Диана Кононенко: «Зритель приходит смотреть на несовершенство»

2019 Лето

Елена Серкова

В наш город Диана приехала из Нижнего Новгорода и уже пять лет играет на сцене Вологодского драматического театра. Актрисе с успехом удается воплощать совершенно разные образы: благородную одухотворенную Зину Москалеву из «Дядюшкиного сна» Достоевского, энергичную и веселую Пеппи Длинныйчулок из спектакля по одноименной повести Астрид Линдгрен, смелую эксцентричную Вирджинию из пьесы «Месье Амилькар, или Человек, который платит»... Диана рассказала о профессии, месте театра в ее жизни, своих интересах и взглядах на искусство.

Диана Кононенко в спектакле «Один день из жизни сумасшедшего»

Диана, как состоялось знакомство с актерской профессией? Как театр вошел в вашу жизнь?

Я училась на втором курсе филологического факультета в Нижегородском лингвистическом университете, когда попала в студенческий театр. Именно в тот момент я поняла, что хочу играть на сцене. На самом деле такая мечта у меня была с детства (лет с трех я показывала дома концерты, пела и танцевала), хотя в семье не было артистов. Со временем мечта куда-то ушла, а уже в университете возвратилась с новой силой. Осознав, что мне нужно, я решила поступать в Нижегородское театральное училище. После учебы играла в Белгородском драматическом театре – моей первой актерской работой была роль Ани в спектакле «Вишневый сад», потом в Нижегородском ТЮЗе, а потом попала в Вологодский драматический театр.

Что помогает создавать роль?

Окружающие меня люди: друзья, знакомые, коллеги, те, с кем случайно встречаюсь в магазине, в баре и еще где-либо. Я наблюдаю за их привычками, за тем, как они ведут себя в тех или иных обстоятельствах. Помогает размышление о судьбе этого человека: о том, чего он хочет, почему так говорит и т. д. И чем больше размышляешь о нем и чем больше погружаешься, тем больше тебе открывается.

Вы часто играете вместе с мужем – актером драмтеатра Михаилом Морозовым. Это осложняет игру или, наоборот, помогает?

Нам нравится играть вместе, потому что мы знаем, чувствуем друг друга, и у нас нет никакого стеснения. Обычно, артист к артисту должен привыкнуть, а нам не нужно тратить время на это сближение, поэтому любая работа с мужем на сцене мне в радость.

Расскажите о любимой роли и о роли, которую вы мечтаете сыграть.

Я люблю практически все свои роли, подхожу к ним очень трепетно, с благодарностью. Всегда мечтала сыграть роль героини удивительной повести Достоевского «Кроткая». Мне было бы интересно поработать в этом материале – к сожалению, сейчас его очень редко ставят.

В этом году вы сыграли много совершенно разных ролей – сложно ли это было? Что помогает переключаться с одной роли на другую?

Невозможно из одного спектакля сразу влететь в другой – способность переключаться нарабатывается месяцами репетиций. Тогда нужное состояние настолько прочно где-то в тебе остается, что в день спектакля ты его просто «достаешь», настраиваешься и выходишь играть. Много ролей играть не сложно, а, наоборот, очень интересно: ты существуешь не в одном амплуа, а в разных образах.

На сайте Вологодского драматического театра вы процитировали Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Какой вид искусства вам близок помимо театра?

Мое глубокое убеждение с ранних лет в том, что самое сильное по воздействию на человека искусство – это музыка, поскольку именно музыка присутствует во всех других видах искусства: это и театр, и танец, и стихи. В хорошей прозе тоже есть музыкальность, есть ритм. И в живописи, если как следует прислушаться. Я очень люблю музыку, она меня вдохновляет.

Диана, вы часто поете в спектаклях. Достаточно ли для этого актерского образования?

Нет, недостаточно. Конечно, в театральных колледжах и вузах преподают вокал, но мне приходилось брать дополнительные уроки. И сейчас в театре у нас есть педагог по вокалу. Это очень важно – заниматься вокалом, танцами, постоянно совершенствоваться.

Каким должен быть идеальный артист? Какие качества характера ему необходимы?

Прежде всего, мне кажется, артист должен быть открытым миру, чувственным и эмоциональным. Всему остальному можно научить, технику можно наработать, но сильная впечатлительность должна быть от природы. Тогда ты можешь свои эмоции передать залу – тебе хватает энергии не только на человека, который стоит рядом с тобой, но и на 600 зрителей. Это одно из главных качеств идеального актера. Еще одно качество – не быть идеальным: идеальный человек на сцене никому не интересен. Зритель приходит смотреть на несовершенство. Когда он видит уязвимость героя, отражение своего несовершенства в нём, тогда спектакль его волнует.

Расскажите о первых впечатлениях о Вологде? Изменилось ли что-то сейчас?

Сначала город меня ничем не поразил, а сейчас, спустя пять лет, я уже нахожу в Вологде свои прелести: город маленький и уютный, мне нравится, что в центре нет высоких домов, всегда есть возможность выехать на природу. Пятнадцать минут на машине, и ты уже в лесу.

Что интересно вам помимо театра?

Сейчас я занимаюсь верховой ездой, что мне очень нравится: это и отдых, и общение с природой, с животным, и спорт, и проверка характера на прочность – абы кого лошадь слушать не будет. Я люблю заниматься йогой: она хорошо выстраивает сознание, тело, эмоции, уравновешивает психическое состояние. С йогой приходит гармония. Обожаю танцы, и современные – такие как контемп, и классику, станок. Я люблю и смотреть, и сама танцевать.

А какую художественную литературу вы любите?

Произведения Чингиза Айтматова «Плаха», «Тавро Кассандры», «Белый пароход» и другие стоят на моей полочке любимых книг.

Каково, на ваш взгляд, будущее театра в нашей стране? Должен ли он измениться? И если да, то как?

Театр, на мой взгляд, – это живая субстанция, живой организм, который должен меняться перманентно. Театр отражает жизнь, поэтому каждый день ему необходимо изменяться в соответствии с тем, что происходит в мире. Но мне не совсем приятно бывает видеть на сцене современную драматургию: чаще всего современные пьесы настолько точно отражают нашу реальную действительность, что хочется задать вопрос, зачем тогда нужен театр. Лучше идите в жизнь и посмотрите, что там происходит, как люди общаются, или включите новости по телевизору. Я не против нецензурной лексики на сцене, поскольку в жизни ее часто используют, но мне хочется, чтобы ее было меньше: по моему мнению, театр все-таки должен быть на ступеньку выше. Здесь мы можем сделать что-то более высокое, духовное и красивое – происходящее на сцене тоже будет отражением, но более эстетичным.

За что вы цените свою профессию?

Я очень благодарна своей профессии за постоянную смену впечатлений: на мой взгляд, ни одна профессия в мире этого не дает. Актер постоянно узнает себя в разных образах, в каждом из них находит что-то свое. Когда я работаю над ролями, то нахожу в себе то, что глубоко спрятано. И это самое главное.