Влюбиться в Вологду

2017 Зима

Людмила Корлякова

Екатерина Хоботова. Фото группы vk.com/vokrug_da_okoloНаверняка многие вологжане слышали о бюро экскурсий «Вокруг да около». Его создательницам, Екатерине Хоботовой и Нине Смелковой открываются самые потаенные уголки города, от их внимания не ускользает ни одна интересная деталь. Что подвигло двух талантливых девушек на то, чтобы заняться экскурсионным делом, и чего удалось достичь за два года работы? Об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказывает Екатерина Хоботова.

Екатерина, насколько я знаю, и ты, и Нина имеете филологическое образование. Как же так получилось, что вы решили связать свою профессиональную деятельность с историей?

На самом деле произошло всё достаточно сумбурно. С Ниной мы знакомы с университетской поры, но не скажу, что часто виделись и пересекались. Я знала, что Нина уже тогда вела экскурсии, и я тоже это практиковала – водила по городу туристов. Наша первая встреча с ней состоялась ровно два года назад – я предложила объединить наши усилия, и Нина меня поддержала. Сначала мы пробовали создавать исторические квесты, но поняли, что это не наш путь. И мы подумали: «А что если делать то, что мы уже умеем, но чуть по-другому?..» У нас было одинаковое представление о том, как должны выглядеть экскурсии: небольшие группы людей, камерность атмосферы, размеренность — мы никуда не торопимся сами и никого не торопим. Мы в тот вечер долго сидели в кафе, обсуждали, сомневались... Ну вот зачем местным нужны экскурсии? Город им знаком… На улице зима, холодно... И тут молодой человек, сидевший позади нас, говорит: «А я бы пошел!» Мы еще месяц после этого были в раздумьях, но когда он нам вдруг позвонил и спросил: «А экскурсия-то будет?», мы поняли, что попробовать стоит. Так у нас появился наш первый «клиент», который сейчас стал большим другом. После первой экскурсии мы стали их проводить регулярно, два раза в месяц, потому что понимали — если мы сделаем одну экскурсию зимой, а следующую – летом, то о нас просто забудут.  

Название появилось сразу же или всё-таки пришлось походить вокруг да около, прежде чем сделать окончательный выбор?

У нас до сих пор хранятся листы из блокнота, исписанные вдоль и поперек различным вариантами названий, которые мы отправляли нашим друзьям. Мы сидели в словарях синонимов, изучили все пословицы и поговорки – тут и пришла идея насчет «Вокруг до около», но я подумала: «Да ну, нет…». А потом оказалось, что 90% наших знакомых и друзей одобрили именно такое название. Почему бюро? Это такая дань прошлому. Экскурсионные бюро существовали еще в Советском Союзе, и у этого слова какая-то особенная камерная атмосфера. И мы не хотели называться фирмой – это как-то слишком обычно. 

Вы на своих экскурсиях забираетесь в самые дальние уголки дворов, на крыши зданий – какая же тут камерность?

Камерность прежде всего в том, что нас немного, а в небольшой группе все слушатели у экскурсовода на виду, да и ему самому достается больше их внимания. А неожиданные места для экскурсий мы выбираем потому, что обычно люди обходят их стороной. Домой, на работу, по делам все ходят, как правило, одним и тем же привычным путем. Я не говорю, что нужно заглядывать в каждый подъезд (улыбается), но иногда изменить свой маршрут очень интересно.

Как пришло понимание того, что такие нетрадиционные экскурсии будут интересны?

Попробовав вести классические экскурсии во время учебы в институте, я поняла, что не хочу работать с большими автобусами: тут нужно удерживать внимание сорока с лишним человек – для личного общения, для вопросов, для поиска интересных деталей не остается ни сил, ни времени. Потом я постепенно заинтересовалась подробностями истории города. Что это за улица? Что на ней раньше было? Какие люди жили в этом интересном доме? Как был организован их быт 50 или 100 лет назад? Бытовая история меня особенно увлекла. А однажды я как-то попала в один двор и поняла, что в Вологде можно найти множество совершенно «не вологодских» мест – тот двор для меня стал «личным Петербургом», с него начались мои «дворовые» экскурсии.

Информацию об истории и достопримечательностях города в целом найти не трудно – а где вы находите сведения о неприметных уголках и быте прошлых лет?

