Оксана Рейма: «Здоровая и счастливая женщина – это поющая женщина»

2019 Осень

Ирина Сорокина

Оксана Рейма. Фото из личного архива.jpgШесть лет назад в Вологде появилось необычное творческое объединение – мастерская традиционного народного женского пения «Покров». Его участницы, молодые девушки и женщины, собираются вместе, чтобы изучать народные песенные традиции. В мастерскую принимают всех, независимо от музыкальных способностей или наличия музыкального образования, главное – желание петь и участвовать в увлекательном поиске собственного голоса, осваивая народную музыку. О том, как и чем живут покровчанки, наш разговор с художественным руководителем Оксаной Рейма.

Оксана Ярославовна, с чего началось для вас увлечение фольклором?

Я всегда любила петь, но мое первоначальное представление о фольклоре было довольно скудным – мне казалось, это что-то связанное с хором тетенек в одинаковых платьях и кокошниках. Впервые я услышала народную песню в ее подлинном звучании в 18 лет на улицах города – это был 1990 год, и в Вологде проходил фольклорный фестиваль. Меня поразила красота народной мелодии, необычность ритмики и лада, а главное – серьезное и глубокое проникновение в суть исполнителей – обыкновенных городских людей, относительно молодых. Народная песня звучала не на потеху публики, а ради нее самой – это было для меня культурным потрясением. И с этого озарения начался мой увлекательный путь к познанию русской традиционной народной культуры, освоению подлинных форм фольклора.

Я стала участницей фольклорного ансамбля Вологодского педагогического института (ныне – Вологодский госуниверситет), которым и по сей день руководит заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения Галина Петровна Парадовская. Она стала для меня первым  наставником в мир русской культуры. В 80-е и 90-е годы мы много ездили с экспедициями по Вологодчине, записывали музыкальный фольклор. Общение с носителям традиционной культуры повлияло на мое личностное становление, определило мой профессиональный путь. Это были неизгладимые впечатления! Было ощущение, что старики не умирали, потому что ждали кого-то, кому можно рассказать о жизни вологодского крестьянина. Рассказать о тех временах, когда все дела решали общиной, друг другу помогали дома строить, поля засевать, детей растить. В будни работали, а по праздникам варили пиво, собирались семьями за общим столом. Так, в общих заботах, делах и думах, в совместной песне и пляске формировалось уникальное качество русских – соборность.

Сейчас я сама работаю со студентами – я старший преподаватель института культуры и туризма ВоГУ, веду фольклорное направление, а также руковожу студенческим этноклубом, который посещают студенты независимо от получаемой профессии. Народная песня живет и у меня в семье: муж, дети и брат поют в мужском ансамбле «Добрыня». Возрождение и сохранение традиционной народной музыки стало не только моей профессией, но и моей судьбой.


Сергей Рейма, коллектив «Добрыня»: Мое увлечение фольклором началось благодаря супруге. Мы с ней познакомились в 22 года, и до этого момента я практически не знал ничего о фольклоре, но играл на гитаре. Благодаря жене я окунулся во всё это, заинтересовался, приобщился к традициям Русского Севера. Через народную песню и появился наш семейный союз. Сейчас я пою в «Добрыне» под руководством жены, активно участвую во всех ее делах. Мы исследуем песни, которые записывали 20-30 лет назад, воспроизводим то, как их исполняли в старину. Людям нравится, что мы поем песни, которые нигде больше нельзя услышать.  Для меня фольклор – возвращение к своим прапрародителям, не современная мишура, которая мелькает по экрану, а прикосновение к древнему, истинному. 


Как появилась мастерская «Покров»?

Я очень люблю свое дело, поэтому хочется работать с теми,  у кого есть такое же желание заниматься народной музыкой. Когда ты накапливаешь знания и опыт, возникает потребность передать их тем, кто стремится к познанию в той же области. Шесть лет назад меня нашли девушки, которым была интересна народная музыка, и я стала с ними заниматься. Сегодня в обществе на слуху такие понятия, как «этносфера», «этномузыка» – в советское время даже слов не таких не слышали. Сейчас в городском социуме обращение к народным традициям никого не пугает – наоборот, фольклорных ансамблей становится всё больше. У современных людей есть интерес к изучению своих корней и традиций, и это не случайно. Мы сегодня живем в обществе, где все пресытились подделками и суррогатами: не верим продуктам, которые потребляем, не знаем, из каких материалов и кем сшита наша одежда, а псевдоценности, которые настойчиво внедряются через массовую культуру, многих не устраивают. Изучая традиции, мы обращаемся к подлинному, и это естественно для думающего человека.

В плане музыки то же самое. Не говорю, что есть только фольклор и больше ничего не существует – нет, конечно. Я, например, очень люблю классику, дома у нас три гитары и фортепиано. Но народная музыка имеет для меня особенную ценность, и «Покров» – это возможность поделиться накопленным опытом.

Расскажите, чем уникальна ваша мастерская традиционного народного пения.

