Север и юг семьи Нуриджанян

2019 Весна

Ирина Сорокина

Сергей и Анастасия НуриджанянВ четыре руки можно играть не только на фортепиано, но и лепить из глины – доказано супругами Нуриджанян. Анастасия и Сергей, такие разные по характеру и по стилю работы, но одинаково увлечены творчеством и любимым делом, поэтому беседовать нам пришлось в процессе работы. Сергей сел за круг – и всё внимание его сосредоточилось на глине, а Настя в это время успела придумать цвет «пыльной» розы и декорировать чайную пару, а о чем они рассказали – читайте дальше!

 Просто вместе

«А есть ли у вас мастихин?», - с такого необычного вопроса началось знакомство этих двух неравнодушных к творчеству людей. У нее был свой художественный магазин, а он решил попробовать свои силы в живописи и искал всё необходимое для этого. Разговорились. Как оказалось, тем для беседы было достаточно: это и интерес к живописи, и одна профессия – выяснилось, что оба они по образованию юристы уголовного права. А уже через пару месяцев он уговорил ее выйти за него замуж. Рассказывая эту историю, Настя и Сергей Нуриджанян улыбаются. Уже тогда, будучи еще женихом и невестой, они понимали, что юриспруденция – это совсем не то, что просит душа. Творчество – вот, что было им необходимо. И если Сергей, как кормилец семьи, профессию не оставил, то Анастасия «сбежала» от нее в живопись.

Кажется, в их жизни нет ничего случайного, и рефреном звучит в их творчестве название первой совместной выставки в Доме дяди Гиляя «Вместе мы сможем всё». Вместе они занимались и занимаются живописью, нашли мастерскую, приобрели багетное оборудование для оформления собственных работ, до недавнего времени держали художественный магазин, а сегодня с головой ушли в творчество – вместе увлечены керамикой. Сейчас, помимо творческих замыслов, у них еще один совместный, и, пожалуй, самый главный проект – сын.

Из юристов – в керамисты

Любое начинание супруга Анастасия обязательно поддерживает. Когда однажды она, не дождавшись его на обед, решила поинтересоваться, где же муж. Оказалось, Сергей в Череповце, а у их семьи новое приобретение – гончарное оборудование. Интерес к этому промыслу у главы семейства Нуриджанян рос уже давно, а с появлением гончарного круга и муфельной печки возник стимул действовать и учиться. Как отмечает Анастасия, ее муж очень целеустремленный и настойчивый: если принял решение, то обязательно сделает всё для достижения поставленной цели. С тех пор Сергей проводил свое свободное время за гончарным кругом и, конечно, его освоил на все сто. Следующей целью стало получение звания мастера народных промыслов Вологодской области. Меньше года потребовалось Сергею, чтобы овладеть тонкостями ремесла, познакомиться с традициями гончарного дела, и у него стали получаться изделия, соответствующие всем канонам. Сегодня он один из самых молодых мастеров народных промыслов в Вологде. Сейчас Сергей поставил перед собой новую задачу – стать членом Союза художников России.

Настя в гончарном деле сначала была правой рукой супруга, в шутку называла себя подмастерьем: занимаясь воспитанием ребенка, она успевала помогать Сергею в обработке изделий. Обточка, зачистка, лощение, обжиги – глина не обошла ее стороной. С появлением времени на творчество она увлеклась ручной лепкой. Работают супруги по-разному. Для Сергея важен быстрый результат. Сегодня ему нужно всего несколько минут – и у него в руках уже изделие, готовое к обработке и декору. Он садится за гончарный круг, еще не зная, что выйдет из-под его рук – тарелка, ваза, кувшин или пиала, – идея приходит во время процесса, когда он «поднимает стенку». У Насти всё иначе. Работать на круге, конечно, муж ее научил, но ей пока не удается так быстро сделать что-то, да и душа лежит немного к другому – ее увлекает ручная лепка и декор изделий. За этим занятием она может потерять счет времени: лепить или рисовать восемь часов подряд – легко! Ее работа кропотливая, и принимаясь за какое-то изделие, Настя точно знает, каким оно должно быть: воображение уже нарисовало свою картинку – остается только воплотить ее в жизнь.

