Елена Лубенцова: «В нашей работе главное – уважение к экспонату и умение оставаться в тени»

2019 Зима

Ирина Сорокина

Елена ЛубенцоваВ этом отделе Вологодского музея-заповедника можно не только познакомиться с историей нашего края через иконопись или традиционные промыслы, но увидеть, чем живет современное вологодское искусство. Можно часами рассматривать рисунки на старинных прялках, разгадывать символы и знаки народной вышивки, представлять, что могли хранить наши предки в расписных массивных сундуках, погрузиться в мир древней иконописи, сохранившей удивительную энергетику своего времени… Но прогулка по экспозиции отдела – это не только путешествие в прошлое, ведь эти залы помнят столько удивительных выставок! Каждая сменная экспозиция, будь то частная коллекция старинных кукол или изделия современных ювелиров, погружает посетителя в свою неповторимую атмосферу. В 2019 году художественный отдел отметил 50-летие со дня основания, и за эти годы здесь успело побывать не одно поколение вологжан и гостей города. О сегодняшнем дне художественного отдела мы беседуем с его заведующей Еленой Лубенцовой. 

Всё начинается с увлеченного человека

50 лет назад новый отдел музея назывался иначе – древнерусской живописи и народного искусства. Его возглавила Ирина Александровна Пятницкая – в будущем легендарный вологодский музейщик, заслуженный работник культуры РСФСР. Почти 27 лет она посвятила работе в музее-заповеднике, под ее руководством было создано 7 постоянных экспозиций и 13 выставок. Среди них – постоянная экспозиция древнерусского искусства, а также выставки «Вологодское кружево», «Северные прялки» и «Вологодский народный костюм». Недаром писатель Виктор Астафьев называл Ирину Пятницкую «работницей и заботницей Вологодского музея».

Директор Вологодского краеведческого музея Ирина Александровна Пятницкая – вторая слева. Справа от нее – писатель Виктор Астафьев, слева – его супруга Мария Астафьева-Корякина, дочь Виктора Астафьева Ирина, поэты Николай Рубцов и Виктор Коротаев. Вологда. Фото из архива семьи АстафьевыхБлагодаря этнографическим экспедициям, организованным Ириной Александровной, в фонды музея попали многие сегодняшние экспонаты: прялки, старинная одежда, домашняя утварь. Ирина Пятницкая, как отмечают ее современники, обладала уникальным даром – могла расположить к себе хозяек деревенских домов, владелиц будущих музейных экспонатов. Она умела так доказать необходимость того или иного предмета для музейной коллекции, что ей без лишних слов его отдавали. У этих вещей в музее появлялась новая жизнь – ведь Ирина Александровна умело их использовала в экспозициях. Она говорила: «Если материал находится в фонде, лежит без движения, без глаза человека, он – словно мертвый. Но когда начнешь работать с ним, тогда увидишь всю красоту». Каждую выставку Ирина Пятницкая не просто выстраивала – она создавала свою экскурсию-историю, отличающуюся не только глубиной, но и артистизмом и мастерством. Многие даже говорили: «Еду в Вологду – к Ирине Пятницкой»

Ангелина ГлебоваС легкой руки Пятницкой в 1980 году при музее открылась школа-студия «Вологодские росписи», Тогда благодаря этнографическим экспедициям были обследованы все районы, в которых бытовали росписи по дереву, собран богатейший материал о развитии этого вида искусства на территории Вологодчины. Это и послужило стимулом для создания студии, главной задачей которой стало продолжение традиций нашего края. Занятия в студии и сегодня пользуются популярностью у вологжан.

Ирина Пятницкая воспитала целую плеяду учеников, среди которых – Ангелина Глебова, руководившая художественным отделом долгие годы. Для многих сотрудников музея этот человек стал эталоном профессионализма, преданности и любви к своему делу. Ее авторитет в музейном сообществе чрезвычайно высок – неслучайно Ангелина Глебова входит в состав жюри многих конкурсов мастеров традиционных промыслов, без нее, как правило, не обходятся открытия выставок народного искусства. Огромный опыт изучения художественного наследия Вологодского края описан ею в многочисленных научных статьях, а в прошлом году с ее участием написана книга «Народные художественные промыслы Вологодской области», изданная научно-издательским центром «Древности Севера».

