Герман Якимов: «Люди должны ценить свою историю»

2018 Зима

Светлана Гришина

Герман Якимов Рубрика «Дела и люди» в этот раз рассказывает об уникальном для Вологды опыте реставрации памятников архитектуры, находящихся в частной собственности. На счету вологодского предпринимателя Германа Якимова уже два дома по улице Чернышевского: один из них отреставрирован, работы на втором планируется закончить к осени следующего года. И «дом с лилиями», и дом Извощикова – знаковые здания: они стоят на перекрестках, привлекая внимание к центральному и боковому фасадам, и во многом определяют облик улицы и атмосферу этого уголка города. Отреставрированные, они не только радуют глаз – они вселяют надежду на то, что у деревянной Вологды есть будущее. Не новодельное, а настоящее – будущее, которое коренится в прошлом.

«Дом с лилиями»

Эпопея с реставрацией началась для Германа Якимова в 2014 году. Тогда он купил на аукционе деревянный дом на ул. Чернышевского, 17, известный по фамилии одного из своих хозяев – крестьянина Александра Павловича Черноглазова. В документах «Вологдареставрации» он почему-то значится как купец, поэтому за домом и закрепилось это «имя» – дом купца Черноглазова. Судьба у него, как и у многих старинных деревянных зданий Вологды, в ХХ веке складывалась непросто. Чего здесь только не было: после реквизиции у последнего хозяина, аптекаря Вацлава Паздзерского, в доме располагались и обком парии, и Северо-западное книжное издательство, и городская аптека № 2. Теперь здесь предстояло разместиться магазину цветов, ведь семья Якимовых – владельцы сети цветочных магазинов. В 2014 году дом получил статус объекта культурного наследия регионального значения, поэтому продавался с обременением – его необходимо было отреставрировать, сохранив исторический облик. Вологжане, часто бывающие в этом уголке Заречья, помнят, что дом в то время выглядел неважно: угол, обращенный к перекрестку, сильно просел. Но в целом состояние здания не вызвало у специалистов сомнений в том, что восстановить его реально, и Герман Якимов планировал «заселить» его максимум через год. Однако оказалось, что реставрация – это не так просто и совсем не так быстро…


«Я тогда думал, что восстановлю дом в течение нескольких месяцев, но в итоге работы продолжались… четыре года, – рассказывает Герман Петрович. – Сначала, конечно, был шок – когда пришло понимание того, что всё будет в разы дольше и намного дороже. Но я решил: раз уж взялся, надо делать. А потом этот процесс начинает затягивать, становится всё интереснее и интереснее. Узнаешь историю дома, всех его хозяев, смотришь, как вкусы и привычки каждого из них отразились на внешнем облике дома и его интерьерах. Видишь, как работают архитектор и реставраторы – они буквально каждый день сообщают тебе что-то новое о доме. Вот эти балки, – Герман Петрович показывает систему балок междуэтажного перекрытия, – им больше ста лет, а как хорошо они сохранились! Мы специально оставили всё открытым, чтобы люди, приходя сюда, могли это видеть. Или печка на втором этаже – она такая интересная. Она была несколько раз покрашена прямо по изразцам – краску снимали, изразцы восстанавливали, на одно это месяцев семь ушло».


На печку в целом времени ушло намного больше. Ее «фасад» украшал лепной декор, по стилю отличающийся от изразцов: если изразцы и корона печи выполнены в стиле модерн, то лепнина явно барочная – это богатая композиция из элементов растительного орнамента. Пока дом пустовал, печь сильно пострадала от вандалов: барочный декор пытались выломать, он был полностью разрушен. Воссоздать его удалось ярославским реставраторам по фотографии американского исследователя русской старины профессора Уильяма Брумфилда. Требовала реставрации и кирпичная кладка печи, состоящей из кирпичей двух типов: снаружи это простой кирпич местного производства, а внутри – огнеупорный кирпич, выдерживающий температуру до 1700 градусов.

Главное же, что нужно было сделать, – усилить кирпичные фундаменты и заменить сгнившие венцы сруба. Затем приступили к обшивочным работам, покраске и реставрации интерьеров. На вопрос о том, какие открытия он сделал для себя в процессе реставрации, Герман Петрович отвечает: «Тут каждый день открытия. Но особенно интересно то, что еще предстоит сделать, – то, что сделано, уже понятно и ясно». Как замечает автор проекта реставрации архитектор Владимир Лукин, в архитектуре ценность представляет всё. В деревянном доме интересны способы рубки, применявшиеся инструменты и технологии – от века к веку они меняются. Интересно и то, насколько всё в доме было функционально и конструктивно продумано, а понимая ценность каждого элемента, хочется сохранить его в подлинном виде. Например, на лестнице, ведущей на второй этаж, удалось сохранить подлинные поворотные столбы и половину балясин перил.

