Надежда Максутова: в Год экологии – об экологическом туризме и экологических проблемах

2017 Лето

Светлана Гришина

Надежда МаксутоваВологодское отделение Русского географического общества известно своим активным участием во многих проектах, связанных с культурной жизнью региона, а вопросы экологии и развития туризма касаются их напрямую. В Год экологии мы не могли обойти вниманием эти темы, тем более что зачастую их трудно отделить от темы культуры. И культура во многом зависит от природной среды, в которой она формировалась веками. Поэтому мы надеемся, что наших читателей не удивит разговор на сугубо экологические темы, который мы ведем с председателем регионального отделения РГО, профессором кафедры географии ВоГУ Надеждой Максутовой.

Надежда Камельевна, что значит для Вологодского отделения РГО Год экологии как всероссийская акция?

2017 год объявлен не только Годом экологии, но и Годом особо охраняемых природных территорий. Конечно, нам близки обе эти темы, и они во многом пересекаются. В РГО работает отдельная природоохранительная комиссия, которая ежегодно в рабочем порядке реализует исследовательские программы, связанные с экологией. Но, конечно, всероссийские экологические акции (особенно уборка водоемов, лесов, посадка деревьев) для нас очень важны – ведь они привлекают пристальное внимание органов власти и всего общества к этой теме, а это дает дополнительные возможности по формированию экологической культуры.

С Годом охраняемых природных территорий очень удачно совпало 25-летие национального парка «Русский Север», расположенного на территории Кирилловского района, поэтому ряд наших мероприятий пройдет именно там. Вся система региональных ООПТ на территории области создавалась при содействии природоохранительной комиссии Вологодского отделения РГО совместно с Обществом охраны природы и естественно-географическим факультетом ВоГУ с 1970-х годов. К основанию национального парка наше отделение также причастно.

Для чего нужны особо охраняемые природные территории? В чем их ценность с точки зрения экологии?

ООПТ создаются не только для сохранения местопроизрастания и местообитания редких видов растений и животных, но и для того, чтобы позволять природе восстанавливаться. На территории нашей области, например, нет ненарушенных лесов. Такими считаются леса, не подверженные рубкам больше 200 лет и создающие ареал более 50 тысяч га, не разделенный никакими антропогенными преградами (дорогами, населенными пунктами и пр.). В нашем регионе имеются только массивы меньше 10 тысяч га – это в основном заказники. В национальном парке «Русский Север» тоже есть такой участок – Шалго-Бодуновский лес. На основе анализа хранящихся в архиве карт межевания удалось установить, что он был вырублен около 300 лет назад. Сегодня там есть деревья, возраст которых насчитывает порядка 250 лет. В нашей климатической зоне для восстановления леса должно пройти больше века, а чтобы на этом месте вновь сложилась устойчивая экосистема, требуется еще время. Конечно, для полноценного функционирования экосистем области нужны не только лесные ООПТ – важную экологическую роль играют водные территории и болота.

ООПТ важны не только для природы. Современные стандарты качества жизни включают как социально-экономические показатели, так и показатели качества окружающей среды. Среди них один из самых говорящих – процент площади ООПТ от площади административной единицы. На международном уровне нормой считается 17%, в России к 2030 году планируется достичь 15 %, а в Вологодской области ООПТ занимают сейчас всего 6,6% от территории региона. Если мы хотим жить в качественной среде, надо ее создавать и охранять. Люди также должны понимать, что система ООПТ очень гибкая и далеко не каждая охраняемая территория выпадает из природопользования. В этом году Вологодское отделение РГО планирует обобщить все данные по сети ООПТ в области и подготовить научно-популярные материалы для населения о том, что такое охраняемые территории, для чего они нужны и где они есть на территории региона. В планах – издать небольшой атлас-справочник карманного формата: помимо краткой информации о каждой ООПТ на его страницах разместим QR-коды, перейдя по которым, можно будет выйти на сайт, содержащий более полные сведения. Хотелось бы подготовить такой справочник по всей территории области, для этого Вологодским отделением РГО подана заявка на грант. Если же грантовой поддержки получить не удастся, то будем готовить такие атласы по каждому муниципальному району отдельно.

