Миша Лоскутов: «Виолончель – это полноправный житель этого мира»

2019 Зима

Елена Легчанова

Михаил ЛоскутовВ сентябре 2019 в Вологде проходил концерт Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Тогда многие поклонники музыкального искусства с радостью узнали, что в оркестре Башмета, где собраны талантливейшие юные музыканты со всей России, играет и вологжанин – виолончелист Михаил Лоскутов, внук художественного руководителя Камерного оркестра Вологодской филармонии, заслуженного артиста России Александра Лоскутова.

Сultinfo следил за Мишиными успехами и ранее: видел его выступления с Камерным оркестром на Летних ассамблеях в Вологодском кремле, на творческих вечерах в филармонии, радовался победе в VII Губернаторском международном юношеском конкурсе имени Валерия Гаврилина в 2019 году.

Сейчас Михаилу 14 лет, он учится в 8 классе Вологодского многопрофильного лицея и успевает совмещать учебу с серьезнейшими занятиями музыкой. О том, как это ему удается, каково играть в оркестре Башмета и о своих планах на будущее юный виолончелист рассказывает в своем большом интервью.

Миша, в свои 14 ты уже состоявшийся музыкант, играющий в одном из лучших молодежных оркестров страны. Как давно ты занимаешься музыкой и почему выбрал именно виолончель?

Заслуженный артист России Олег Наумов

Я начал заниматься музыкой с 7 лет – пошел в 1 класс общеобразовательной школы и в подготовительный класс музыкальной школы при Вологодском областном колледже искусств.

Вообще, родители не хотели отдавать меня в музыку. Это было исключительно мое решение. Однажды к нам в Вологду приехал молодой виолончелист из фонда Спивакова (сейчас уже не вспомню его имени), он играл большой до-мажорный концерт Гайдна для виолончели с камерным оркестром. Я помню, как пришел с этого концерта под сильным впечатлением и сказал, что хочу учиться играть на виолончели. Родители меня отговаривали, так как понимали: если я начну учиться, то этим нужно будет заниматься серьезно, и я буду тратить много своего (и их) времени; что это большой труд. Но всё-таки отдали.

Я пошел на виолончель, закончил подготовительный класс у Анны Павловны Павловой, а затем перевелся к моему нынешнему педагогу, Олегу Анатольевичу Наумову, заслуженному артисту России, который более 40 лет работал в Камерном оркестре Вологодской филармонии и воспитал целую плеяду прекрасных виолончелистов.

Александр Лоскутов с супругой и Олег Наумов на концерте Всероссийского юношеского симфонического оркестра в Вологодском колледже искусств. 2019 год

Нет ничего удивительного, что ты решил связать свою жизнь с музыкой. У тебя в семье почти все музыканты?

Да. Дедушка руководитель Камерного оркестра; бабушка тоже музыкант, играет на фортепиано, много лет работала в филармонии как концертмейстер оркестра, преподавала в музыкальном училище. Кстати, стала учителем специальности у моей мамы, когда та поступила в колледж, и через бабушку моя мама познакомилась с моим папой. Мама тоже музыкант, преподает фортепиано в вологодской Детской школе искусств № 5, ее ученики часто становятся лауреатами различных конкурсов. Только папа не выбрал себе музыкальной профессии, хотя и закончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Наследственность в музыкальном отношении у тебя «отягченная»… Но гены генами, а в музыке не менее важно трудолюбие и дисциплина. У тебя как с этим?

Человек такое существо (и я не исключение), которому, конечно, хочется полениться. И телевизор посмотреть, и в соцсетях пообщаться – так получилось, что большинство друзей у меня из других городов. И нужно сделать над собой усилие, чтобы идти заниматься. Сейчас уже помогает чувство ответственности: если впереди концерт или серьезное выступление, то мобилизуешься. И вообще: раз уж начал заниматься этим – надо делать либо хорошо, либо вообще не делать.

Для детей помладше, лет 7–10, роль взрослых очень важна. Они должны твердо сказать: «Вот сейчас ты сначала занимаешься час, а потом идешь на улицу. И это не обсуждается!». Маленькому Паганини, например, родители не давали есть, пока он не отзанимается музыкой положенное время.

Заслуженный артист России Александр ЛоскутовА кто из старших больше следит за твоим творческим ростом?

Родители, конечно. Дедушка тоже. Мы с дедушкой часто занимаемся, особенно на выходных, когда я у них. Просыпаюсь в воскресенье – и дедушка сразу: «Давай-ка за виолончель!». Очень любим музицировать, играть различные ансамбли; иногда к нам присоединяется и бабушка.

Дедушка строгий преподаватель?

Очень строгий и нетерпеливый. Он сам постоянно развивается как музыкант, и требует того же от меня. Когда он что-то говорит, и это сразу не исполняется, то… В общем, лучше так не делать (улыбается).