Среди главных открытий дома с лилиями – обнаружение подлинных дверей с резными украшениями в виде лилий, давших дому «народное» название. По этому образцу была воссоздана резьба на всех входных дверях здания. Стропильная система «на трех бабках», держащая крышу дома, не уникальна, но встречается очень редко: вертикальные балки не доходят до пола чердака, «вися» в воздухе. Увидеть это своими глазами могут посетители дома – на втором этаже открыт музей, главными «экспонатами» которого является сохраненный интерьер дома, вещи, найденные при реставрации, и особенности конструкции здания. Восстановлена застекленная веранда, зашитая в советское время, – здесь тоже можно побывать во время экскурсии или фотосессии.

Кстати, о фотосессиях (не реклама). Рассказывать о том, что и как было сделано в процессе реставрации можно много, но неизбежно возникает вопрос о том, как же совмещались со столь долгой реставрацией интересы цветочной торговли. Бизнес требует отдачи с каждого вложенного рубля, а время – столь же ценный ресурс, как и финансы. Как Герману Якимову удалось примирить в себе бизнесмена и реставратора?


«Когда реставрировался второй этаж, я думал: как закончим, сразу сдам в аренду, пусть деньги идут. Но когда закончили, понял: ничего я здесь сдавать не буду. Столько трудов, столько времени, столько денег на это потрачено – дом стал мне по-настоящему дорог, а у арендатора отношение к нему будет совершенно иное. За красотой деньги отходят на второй план, хочется всё это не только сохранить для себя, но и показать людям. Поэтому придумали помещению другое применение: сейчас здесь музей, экскурсии и фотосессии. На чердаке – он просторный и светлый – проходят семинары по флористике, ими занимается моя дочь Анна. В будущем хотим сделать школу флористики постоянной».


Успешный бизнес-опыт всегда интересен, но в случае с Якимовыми особенно интересно то, что современный коммерческий проект прекрасно себя чувствует в интерьерах исторического дома. Одна идея ведет за собой другую: цветочная торговля «подсказала» тему обучения флористике (а тема эта неисчерпаема – сейчас, например, популярны новогодние букеты, композиции и венки), восстановленный исторический интерьер так и зовет сфотографироваться на его фоне. Кстати оказалась здесь и свадебная тематика: сюда приезжают фотографироваться молодожены. А еще дом с лилиями – хороший пример того, как бизнес владельца не мешает, а помогает реставрации. Цветочный магазин на первом этаже открылся сразу, как только появилась возможность это сделать, магазину потребовалась охрана, и видеокамеры, установленные по периметру здания, на котором еще шли реставрационные работы, однажды помогли предотвратить… поджог дома.

Дом Извощикова

О том, что реставрация действительно «затягивает», лучше всяких слов говорит то, что Герман Якимов сделал второй шаг в этом направлении – приобрел еще один дом по ул. Чернышевского, 55. Дом Извощикова состоит из двух частей – деревянной и кирпичной. Это тоже памятник – объект культурного наследия регионального значения, тоже здание в стиле модерн, и оно тоже преподнесло свои сюрпризы в процессе реставрации. По первоначальному замыслу хозяина, открыть здесь цветочный магазин предполагалось в начале 2018 года, однако работы на доме идут до сих пор.


«Когда мы пришли сюда перед покупкой, эксперты и реставратор оценили состояние деревянного дома как хорошее. Он действительно и снаружи, и изнутри выглядел неплохо, и я, как и в случае с 17-м домом, надеялся восстановить его за год, – рассказывает Герман Якимов. – Но когда сняли обшивку, оказалось, что под ней – полностью прогнившие стены. Там оригинальная конструкция крыши, в двух уровнях, один из них был поврежден, и вода многие годы текла внутри стен, под обшивкой. Разрушения были колоссальные – сохранить удалось меньше 10% оригинальных бревен сруба».


Конечно, такие обстоятельства меняют и планы, и сроки, и стоимость работ, и от заказчика требуется умение «держать удар». О том, что предусмотреть всё заранее бывает невозможно, говорит руководитель реставрационной бригады Владимир Новосёлов: «При покупке вскрывать дом никто не даст, поэтому покупают, по сути, кота в мешке. Поэтому и получается так, что планируем одно, а на деле оказывается, что нужно намного больше. Хорошо, что Герман Петрович вошел в положение и согласился на увеличение объема работ, другой бы сказал: ты мне обещал – иди и делай. В итоге нам пришлось реставрировать дом методом полной раскатки – настолько сильны были повреждения».

Однако все оригинальные детали, которые можно было сохранить, были сохранены. Это дверные колоды в двух проемах, филенчатые двери с резным завершением в количестве пяти штук – остальные двери были воссозданы по этим образцам. На 15 оконных рамах были проведены реставрационные работы, при которых были заменены все сгнившие и утраченные элементы. Несколько рам не будут красить, чтобы видно было, как они сделаны. Остальные рамы воссозданы по образцам сохранившихся. Всё сделано, как раньше: открывается только летняя рама, зимняя вставляется и вынимается изнутри целиком. Внизу, на раме – желобок для сбора воды, конденсирующейся на стеклах, такого сейчас, наверное, больше нигде не увидеть. Шпингалеты здесь не родные, однако тоже старинные – их подбирали специально. Летом в Вологде побывал известный блогер Илья Варламов: по словам Новосёлова, он не поверил, что рамы делаются заново по образцу старинных, пока не увидел процесс их изготовления собственными глазами.

