Оксана Кириллова: «Что отличает вологодское кружево? Качество. Именно поэтому к нам едет учиться вся Россия»

2018 Зима

Оксана КирилловаЮлия Шутова

В новогоднем номере мы просто не можем обойтись без белоснежного вологодского кружева. «Морозными узорами на стекле зимним днем» называет его наша собеседница Оксана Кириллова, победительница Всероссийского конкурса «Серебряная коклюшка», преподаватель Губернаторского колледжа народных промыслов с более чем 25-летним стажем.

Оксана Феликсовна, расскажите, как вы стали кружевницей?

Все получилось случайно, хотя, думаю, это было дано откуда-то свыше. В 12 лет я пришла в художественную школу. Первого сентября мы топтались в фойе, не зная, куда нас поведут, и тут подошел директор школы и сказал, что у них открывается новое отделение – кружевоплетение, кто хочет? Несколько детей подняли руки, в том числе и я. А что такое кружевоплетение, понятия тогда не имела. Я хоть и в Вологде жила, но в 12 лет о кружеве ничего не знала. Учительница Зоя Александровна Кудряшова мне очень нравилась – видимо, она и привила настоящую любовь к кружеву. До сих пор изредка навещаю ее.

В десятый класс я не пошла и поступила в колледж – учиться на кружевницу дальше. Тогда колледж назывался Профессионально-техническое училище №15, но предметы, по сути, были такие же, как и сейчас, а плели мы намного больше, чем сегодня. После окончания собиралась работать или учиться по специальности …

Но вместо этого поступили на физико-математический факультет педагогического института? Как получилось, что вы так резко решили сменить профессию?

У меня вообще в жизни крутые повороты (улыбается). В училище у нас вела занятия очень сильный математик Татьяна Николаевна Коряковская, и благодаря ей появился интерес к точным наукам. После окончания училища я побоялась ехать в другой город продолжать обучение, и мама сказала: поступай на физмат. Я и поступила.

Но потом вы всё равно вернулись в училище?

Да, у меня всегда было желание вернуться обратно. Но когда я пришла в училище, директор мне сказала: «Приходи, но на математику и физику я тебя не поставлю – у нас уже есть преподаватель, возьму мастером по кружевоплетению». Четыре года я работала мастером производственного обучения, то есть просто учила плести кружево, вела практику, а потом стало не хватать преподавателей, и мне предложили перейти на преподавательскую должность. Уже больше 25 лет обучаю студентов этому волшебному мастерству. Сегодня веду все дисциплины, связанные с кружевоплетением – технологию, композицию, технический рисунок, исполнительское мастерство. Математические знания мне в этом помогают, поскольку любое кружевное изделие представляет собой довольно сложную и тщательно выверенную математическую модель.

Во время вашей учебы здесь вели занятия известные вологодские кружевницы? Или преподавание и собственное творчество сложно сочетать?

Нас обучала Тамара Михайловна Сибирцева, она прекрасно рисовала и была очень хорошим педагогом. Один год (уже после моего обучения) в училище вела занятия Виктория Николаевна Ельфина, но больше не смогла, потому что преподаватель – это тот человек, который должен уметь моментально переключаться с одного ученика на другого, чтобы оказать посильную помощь в разработке творческих проектов. Это достаточно сложно для художников, привыкших заниматься собственным творчеством, а не воспитанием подрастающего поколения. Они не шли сюда работать.

На награждении победителей конкурса «Серебряная коклюшка» – 2018

В чем магия кружевоплетения?

Даже не знаю, но оно точно притягивает – вологодское кружево такое плавное, мелодичное... Знаете, пока училась в институте, совсем не плела – некогда было, а вернулась в колледж, и всё – ушла в кружевоплетение полностью и занимаюсь этим до сих пор. Чем это ремесло привлекает конкретно меня? Сложностью. Мне чем больше сложных моментов, тем лучше! И таких сложностей в кружевных изделиях достаточно, особенно если мы возьмем старинные кружева – XIX века, например. Там много приемов, которых сейчас нет, нас им уже не обучали. Возможно, когда появились предприятия, возникла потребность в упрощении, и многое в технологических приемах мы утратили. Это видно, когда изучаешь архивы нашего краеведческого музея. Кружево стало проще, хотя обычный человек, скорее всего, разницы не заметит.

Почему девушки выбирают профессию кружевницы сегодня?

Чаще всего, это случайность – после девятого класса им нужно выбрать, куда поступить. Если аттестаты с «тройками», девушкам приходится идти туда, куда их возьмут. Сейчас в колледже популярна специальность «Дизайн», вторая по популярности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» («Художественная роспись по дереву»), а если уж туда не попали, то идут на кружевоплетение.

Мария Медкова и Оксана Кириллова. Фото из личного архиваТо есть до этого они могут о кружеве вообще ничего не знать?