Расскажи, как ты попал в оркестр Юрия Башмета.

Все было очень спонтанно. Мы с мамой как-то смотрели видео выступлений в интернете, и выскочило объявление, что Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета объявляет набор. Мы стали смотреть, нашли информацию, в каких городах будут прослушивания, что нужно играть. И подумали: почему бы не попробовать. Отправили видеозаписи моих выступлений, и нас пригласили на очное прослушивание.

Ближайшим городом, где осуществлялся отбор, был Ярославль. Прослушивание проходило в два тура. Первый – без Юрия Абрамовича, где отсеивали всех тех, кто не играет на должном уровне. А на втором туре Башмет лично слушал каждого.

С Юрием Башметом после концерта Всероссийского юношеского симфонического оркестра в Вологде. Сентябрь 2019 годаДля участия нужно было заявить программу, которую ты можешь исполнить. Тебя могли попросить сыграть любой отрывок из любого произведения. Мне Юрий Абрамович предложил исполнить начало третьей части альтового концерта до-минор Баха в переложении для виолончели. Помню, я так переволновался, что заиграл в два раза быстрее, чем требовалось. Темп выдержал, но некоторые места у меня не получились, и я потом сильно об этом жалел.

Но в итоге ты поступил в оркестр?

Сначала в качестве стажера. Это было еще в 2018 году.

Стажеры, как и основной состав оркестра, приезжают на репетиционную сессию, но не участвуют в концертах. Репетиционная сессия проходит в течение нескольких дней перед выступлениями. Партии оркестрантам рассылаются где-то за 2–3 недели до начала репетиций. Естественно, ехать нужно уже с выученной партией – иначе ты быстро из оркестра вылетишь.

А в этом году меня взяли уже в основной состав оркестра. Тоже была репетиционная сессия с очень жестким графиком: трехчасовая утренняя и четырехчасовая вечерняя репетиции. А Юрия Абрамовича, как и всех выдающихся музыкантов, затягивает творческий процесс – репетиции могли продолжаться до позднего вечера.

Концерт Всероссийского юношеского симфонического оркестра в Вологодском колледже искусств. Сентябрь 2019 годаПосле репетиционной сессии оркестр поехал в концертный тур по городам России. Мы отыграли концерты в 9 городах: в Костроме, Вологде, Угличе, Ярославле, Туле, Калуге, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге. А завершился тур концертом в Москве в зале «Зарядье».

Это твое первое концертное турне?

Такое большое – да. Это довольно тяжело – мы играли концерт и сразу переезжали на новое место. Были ночные переезды; бывало, что мы находились в дороге целый день. Или выезжали в 5 утра, приезжали на место, репетировали, затем после небольшого перерыва играли концерт, опять в дорогу, и уже поздним вечером прибывали на новое место.

А ведь это перспектива твоих занятий в будущем. Тебя не пугает такая насыщенная концертная жизнь?

Нет. Мне нравится. Многие говорили: «Боже, как мы устали! Побыстрее бы уже всё закончилось!» А я говорю: «Еще бы концертов пять – и было бы совсем хорошо» (улыбается).

С коллегой по оркестру Башмета

В оркестре играть проще, чем солировать?

Это разные виды музыкальной деятельности, каждый из которых имеет свои сложности. И, как правило, если солист сделает какую-то ошибку, ему простят. А если оркестрант – ему влетит: и от дирижера, и от концертмейстера оркестра, и от концертмейстера группы. Оркестровые партии еще сложны тем, что нужно хорошо уметь считать. Потому что есть такие места – играешь, играешь, а потом 20 тактов пауза, и ты должен ровно в 21 такте и ровно на 3-ю долю вступить и сыграть свою одну, допустим, ноту. И если эта нота не прозвучит, то вся картина произведения, вся атмосфера просто рухнет. Особенно это актуально для ударников – поэтому умение считать для них особенно важно.

Если ты уже попал во Всероссийский юношеский оркестр, ты продолжаешь с ним работать и дальше?

Нет. Оркестр каждые два года расформировывается и набирается следующий состав. С нуля. И те, кто первый раз играли в оркестре, могут не пройти отбор в следующий раз. Новые прослушивания в оркестр будут весной 2020 года.

Будешь пробовать опять попасть?

Обязательно. Мне понравилось.

На сборы оркестра ты приезжал со своим инструментом? Что у тебя за виолончель?

Виолончель Миши Лоскутова фирмы «Горонок», отданная Олегом Наумовым Да, со своим. Это инструмент моего шефа, Олега Анатольевича. Обычная виолончель фирмы «Горонок» – добротный инструмент, не китайская картонка со струнами, которые часто закупают в музыкальные школы. Инструмент довольно молодой, ему примерно 15 лет.

Скажи, а при перелетах музыканты виолончель ведь не сдают в багаж? Берут в ручную кладь?

