Ольга Брагина: «Каждая игрушка хочет свой характер, и она подскажет его мастеру»

2019 Зима

Юлия Шутова

Ольга БрагинаРедакция cultinfo не сомневается: вы уже украсили новогоднюю елку. А есть ли на ней ватные игрушки? Вологжанам старшего поколения они хорошо знакомы – многочисленные герои детских сказок, представители разных профессий, животные и даже овощи и фрукты долгие годы радовали советских детей и взрослых. Сегодня увидеть их на елках – для кого-то приятная ностальгия, а для кого-то оригинальное украшение новогодней красавицы. Наша героиня Ольга Брагина давно увлечена ватной игрушкой, и в этом году ее изделия оценило жюри городского конкурса «Сохраним родное». Ольга Александровна заняла второе место в номинации «Исток» с композицией «Дед Мороз и дети».

Ольга Александровна, расскажите, как вы стали заниматься созданием игрушек?

Это как-то странно получилось – прямо судьба. Я родилась в Вологде, мечтала пойти учиться в кооперативный техникум – моя мама была экономистом. Но она почему-то была категорически против – тогда мало платили работникам таких специальностей. Я оказалась на распутье, совершенно не знала, чем заняться... и отдалась на волю случая – открыла справочник для поступающих в вузы, ткнула пальцем, и судьба привела меня туда, куда нужно – в Загорский художественно-промышленный техникум игрушки, теперь это Сергиево-Посадская высшая школа народного искусства (университет).

Да, но для поступления в такой техникум нужно было, как минимум, неплохо рисовать.

Я рисовала с детства, мне это очень нравилось, и у меня всегда было «отлично» по этому предмету. Учеба в техникуме мне легко давалась, даже сопромат (улыбается). Я вообще с удовольствием вспоминаю эти годы. Кстати, недавно я заходила на страничку нашего теперь уже института, и оказалось, что один молодой человек защищал диплом по ватной игрушке – наверное, это в первый раз. Когда училась я, мы углублялись в историю традиционной куклы, и осознанная любовь к игрушкам у меня началась именно с нее. Поэтому я, конечно, занимаюсь и традиционной куклой – делаю их изо льна, есть у меня моя любимая кукла ведучка – никогда ее не отдам ни на конкурс, ни на продажу.

И вот эта любовь, заложенная еще во время учебы, осталась, чем ни занимайся. А представляете наши поездки на фабрики игрушек – это были те годы, когда советские дети не были избалованы куклами. До сих пор помню это невероятное впечатление от поездки – мы ходили и смотрели производство по шагам: где-то глазки делают, где-то волосики, а потом зашли в огромный цех, где сидят работницы, и идет конвейер кукол, а рядом лежит целая куча разной одежды. И вот эти женщины выбирают, как их одеть. Я прямо замерла тогда с мыслью: я хочу тут работать, хочу заниматься чем-то подобным! Одевать кукол, причесывать их – это же такое удовольствие! Мне порой даже снится мой техникум.

А о каких куклах мечтали вы в то время?

Игрушки были довольно дорогие. Я помню, что мы ездили в Москву семьей и всегда старались зайти в магазин игрушек, хотя родители предпочитали купить нам одежду. Моя мама получала 80 рублей, а самая обычная кукла стоила рублей пять. Я родилась в 59-м году, то есть мы говорим о 60-х – начале 70-х. Тогда девочки мечтали о куклах с длинными волосами с закрывающимися глазами, чтобы говорили слово «мама». Мне такую подарили только в 18 лет – мама купила ее в салоне для новобрачных. Эта красавица в голубом платье до сих пор у меня хранится. Еще настоящим счастьем было получить немецкую куклу – ее привез мне из Москвы дядя. В Вологде таких было не найти. Так вот, пока он ехал в поезде, показывал ее всему вагону – раритет, в конце концов – и в итоге привез мне ее… без туфель. Потерялись по дороге. Уже когда я училась в техникуме, такие куклы стали более распространенными…

После обучения вы вернулись в Вологду?

Да, я училась хорошо, и после окончания техникума в 1980-м году мне даже дали направление в питерский вуз, но я предпочла Вологду, потому что уже нашла работу. Мне, конечно, хотелось работать по специальности, вариантов было два – фабрика игрушек, которая тогда была очень известной, там выпускались изделия из дерева и пластмассы – огромный ассортимент, и завод опытных и художественных изделий – тоже учреждение с совершенно разными направлениями производства. И я пошла работать на завод художником по росписи, а параллельно с этим попала в первый поток набора студии «Вологодские росписи». Итак, я окончила техникум, студию, и на заводе меня сразу же назначили мастером отдела технического контроля, поэтому я всегда огромное внимание уделяла и уделяю качеству работы.

Игрушка также осталась со мной, ведь появились дети – в девяностые, как ни странно, игрушек было не так много, что-то шили сами родители, что-то доставалось «по наследству», что-то, конечно, покупали… И дальнейшая история как раз связана с моими сыновьями – старший пошел в школу и стал заниматься в кружках Дома творчества детей и молодежи. О моем образовании там узнали и предложили вести занятия. Так как я художник, естественно, я вела роспись по дереву и по просьбе родителей – изобразительное искусство. И в программу этого курса я включила декоративную лепку – мне всегда она нравилась из-за объемности, возможно, этим меня и привлекла ватная игрушка. С детьми мы делали различные панно, сначала из пластилина, а в каникулы порой брали свободную тему – новогоднюю игрушку, вот я и начала делать первых «ватничков». Но тогда я еще не думала, что серьезно займусь этим после выхода на пенсию. Тем не менее, уже два года я вплотную работаю с ватной игрушкой, конечно, делаю и другие.