Кому принадлежит инициатива объявить территорию особо охраняемой?

Выступить с такой инициативой может любое сообщество (например, ученые) или орган власти (в свое время у нас многие территории резервировались по запросам муниципалитетов). Такое предложение может исходить и от собственника земель.

А какой стимул делать это есть у собственника?

У ООПТ большой туристско-рекреационный потенциал – ведь статус охраняемой территории не мешает многим видам природопользования. За рубежом – в Финляндии, например – уже пришли к тому, что вырубать лес – значит лишать себя дохода: ведь он будет восстанавливаться около 80 лет. Там на частных лесных владениях процветает особый вид туризма: в леса приезжают, чтобы понаблюдать за животными в их естественной среде обитания. Конечно, туристу даже в лесу нужно создать определенный уровень комфорта, но это неплохой бизнес – недельный тур стоит порядка 5 тысяч евро. Отдельная разновидность такого отдыха – орнитологический туризм, чрезвычайно популярный во всем мире, причем среди людей разного достатка, в том числе очень состоятельных. В Вологодской области возможности для развития такого туризма огромны, тем более что экологический туризм зачастую можно совместить с осмотром культурных объектов. Возможно, наш малый бизнес не готов активно включаться в такую деятельность – тогда нужны обучающие курсы, изучение зарубежного опыта, который мы вполне можем применять.

Расскажите о главных проектах Вологодского отделения РГО, которые предстоит осуществить в этом году.

На этот год запланированы научные исследования геологических памятников, расположенных по реке Сухоне на территории Великоустюгского, а также Тотемского и Нюксенского районов. В их числе – знаменитое геологическое обнажение Опоки, памятник природы мирового значения. Детальное изучение этой территории проводится с целью включить его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для этого требуется серьезное научное обоснование, подготовка информационных материалов – над этим мы и будем работать. Дальше предстоит решить вопросы юридического характера, например, какой именно охранный статус придать территории с учетом того, что она давно освоена и довольно плотно заселена, а также с учетом ее туристско-рекреационной значимости. Но это предстоит сделать уже в следующем году.

Еще один крупный проект – Онежская комплексная экспедиция. Она предполагает сбор и обобщение материала по разным отраслям знаний: история, археология, этнография, культурология, рекреационная география, геология, ботаника. В ходе исследования побережья Онежского озера в пределах Вологодской области планируется посетить особо охраняемые природные территории (Мегорские озера, Черные пески и охраняемый природный комплекс «Онежский») и объекты культурного наследия, популярные для экологического и познавательного туризма. Вместе с учеными в экспедицию на парусном судне отправятся школьники – участники клуба «Корабелы Прионежья», который с каждым годом всё больше вовлекается в исследовательскую деятельность. В этом году они подготовят и протестируют путеводитель по ООПТ побережья с QR-кодами.

Подводные исследования. Источник: rgo.ru/ru/vologda. Фото предоставлено Александром ГубинымВажная для нас тема – подводная география. Исследование подводного наследия – совершенно новое направление, и касается оно не только древних сооружений, ушедших под воду тысячи лет назад, но и тех территорий, которые оказались затоплены совсем недавно – у нас в области это район Рыбинского водохранилища. Россия подписала Конвенцию ООН об охране подводного культурного наследия, но изучением его на условиях бюджетного финансирования у нас занимается только НИИ природного и культурного наследия им. Лихачева, в приоритете у которого – исследование морей, где таких объектов больше всего. Однако внутренние водоемы представляют не меньший интерес, поэтому сейчас наша программа-минимум – создать реестр известных объектов подводного наследия региона. Наличие выявленных объектов подводного наследия, культурного и природного, – это основа для развития подводного туризма. Нужно учесть, что наши озера лучше исследовать зимой – в этот период резко возрастает прозрачность воды – а это предполагает высокий уровень квалификации дайверов и использование специального снаряжения.

В этом году Вологодское отделение РГО выделило 19 грантов на научные исследования. Как определяется степень актуальности каждого исследования?