Наша деятельность не связана ни со сценой, ни с коммерцией. В «Покров» может прийти любая девушка или женщина: я беру всех без прослушивания, лишь бы был интерес к фольклору. На занятиях мы не только разгадываем поэтические тексты как древние артефакты, осваиваем народный мелос, но и много общаемся. Много говорим о традициях, о том, как они могут присутствовать в жизни современного человека, ведь это не только музыка, но и народна кухня, народная медицина, воспитание детей. На занятиях мы работаем над голосом, изучаем песенные образцы (лирические, хороводные и т.д.), много двигаемся, учимся народной пляске. Восстанавливая народную песню, мы используем в основном вологодский материал, северные народно-песенные и плясовые традиции. Коллектив участвует в городских и региональных фольклорных фестивалях и праздниках, но выступление для нас не самоцель. Нам важно, чтобы вологжане слышали традиционные народные песни, знали и уважали свою культуру и традиции.

В «Покрове» занимаются женщины и девушки разных возрастов и профессий. Многие из них хотели петь, но их по разным причинам не взяли в какой-то хор или ансамбль. Я стараюсь найти в коллективе место для всех желающих, к каждой участнице ищу подход, чтобы научить ее владеть своим голосом, разработала авторскую методику обучения вокалу, где использую дыхательные и  голосовые тренинги. Но в первую очередь мы возрождаем народную песню для собственной жизни – для поддержания хорошего настроения, добрых отношений и крепкого здоровья, для праздников в народной традиции.


Юлия Белоусова: Я долго не решалась прийти в «Покров», потому что  абсолютно не умею петь, но интерес к фольклору победил все сомнения. На занятиях я открываю для себя много нового о культуре наших предков – традиционной, архаичной, но в то же время истинной. Сегодня, к сожалению, связь поколений прервана, и хотелось бы восстановить ее, насколько это возможно. Когда мы готовили, например, реконструкцию свадебного обряда, для меня было открытием, что каждое обрядовое действие имело глубокий смысл. Нам казалось, мы не просто прикасаемся к ритуалу, а полностью погружаемся в прошлое.


Как пение способствует здоровью?

Голосом заниматься очень интересно. Когда ты поешь, то глубоко дышишь – это тренирует легкие, улучшает кровообращение, а вибрации голоса благотворно влияют на весь организм. Во время пения можно расслабиться, отвлечься от забот, настроиться на позитив, а это положительно влияет на самочувствие. Например, в женских частушках один из главных образов — это девушка или женщина, энергичная, боевая, инициативная, неунывающая! Ей и работа любая по плечу, и в пляске она хороша. И в самих частушках часто звучит тема пения как лекарства от печали:

Задушевная товарка,
Голоски у нас резки,
Запевай повеселее,
Чтобы не было тоски.

Песней прогоняли уныние, и разбирая народные тексты, мы видим, что здоровая и счастливая женщина – это поющая женщина. Почему у нас сегодня так много депрессий? Потому что петь стали мало. А звонкий голос издавна был признаком здоровья, а значит, и счастья. И по статистике пение – любое! – занимает первое место среди способов снятия стресса.

Как родилось название вашего коллектива?

Над названием мы долго думали. «Покров» – это в честь праздника Покрова Божией Матери, который отмечается как женский. Считается, что здесь православие сливается с древними традициями. Так, праздник богини Макошь, покровительницы плодородия и благоденствия, тоже был в октябре. Во-вторых, согласно православному учению, Покров Богоматери покрывает всю землю – это воплощение идеи объединения, единомыслия. Материал для занятий я беру такой, чтобы всем было комфортно и интересно, ведь люди собираются разные – кто-то ходит в храм, а кто-то занимается йогой и далек от православия. Мы стараемся придерживаться традиций, используя наш, местный материал: поем так, как пели совсем недавно в вологодских деревнях, отмечаем вместе народные праздники – в октябре, например, у нас была вечёрка на Покров.

Как можно попасть на занятия в вашу мастерскую?

Занятия у нас проходят в литературной резиденции «Дом дяди Гиляя» на Чернышевского, 15. Присоединиться к нам довольно просто – нужно отыскать в социальных сетях группу и написать мне личное сообщение.

Традиционную одежду покровчанки сами шьют?

В основном сами, бывает, просят помочь тех, кто профессионально занимается пошивом традиционной народной одежды. Почти каждая из нас увлекается каким-то рукоделием – вышивкой или шитьем, и многие хотят сшить народный костюм самостоятельно, потому что понимают, настолько это важно для них самих. К созданию одежды мы подходим так же серьезно, как к реконструкции песен – изучаем этнографические вещи.

На ваш взгляд, фольклор становится популярнее?

