В первой десятке: крупнейший в России Музей кружева отметил 10-летний юбилей

2020 Осень

Елена Легчанова

В начале ноября 2020 года самый молодой филиал Вологодского музея-заповедника – Музей кружева – отметил 10-летний юбилей. Он был открыт в 2010 году, однако многим кажется, что такой музей в Вологде был всегда – настолько естественным мыслится наличие в «кружевной столице России» места, где представлены лучшие образцы прославившего регион промысла. «Если приехал в Вологду и не побывал в Музее кружева – считай, в Вологде не был и Вологдой не проникся», – такие отзывы оставляют посетители музея в гостевой книге.

О том, каково это – с нуля создать крупнейший в России кружевной музей, о самых интересных выставочных проектах, о знаменитостях, здесь бывавших и о том, почему мужчины, не верящие в «женские штучки», больше всех восхищаются кружевом, в дни юбилея рассказали журналу «Сфера» портала cultinfo генеральный директор Вологодского музея-заповедника (а до 2015 года – заведующая Музеем кружева) Юлия Евсеева и нынешняя заведующая музеем Наталия Боева.

Юлия ЕвсееваКак все начиналось

Конечно, Вологодский музей-заповедник и ранее уделял кружевному промыслу большое внимание. Его представляли в художественном отделе, долгое время работала большая выставка в Юго-Западной башне. Но идея, что на родине вологодского кружева должен быть отдельный музей, где можно было бы показать всю его масштабность, красоту и уникальность, давно витала в воздухе. Точку в вопросе поставил экс-губернатор области Вячеслав Позгалев, принявший решение о передаче Вологодскому музею-заповеднику здания под этот музей в самом центре города, на Кремлевской площади.

– На мой взгляд, у каждого главы региона должен быть такой большой знаковый культурный объект, благодаря которому люди будут его помнить, ассоциировать его с ним, – говорит гендиректор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.

Кстати, когда Вячеслав Позгалев уходил с поста главы региона, интервью об итогах своей работы в должности губернатора он давал именно в созданном при его участии Музее кружева.

С 2006 года в здании будущего музея шел большой ремонт, а параллельно в фондах музея-заповедника придирчиво отбирались лучшие образцы для экспозиции.

– Над созданием музея трудилась целая команда во главе с генеральным директором Людмилой Дмитриевной Коротаевой, заместителем директора по научной работе Натальей Алексеевной Золотовой и заведующей художественным отделом Ангелиной Аркадьевной Глебовой, – рассказывает Юлия Евсеева. – Очень большой вклад внесли сотрудники фондов и хранитель коллекции кружева Надежда Александровна Кутекина, к монтажу привлекались реставратор Дарья Юрьевна Петрова и нынешний руководитель, а тогда – научный сотрудник художественного отдела Елена Викторовна Лубенцова. С момента основания (и даже раньше) в Музее кружева работают старший научный сотрудник Луиза Селянина и нынешний руководитель музея Наталия Боева.

Наталия Боева– Нас с Луизой брали сначала в художественный отдел, чтобы мы могли набраться там экспозиционного опыта, – вспоминает Наталия Боева. – Помню, при приеме на работу Людмила Дмитриевна Коротаева строго сказала мне: «Вы будете работать с Ангелиной Аркадьевной Глебовой!» – и испытующе на меня посмотрела. Я пожала плечами – ну, значит, буду. А потом поняла, что прошла у Ангелины Аркадьевны настоящую музейную школу. Помню первые выставки, которые оформляли вдвоем с Луизой: вечером после работы приглашали Ангелину Аркадьевну, чтоб она своим глазом посмотрела, удачно ли оформлены предметы, правильно ли положены этикетки… В музейном деле много тонкостей и нужно, чтоб всё было, что называется, comme il faut.

Художественную концепцию оформления музея делал вологодский художник Сергей Михайлович Иевлев. А кружевное кафе и салон-магазин оформлял дизайнер и фотограф Вадим Шекун. Это важные и любимые посетителями локации в музее, соединяющие кружевную историю и современность. Если основная экспозиция выдержана в классическом, торжественном стиле, то салон-магазин авангардно оформлен черно-белыми фотографиями совершенно «инопланетных» девушек в обтягивающих черных костюмах.

– Вообще, музей сразу планировался с учетом всех современных тенденций, – рассказывает Наталия Боева. – В Европе уже давно в музеях есть не только основная экспозиция и временные выставки, но и так называемые зоны отдыха, где посетитель, насмотревшись на всю красоту, может вернуться в «нормальную жизнь», что-то купить на память, просто посидеть, выпить чашку кофе, переварить информацию. В этом плане в вологодском Музее кружева все очень продумано.