Нет, конечно! Ни в багаж, ни в ручную кладь. Виолончель – это полноправный житель этого мира, и на нее заказывается отдельный билет. Когда у нас был перелет, то мне брали два места – на меня и на виолончель. А то представьте, скажем, как виолончель за 5 млн рублей кидают в багаж… Даже страшно.

Виолончель – капризный инструмент?

Как любой деревянный инструмент, она сильно реагирует на погоду. И когда на улице влажно, виолончель звучит по-другому. А из-за перепадов температур может слететь строй – у меня такое было, я шел на концерт зимой, и когда пришел, оказалось, что струны просто болтаются. Нужно было срочно подтягивать.

Выступление с Камерным оркестром филармонии на «Летних ассамблеях с оркестром» в Вологодском кремле. Июнь 2017 года

Смычок – тоже отдельная тема. Казалось бы, палка с натянутыми волосами. А на самом деле она очень сложна в изготовлении, и для мастера порой требуется не одно десятилетие, чтобы научиться его делать. Хороший смычок, кстати, стоит порядка нескольких миллионов рублей.

Нынешний октябрь ты провел в Образовательном центре для одаренных детей «Сириус» в Сочи, созданном по инициативе президента России. Расскажи об этом.

Я был на смене, посвященной музыкально-исполнительскому искусству. Мы с родителями подали заявку, и меня туда пригласили. В «Сириусе» мы очень много занимались, было по 5–6 часов профильных занятий. Репетиции, занятия с педагогами и концертмейстерами, самостоятельные занятия. С нами занимался Алексей Зиновьевич Массарский, лауреат конкурса Чайковского, заслуженный артист России, заведующий кафедрой виолончели в Санкт-Петербургской консерватории. В Сириусе, кстати, было несколько человек из оркестра Башмета, с которыми мы сильно сдружились.

А обычно ты по сколько часов в день занимаешься на инструменте?

Михаил Лоскутов – победитель VII Губернаторского международного юношеского конкурса имени Валерия Гаврилина. 2019 год

Очень по-разному. К своему стыду, я могу даже иногда не заниматься – например, когда поздно прихожу из лицея: сажусь за уроки и больше ничего не успеваю. В воскресенье я могу заниматься 2–3 часа, а когда уезжаю к дедушке, то по 4–5 часов. У Башмета мои занятия доходили до 6–7 часов в день.

Такая серьезная работа говорит о том, что ты уже определился со своим будущим. Это музыка?

Да, это дело, с которым я хочу связать свою жизнь.

Помимо виолончели у тебя есть еще какие-то увлечения или ни на что больше времени не остается?

Я учусь в гуманитарном классе, хожу на специализацию «Литература» и, наверное, мое главное хобби помимо музыки – это книги. Я очень люблю читать, причем читаю абсолютно всё: от классики до современного фэнтези.

Вспомни последнее произведение, которое произвело на тебя впечатление?

Михаил Лоскутов у фотопортрета деда

«Недоросль» Фонвизина. По школьной программе я читал его и раньше, а сейчас перечитал и оценил его с точки зрения классицистической системы взглядов в литературе 18 века.

А еще есть какие-то увлечения?

Вся наша семья, в том числе и дедушка, занимается экстремальным туризмом. Мы сплавляемся по горным рекам на катамаранах. Я уже побывал в Карелии, на Кольском полуострове, на Кавказе, в восточных Саянах и на Алтае.

Наверное, у музыканта глупо спрашивать про любимого композитора, но я все-таки спрошу – он есть?

Я обожаю Дворжака. Особенно его виолончельный концерт. Очень люблю Чайковского. Раньше он мне не нравился, а сейчас наоборот.

Заслуженный артист России Александр Загоринский и Миша Лоскутов на концерте, посвященном 40-летию творческой деятельности А.Н.Лоскутова. Вологодская филармония, декабрь 2018 годаТворчество кого из музыкантов-исполнителей ты считаешь образцовым?

Мне кажется, нужно от каждого исполнителя что-то брать. У одного очень красивый звук или, к примеру, очень мягкая правая рука, а у другого хорошие быстрые штрихи. Так, кстати, Юрий Абрамович Башмет делал в молодости – у всех старался взять лучшее и в результате… стал Башметом.

В Вологде какие-то твои выступления в ближайшее время планируются?

В начале весны 2020 года у меня будет сольный концерт с Камерным оркестром Вологодской филармонии. А вообще я играю там, где позовут, стараюсь не отказывать. Вот недавно открывался образовательный центр «Импульс» в Вологде, я играл на открытии.

А еще осенью 2019 года я принял участие в концерте благотворительного фонда Владимира Спивакова в камерном зале «Зарядье» в Москве. Надеюсь на дальнейшее продолжение сотрудничества с фондом.