«Поёт и плачет, любит и страдает»… Грязовецкий ансамбль народного танца «Русская душа» отмечает 30-летие

2020 Лето

Дарья Коробицына

Руководитель ансамбля «Русская душа» Людмила Изюмова. Фото vk.com/russkaya_dusha_35Ансамбль «Русская душа» создан хореографом Людмилой Сергеевной Изюмовой в 1990 году, а всего через пять лет ему было присуждено звание «Народный самодеятельный коллектив». С 2009 года ансамбль стал частым гостем известных концертных площадок. Сегодня «Русская душа» – лауреат и «визитная карточка» Вологодской области на многих всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. В 2020 году коллектив отмечает свой 30-летний юбилей. Из беседы с его руководителем и участниками мы узнали о том, как проходят репетиции, как идет подготовка к важным выступлениям и с какими трудностями сталкивается танцевальный ансамбль из маленького города. 


Ансамбль «Русская душа» – лауреат Межрегионального фестиваля народного творчества «Голоса России» (2013), Корпоративного фестиваля ПАО «Газпром» «Факел» (2013, 2014, 2016, 2017, 2018), Всероссийского фестиваля и выставки народной культуры «Вместе мы – Россия» (2014), Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле» (2019). Танцевальный коллектив выступал на открытии олимпийского объекта РЦ «Галактика» (2013), на открытии Ежегодного межрегионального фестиваля искусств «Славянский базар» (2014), на праздновании Дня России в Москве (2018).


Людмила Сергеевна, участники коллектива отзываются о вас как о человеке, сочетающем в себе чувство юмора, особый вкус, тонкое музыкальное чутьё и мудрость. А как бы вы о себе рассказали?

Конечно, себя сложно оценивать, но попробую. Я понимаю, как это важно – быть для своих учеников другом. Помимо старшего состава в ансамбле есть младшие составы разных возрастов, с 1 по 11 класс. С младшими ребятами я стараюсь быть на одной волне – это сближает нас и избавляет от многих проблем. Для меня важно, чтобы они хотели приходить на занятия снова и снова.

Для старшего состава я, наверное, одновременно и кнут, и пряник. Всё зависит от обстоятельств: я могу быть лояльной и понимающей, а когда нужно – властной и требовательной. Как руководитель и участник коллектива, который неоднократно выступал на больших сценах, я чувствую ответственность не только перед зрителями и именитыми гостями, но и перед своими ребятами. Мы положили много сил на то, что имеем сейчас, они надеются на меня, а я в свою очередь всегда могу положиться на них.

Чему вы хотите научить участников ансамбля, помимо танцев?

Для меня особенно важны два человеческих качества – доброта и любовь к Родине. Как преподаватель, делаю на этом акцент, не упускаю случая лишний раз напомнить, как важно заботиться о других. Показываю своим примером, как важно быть добрым и чутким, в свободное время помогаю бездомным животным. И, конечно, мне нравится русский человек и его характер – наверное, поэтому я и выбрала самобытный народный танец. Хотелось бы, чтобы через наше творчество каждый проникался любовью к родной земле. Мне кажется, без любви к месту, где ты родился, сложно быть счастливым…

Народный танец – понятие широкое. Как бы вы обозначили стиль ансамбля?

В 90-х наш репертуар складывался из танцев разных народов, и поэтому коллектив первоначально назывался по-другому – «Радуга». Со временем я поняла, что и участникам, и зрителям ближе русский народный танец, и название ансамбля изменилось – мы стали «Русской душой» и, мне кажется, попали в точку. Ребята настолько тонко чувствуют характер наших самобытных постановок, что я нисколько не сомневаюсь – это именно наша стилистика. Мы не делаем типичные фольклорные номера с элементами вологодского танца. Моя задача как руководителя – создать оригинальную авторскую постановку на основе традиций нашего региона, ориентируясь на характеры моих ребят. Я стараюсь раскрыть в танце каждого участника: у нас невероятно эмоциональные мужчины и нежные, хрупкие девушки.

Среди профессиональных танцевальных коллективов наши выступления оцениваются достаточно высоко, и многие известные ансамбли хотят купить права на мои постановки. Например, наш хореографический номер «Мужские страдания» вошел в репертуар Государственного Академического русского народного хора имени Пятницкого.

Зрители часто отмечают особую эмоциональность ваших артистов на сцене. Расскажите, как вы этого добиваетесь.

Да, об этом часто говорят. Конечно, мы специально и много над этим работаем. Чтобы выступление задело зрителей, на сцене нужны глубокие эмоции и переживания. Я против того, чтобы в народном танце лица солистов напоминали улыбающихся кукол, поэтому на репетициях мы помимо всех движений прорабатываем еще и мимику. Я всегда прошу ребят прочувствовать, как бы мог сейчас танцевать русский мужичок или русская красавица. Отталкиваясь от музыки, мы сами додумываем ситуацию, которую хотим донести до зрителя. Это может быть несчастная любовь с ее грустью, тоской и слезами или долгожданная, полная страсти и нежности встреча. У каждого эпизода своя эмоция. «Поет и плачет, любит и страдает – таинственная русская душа» – эти строки из стихотворения моей мамы стали настоящим творческим ориентиром для нас.

Грязовец – небольшой городок. Поделитесь, с какими проблемами сталкивается провинциальная культура.