У вас в семье были ватные игрушки? Технология их создания очень сложная?

Да, правда, всего две – маленькая девочка с муфтой и гусь. Они остались еще от моей бабушки. И они мне очень нравились, всегда было интересно, как они изготовлены. Тогда же не было интернета, и я нашла статью в одном из журналов, где было показано, как сделать ватного Деда Мороза. Сначала делается металлический каркас, потом прикрепляется личико – я делаю его из керамики, потом идет обмотка проволоки ватой, а потом все покрывается раствором с использованием картофельного крахмала, кто-то пользуется клеем ПВА – но я сторонник традиционного «рецепта». Позже я сделала реплику бабушкиной игрушки – нашла даже вату тех времен, раньше она была неотбеленная, и когда ее покрываешь, она чуть желтеет. Процесс небыстрый, все делается поэтапно – крутишь ножки, покрываешь, просушиваешь, потом ручки и так далее, вату наслаиваешь постепенно… В конце придумываешь, что будет у куклы в руках, что подходит ей как дополнительный аксессуар. На одну маленькую игрушку уйдет неделя. На производстве раньше вату могли предварительно покрасить, чтобы было быстрее, сейчас мне помогают акриловые краски – можно сделать белую игрушку и потом ее раскрасить. Для меня было очень важно добиться эффекта невесомости, легкости, поэтому я долго экспериментировала с материалами, особенно с керамикой для личика.

А когда закладывается характер персонажа?

Конечно, есть изначальная задумка, я очень люблю свою серию «Зимние дети» – там есть реплики старинных игрушек, некоторых кукол подсказали ретро-фотографии, в основном придумываешь сама… Теперь появилась еще серия «Рождество» и большой ватный Дед Мороз… А вообще каждая игрушка хочет свой характер, и она тебе его подскажет – повтора тут не будет. Другой раз кукла даже во сне может присниться – у меня такое было, вот захотелось ей появиться, и она нашла своего мастера. То же самое могу сказать и про выбор хозяина – это процесс взаимный – понравится им человек, они посмотрят на него по-особому – и всё, влюбят в себя. На ярмарке в «Резном палисаде» были у меня сирины с керамическими лицами – птицы-девицы на счастье. Одна девушка увидела такую фигурку, ушла дальше смотреть, но всё равно вернулась – зацепило ее чем-то, и в этом есть какое-то волшебство. А как-то женщина подошла и говорит: «Я покупаю игрушки только тогда, когда увижу руки мастера. Ваших кукол я возьму». Думаю, в этом есть смысл, ведь в любой кукле присутствует душа мастера, если он добрый, то его чувства передаются изделию. Других, бывает, подкупает сходство с собой или с соседкой, подругой, родственником, приятелем… Естественно, игрушки часто покупают детям – такие на века, и в них уже есть история.

Да, жаль, что сейчас елки почти всегда украшают пластмассовые шары…

Знаете, раньше, если на елке было много ватных игрушек, значит, семья была не самая бедная, несмотря на то, что сейчас мы считаем их дешевыми по тем меркам. Я уже сказала, у нас их было всего две. Так что всё зависело и зависит от достатка, а также от чувства прекрасного: хочет человек украсить елку как-то особенно, или его вполне устраивают пластмассовые шары. Кто-то покупает по стеклянной или ватной игрушке в год, потом на следующий год пополняет коллекцию – лично я делаю так. А еще сама расписываю шары.

Вы уже не занимаетесь с детьми, тем не менее не оставили педагогическую деятельность совсем, а ведете мастер-классы в «Резном палисаде». Расскажите о сотрудничестве с Центром.

Да, мой педагогический стаж – 18 лет, даже сейчас зовут вернуться и вести занятия, но мне по душе свободное расписание. Дети всегда делали кукол с удовольствием – даже мальчишки, в каникулы специально приходили. Вообще на ярмарке или где-то еще мне нравится, когда дети подходят, интересуются. Вот если ребенок не реагирует – это уже проблема, другой раз родители предлагают, а он не хочет, отказывается от игрушки, ему интереснее то, что в телефоне. Хотя в целом ребята с удовольствием делают кукол, могут потом и обнять их, и поцеловать.

В «Резном палисаде» организована Студия юного ремесленника, где проводятся мастер-классы по народным промыслам для школьников. В прошлом году мы занимались с ними росписью по дереву, в этом году я и мастер народных художественных промыслов Вологодской области Жанна Вересова проводим занятия по народной кукле. После каждого мастер-класса ребята уходят со своим изделием. Также меня часто можно встретить во время «мастеровых сред», которые в течение года организует центр. Спрашивают про мастер-класс по ватной игрушке, но изделие не сделать за несколько часов.

А, кроме того, ватная игрушка всё равно ведь ассоциируется именно с елочным украшением?

Я считаю, что любая игрушка игровая, и ватной можно спокойно играть, почему нет? Необязательно делать ее подвесной, можно сделать ее постановочной. Сейчас популярным направлением становится артельная кукла – также старинный промысел, который возрождают. Кукла создается по этой же технологии, что и ватная, то есть с использованием каркаса, но одевается в текстильную одежду – не нужно времени на просушку, поэтому ее можно изготовить за день, и ее точно не привяжешь к определенному времени года.

***Ольгу Брагину и ее игрушки можно будет встретить на ярмарке «Сотворенная радость», которая пройдет со 2 по 7 января на первом этаже Юго-западной башни Вологодского кремля.