Ирина Горожанова: «Дом актера – место, где для артиста всё первично»

2019 Лето

Ирина Сорокина

Ирина Горожанова Вот уже 30 лет в этот дом не зарастает актерская тропа: сюда идут и артисты с опытом, и те, кто только-только со студенческой скамьи приехал работать в один из вологодских театров, но каждого здесь встречают радушно и тепло. В этом деревянном особняке небесного цвета и в его тенистом дворике царит удивительная атмосфера – наверно, поэтому и хочется его называть не официально – Дом актера им. А.В. Семенова, а ласково – Домик, и это «имя» уже прочно закрепилось за ним и среди актерской братии, и среди поклонников театра. Почему Домик обладает таким магнетизмом, нам рассказала его «хранительница» – заместитель председателя Вологодского отделения Союза театральных деятелей России Ирина Горожанова.


Ирина Михайловна, Дом актера в Вологде – это особое культурное явление?

Дом актера – не организация и не учреждение, а название дома. Это резиденция Вологодского отделения Союза театральных деятелей России – старейшей общественной организации, которая не прерывала своего существования с 1877 года. Для нас это оазис свободы – место для творчества, дом, куда приносят и радости, и горести. Когда к нам приходят «в гости» иностранные делегации, мы просим переводить наше название не «the house», а «the home of actors». Такая фишка у нас появилась в 90-е, когда здесь проходил большой маркетинговый семинар по театру, и во время экскурсии для зарубежных участников – англичан, голландцев, канадцев, немцев – переводчик, видя с какой любовью мы рассказываем о Домике, использовала именно такой перевод.

Актер – очень зависимая по своей природе профессия, и эта зависимость – большая психологическая нагрузка. Актер произносит слова, написанные драматургом, разрабатывает на сцене идею режиссера, оживляет костюмный образ, который придумал художник, обитает в декорациях, созданных сценографом, – он очень сильно зависит от многих обстоятельств. А Дом актера – место, где для артиста всё первично. Он здесь первый во всем: ему никто не написал текст, его никто не назначал на роль – он всё выбрал себе сам. Этот кусочек свободы просто необходим, как компенсация. Здесь актер полный хозяин, поэтому мы все эти годы бережно храним наш Домик.

А что-то поменялось за эти 30 лет?

Поколения артистов – с ними всё и меняется. Почему театр всегда современен? Потому что на сцену выходят люди, которые живут сейчас, ходят с тобой по этому городу. Фильм, снятый в 1946 году, несет атмосферу 1946 года, фильм 1982-го, соответственно, передает свое время. С театром всё не так. Артисты каждый день выходят на сцену здесь и сейчас, и это не запись на пленке – люди каждый раз проживают спектакль заново. Поэтому все перемены связаны с людьми. В Домик приходят новые артисты – они другие, они приносят свое время, свою психологию, и это меняет многое вокруг. Иногда зрители предаются ностальгии: «Я помню, как мы ходили в конце 90-х на «Арлекиниаду» – любимый мой спектакль, фейерверк эмоций, сейчас таких нет…». Да, ничего не повторяется, но зато сейчас есть другое. Может быть, сегодняшний зритель через 20 лет так же будет вспоминать, как он восхищался, к примеру, спектаклем «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро.


Актриса Вологодского драматического театра Наталья Ситникова о вологодском Доме актера: «Мы приехали в Вологду через год после открытия Дома актера, и для нас он сразу стал местом, где ты чувствуешь себя как дома. Это ощущение родного не изменилось даже за десятилетия. Сюда ты приходишь разделить горе и радость с людьми, которых ты любишь, встретиться с коллегами, с которыми говоришь на одном языке. Поэтому мы и называем его ласково – Домик. Для меня это – оазис, волшебное место, где я чувствую себя защищенной. Помните, как в детстве, прячась во время игры, говорили «я в домике»? Вот такое детское чувство я и испытываю здесь. Много дорогих мне воспоминания связано с Домиком. Это и театр-кабаре «АртРеприза», и наши спектакли, и наши капустники, открытия и закрытия сезонов, субботники, актерские вечера на фестивалях... Здесь мы провожаем ушедших друзей, отмечаем юбилеи, свадьбы, сюда приводим друзей и гостей. Нам завидуют актеры из других городов, что у нас есть наш Домик, такой родной и домашний. А всё потому, что здесь всё сделано нашими руками, голосами, чувствами. ».


