Виктория Гребёлкина: «Я вкладываю в общее дело самое дорогое, что у меня есть, – время»

2018 Осень

Светлана Гришина

Виктория ГребёлкинаБеседуя с героем этого интервью, мы хотели раскрыть тему волонтерства с точки зрения рядового участника волонтерских проектов. Как случается, что в определенный момент человек начинает ощущать потребность действовать, как понимает, что именно ему интересно, как находит единомышленников и точку приложения сил? Виктория Гребёлкина, сотрудник Камерного драматического театра, расскажет об этом, исходя из собственного волонтерского опыта, а он у нее чрезвычайно богатый.

Вика, с чего началось твое волонтерство?

Всё началось с общения с людьми, которым была интересна архитектура Вологды, с теми, у кого болит душа за то, что она исчезает. Мы познакомились лет пять назад на градозащитном квесте. Я тогда училась в Санкт-Петербурге на искусствоведа и очень интересовалась питерской архитектурой. Но, участвуя в квесте, посвященном архитектуре вологодской, я поняла, что ничего о ней не знаю. Я, вологжанка, провожу экскурсии для друзей по Питеру, а о вологодских домах не могу рассказать почти ничего! Я не то что задумалась – мне стало стыдно.

Проект, с которого всё начиналось – градозащитный квест – имел продолжение, стал развиваться, вокруг него образовалась группа людей, которым было интересно изучить свой город. Приходили разные специалисты – архитекторы, историки, библиотекари, студенты. Постепенно из них сформировался костяк сообщества «Хранители Вологды». Тогда как раз были те времена, когда у нас один за другим горели памятники архитектуры. И появилась идея – каждому стать хранителем конкретного дома. За человеком «закреплялось» историческое здание (не обязательно памятник), и он следили за ним – ходил примерно раз в неделю, смотрел, всё ли в порядке.

Какой дом был у тебя?

Я не решалась взять на себя такую ответственность, но мне всегда нравился дом на Советском проспекте, 90, – один из моих любимых деревянных домов в Вологде. Я живу неподалеку и каждый день с ним встречаюсь, он очень красивый. Это жилой дом, в достаточно хорошем состоянии. Но с тех пор, как я начала изучать свой город, я увидела его с другой стороны, впервые попросила разрешения зайти внутрь.

Первая цель, которую поставили перед собой «Хранители Вологды», была изучить город самим. Просто ходить по городу и видеть его недостаточно – город нужно понимать. Когда ты его понимаешь, то жить в нем гораздо интереснее и уже не хочется куда-то уехать. А когда появляется понимание города, когда тебе всё в нем становится знакомо и дорого, хочется начать действовать. «Хранители Вологды» за время своей деятельности осуществили три крупных проекта: «Двор историй», «Культурный патруль» и «Спасём дом вместе».

Проект «Двор историй» связан с локальной историей. Нам был интересен конкретный двор на пересечении улиц Яшина и Козленской. Это известное в городе место – в одном из домов там жил Николай Рубцов. На первый взгляд двор совершенно обычный, но на самом деле там столько скрывается! Историй, судеб... И всё это мы узнавали от людей, которые там живут: интервьюировали жителей, в том числе очень пожилых – ведь та история, которая хранится в их памяти, уникальна и скоро исчезнет, если ее не записать. В итоге у нас получилась очень интересная картина того, как в маленьком дворе отражалась российская и даже всемирная история. На основе собранной информации мы сделали таблички, которые повесили на дверях подъездов: 16 подъездов – 16 табличек. Одна рассказывает об истории улиц, другая – об известных личностях, живших здесь в разное время, третья – о традициях двора. Здесь одно время была сцена, которую сделали сами жители, и на ней даже выступали известные артисты. Каждый, кто попадает в этот двор, может идти от таблички к табличке – и это будет для него своеобразная экскурсия по двору.

Проект показал, что людям интересно место, где они живут. Не просто в каком году была основана Вологда и кто из исторических личностей здесь бывал, но и то, какой раньше была твоя улица, когда началась история твоего дома. Мы сделали итогом проекта большой праздник, на который собрались и дети, и молодежь, и взрослые, и пожилые люди. Они вместе знакомились с историей своего двора, и это их объединило. Сейчас это очень важно, ведь соседи зачастую просто не знакомы друг с другом, хотя живут бок о бок.

