Своей чередой

2017 Лето

Светлана Гришина

Книга Владимира Андреева «Череда глупостей»Книга, о которой хотим рассказать в этот раз, не займет места на полке с классикой, но те, кто держит руку на пульсе культурной жизни Вологды, найдут в ней немало интересных страниц. Мемуарная проза – чтение на любителя, а воспоминания о днях не столь далеких и событиях не столь громких не сулят ярких впечатлений. И, тем не менее, повествование увлеченного автора увлекает и читателя, с чем-то не согласного, чему-то удивляющегося, над чем-то смеющегося. «Череда глупостей» – литературный дебют Владимира Андреева, известного вологодского автора-исполнителя, члена Клуба авторской песни «Откровение».

Владимир Андреев – коренной вологжанин, родился в 1950 году. Пишет музыку с 1970-х годов. Играл в театре миниатюр при Дворце культуры железнодорожников, участвовал в работе секции самодеятельных композиторов, организованной при Областном доме народного творчества. Владимир Андреев – автор лирических и детских песен, многие из которых написаны на стихи вологодских авторов: Н. Рубцова, А. Яшина, В. Коротаева, С. Викулова, О. Фокиной, Б. Чулкова, Н. Сидоровой. Детские песни Владимира Андреева звучали в передачах Центрального телевидения «На балу у Золушки», «Утренняя звезда», «Музыкальный клуб». Выпущен аудиодиск и пять нотных сборников песен для детей, лирических песен и романсов.

Владимир Андреев. 1974 год. Фото из личного архиваЛегкое, местами ироничное повествование охватывает период конца с 1960-х до 2010-х годов – по временным рамкам настоящее жизнеописание, но интересно оно не столько биографическими подробностями, сколько описанием обстоятельств, которые сформировали «самодеятельного» творческого человека. Внимательный наблюдатель, Владимир Андреев бережно фиксирует факты, имена и события, оставившие след в памяти. Коротко рассказывая о своих детстве и юности, он говорит о том, что повлияло на выбор жизненного пути, и сосредотачивается на главном – на описании перипетий пути творческого.

Основой для книги послужили дневниковые записи, которые автор делал в разные периоды – во время занятий в театре миниатюр Дворца культуры железнодорожников, в период поездок по области с «фокинской» творческой группой, став членом Клуба авторской песни «Откровение». Главная ценность книги в том, что Владимир Андреев погружает читателя в атмосферу творчества – пусть непрофессионального, но зато радостного и вдохновенного. Ему удалось поймать и выдержать тон, в котором звучит глубокая заинтересованность темой, и в книге нарисован портрет целой – не побоимся громкого слова – эпохи в развитии самодеятельного творчества. В этом портрете – черты того времени, когда в ходу были совсем другие представления об успехе, нежели теперь; когда занятия в самодеятельном театре представлялись не менее важным делом, чем работа, дающая средства к существованию, а то и более важным – не случайно один из героев шутит: «Если работа мешает театру, надо бросать… работу». «Когда «генералка» закончилась, на часах было 2.10, – вспоминает Владимир Андреев. – Это значило: наступило тридцатое января, через шесть часов каждый из нас должен приступить к работе на своих производствах, а вечером в семь – сдача». А если вспомнить о том, что «эра всеобщего высшего образования» тогда была «за горами», то картина еще больше впечатляет – ведь большинство людей, тянувшихся к искусству и идущих заниматься в самодеятельные студии, были представителями рабочих профессий. Театр миниатюр ДКЖ. 1982 год. Владимир Андреев – с гитарой. Фото из личного архиваНо в каждом из них жило сознание необходимости иметь «дело для души» – и каждый как-то находил для него время и силы. Отсутствие же этого дела оставляло ощущение опустошенности, а новая возможность окрыляла и радовала: «<…> наш коллектив в ДКЖ распался весной 85-го. И из дел «для души» остались выезды с «фокинской» группой. Но однажды, доставая из ящика корреспонденцию, среди прочего обнаружил открытку, в которой некая Л.Г. Ковалёва приглашала меня в ОНМЦ на заседание объединения композиторов». Кстати, именно этот момент в итоге оказался, как говорят, судьбоносным для Андреева: в процессе совместных творческих поисков, начавшихся тогда, и родился Клуб авторской песни «Откровение», который возглавляет бессменная Лариса Ковалёва и песни которого звучат на вологодских сценах уже больше 30 лет.

Рассказы о репетициях допоздна, о той увлеченности общей идеей, которая дает и радость, и кураж, позволяющие подготовить выступление агитбригады в рекордно короткий срок, отступления о ссорах и примирениях, о творческих связях, сохранившихся на долгие годы, почему-то вызывают в памяти старинное слово «дружество», подсмотренное у Пушкина (помните? – «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…»). Все эти воспоминания словно пропитаны «дружеством» – наверное, поэтому они так дороги автору и поэтому трогают читателя, хотя, казалось бы, его и не касаются.