Что остается неизменным, так это главная идея Домика – объединение актеров. У нас есть и прочные традиции, без которых просто нам нельзя. Они не спущены сверху – они появились сами. Уже много лет каждую весну артисты всех театров собираются на субботник. Кто-то приходит, потому что хорошо относится к Ирине Михайловне и не хочет ее огорчать, кому-то нравится сама атмосфера. В этой массе совершенно не отличить заслуженного артиста от начинающего, актера драматического театра от актера ТЮЗа или «Теремка». Приходят целыми семьями, а для детей как хорошо – взять лопату или грабли и помочь папе и маме, разлить краску, испачкаться, поиграть и пообщаться. На субботниках у нас атмосфера равенства, ощущение принадлежности к одной группе крови, нет никакого разделения на «касты» – начинающих актеров и мастеров сцены. Такой совместный труд очень объединяет людей, и человеку всегда дорого то, во что он вложил свои силы, даже если он просто гвоздь вбил или стену покрасил. Поэтому мы эту традицию будем хранить.

Приходить с бедой – это отдельная история, потому что сюда идут за поддержкой. Мы вместе хороним наших друзей, коллег. 28 марта, в день рождения Алексея Семёнова, по традиции ездим на кладбище. Разносим цветы по могилам ушедших из жизни актеров, смотрим, где что надо сделать, особенно у тех, у кого нет родных.

Обычно Дома актера находятся в крупных городах, вологодский Домик, скорее, исключение из правил. Это дает какие-то преимущества или наоборот?

В этом есть и плюсы, и минусы. Самое главное – мы можем объединить всех наших актеров. Если в Домик придут сразу все артисты вологодских театров, то мы здесь поместимся – в тесноте, да не в обиде. В больших городах много театров, и нереально всех уместить в Доме актера, поэтому на вечера каждому театру выдается определенное количество приглашений. Мы же никогда не ограничиваем число гостей, не раздаем приглашений – просто развешиваем в театрах объявления, потому что знаем: все наши актеры поместятся.

Есть и минусы. Самый главный – в поиске дополнительных средств на содержание Домика. Мы общественная организация, бюджет нам ничего не должен. Мною был разработан план самоокупаемости Дома актера, который замечательно работал: мы сдавали в аренду первый этаж, и этих денег хватало на содержание здания и коммунальные платежи. Но в 2014 году произошли изменения в законодательстве, которые сильно подкосили малый бизнес, а именно ему мы и сдавали наши небольшие помещения. Мы остались без арендаторов и без доходов от аренды, поэтому урезали всё, что могли. У нас нет администратора, коменданта, дворника и всего одна уборщица, поэтому мы даже прибираемся здесь сами. Актеры всеми силами помогают: так, например, мы проводим благотворительные фестивали, когда артисты, сыграв свой спектакль, отказываются от гонорара в пользу Дома актера. Крупные мероприятия, такие как Международный день театра, вручение именных профессиональных премий, поддерживают наши друзья-спонсоры.

Сотрудничаете с Домами актера из других городов?

Конечно. Мы очень тесно общаемся с Нижегородским Домом актера – это наш давний друг со времен фестиваля театральных капустников «Веселая коза». Первый раз мы съездили к ним в 1996 году и с тех пор «дружим домами». Вологжане уже хорошо знают нижегородцев – каждый год они выступают у нас на летней сцене. С екатеринбургским Домом актера мы связаны почти «родственными» связями: в Вологде в театрах работают ребята, приехавшие из этого города. Еще мы очень хорошо общались с Центральным Домом актера, благодаря его бывшему директору Маргарите Эскиной. Сейчас хотят вернуть традицию, когда приглашали победителей фестиваля «Веселая коза» – артистов из провинциальных Домов актера – на открытие творческого сезона в Центральном Доме актера. Поддерживаем отношения и с другими Домами актера и с теми региональными отделениями СТД, которые еще только мечтают, чтобы у них появился такой Дом, как например, наши коллеги из Ярославля.

В Домике есть уникальная специализированная библиотека – что можно там найти актерам и любителям театра?

Здесь в основном специализированные издания, мемуаристика, учебные материалы. Книги, которые у нас есть, будут интересны очень узкому кругу читателей. Главная задача у библиотек региональных отделений СТД – собирать архивы, данные по истории театров, информацию об артистах. У нас в библиотеке много архивов ушедших актеров: их нам передают родственники, а мы их систематизируем. У всех они разные: у кого-то просто чемодан с фотографиями, программками, записями в хаотичном порядке, у кого-то, наоборот, всё подписано и сложено по годам. В любом случае мы всё это разбираем, соотносим по хронологии, по театрам и спектаклям. В архиве Домика сосредоточена театральная история нашего города. У нас, например, есть архивы таких театральных деятелей, как Алла Леонович, Алексей Семёнов, Евгений Прибылев, Василий Сафонов, Леонид Державин. Частично нам передали архивы Киры Осиповой и Анатолия Гичко. На прошлый наш юбилей Клуб деловых людей подарил нам сканер, который может сканировать не только фотографии, но даже дагерротипы, и все материалы оцифровываются.


