Владимир Воропанов: «Художник – главный человек в нашем музейном деле»

2017 Зима

Светлана Гришина

Директор Вологодской картинной галереи рассказывает о строительстве Дома Корбакова (строительстве – в прямом и переносном смыслах), о том, почему сначала в нем работали при свечах, и о том, почему теперь окна Дома всегда светятся.

Владимир ВоропановВладимир Валентинович, расскажите о том, как родилась идея открытия музейно-творческого центра, как всё начиналось.

Когда в 1995 году отмечалось 50-летие Победы, в «Русском доме» проходила выставка работ вологодских художников-фронтовиков – Владимира Корбакова и Михаила Ларичева. И вот мы с Владимиром Николаевичем и организаторами выставки – Николаем Рогозиным, генеральным директором «Вологодавтодора», и Михаилом Субботиным, его помощником, задумались, что можно предпринять, чтобы оживить вологодское музейное и художественное бытие. Тогда и зародилась идея, которая легла в основу существования Дома Корбакова. В 1996-м был создан Благотворительный фонд Корбакова, его первым руководителем стал Владимир Ивановский, гендиректор ООО «Лукойлнефтепродукт – Вологда», а позднее фонд возглавил Николай Рогозин.

А в 1997-м произошло событие, которое и послужило отправной точкой в истории Дома Корбакова: Владимир Николаевич, празднуя свое 75-летие, подарил городу Вологде коллекцию из 300 своих произведений и около 500 работ из коллекции «Меня рисуют друзья». Спустя год администрация города начала в здании ремонтные работы, а потом передала дом на Октябрьской, 13, где нынче МТЦ, в безвозмездное пользование картинной галерее. По сей день многие задаются вопросом: а почему Дом именно Корбакова? За что именно ему такие почести? Отвечаю: дар. Это та основа, на которой всё держится. Некоторые думают, что Корбаков тут жил, просят показать его личные апартаменты. Но это не жилье – это музей, вместилище произведений, стиля, духа, а теперь уже и памяти художника.

О здании Дома Корбакова надо рассказать особо. Мы долго искали подходящее, объезжали всевозможные адреса. Хотелось, чтобы это был дом в центре, вместительный, интересный. И вот как-то мы с Александром Лоскутовым, дирижером Камерного оркестра Вологодской филармонии (тогда он был депутатом Вологодской городской думы) проходили мимо дома на Октябрьской – и зашли посмотреть. Здесь находилось какое-то учреждение, было тесно и неуютно. Дом тогда был наполовину кирпичный, наполовину деревянный. Когда в 1998 году администрация города передала его для будущего использования картинной галереей, городские предприятия его практически полностью перестроили – эта эпопея длилась почти 4 года. Впервые за всю практику нашей музейной жизни здание не просто передавалось музею, а приспосабливалось под его нужды. Когда дом был закончен, вдруг оказалось, что у нас появились конкуренты: нашлось много желающих здесь поселиться. Дошло до того, что сотрудникам картинной галереи, чтобы «застолбить» здание, пришлось вечером зайти в дом со двора и работать при свечах – электричества еще не было. Но в итоге все волнения утихли, и 25 декабря 2002 года Дом Корбакова был торжественно открыт.

Этот музей мыслился как учреждение культуры нового типа – музейно-творческий центр. Дом Корбакова мы изначально воспринимали как экспериментальную творческую площадку, где можно свободно показывать все виды и жанры. В нашем небольшом городе музей не может быть чисто мемориальным, не может превращаться в «тихую заводь», где наследие художника сохраняется, но время останавливается. Путем обсуждений, проб и ошибок сформировалась такая система, которая позволяет, с одной стороны, проводить персональные выставки Корбакова, а с другой – реализовывать творческие проекты в области современного искусства. Это не консервативный музей с какой-то тенденцией – это живой музей-лаборатория.

Что значило открытие Дома Корбакова для творческой общественности города?

В культурной жизни Вологды появление Дома прозвучало очень оптимистичной нотой: в течение многих лет в городе не появлялось новых учреждений культуры, а тут вдруг – новый музей, и музей необычный. Очень важно также, что открылся он при жизни самого художника.

А как сам Владимир Николаевич относился к тому, что в Вологде открыт Дом его имени?

Мне кажется, для него это было счастье, сбывшаяся мечта. Он был полон надежд, всем рассказывал о «своем» доме. Сегодня для многих художников старшего поколения проблема сохранения наследия стоит очень остро: бывает, что работы негде хранить, некому передать, и целые собрания либо расходятся по крупицам, либо даже уничтожаются. А тут – возможность не просто сохранить, но и обеспечить своим работам постоянное экспонирование – о чем еще мечтать художнику!

Расскажите о «фирменных» проектах Дома Корбакова.