От хобби к мастерской

Интерес к керамике оказался заразителен. Друзья, узнав о новом увлечении Нуриджанян, поспешили к ним в мастерскую. Всем хотелось испробовать свои силы на гончарном круге или слепить чашку для кофе. Появились первые заказы, а потом сработало «сарафанное радио»: новоиспеченных гончаров стали приглашать на ярмарки, выставки. Возникла идея создать полноценный проект. Определились с названием, с перечнем выполняемых работ – появилась гончарная мастерская «СеверАрт35». Название придумывали вместе, старались объединить Настину любовь к северу с его нежными красками и Сережино стремление к чему-то более резкому и яркому. В название вошли начальные буквы их имен, два полюса – север и юг, и яркий гранат на логотипе как символ Армении. Изначально творческая семья даже не задумывалась о коммерческой составляющей проекта – им просто хотелось уйти от повседневности в своем хобби. Но оно постепенно переросло в ремесло. Здесь пригодилось и юридическое образование: они без особых проблем быстро зарегистрировали свое предприятие.

Сегодня Анастасия и Сергей готовы делиться своими знаниями и опытом с другими. В их мастерской проходят курсы для тех, кто хочет с нуля освоить гончарное искусство, и среди учеников – как взрослые, так и дети. В феврале Анастасия набрала на обучение группу ребят 8–10 лет. Для нее это интересный опыт, ведь дети – публика увлеченная и непосредственная. Так, одна из ее учениц, придя на второе занятие, воскликнула: «Я думала, умру, пока жду всю эту неделю!» В мастерскую «СеверАрт35» можно прийти и на разовое занятие, индивидуальное или групповое, слепить что-то для себя. Самый частый вопрос у гостей мастерской: «Мы уже сегодня сможем из нашей чашки пить чай?» На что у Насти уже готов шутливый ответ: «Да, но только один раз». Те, кто с керамикой сталкивается впервые, удивляются, какой это долгий процесс – изготовление изделия. Любой чашке или тарелке нужно пройти   сушку, которая занимает не менее двух-трех недель, две стадии обжига, декорирование, глазурирование. И уже только после этого и чай можно попить, и кофе сварить. В своей деятельности ребята используют качественные испанские материалы, их посуда подойдет и для духовки, и для русской печки, и для микроволновой печи, и даже посудомоечная машина ей не страшна.

Глина дает простор для творчества

Керамику молодые художники выбрали за ее безграничные возможности. Так, Сергей, неугомонный в постижении всего нового, открыл здесь широкое поле для обучения. Огромное разнообразие техник, форм, вариантов декора и обжига – всегда найдется то, что еще захочется изучить. Интерес у него вызывает старинная гончарная утварь, доставшаяся по наследству от дедов и прадедов семейства, которую Сергей собирает, изучает и восстанавливает. Анастасия же тонко чувствует родство керамики с живописью, хотя там для творчества – плоскость полотна, а здесь – трехмерное пространство. Так у нее появилась ее серия панно с деревянными домами Вологды – ей захотелось сохранить историческую красоту нашего города, зафиксировать ее в глине. Сегодня у Насти уже 10 таких работ, а в планах – охватить всё деревянное зодчество нашего города, чтобы набралось на целую большую выставку. Идеи для таких панно она ищет сама, гуляя по городу. Фотографирует то, что запало в душу, а потом лепит. Причем всё делает вручную, не используя готовых гипсовых форм, – труд кропотливый, на такое панно уходит более 10 часов

Настя любит северную природу, деревню и зачастую именно там она черпает вдохновение. Летом она гостила в маленькой деревеньке, где ее впечатлила… ржавая бочка, о которую вытирали кисть с голубой краской. Сочетание ржавчины и голубизны показалось интересным цветовым решением, и приехав домой, Настя сразу взялась за работу. Посуда с такой цветовой гаммой получилась настолько интересной, что ее всю раскупили на первой же ярмарке. Еще одно направление в декоре у Насти посвящено армянским мотивам, и яркие сочные узоры в ее творчестве прекрасно уживаются со спокойными северными нотками.

Анастасия и Сергей в своей маленькой мастерской творят настоящие чудеса. «Когда мы работаем вдвоем, то идеи у нас генерируются с огромной скоростью, - рассказывают художники. – Мы можем вместе сделать за короткий срок столько вещей, сколько не всегда смогут и 10 человек». За последние полтора года они изготовили порядка 1500 различных изделий. Однажды был даже заказ на 700 предметов посуды для одного из ресторанов в Череповце, и керамисты Нуриджанян справились с этой задачей за два месяца. Многие заказчики обращаются к этой творческой чете снова и снова – просто потому, что чай из их чашек оказался вкуснее.