Да, трудности творческого коллектива, работающего в глубинке, – тема актуальная и для нас всегда болезненная. Первая и главная проблема – нехватка средств. Не хочу ударяться в жалобы, расскажу лучше, как мы с этим справляемся. Помню, раньше я часто бегала в поисках спонсоров, чтобы достать немного денег на пошив костюмов. Признаюсь, крайне редко это заканчивалось успешно. Сейчас я отшиваю всё сама, это очень экономит деньги. Когда перед важными концертами нужно отшить большое количество костюмов, меня выручает костюмер из Дома творчества Татьяна Фекличева – спасибо ей большое. Откуда берем деньги на сами костюмы? Выигрываем гранты, зарабатываем деньги на концертах, но бывает, что приходится объявлять сбор на костюмы внутри коллектива.

Вторая проблема – транспорт для поездок на выступления. Старший состав ансамбля сейчас известен, любим зрителями, и организаторы конкурсов и фестивалей, приглашая наших артистов, берут заботы о проезде на себя. Для младшего состава, не столь известного, организовать поездку очень сложно, тем более что за перевозку детей берутся неохотно – требования к ней очень высокие. Поэтому каждый раз эту проблему приходится решать заново.

Третья проблема – нехватка людей, которые бы могли выступать в ансамбле. В Грязовце народ стесняется идти «на танцы». Для многих молодых это временное увлечение (пока школу не окончат), а кто-то не готов тратить столько времени на репетиции. Получается, каждый год я сталкиваюсь с тем, что ребята уходят. Это, во-первых, огорчает, а во-вторых, заставляет начинать с нуля: снова приглашать и обучать неопытных танцоров, которым еще нужно влиться в коллектив.

Были ли у вас настолько сложные моменты, когда вы хотели ли бы перестать быть хореографом?

Нет, я никогда об этом даже не задумывалась! Я мечтала стать хореографом с самого детства – у меня даже сохранился сделанный в первом классе рисунок, на котором я изобразила свою будущую профессию. Еще маленькой я понимала, что хочу учить детей танцевать, и сейчас не могу представить себя кем-то другим.

После стольких лет руководства ансамблем это для вас наверняка уже не просто работа…

Ансамбль для нас даже больше, чем семья – это единый организм, и думаю, ребята согласятся со мной. Они переживают о судьбе коллектива, о каждом новом номере и, конечно, друг о друге. Мой муж Евгений Вишняков, чей «стаж» в ансамбле больше 25 лет, после работы идет в Дом творчества, чтобы помочь мне на репетиции с младшими ребятами. И ему, и всем остальным я искренне благодарна за поддержку. Вы только представьте: люди приходят после рабочего дня, чтобы в сотый раз «прогнать» номер – одного интереса тут мало, нужно нечто большее. Среди нас есть юристы, педагоги, сотрудники Газпрома и работники железной дороги – и это самые преданные ансамблю солисты. Мы не можем надолго разлучаться, репетиции, выступления, поездки – всё это наша настоящая жизнь. Поэтому тяжело переживаем творческие «передышки», самоизоляция в этом году стала для нас настоящим испытанием. Самое забавное, что после выступлений нам часто говорят, что мы все очень похожи – просто на одно лицо, как будто и правда родственники.

К беседе с руководителем «Русской души» присоединились и участники ансамбля.

Многие из них танцуют в коллективе больше 10 лет, начиная с шести- или семилетнего возраста, а у некоторых, как, например, у Валерия Сурова, еще более внушительная сценическая биография – он уже 30 лет в ансамбле. «Я был молодым парнем, когда пришел в коллектив, – вспоминает Валерий. – Помню, как неловко себя чувствовал первое время из-за лишнего веса, мне не хватало музыкальности и пластичности. Но я так загорелся танцами, что даже не обращал внимания на насмешки». Дарья Павлова и Анастасия Морозова, окончив школу, ансамбль не покинули – девушки уже не представляют себя без танцев и выступлений на сцене. Кстати, Анастасия когда-то привела в ансамбль друга – шестилетнего Сашу, и с тех пор Александр Палкин, уже студент, танцует с нею в паре. Как он считает, именно «Русская душа» воспитала в нем умение работать с полной отдачей делу и чувство ответственности.

Участники ансамбля – занятые люди. Совмещать профессиональные занятия танцами с учебой сложно, признается студентка Дарья, но для нее репетиции – это отдушина, способ выбросить накопившуюся энергию. Перед важными выступлениями репетировать приходится как минимум трижды в неделю, а каждая репетиция – это три часа тяжелой физической нагрузки. «Мы настолько отдаемся процессу, что после занятия нашу форму можно просто выжимать, – говорит Валерий Суров. – Сложно, но оно того стоит. Сложно и отпрашиваться с работы ради выступлений, но если для тебя это по-настоящему важно, тебя поймут. А перед выходом к зрителям у нас даже есть особый ритуал: мы собираемся в круг, беремся за руки и настраиваем друг друга на успех. Происходит что-то вроде обмена энергией, и это помогает!».

Танцоры «Русской души» верят, что у их коллектива большое будущее. «Нам всего 30 лет – мы молодой ансамбль, у нас классная команда, главное – не бояться новых непривычных идей», – уверен Александр Палкин. О своем руководителе участники ансамбля говорят с благодарностью. «Каждая новая идея Людмилы Сергеевны превосходит предыдущую по смелости и новизне, поэтому и нас, и зрителей всегда ждет много интересного», – замечает Анастасия Морозова. И руководитель, и артисты, вкладывающие все силы в развитие коллектива, мечтают о признании на уровне региона. «Хотим и через 10 лет видеть наш коллектив процветающим, – признается Людмила Изомова. – Хотим, чтобы в будущем у нас было несколько старших групп, а наше танцевальное мастерство росло. А из ближайших планов – как только снимут ограничительные меры, устроим большой концерт к 30-летнему юбилею «Русской души».