Лариса Ковалёва, Владимир Андреев. Фото из личного архиваКонечно, в 70-е – 80-е годы самодеятельное искусство шло по другим рельсам: широкий набор в многочисленные театральные и музыкальные коллективы позволял каждому желающему попробовать себя на сцене, а для некоторых становился и путем в профессию. Даже трудные 90-е не заставили многих отказаться от этого образа жизни – у Владимира Андреева, например, наоборот, нашлись новые друзья и новые темы.

Мемуары, как правило, грешат обилием подробностей, фактов и имен, и чем дальше описываемые события уходят в прошлое, тем меньше они говорят читателю. Конечно, для автора важно всё: ведь это вехи его собственного творческого пути. Но если читатель хоть немного знаком с культурной жизнью современной Вологды, многие из упомянутых в книге имен у него тоже на слуху. Среди них – директор ДКЖ Марк Цыпкус, композитор Константин Линк, руководитель Вологодского общества книголюбов Надежда Забродина, художник Джанна Тутунджан, литературный критик Василий Оботуров, поэт Виктор Коротаев, музыкант и журналист Ирина Цветкова… В некоторых случаях известный деятель культуры предстает, как говорится, без хрестоматийного глянца – и это приближает его к читателю, а рассказу добавляет обаяния. Вот во время одной из поездок по области «фокинская» группа совершает марш-бросок по торговым точкам, и Ольга Фокина угощает дефицитным продуктом лошадь: «Разве может женщина пройти мимо магазина? <…> Смешно вспоминать, но в то время фруктовый сахар был дефицитом! Увидеть где-либо и не взять кило – преступление! <…> Возле магазина – лошадь, запряженная в телегу, на которой стоит сундук. В таких раньше, помнится, хлеб возили из деревенских пекарен. <…> Мои сладкие воспоминания прервал крик Веры Иваненко:

- Оля, ты что?! Она же тебе пальцы откусит!

До сих пор недоумеваю: как Ольга Александровна забыла, что лошадей кормят не из пальцев, а с ладони?»

Клуб авторской песни «Откровение». Около 2006 года. Фото из личного архива Ларисы КовалёвойПриключения, без которых не обходились поездки по области, впечатления от выступлений перед самыми разными зрителями, всегда принимавшими артистов с благодарностью, воспоминания об общении с известными людьми, курьезные случаи и грустные размышления – всему нашлось место в «Череде глупостей». Например, знакомство с череповецким скульптором Текусой Контарёвой, автором скульптурной группы фонтана, много лет украшавшего площадь Революции в областной столице, вызывают у Андреева ностальгию и невеселые раздумья о том, что «раньше было лучше». Но не цепляйся порой наша память за подобные вещи, не было бы у нас ни объединяющих всех «местных» воспоминаний, ни, может быть, и самой истории...

Помимо конкретных людей, речь в книге ведется и об учреждениях, которые стали для Вологды целыми явлениями культуры. Одно из них – Дворец культуры железнодорожников. Тот, кто был хоть немного причастен к этому очагу культуры в годы его расцвета, почувствует, что Владимиру Андрееву удалось передать неповторимую атмосферу, царившую там.

Владимир Андреев на презентации книги «Череда глупостей» Юношеском центре Вологодской областной библиотеки. 2017 годВ книге множество метких наблюдений – они, несомненно, составят ценность для культуролога, который когда-нибудь займется изучением феномена самодеятельного творчества в советский и постсоветский период. Например, то, что большинство участников самодеятельных кружков и студий составляют представительницы прекрасного пола. Вот автор в далеком 1979-м идет в ДКЖ записываться в театр миниатюр: «В фойе второго этажа за журнальными столиками сидели человек 35 – 40, в основном девчонки. Знакомая вещь. Они во всех сферах деятельности активнее нашего брата, начиная со школы». А ведь это и сейчас так – хоть на открытии выставки, хоть на театральной премьере, хоть на концерте женщин всегда намного больше – и всегда хочется задуматься над вопросом: а почему?..

В жизни человека творческого творчество играет роль гораздо более важную, нежели просто заполнение свободного времени. Это пища для поисков и размышлений, почва для новых замыслов и повод для множества знакомств – некоторые из них становятся судьбой. Именно так познакомился автор со своей будущей женой: журналист Мария Таранченко пришла в Дом культуры льнокомбината брать у него интервью перед концертом. «С кем поведешься – так тебе и надо», – под этим веселым девизом супруги-единомышленники идут по жизни, поддерживая и вдохновляя друг друга. 

Друзья и соратники на презентации книги «Череда глупостей» Юношеском центре Вологодской областной библиотеки. 2017 годНа страницах «Череды глупостей» порой появляются спорные суждения и резкие высказывания – кого-то из читателей это, возможно, заденет, но объяснить их можно, с одной стороны, спецификой жанра (в основе своей это всё-таки дневник), а с другой – степенью искренности автора. Искренность руководит им и в творчестве: «Никогда не садился к столу с мыслью: «А вот давай-ка я из этого стиха песню сделаю!». При таком подходе вряд ли что путное выйдет. Наиболее яркие строки вспоминаются сами собой, вызывая при этом мелодические ассоциации». Таков и рассказ Владимира Андреева о своей жизни в искусстве – непосредственный, простой и заинтересованный.