Музейные предметы раскрывают тайны

В 1995 году отдел древнерусской живописи и народного искусства был преобразован в художественный отдел. В него входило три постоянных экспозиции: «Древнерусское искусство XIV – XVIII веков в собрании Вологодского музея-заповедника», «Народное искусство Русского Севера» и «Народные промыслы Вологодской области». Первые две можно увидеть и сегодня, а третья, которая рассказывала о вологодском кружеве, северной черни, шемогодской бересте и усольских эмалях, была реорганизована – значительная ее часть стала основой открывшегося в 2010 году Музея кружева. Сотрудники отдела мечтают воссоздать постоянную экспозицию, посвященную этим вологодским промыслам, чтобы посетители в полной мере могли знакомиться с художественным наследием Вологодского края.

Экспозиция «Древнерусское искусство» демонстрирует памятники иконописи, лицевого шитья, мелкой пластики и деревянной скульптуры. Многие экспонаты являются гордостью музея. Например, икона «Богоматерь Толгская», более известная под названием «Подкубенская», датируемая первой половиной ХIV века. В 1989 году она экспонировалась в Ватикане. Икона «Троица Зырянская» конца ХIV века, написанная, по преданию, святителем Стефаном Пермским, уроженцем Великого Устюга. Есть у нас в коллекции две иконы знаменитого московского изографа Дионисия: «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» и «Успение Богоматери». Икона Димитрия Прилуцкого особо почитаема: каждый первый вторник месяца прямо в музее совершается богослужение, и желающих приложиться к реликвии так много, что на реставрационном совете было принято решение для сохранности закрыть ее стеклом.

В экспозиции «Народное искусство Русского Севера» представлены предметы крестьянского быта, традиционные виды художественных ремесел: резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, художественная ковка и гончарное дело. Простые, на первый взгляд, предметы талантливые мастера сумели превратить в настоящие произведения искусства. Здесь можно изучить особенности самых разных видов росписей: глубоковской, пермогорской, борецкой, ракульской, пучужской, шекснинской золочёнки и многих других. Многое может рассказать о наших предках их гардероб: одежда, украшенная разнообразными орнаментами, вышивками, поясами, поведает всё о владельце костюма.

Художественный отдел сегодня

Уже два года художественным отделом руководит Елена Лубенцова. В 2001 году она пришла работать в отдел научным сотрудником под руководством Ангелины Глебовой – и была очарована музеем. Среди ее учителей были и другие профессионалы своего дела – Надежда Кутекина и Татьяна Петрова. Сейчас Елена сама музейный наставник для молодого поколения сотрудников отдела. Вместе они создают выставки, относясь к каждому экспонату с особым трепетом: важно найти для каждого предмета свое место, чтобы показать все его достоинства, от чего выигрывает и сама выставка, и ее посетители.

«Наши главные задачи – это чуткое внимание к постоянным экспозициям, а также поиск и строительство интересных для посетителей временных выставок, – говорит Елена Лубенцова. – В преддверии нового года мы открыли выставку «Сказка для друзей», которая отлично заряжает праздничным настроением. На ней представлены елочные игрушки советского периода из личной коллекции дизайнера и декоратора Ники Макаровской. Это наш бумеранг добра, потому что каждая игрушка заряжена счастьем. Очень заинтересовала наших посетителей выставка «Ювелиры Вологодчины». Когда мы ее готовили, многие удивлялись: неужели у нас есть ювелиры?.. Эта выставка доказывает, что есть, да еще какие! Интересны работы не только именитых мастеров-профессионалов, но и молодых активных художников, представивших удивительные арт-объекты».

Художественный отдел располагается в помещениях архиерейского двора, построенных во второй половине XVII веке, и строить здесь экспозиции непросто – иной раз приходится долго думать, не раз менять экспонаты местами. «Очень важно показать художника и его работы в выигрышном свете, чтобы архитектура не заглушила его творчество, – объясняет Елена Лубенцова. – Хотя порой стены начинают нам помогать – поддерживают творца, потому что видеть его работы в мастерской – одно, а когда они располагаются в наших залах, то впечатление от них может быть совершенно иным».