« Актриса Вологодского театра кукол «Теремок» Марина Ефремова о вологодском Доме актера: Я живу в Вологде с 2003 года, но знакомство с городом и Домом актера у меня произошло на год раньше. Вместе со Ставропольским театром, где я тогда работала, я приезжала на юбилей «Теремка», и нас водили сюда на экскурсию. Мне сразу понравилось это удивительное место: его не зря называют просто Домиком, потому что здесь всем по-домашнему комфортно. Когда я переехала в Вологду, поначалу проводила не так много времени в Доме актера, но самые значимые для меня события состоялись именно здесь: тут мы с мужем сыграли свадьбу, отмечаем дни рождения – и наши, и наших детей. Несколько лет назад Борис Александрович Гранатов пригласил меня в члены правления СТД и поручил мне заниматься архивами и выставками. Я это делаю на общественных началах, но это очень ответственная миссия. Мой первый опыт – выставка к юбилею ТЮЗа два года назад, я тогда только во все вникала, но было очень интересно, потом я делала выставку к 80-летию «Теремка» и другие выставки. Что важно для артиста в Доме актера – ты свободен в своих творческих экспериментах. Я, например, была инициатором спектакля «LUV» и играю в нем одну из ролей, а в постановке «Игроки» отвечаю за свет и звук. В кафе Дома актера я подрабатываю официанткой – это хорошее подспорье в актерской профессии: общаясь с разными людьми, я веду свои творческие наблюдения, которые обязательно мне пригодятся. ».


Вместе с нашими театрами мы собираем статистику разных лет: это информация о премьерах, актерах, режиссерах, исполнителях тех или иных ролей, авторах пьес, оформителях декораций, создателей костюмов и о многом другом. Нам интересно, когда состоялась премьера, сколько лет шел спектакль, как менялся состав актеров. В этой работе нам очень помогают государственные архивы – всё время что-то у них уточняем. Театр – искусство сиюминутное, мимолетное, зритель уходит только с впечатлением, а это не картинка, не пленка, не видеозапись. Ушел день – ушел навсегда и спектакль, поэтому так важно сохранить всё, что от него осталось. Ведь по этим данным можно отследить судьбу любого актера. Вот он пришел молодой – играет маленькие роли, потом появляется главная, а дальше опять маленькие – значит, не срослось с режиссером, что-то пошло не так. Или, наоборот, пошли серьезные роли – значит, актер стал активно развиваться в своей профессии. А может, он играет в нашем театре роли второго плана, а потом уезжает и в другом городе раскрывает свой талант по-настоящему. Актер – такая профессия, что должно сойтись очень многое – театр, режиссер, зритель – но это не всегда происходит сразу.

Дом актера – это открытая площадка для творчества актеров. А как на это смотрят режиссеры?

По-разному. На самом деле режиссеры думают о состоянии труппы, они понимают, насколько это полезно. Для артиста такой опыт – возможность найти новое амплуа, доказать себе или режиссеру, от которого зависит распределение ролей, что он может раскрыть себя с другой стороны. Может быть и наоборот – актер поймет, что в родном театре он на правильном пути, и продолжит работу с новыми силами. Мы предоставляем сцену актерам без предпросмотра, без худсовета: ведь артисты – профессионалы, они каждый день выходят к зрителю и знают, что нужно делать, поэтому, когда самостоятельная работа готова, мы формируем афишу – и вперед, радовать публику.

Здесь у нас малая сцена, а это предельно откровенный разговор со зрителем. В государственных театрах тоже открылись малые сцены, но основные спектакли идут на большой. А для актера очень важно попробовать поработать в камерной обстановке – это своеобразный тренинг. Одно дело, когда нужно «кинуть» свою эмоцию, свою выразительность на 40 метров, и совсем другое, когда ее надо отдать зрителю, сидящему в метре от тебя. Здесь нельзя соврать – ни дымом, ни светом не прикроют. Это упражнение, когда ты играешь то на большой, то на малой сцене, очень расширяет актерскую палитру. Публике это тоже важно: есть зритель, который любит атмосферу большого театра, большой сцены, а есть те, кто нуждается в непосредственной близости, в актерской откровенности, хочет всё-всё увидеть. А какая это школа для артиста! Не отвлечешься, не подумаешь о том, купил ли ты хлеба сегодня, – твой отсутствующий взгляд выловят в ту же секунду.

Что бы вы пожелали артистам, ведь 30-летие Дома актера – это в первую очередь их праздник?

Как можно больше творческих радостей в своих театрах, чтобы они приходили сюда «заряженные», с позитивными эмоциями, с горящими глазами. Тогда и в Домик они принесут радость.