Проект «Культурный патруль» – всероссийский, Вологда осенью прошлого года стала одним из городов-участников (всего их около 30). Его главная цель – подключение жителей к участию в сохранении исторического и культурного наследия – нам очень близка. Оказалось, что даже в совсем маленьких городах люди готовы бороться за сохранение любого домика с намеком на культурную ценность, потому что им важно, чтобы город был интересным, красивым, имел свое лицо, был в чем-то уникален. Участники проекта знакомились с историей и архитектурой своего города, в ходе этого знакомства выделялись наиболее интересные здания и проводился общественный мониторинг их состояния: по заданной форме нужно было измерить и зафиксировать определенные параметры. Конечно, это не профессиональная экспертиза, но мы обратились к помощи архитектора-реставратора, подготовили отчет, сделали фотофиксацию состояния памятников. И с этим отправились в Комитет по охране объектов историко-культурного наследия.

Как специалисты оценили результаты вашего труда?

Они, конечно, удивились – с такими общественными мониторингами к ним раньше никто не приходил. Комитет нас поблагодарил и предложил поучаствовать в Неделе защиты памятников и исторических мест. Но по завершении проекта мы эту идею не оставили – летом провели повторный мониторинг. Изменения есть. Например, дом Засецких отремонтировали снаружи – пошкурили и покрасили, а памятник на Торговой площади, 13 просто исчез: за забором, на котором висит объявление о реставрации, летом мы увидели только крапиву высотой в полтора метра.

Проект «Спасём дом вместе» тоже имел цель показать жителям города, что судьба памятников архитектуры зависит и от них. На средства гранта мы напечатали буклеты с конкретными рекомендациями, что делать, если видишь разрушающийся исторический дом. В ходе проекта мы совместно с градозащитным движением «Настоящая Вологда» провели мастер-класс, на котором координатор движения Ольга Смирнова поделилась своим опытом обращений в официальные инстанции. Понятно, что обращениями не спасти дом от пожара, но менее серьезные проблемы решить можно. Например, можно добиться закрытия окон и дверей в пустующем доме или снятия рекламы с памятника архитектуры. В электронном виде буклет можно найти в группе «Хранители Вологды».

В рамках этого проекта у нас также прошел конкурс градозащитного рисунка «СтопСнос», по результатам которого мы издали открытки и сделали передвижную выставку, которую показываем в разных общественных пространствах.

В этом году Вологда стала участником другого всероссийского проекта, инициатива которого пошла снизу, – «Том Сойер Феста».

Идея провести такой фестиваль у нас зрела давно: хотелось уже сделать что-то конкретное, чтобы и себя, и людей как-то вдохновить, на конкретном примере показать, что внести свой вклад в сохранение уникальности города может каждый. Фестиваль «родился» в Самаре в 2015 году, мы несколько лет следили за тем, как он развивается и расширяется, организатор фестиваля Андрей Кочетков приезжал в Вологду. В команде организаторов вологодского «Том Сойер Феста» – Екатерина Хоботова, «Настоящая Вологда» и «Хранители Вологды». Подготовка шла несколько месяцев: поскольку для ремонта был выбран памятник архитектуры, она затянулась. Сам фестиваль – не реставрация, а ремонтные работы: мы сняли старую краску и заново покрасили дом. Конечно, за ходом работ следили профессиональные реставраторы, но каждый из нас делал то, что мог.

Это тяжелая работа?

Непростая, конечно. Потому это и фестиваль – чтобы создать равновесие между тяжелым трудом и интересным временем после него.

Как ты думаешь, что приводило к вам людей?

Есть те, кто пришел просто потому, что у них было время или с кем-то за компанию, не вникая в глобальную цель этого фестиваля. Но многие приходили потом снова и снова, постепенно начиная понимать, что они делают. Понимать, что они будут потом ходить по этой улице и видеть дом, в красоту которого они вкладывали свои усилия, эмоции и время. Когда дом связан с твоей личной историей, и ты уже не сможешь спокойно смотреть на то, как разрушаются, сносятся и горят старинные здания. Очень порадовали и спонсоры: нам помогали совершенно неожиданные люди.

Помимо градозащитной работы, ты участвуешь и в других волонтерских проектах – расскажи о них.