Абсолютно. Вот, например, моя ученица Мария Медкова, сейчас уже известная вологодская кружевница, приехала поступать в Профессиональное училище № 31 на вязальщицу, но набор был закончен, и ей посоветовали пойти в наше, 15-е училище. Пришла, и ее взяли на кружевницу. Так случайность связала ее жизнь с кружевом.

Я думала, конечно, что без богатой фантазии в это ремесло не пойдешь…

Еще как пойдешь, но помучаться придется. Даже чтобы воротничок придумать, нужно много времени – так просто за один раз не нарисуешь.

Куда потом можно трудоустроиться с этим образованием?

Сейчас у нас расширена образовательная программа – мы даем методику преподавания, педагогические основы. То есть, помимо непосредственно работы кружевницей, они могут идти обучать детей или взрослых – работать в сфере дополнительного образования. Более творческие находят себя в отдельных проектах – например, моя ученица Варя Суслова делает принты для проекта «В кружевах». Кто-то работает на дому по заказам. Часто девчонки возвращаются к кружеву в декретном отпуске, а бывает, что и через десяток лет после окончания колледжа.

Учебно-методические пособия по кружевоплетениюРасскажите о своем сотрудничестве с Центром народной культуры?

Всё началось с проведения семинаров для кружевниц шесть лет назад. Мы ведем их с Марией Медковой традиционно в конце лета. Это недельный цикл занятий, на который съезжаются кружевницы со всей России, количество людей постоянно растет.

В течение года я занимаюсь со взрослыми раз в неделю в Центре народной культуры – там возрастной диапазон от 20 до 70 лет. Чаще бывает как – увидели кружево где-то, на ком-то и приходят: «Ой, хочу, хочу, дайте мне сплести жилет!» Я говорю: «Ну, вы же понимаете, это не получится так быстро, как вы хотите». Отвечают: «Мы будем стараться». Занимаются раз в неделю – маловато, конечно. В первый год многие с нуля начинают, на второй – уже небольшие изделия плетут.

Пять лет – и жилет?

Нет, два-три года, если с нуля. Но знаете, у кого какие руки.

Какими качествами должна обладать кружевница?

Терпение, усидчивость, трудолюбие. Если сможете, например, два часа удержать себя за подушкой, то кружевницей станете.

Работа студенток колледжа: сначала создается изображение будущего изделия, а потом технический рисунок

А вы сколько можете?

Долго! Если работа увлекла, могу сидеть и время не заметить вообще. Часов 16 просидеть за изделием, естественно с перерывчиками. Улетаю в своих мыслях в это время. Конечно, многое зависит от стажа плетения – если я уже больше 30 лет занимаюсь этим, то в процессе могу слушать или смотреть что-нибудь, не сосредотачиваясь полностью на технике.

Ваши с Марией Медковой методические пособия «Основы вологодского кружевоплетения» – тоже результат сотрудничества с ЦНК?

Да, нам поступило предложение написать эти книжки, потому что обучающей литературы по кружеву нет. Единственная книжка «Плетение кружев» выпущена в 1956-м году Капитолиной Исаковой, директором и преподавателем училища. Ее переиздали в 1958 году и потом уже только в 2011-м. То есть, по сути, это был один-единственный учебник, который в библиотеке есть в единичных экземплярах. Нужно было что-то издать в помощь кружевницам. Мария Медкова написала о сцепной технике плетения (сначала осваивают ее), а я – о парной, она несколько сложнее.

Композиция «Волшебный свет Рождества»В этом году вы получили сразу два приза конкурса «Серебряная коклюшка». Во-первых, это победа в конкурсе профессионального мастерства…

Это случайность (улыбается)! В течение трех часов мы создавали изделие по готовому сколку – кораблик, нужно было применить всю свою фантазию. Вообще конкурс был сложный, ведь там принимали участие 37 профессиональных кружевниц. Большинство – вологжанки и выпускницы колледжа, но были и представители других регионов. Все мастера очень сильные.

Тем не менее, вы утверждаете, что ваша победа – случайность. Ведь там же были критерии оценки.

Да, конечно. Все работы жюри изучало, и изделия, конечно, отличались друг от друга – мы говорим и о качестве исполнения, и о творческом оформлении. Сколок был один, нитки были одни, руки были разные… Но я думаю, мне повезло больше других.

Второй конкурс – конкурс готовых кружевных изделий – был посвящен 20-летию проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Расскажите, как создавалась ваша победная работа «Волшебный свет Рождества»?

Я не люблю делать работы быстро, а здесь у нас было примерно два месяца. Пока я думала, месяц прошел, пришлось активизироваться (улыбается). У меня очень медленно идет композиция, я всегда продумываю ее тщательно, от начала до конца, а затем плету. Здесь же всё шло параллельно – нарисуешь часть и плетешь. В новогодних шарах выплетены устюгские храмы и рождественские ангелы – тема была «Зимнее волшебство».

Какие ваши любимые мотивы в кружеве? Конечно, традиционно кружево – это растительные орнаменты…

Именно они и любимые. Вологодские ромашки, которые есть почти на каждом изделии, а также трилистники – листочки клевера.

