная комедия по пьесе Алексея Арбузова «Мое загляденье», «Еще одна страница про любовь» по стихам Марины Цветаевой и другие. Телеверсии спектаклей «Посидим поокаем» по сказкам Степана Писахова и «Лунин, или Смерть Жака» транслировались на областном и городском телевидениях.

Сейчас в коллективе занимается 20-25 человек. Каждый год в театре появляются новые лица. Специально организованного кастинга нет, но есть прослушивание: актеры вместе с режиссером садятся в круг, задают вопросы кандидату и просят прочитать стихотворение. «Это делается не для того, чтобы отказать человеку, например, из-за дефектов речи, а просто познакомиться с ним поближе, – рассказывает Александр Волотовский. – Интересно же, кто к нам пришел. Начинаем работать с малых ролей, постепенно приходя к главным. За это время человек становится другим, приобретает мастерство. Я помню, какими мои ребята пришли в театр – ничего не умели, а сейчас стали настоящими артистами. Когда я смотрю спектакли, то диву даюсь, как многому они научились. Конечно, это результат долгого и сложного труда по воплощению образа. С каждой новой постановкой я ставлю перед ними более сложные творческие задачи, и они справляются, мастерство постепенно растет. Сейчас труппа активно работает, и у театра большие творческие планы».


Своими воспоминаниями о «Райке» мы попросили поделиться известных вологжан – артистов народного театра разных лет.

Николай Белозёров, заслуженный учитель России, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2008»:

В народном театре я оказался в девятом классе – к нам пришли в школу и пригласили желающих попробовать себя на сцене. Я заинтересовался – и в итоге пробыл там пять лет.

Работали с нами разные режиссеры, один из них – Феликс Демьянченко. До этого он успел поработать и в Вологодском драматическом театре, и в ТЮЗе, один из его спектаклей («Мать» по Карелу Чапеку) даже стал лауреатом престижного конкурса. С нами он ставил шекспировскую «Ромео и Джульетту» и «Восстание роботов» по роману Чапека «Война с саламандрами». Артистов в труппе нашего театра было довольно много, около 30 человек. Кто-то приходил, кто-то уходил, но основной костяк – человек 15 – оставался более или менее постоянным. Людям это было интересно, и вообще на 80-е годы приходится, наверное, самый пик расцвета народных театров.

Играть довелось разные роли: и Ромео, и робота. Очень весело было играть в народной драме «Лодка», поставленной режиссером Ириной Горожановой, – там использовался необычный по тем временам интерактивный подход. Мы пытались восстановить традицию, когда народные драмы игрались в деревнях на праздниках, и это было не просто представление, а некое общее действо, в которое вовлекались и зрители.

Занимались в народных театрах бесплатно, и людей туда зазывали. Каким-то образом это всё финансировалось, все костюмы шились за счет ДК. Зрители же платили за билет, и их, надо сказать, было много – помню, что на спектакле «Ромео и Джульетта», который играли на малой сцене, зал примерно на 100 мест всегда был полон. Помню также, как мы выставляли на площади будку с афишами и весь день торговали билетами. Администраторы ДК приглашали школьников, работали с городскими предприятиями. И зрители включались в происходящее, контакт с аудиторией был хороший.

Мария Таранченко, журналист, режиссер-кинодокументалист, автор цикла фильмов о людях с инвалидностью «Талант жить»:

После того как покинула балетную студию, мне хотелось где-то себя реализовать – так я попала в народный театр. Я занималась еще в Театре юного зрителя при Городском Доме культуры на Набережной. Мне там очень нравилось, а играла я почему-то в основном возрастные роли – при этом в роли моих сыновей выступали мои ровесники. Со стороны это выглядело забавно.

Как говорят психологи, все мы родом из детства. Возможно, именно занятия в народном театре впоследствии подтолкнули меня к тому, чтобы начать снимать фильмы о людях с инвалидностью: в спектакле «Мальчики» по последней главе романа Достоевского «Братья Карамазовы» я играла Лизу Хохлакову – девочку в инвалидном кресле.

Людмила Овсянникова, заместитель директора по работе со зрителем Вологодского театра кукол «Теремок»:

Масленица. 2012 год. Фото vk.com/club4219939Я очень боялась публичных выступлений, а мне предстояло быть учителем музыки. Решила, что надо что-то с этим делать и, узнав про существование «Райка», пошла туда заниматься. После этого все изменилось. Став частью сплоченной творческой команды, я открыла для себя мир театра.

Помню, как мы сидели вечерами и ночами, шили, клеили, мастерили. У нас был свой мир, в котором мы росли. Неизвестно, как бы сложилась судьба тех же инженеров и электриков в 90-е годы, если бы они попали не в театр, а на улицу... А здесь они изучали литературу, сценическое искусство, работали над речью, учились общаться.

С участниками «Райка» тех лет мы до сих пор дружим. Сейчас народный театр для меня остался воспоминанием, но одним из самых ярких.