В деревянной части дома много лет были частные жилые помещения – с одной стороны, это негативно сказалось на общем состоянии дома, ведь он практически не ремонтировался, а с другой – здесь по максимуму сохранились старинные подлинные материалы и детали. В одной из угловых комнат в деревянном доме подлинных материалов сохранено максимально много. Потолки оштукатурят, а стены оставят, как есть – они не были ни покрашены, ни оклеены. Реставраторы говорят, что это нетипично, обычно на стенах в таких домах были обои (кстати, в доме с лилиями, снимая старые обои со стен, обнаружили, что они, помимо местных газет, были поклеены на немецкие газеты, а также на листы первой всеобщей переписи населения.) Восстановленные печи находятся в рабочем состоянии, но это лишь дополнительный источник тепла, «для души»: в доме установлены радиаторы, которые не бросаются в глаза, а вся разводка спрятана под полом.

Памятником архитектуры по документам является только деревянный дом, однако Герман Якимов решил, что и кирпичную часть надо восстановить согласно требованиям научной реставрации. Главной достопримечательностью кирпичной части, построенной в 1880-е годы, являются своды Монье: опорой для сводчатого кирпичного потолка здесь служат… железнодорожные рельсы. По словам Германа Петровича, своды такой конструкции он часто наблюдал в путешествии по Италии. В Вологде такие потолки встречаются редко, и поэтому здесь их решили не штукатурить, оставив на всеобщее обозрение. На одном из рельсов сохранились надпись и штамп – что они означают, пока никто не догадался, и этот вопрос ждет своего исследователя. Кирпичный пол в одном из помещений подлинный: частично использован кирпич, поднятый с оригинального пола, а частично – докупленные кирпичи этого же времени производства. В другом помещении полы выложены современным клинкерным кирпичом. Здесь планируется обустроить цветочный магазин, и пол должен быть износостойким и нескользким. Основные работы на доме планируется завершить к марту 2019 года. В течение весны и лета будут наполняться интерьеры дома, который должен принять первых посетителей уже в начале осени.


«В деревянной части дома будет кафе, – Герман Якимов продолжает рассказ о планах, – и небольшой музей этого дома. В Вологде живут потомки Извощиковых – они недавно приходили к нам в гости, показывали семейный альбом, в котором у них хранятся фотографии с конца XIX века. Они готовы предоставить свой архив для музея, поделиться воспоминаниями – это для нас очень ценно. Интересно было бы представить и документы по истории самого дома: сохранились страховые планы, по которым видно, как менялось это здание. Изначально деревянная часть была длиннее и имела второй этаж, который был снят в 1915 году, а сруб в это время, вероятно, полностью перебирался. Дендрологический анализ, проведенный при реставрации, позволил установить дату возведения первоначальной постройки – 1886 год. Есть у дома и своя легенда: потомки хозяев говорят, что где-то рядом «в смутные времена» хозяйкой был закопан китайский сервиз».


Реставрационный опыт Германа Якимова – пока единственный в городе. Зачастую собственники, приобретая историческое здание, предпочитают полностью его перестроить. «Понятно, что реставрационные работы дороже, - соглашается реставратор Владимир Новосёлов. – Но можно же использовать старые материалы, а это уже экономия: их не нужно ни покупать, ни везти. Конечно, стоимость реставрации зависит от того, какой процент подлинного материала сохранился в пригодном для работы состоянии, но ведь порой сносят дома, которые даже раскатывать не надо!» Хочется надеяться, что городские власти по достоинству оценят вклад Германа Якимова в реставрацию деревянной Вологды – например, предпринимателю можно было бы предоставить налоговые льготы. Тем более что в скором времени Герман Якимов приступит к реставрации третьего своего дома – это двухэтажное деревянное здание на ул. Мальцева, 18, бывший флигель усадьбы Дружинина, объект культурного наследия федерального значения

Сейчас довольно широко распространено мнение о том, что «все эти гнилые деревяшки» давно пора снести, а на их месте построить что-то современное. Что мог бы ответить на это с высоты своего опыта Герман Якимов?


«Я бывал в Европе – там архитектурное наследие прошлых веков хранится, как золото. Люди должны ценить свою историю, ведь тот, кто ее не ценит, теряется как личность. Я считаю, этого нельзя допускать. Понятно, что всё новое красиво, но старинные дома достались нам в наследство, и его нельзя не беречь. Это что-то очень глубокое, и если сейчас всё разрушить, то что останется? Я думаю, что надо сохранить как можно больше».