То, что Дом стал тем, что он есть сегодня, во многом заслуга самого Корбакова: та серьезная выставочная программа, которую осуществляет музейно-творческий центр, сформировалась благодаря авторитету Корбакова в художественной среде. Он имел всероссийскую известность – деятельно участвовал в зональных и российских проектах, дружил со многими мастерами первой величины. Владимир Николаевич мечтал, чтобы Дом не пустовал, чтобы окна его всегда светились и каждый день в нем что-то происходило. Так постепенно сложилась система клубов, которые собираются в Доме: это Клуб любителей искусства, Клуб фронтовых друзей, Клуб любителей кино, Клуб любителей графики. Дом потому и дом, что главное в его атмосфере – гостеприимство и общение.

Первый крупный проект был связан с тем, что Владимир Николаевич всегда очень активно общался с молодежью и детьми. С 2003 по 2008 годы у нас ежегодно проходили тематические выставки-конкурсы детского художественного творчества на «Приз Корбакова». Участвовали художественные школы и школы искусств со всей страны, Фонд Корбакова обеспечивал призы, а сам художник выбирал лучшие работы и вручал награды победителям. Сегодня проект продолжается в другом формате – это ежегодные выставки работ учеников Вологодской детской художественной школы им. Корбакова.

При Корбакове был задуман и в 2005 году начал осуществляться грандиозный проект «Российская академия художеств в Вологде». Прошло уже более 20 выставок, большинство из них – в Доме Корбакова. Проект позволяет вологжанам знакомиться с творчеством художников первой величины, быть в курсе наиболее актуальных проявлений современного искусства. Начинался он с выставки произведений президента Российской академии художеств Зураба Церетели, всеобщее внимание привлекли выставки живописи и графики Ильи и Ивана Глазуновых, скульптуры Леонида Баранова и Даниэля Митлянского, костюмы Вячеслава Зайцева и фантазийные сюжетные ковры-панно Нины Будённой. В рамках проекта вологжане познакомились с творчеством живописцев Нателлы Тоидзе, Натальи Нестеровой, Дмитрия Санджиева, Эдуарда Браговского, Дмитрия Жилинского, династии Кугачей, художника-монументалиста Виктора Калинина и других академиков. Многие из них – давние друзья или знакомые Корбакова, и именно к нему «в гости» они приезжают и везут свои работы.

Постепенно сложился целый комплекс ежегодных специальных выставочных проектов: «Современное народное искусство Вологды», «За кулисами вологодских театров», «Еще раз про любовь», выставки художественной фотографии, выставки по итогам пленэров – Владимир Николаевич сам много ездил и много пленэрных поездок организовывал. Все конгрессы экслибриса, начиная со второго и включая Всемирный, тоже проходили здесь.

Дом Корбакова всегда «на острие» современной творческой жизни. Статус музейно-творческого центра помогает сразу же откликаться на предложения художников самых разных творческих направлений, маститых и начинающих. Многие музеи в этом плане консервативны: считают, что работы должны «вылежаться». А я всегда руководствуюсь таким правилом: художник – главный человек в нашем музейном деле. Если он не напишет картину, а мы его не поддержим, выставив ее в музее, то и настоящей культурной жизни у нас не будет.

Пока Вологодская картинная галерея не переехала в новое здание, Дом Корбакова, по сути, главный ее выставочный зал. Как это повлияло на выставочную деятельность?

Да, на период реконструкции это наша главная площадка, и мы очень интенсивно ее используем: на двух этажах проходят выставки, в цокольном – хранение фондов. Программа до предела насыщена – чтобы реализовать все планы, приходится уменьшать пространство выставочных проектов, сокращать сроки экспонирования. Каждый месяц у нас по две выставки – своеобразная художественная фабрика в хорошем смысле этого слова.

Есть ли у МТЦ потенциал для расширения интерактивных возможностей?

Завлечь посетителя в музей сегодня всё сложнее и сложнее. Поэтому элемент интерактивности необходим – зрителя нужно вовлекать в какой-то интересный для него процесс, а не просто показывать ему произведения искусства. Прошлым летом на выставке Корбакова в одном из залов была воссоздана обстановка его мастерской, а на входе устроена инсталляция по мотивам картины «Свободный полет над Вологдой» – все с удовольствием там фотографировались. На занятиях мы используем музейный материал, с которым можно взаимодействовать. Например, на занятии по экслибрису показываем доски и оттиски, которые посетители берут в руки и изучают. Очень интересна тема «ожившего портрета»: приглашаем героев портретов кисти Корбакова, и они на фоне картины рассказывают о себе. Думаем, как более деятельно включиться в программу «Ночь в музее».

В идеале очень хотелось бы использовать и городское пространство. Мечтаем установить напротив входа в Дом памятник Корбакову – проект уже готов, осталось найти средства. Вообще в мире сейчас очень популярна идея «музейной мили», когда целый квартал наполняется разными объектами, связанными с какой-то одной темой. И у нас могла бы быть такая корбаковская миля – пространство с несколькими опорными точками (музей, памятник, уличные скульптурные композиции, репродукции картин на фасадах зданий и пр.). Люди гуляли бы здесь, и это место постепенно стало бы средоточием интеллектуальных и культурных проектов.