Сотрудники отдела много внимания уделяют тем, кто сегодня осваивает традиционные народные промыслы. В октябре начался новый учебный год в школе-студии «Вологодские росписи». Школа получила образовательную лицензию, и теперь все ее выпускники будут получать соответствующие «корочки». По традиции в январские каникулы в музее проводится ярмарка изделий ручной работы «Сотворенная радость», где вологодские мастера и любители представят свое творчество, а посетители могут выбрать подарки для себя и своих близких.   

Что нам стоит выставку «построить»?

Вся работа в отделе ложится на плечи четырех сотрудниц. «Мои коллеги – Ольга Реброва, Наталья Маркова и Ольга Белянская. Это настоящие профессионал своего дела, люди творческие, трудолюбивые и стойкие: строительство выставки – это не только интеллектуальный, но еще и довольно непростой физический труд, – рассказывает Елена Лубенцова. – Когда на выставку приходят посетители, они видят готовый результат, но чтобы он появился, нам нужно из массы предметов выстроить гармоничную композицию, в которой будет своя логика. У нас большой поток сменных выставок, поэтому приходится всё время погружаться в ту или иную тему: сегодня это могут быть японские кимоно или старинные стулья, а завтра – работы молодых художников-абстракционистов, и нам всё должно быть интересно. Работая в музее, нельзя быть равнодушным, и я рада, что у нас такая дружная сплоченная команда. Когда бываю в других музеях, всегда обращаю внимание на экспозиционный уровень. Мне интересно многое: пространство, тексты, этикетаж, свет, а особенно – отношение к предмету. В нашей работе очень важно уважение к экспонату: именно он должен блистать в музее, а экспозиционер – оставаться в тени».

Сотрудники отдела всегда находятся в поиске новых форм работы. Времена меняются, и посетитель сейчас другой, даже по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Современные тенденции диктуют использование в экспозиции мультимедийных средств, но их необходимо сочетать с классическим показом: не всё можно превратить в игру или шоу, осмысление тоже важно. Пожалуй, самые многочисленные и самые непростые посетители музея – школьники, и нужно найти способ их заинтересовать. Да и вообще современный человек с его клиповым сознанием не может два часа слушать экскурсовода – требуется переключать его внимание, предлагать интерактив.

В планах отдела на следующий год – выставка «Быстроног – велосипед по-русски», где коллекционер Андрей Мятиев представит уникальные экспонаты. И, конечно, будут выставки на основе богатейших коллекции музея-заповедника, связанные с Вологдой и традициями Вологодского края. Планы выставок составляются на год вперед, но вообще в музей может прийти любой художник или мастер, желающий представить свое творчество публике. Его заявка рассматривается руководством музея, которое принимает решение о выставке. «Общаться с творческими людьми с одной стороны очень интересно, а с другой – не всегда просто, потому что они очень ранимы, – замечает Елена Лубенцова. – Надо уметь найти поход к каждому, проявить такт и уважение, ведь только вместе мы сможем построить действительно стоящую выставку, от чего выиграет и музей, и художник. После каждого проекта я убеждаю мастеров, чтобы они не жалели передавать работы в фонды. Понятно, что сегодня многие стараются продать свои творения, но оставляя вещь в музее, художник тоже «работает на себя» – ведь таким образом память о нем останется «на века», потому что потом его работа будет показана на многих других выставках. Очень порадовал нас молодой художник и ювелир Семён Ганичев, который после выставки в Юго-Западной башне передал в фонды музея две замечательные работы в смешанной технике живописи и эмали. Недавно нам также передали свои полотна Екатерина Чивилева и Валерий Антонов. Очень надеемся, что вологодские ювелиры по завершении выставки тоже оставят у нас какие-то свои произведения. Даже если в фонды после выставки попадает один-единственный предмет, это достойно огромной благодарности от нас и от будущих поколений».