Нам очень помогают старые газеты. Если у меня находится свободная минутка, которая превращается в час, то я обязательно захожу на сайт областной библиотеки – там размещены практически все старые вологодские газеты. Моя страсть – старые объявления, в моем компьютере их уже, наверное, тысячи. Все они рассортированы по темам: знакомства, поиск работы, объявления о пропажах и находках, реклама косметических средств и многое другое. «Интеллигентка-башмачница ищет место…», «Проездом на очень короткое время хиромантка, по особому способу гаданья предсказывает прошедшее, настоящее и будущее…». А вот к читателям обращается неравнодушный горожанин: «Бедный мальчик потерял хозяйские ботинок и галошу с правой ноги по дороге от Петровского садика до Московского аптекарского магазина, по Московской улице, плачет…». В книгах такую живую информацию найти трудно. Мы по сей день совместно с бутик-отелем «Библиотека» реализуем проект «Кругозорные завтраки»: люди приходят с утра, а я им зачитываю старые объявления и показываю фотографии. 

Как удается установить контакт с каждой новой группой экскурсантов?

Мы стараемся с людьми разговаривать. Нужно сделать так, чтобы момент экскурсии начал интересовать их больше, чем то, что было интересно час назад. Чтобы они обращали внимание на то, чего обычно не видят. Мы на экскурсии не надеваем никаких масок, можем свободно общаться на уровне «Что ты делал вчера вечером?», а потом переключиться на Ивана Грозного. Мы не меняем голос, не применяем никаких особенных речевых оборотов, стараемся не пугать людей терминами, стараемся оживлять свои экскурсии, приглашая интересных гостей. 

Как и всем гидам, нам знакомо понятие сезонности, от которой мы сейчас стараемся уходить и, по-моему, успешно. Мы уверены, что город можно смотреть не только теплым летом, но и промозглой осенью, слякотной весной и морозной зимой. Первое наше правило в непогоду – чтобы люди у нас не мерзли. Как только мы видим красные носы, мы стараемся сразу же что-то придумать: зайти в тепло, выпить чаю.

Бóльшая ответственность чувствуется перед вологжанами или всё-таки перед туристами?

Ответственность чувствуется перед всеми. Мы готовы всем рассказывать о городе, который мы любим. Местных удивить сложнее – нужно извернуться. Они, например, 20 лет ходили по Каменному мосту, но ни разу под него не заглядывали. Был случай, когда на нашей экскурсии человек впервые узнал о том, что под Каменным мостом есть река. Мне кажется, после таких «открытий» жизнь идет по-другому (улыбается). Но мой любимый вариант экскурсий – это когда есть и местные, и приезжие. Или когда местные чувствуют себя как туристы, потому что они начинают теряться: «Где мы находимся?»,  «Что это за место?», «Мы никогда здесь не были». Вроде бы мы никуда их не увели из центра города, но точка зрения на привычные места настолько поменялась, что у людей происходит какая-то дезориентация – и это очень здорово: так они учатся удивляться тому, что рядом, и любить свой город.

Этой зимой вашему бюро исполняется два года. Как вы может оценить результаты проделанной работы? 

Самый главный момент – у нас за это время образовалось целое сообщество, потому что с теми, кто ходит к нам на экскурсии, мы поддерживаем хорошие отношения, которые часто перерастают в дружеские. Это и есть моя самая главная радость. Не так давно была история: экскурсия закончилась, мы распрощались, я пошла в одну сторону, а все остальные в другую. Обычно люди после экскурсии расходятся каждый сам по себе – ведь они не знакомы. А тут я оборачиваюсь и вижу, что они идут все вместе. Семь человек, которые только что встретились благодаря моей экскурсии. Я проводила их глазами до Каменного моста, и мне было настолько радостно… То, что мы делаем, оказалось «инструментом» для объединения людей. Мы также часто видим, что ребята, которые к нам приходили порознь, потом вместе участвуют в других городских событиях.

Для нашего разговора вроде бы неуместны громкие слова – такие, как, например, «перспектива», поэтому – что в ближайших планах? 

Мы побывали с экскурсиями в Устюжне и Белозерске, очень хотим в Великий Устюг, Чагоду, Нюксеницу и Череповец – мечтаем открывать для людей область. Иногда небольшая Вологда кажется очень большой, и хочется уехать в еще более тихий и маленький город. Там сохранились те вещи, которые здесь уже утрачены – начиная со старинных домов и заканчивая деталями. Только там еще можно увидеть, например, рисованные афиши или встретить бабушек во дворах, которые очень многое могут рассказать.

Можно ли считать вашим девизом «Мы влюбляем в Вологду»? 

Это наш основной посыл. У нас даже раньше табличка такая на дверях висела. Сейчас для статистики принято считать тех, кто приезжает в город, а мы считаем тех, кто возвращается. Приятно, когда из миллиарда городов, которые можно выбрать для путешествий, люди, колесящие по всей Европе, выбирают Вологду, которую полюбили благодаря в том числе и нам. Мы стараемся не задушить человека информацией, а рассказать ровно столько, чтобы хватило для того, чтобы влюбиться. А полюбит он уже сам.