Фольклор сегодня по-разному используют. В эстрадном исполнительстве идет обработка, стилизация народных песен, популярно направление фолк-фьюжн, когда изменяются ритм и слова оригинала. А на самом деле подлинное народное произведение самодостаточно, если познать его суть, дойди до глубины образов, раскрыть его красоту. Не надо делать шоу из народного искусства – оно само по себе прекрасно. Это начали понимать у нас в России лет 50 назад. В 70-е годы в Москве Дмитрий Покровский создал экспериментальный ансамбль, который был нацелен на исполнение подлинных произведений без обработки. Позже появился общественная организация «Российский фольклорный союз», который объединил подобные коллективы, образовавшиеся в 70–80-е годы и в разных городах. В музыкальном профессиональном и любительском пространстве началось мощное движение к традиции. В это время силами энтузиастов в экспедициях были сделаны уникальные записи народного пения, игры на народных инструментах, пляски. Сейчас, к сожалению, уже ничего не записать – все носители традиции ушли в мир иной, но наступило время осмысления накопленного материала. Например, в Москве с 2004 года ежегодно проходит масштабный форум «Живая традиция», на который собираются фольклорные коллективы, ученые-фольклористы, этномузыкологи, филологи, культурологи, искусствоведы. Можно сказать, что движение к традиции сегодня набирает обороты.


Ольга Антипова: Для нас занятия в «Покрове» – хобби, хотя для многих это вполне серьезная часть жизни. Мы собираемся раз в неделю на репетиции, занятия, встречи. Стараемся совершенствоваться, но не столько ради каких-то достижений, сколько для удовольствия. О «Покрове» я узнала от одной из основательниц мастерской. Мне всегда нравилось петь, привлекала народная культура – это совсем не то, что сегодня слышно из каждого окна, а что-то потаенное, связанное с корнями, традициями, к которым хотелось бы приобщиться.


 А молодежь интересуется традицией?

С одной стороны, молодежью сейчас хорошо воспринимается этническая музыка, но всё же  слово «фольклор» скорее отталкивает – наверное, сложился стереотип, что это «бабушки в сарафанах». В любом случае, это не та тема, на которую молодежь побежит, – конечно,  большинству будет интереснее что-то современное, например, брейк-данс. Но есть те, кто действительно этим увлечен, и это дорогого стоит. В детском саду и школе не изучают народную культуру так, как следовало бы. Есть программа «Истоки», но изучение местных традиций, регионального фольклорного материала идет на поверхностном уровне, на уроках музыки тоже этому не учат. На телевидении или по радио, а тем более в обыденной жизни народную песню не услышишь, если только на фестивале или на концерте. Но молодежь, если с ней говорить на ее языке, принимает фольклор очень хорошо. Когда я иду к ребятам в общежитие проводить этнографический квест или фольклорную вечерину, у меня возникает спортивный интерес – смогу заинтересовать или не смогу? Стараюсь подать традицию так, чтобы тема привлекла молодежь. Например, играем в командную игру по станциям, на каждой из которых участники получают информацию о диалектных словах, местных обычаях, использовании предметов крестьянского быта. Очень нравятся молодежи подвижные народные игры со знакомством, пляски и танцы под гармонь. Дети, молодежь и даже взрослые должны играть, общаться, а мы сегодня, к сожалению, всё больше сидим, и чуть ли не с младенчества все с гаджетами. А ведь пляска, песня, игры – это не столько заполнение досуга, сколько обучение общению, усвоение социальных ролей, культурных ценностей.

Мастерская «Покров» участвовала в фестивале «Деревня – душа России», который в этом году был посвящен театру. Вы представляли фрагмент свадебного обряда – чем вам интересна эта тема? Что значит для вас участие в таких праздниках?

Показанный нами фрагмент свадебного обряда является реконструкцией материалов, записанных экспедицией Вологодского пединститута в 1995 году в деревне Смольянка Еловинского сельсовета Кичменгско-Городецкого района. Там мы собирали местных жителей в одной избе и обстоятельно расспрашивали обо всех деталях свадебного ритуала, женщины пели причеты и свадебные песни.  На самом деле этот обряд очень длительный, потому что вологодская северная свадьба отличается большим количеством причетов, в южных традициях такого нет. Мы взяли самый интересный, на наш взгляд, момент – утро перед венчанием, приход жениха. Это встреча двух родов, где сваты обменивались братынями пива, которое считалось обрядовым напитком, а свахи – пирогами.

«Покров» вместе с мужским коллективом «Добрыня» выступает на разных площадках города и области, куда нас приглашают и где мы будем уместны – ведь мы всё же любительские коллективы. Так, в этом году мы ездили на Троицкое гулянье в село Шелоты Верховажского района, на Ильинские гуляния в Ферапонтово на Цыпину гору, участвовали в Международном фестивале народных промыслов и ремесел «Город ремесел», III фольклорном празднике «Нижнедольские гулянья» в Вологодской слободе. Конечно, в исполнительском плане мы уступаем профессиональным коллективам, но в свои выступления вкладываем душу, и зрители это чувствуют. Мы не только на сцене, и после выступления поем, водим хоровод, создавая позитивную атмосферу, и это привлекает людей, многие подходят, поют вместе с нами, просят исполнить и свои любимые песни, например, «Катюша», «По дону гуляет», «Вологда».  В праздник сама собой возникает потребность петь, а для нас песня – это как философия жизни. Мы поем не только чтобы выразить себя, хотя это тоже важно – чтобы кто-то оценил твои старания. Но главное, что нам хочется, когда мы выходим к людям с песней, – чтобы всем было хорошо. Если мы видим улыбки, видим, как нам подпевают, значит, мы делаем это не зря.