Региональный конкурс грантов мы проводим по положению, которое опубликовано на сайте отделения, и главные критерии отбора проектов те же, что и на федеральном уровне: проект должен иметь большое общественное значение и ориентироваться на достижение практического результата в интересах России и ее регионов. Основные направления – научные исследования, охрана природного и культурного наследия, экспедиции, молодежные проекты, а в этом году мы ввели новое – медиагрант. На уровне грантов поддержано, например, изучение реки Кубены: в Усть-Кубинском районе ООПТ составляют менее 1% территории района, и нужно изучить возможность придать этот статус новым землям. Мы поддержали экспедицию молодых ученых совместно с Институтом озероведения Российской академии наук в район Ладожского озера. Отдельная экспедиция будет посвящена изучению флоры реки Сухоны – это связано с подготовкой материалов для ЮНЕСКО. Очень интересные результаты обещает проект на стыке естественных и гуманитарных наук – Атлас странствий художника Верещагина. Возобновляются исследования темы Русской Америки. Поддержаны два проекта, связанные с биоразнообразием и генетикой. В номинации «Молодежный проект» мы поддержали проект студентов ВоГУ «Князь Воротынский – опальный щит России»: помимо исследования, ребята примут участие в Международном военно-историческом фестивале «Битва при Молодях» – реконструкции сражения 1572 года, когда русское войско, одним из предводителей которого был Михаил Воротынский, разбило армию крымского хана Девлета I Гирея, включавшую турецкие и ногайские отряды.

В прошлом году в области было создано несколько местных отделений РГО, молодежное отделение РГО и молодежные клубы. Какие задачи перед ними стоят?

Право создавать местные отделения появилось у региональных отделений по новому уставу РГО. Они не имеют статуса юридического лица, подчиняются Вологодскому отделению и позволяют вести работу «на местах». На сегодняшний день созданы местные отделения в Кириллове, Череповце, Великом Устюге, в этом году запланировано открытие местного отделения в Тотьме. В этих районах идет активная работа по ряду направлений: в Кирилловском районе, например, это фестивали, деревенский туризм, совместные экологические акции с национальным парком «Русский Север», в Череповецком – подводная география, в Великоустюгском – туристические проекты. В Тотемском районе хорошие перспективы у проектов, связанных с исторической географией, в частности, с темой Русской Америки.

Каковы, на ваш взгляд, самые актуальные экологические проблемы Вологодской области?

Серьезная проблема – хотя, скорее, не экологического, а юридического характера – малая площадь особо охраняемых природных территорий. Сейчас присвоение этого статуса затрудняется тем, что многие земли находятся в аренде или частной собственности. И владельцы часто не понимают, что статус ООПТ не только не препятствует землепользованию, но подчас может дать больше доходов. Здесь необходима просветительская работа. По итогам Года экологии Вологодское отделение РГО планирует подготовить рекомендации и обучать – бесплатно! – предпринимателей и местных жителей, чтобы в области стало больше квалифицированных кадров для развития экологического туризма. Запланированы также пресс-туры по области и в соседние регионы, которые могут поделиться своим опытом в этой сфере.

Вторая проблема связана непосредственно с экологией: самая большая беда нашей области, как и многих других регионов, – это несанкционированные свалки. Я считаю, что главная причина этого – низкий уровень культуры. Как с этим бороться? Я бывала во многих странах, где эта проблема практически решена, и везде мне рассказывали, что ее решение начинали с детей: ввели в школьную программу специальные уроки для обучения навыкам ухода за своей территорией, мотивировали ребят на эту работу, учили ее планировать и вести систематически. А когда дети начинают убирать, взрослые престают мусорить. Постепенно из поколений, приученных к чистоте и порядку с детства, складывается общество, в котором бросить мусор мимо урны – нонсенс. Такое поведение категорически не одобряется – и поэтому почти не встречается. Если же делать вид, что ничего «особенного» не происходит, никакие разовые акции и субботники дела не исправят. И проблема эта касается не только жителей области: комфортная окружающая среда – главное условие развития въездного туризма. Если ее нет, то даже памятники мирового значения не спасут ситуацию. Надеюсь, что Год экологии поможет обратить внимание общества на эту проблему и выработать пути ее решения.