У меня было много разного волонтерства в сфере культуры. Я и сейчас езжу в музей «Семёнково» – это уже традиция: участвую в массовых праздниках вроде Масленицы в качестве волонтера массовки, который создает атмосферу. Это весело, интересно, это погружение в другой мир, работа с другой командой и своего рода отдых. Несколько лет подряд не могу пропустить кинофестиваль VOICES (хорошо, что меня отпускают с работы). Вообще волонтер VOICES – это очень разносторонний человек, но я занимаюсь в основном сопровождением гостей, продумываю логистику по городу и тайм-менеджмент. В этом году я сопровождала музыкантов, игравших на показе фильма «Аэлита» в Вологодском кремле, – электронный дуэт Stolen Loops Project. Оба его участника – театральные актеры, а поскольку я работаю в театре, мне вдвойне интересно было с ними общаться. В 2014 году я была волонтером и на театральном фестивале «Голоса истории» – тогда организаторы набирали волонтеров в первый раз, и мне было любопытно посмотреть, как выглядит фестиваль изнутри. Сейчас, насколько я знаю, там сформировалась хорошая волонтерская команда, у которой много полезных функций. Ведь волонтеру всегда важно чему-то научиться, приобрести опыт и понимать, что он делает важное дело, что без него – никак. Четыре года я координировала «Ресторанный день в Вологде», подаривший мне бесценный организаторский и кулинарный опыт. Это всемирный фестиваль еды, который создается силами тысяч людей, открывающих и посещающих однодневные рестораны по всему миру. Идея заключается в том, чтобы весело провести время, получить новые гастрономические впечатления и сделать место, где мы живем, интереснее.

Один из главных вопросов применительно к волонтерству. Это неоплачиваемая работа, которая занимает много времени, и чтобы заниматься такими проектами в системе, нужны ресурсы – откуда их черпать?

Наверное, это какое-то внутреннее желание, необходимость. Это не всегда можно назвать самореализацией, но это очень вдохновляет. О себе могу сказать, что был период, когда я много училась, потом много работала, и у меня просто не было времени ни на какое волонтерство. А потом поняла, что если я буду только работать и учиться, то мое духовное развитие закончится. Стала искать что-то, что помогло бы мне развиваться именно в таком плане, – и это оказалась общественная деятельность.

Отношение к волонтерам зачастую предвзятое: кто-то не верит, что можно работать бескорыстно, кто-то считает, что они занимаются «ерундой» от нечего делать… Но в основе этой предвзятости – понимание того, что это в любом случае огромный ресурс, который человек почему-то тратит на что-то «постороннее». И интересно, каковы его мотивы.

Каждый волонтер в итоге всё равно тратит это время на себя. Он приобретает опыт, знакомства с людьми из той сферы, в которой иначе мог бы никогда не оказаться (допустим, кино или театр). Поучаствовать в волонтерском проекте – это как отправиться в путешествие: полностью поменять свою жизнь на неделю, а потом вернуться и понять всё, что было у тебя до этого. Но вот мною это руководило только поначалу, а сейчас волонтерство превратилось в какую-то потребность, я просто не могу без него. Есть люди, с которыми мы вместе, есть наше общее дело – значит, я тоже несу за него ответственность, и мне важно, чтобы дело не остановилось. В результат этого дела я вкладываю самое дорогое, что у меня есть, – время. И само участие в общем деле становится своего рода наградой. Все, кто приходит к волонтерству, приходят в него по-своему: кто-то из любопытства, кто-то ради результата, кто-то ради общения. Но потом появляется что-то, что объединяет всех.

Как друзья и родные относятся к твоему увлечению волонтерством?

Мама раньше просто сердилась на меня, не понимая, почему я этим занимаюсь. Это же не приносит мне денег, не двигает вперед карьеру, а я трачу на это всё свободное время. Но потом она почувствовала, что это для меня важно и что это тоже имеет свои результаты. Мама даже стала интересоваться, что же я такое делаю – приходила на волонтерские мероприятия, побывала на «Том Сойер Фесте». Сейчас всё мое окружение с этим смирилось, хотя многие не понимают, зачем… Но ведь не всё же должно определяться соображениями финансовой выгоды. Я верю в возможности «третьего сектора» – общественных объединений. Нас, «Хранителей Вологды», стали приглашать на совещания в Администрацию города: мы были на планировании «Стратегии 2030», на обсуждении нового генерального плана Вологды. Сейчас государство готово считаться с общественными организациями, признавая, что в некоторых сферах – в экологии, благотворительности, культуре, сохранении наследия – свободные сообщества заинтересованных людей могут помочь многое изменить.

***

Для иллюстрации интервью использованы фотографии из личного архива Виктории Гребёлкиной, групп «Хранители Вологды» и «Том Сойер Фест»