В колледже есть несколько коллекций одежды с кружевом. Расскажите об их создании.

Это дипломные проекты студентов, над ними мы работаем с четвертым курсом почти целый год. Подбираем тему, рисуем, переносим рисунок на ткань, смотрим, как это выглядит, потом делаем сколки и плетем. Сложнее всего, наверное, выбрать саму идею, студенты могут много раз передумать. Есть коллекция «Мелодия любви», достаточно уже известная, мы показываем ее на городских мероприятиях, на мероприятиях, связанных с профориентацией. Есть детская коллекция, коллекция к Году экологии. Что можно сказать об этой работе? Красиво, сложно, интересно. Процент моего участия в ней достаточно высок.

Есть что-то, что вы хотели бы сплести? И что у вас чаще всего просят сплести на заказ?

Меня больше увлекает сам процесс, когда рисуешь, и тебе интересно, что получится в итоге после плетения. А так – хочется сплести что-то крупное, тот же кардиган, например. Я же не ношу кружево – сплету и сразу на выставки какие-нибудь отправляю, чтобы люди увидели, оценили. Для себя плести не так интересно. А что касается заказов, их я делаю редко – своей работы много. Там в основном всё стандартно – салфетки, воротнички, мерное кружево, манжеты. Чаще всего люди покупают вещь и просят дополнить ее какой-либо деталью, придающей ей индивидуальность и неповторимость.

Что отличает вологодское кружево от любого другого?

Качество плетения. Именно поэтому в Вологду едет учиться вся Россия – мы ставим руку, даем рекомендации. Некоторые пять-шесть лет подряд ездят на наши августовские семинары, и ты видишь потом, как их качество плетения меняется в лучшую сторону. В колледж приезжают учиться по очно-заочной системе даже из отдаленных мест. Сейчас у меня есть ученица из Самары. Самара вообще «не плетущий» город, но есть там одна женщина, которая обучает вологодскому кружеву, она заканчивала наше училище еще в 1950-е, и сейчас ей уже за восемьдесят. И вот эта моя ученица о кружеве узнала от нее и сказала: «Хочу этим заниматься». Приехала к нам. В производственном плане наше кружево объединяет все лучшие наработки за столетие, у нас всё по полочкам разложено, всё четко, как в черчении.

Вологодское кружево любят в других регионах. И потом, куда ни приезжаешь с семинарами или с выставками – везде свои люди, везде найдутся те, кто занимается вологодским кружевом. В мае, например, ездили в Петербург с семинаром «Многоликая насновка», после этого сразу появились запросы провести его в других городах. Поехали в Рыбинск, потом организовали этот мастер-класс на фестивале «Серебряная коклюшка».

Если визуально, то вологодское кружево основательное. Есть традиционные орнаменты, та же ромашка, но вообще растительные мотивы в принципе характерны для кружева. А так в каждом регионе свои особенности: Елец, например, более воздушный – у них в кружеве много сетки, а у нас полотнянки, что и дает такой эффект основательности. Так сложилась традиция.

А почему на кружеве редко встречаются люди?

Мы рисуем людей, но сама эта тенденция появилась в советское время, когда возникли тематические панно для украшения интерьера. В основном-то, мотивы для кружевных изделий брали с вышивки – она появилась раньше, чем кружево, и там чаще всего было то, что связано с природой.

Вологодское кружево часто называют «нетающим инеем». У вас есть собственные ассоциации?

Морозные узоры на стекле зимним днём.

Вот мне всегда казалось, что летних и весенних сюжетов в нашем кружеве больше.

Да, пожалуй, летних рисунков больше, но, знаете, зимние придумать сложнее! Возможно, зимние ассоциации связаны с цветом – традиционно вологодское кружево белое. Хотя и черное мы плетем, у меня на подушке сейчас как раз черное кружево.

Черное кружево на севере было не популярно? Или дело в том, что шелковые нитки были дорогие?

Оксана Кириллова в музее Губернаторского колледжа

Не то чтобы не популярно. Да, черное кружево делали из шелковой нити, а шелк был дорогой и при этом не такой практичный, как лен. В основном у нас плели из отбеленного льна, и это изделие, что называется, на века. Это такая нить, которая на солнышке становится белее, а со временем мягче. Шелк на свету разрушается, если пот попадает при носке, нитка тоже портится. Большинство шелковых изделий в Музее кружева отреставрированы, за ними нужен особый уход.

Какое кружево вам нравится, кроме вологодского?

Вообще интересно всё посмотреть, но часто на фестивалях, например, на VITA LACE, сделать это не удается, потому что у тебя мастер-классы или семинары. Приезжают кружевницы из Голландии, Польши, Австрии, конечно, любопытно увидеть, как они плетут, как коклюшки перекладывают, за какими подушками работают, какие изделия создают. Нравится старинное заграничное кружево, Валансьен или Шантильи, например. Интересно балахнинское кружево, технология его плетения сложнее вологодского. Вообще всё кружево красивое, каждым можно любоваться.