Сегодня все причастные к открытию музея в один голос вспоминают те незабываемые ощущения масштабности, нужности и важности дела, с которыми они, не жалея времени и сил, трудились на общий результат.

– Это была работа нон-стоп для всего коллектива музея, – говорит Юлия Евсеева. – Мы не считались со своим временем, все были заряжены на работу, всем очень хотелось, чтобы музей получился самым лучшим. Когда частично смонтировали экспозицию, то рабочий день мы начинали с того, что поднимались на второй этаж, приходили в главную галерею и наслаждались красотой. И говорили друг другу, какие мы молодцы, что делаем это для людей, для Вологды, для региона.

Сотрудницы Музея кружева за работой– Было ощущение какого-то большого броуновского движения, – делится своими воспоминаниями Наталия Боева. – Было весело, было много народу, сюда приходили и реставраторы, и фондовики, и все мы, будущий коллектив музея. Дело было новое и для многих неизвестное, возникало много вопросов, которые решали сообща.

Отдельной темой стало оформление больших кружевных произведений. Правильно оформить панно на стенд было сложным и кропотливым делом: кружевное изделие нужно было растянуть, но при этом не деформировать и не повредить. Сотрудники музея сначала прикалывали кружево булавками, а затем прошивали по 5-6 раз. Учитывая, что диаметр изделий мог быть 2 метра и больше, раскладывали стенды на полу в большой галерее. После прошивки булавки вытаскивали с фонариком – был случай, когда в уже смонтированной под стекло большой кружевной скатерти блеснули оставленные булавочные головки, и нужно было раскреплять стенд и переделывать всё заново…

Музей торжественно открывали два дня – 3 и 4 ноября, столько было желающих посмотреть на первый столь большой и представительный кружевной музей в России.

Богатейшая коллекция

В основную экспозицию Музея кружева вошли самые лучшие образцы, хранящиеся в фондах Вологодского музея-заповедника. Фондовая коллекция текстиля формировалась на протяжении почти ста лет, с 1923 года, когда все музеи города были объединены в единый музей, и сейчас насчитывает около 7000 единиц хранения – поэтому отбор вещей для нового музея был очень строгий.

В постоянной экспозиции Музея кружева около 800 предметов. Здесь собраны самые значимые и знаковые работы: огромные кружевные занавесы, которые готовили специально для всесоюзных выставок, знаменитые панно и салфетки прославленных вологодских кружевниц и художниц Веры Веселовой, Марии Груничевой, Капитолины Исаковой, Ангелины Ракчеевой, Галины Мамровской.

Венчает главную галерею музея трехметровая «Снежинка» Виктории Ельфиной – символ кружевного промысла Вологодчины. Рядом с ней – уникальное свадебное платье, выполненное в единственном экземпляре специально для Музея кружева: 16 кружевниц выплетали его полтора месяца. Эскиз платья и сколки были сделаны художником Ангелиной Ракчеевой совместно с дочерьми, тоже художниками Евгенией Марочко и Юлией Захаровой.

Кружева сплетают страны

Музей позиционирует себя как музей кружева в целом, а не посвящен исключительно вологодскому кружеву (хотя, конечно, большая часть экспозиции – именно о нем). Но начинается осмотр с залов, где представлены кружева Италии, Франции, Бельгии, Польши, Великобритании.

– Искусство кружевоплетения пришло к нам из Европы, поэтому логично в музее говорить об истоках, – рассказывает Юлия Евсеева. – Правда, на момент открытия музея иностранных образцов в фондах было немного. Но постепенно появлялась возможность что-то закупать, а что-то, узнавая про вологодский музей, нам дарили коллекционеры. Сейчас иностранному кружеву посвящены две витрины, но это образцы очень хорошего качества. Вместе с ними в зале представлено золотное кружево, которым раньше украшали одежду священнослужителей высокого сана, культовые предметы.

Тесное сотрудничество с европейскими центрами кружевоплетения началось в вологодском Музее кружева с самого начала его работы. Первой ласточкой стала коллекционер Мик Фуриско, президент Французской ассоциации кружева и вышивки, основавшая в родном Пюи центр изучения кружева и практически восстановившая для французов этот утраченный промысел. Благодаря энтузиазму Фуриско, ездившей по всем мировым центрам кружевоплетения, в вологодском музее в 2011 году состоялась выставка «Очарование европейского кружева», где были представлены лучшие произведения из ее богатой коллекции – уникальные образцы кружева Франции, Бельгии, Голландии, Италии.

– Мик Фуриско привезла нам свою коллекцию сама – потрясающие образцы игольного и коклюшечного кружева, многим из которых почти 300 лет, – вспоминает Наталия Боева. – Она просто энтузиаст своего дела и ей хотелось поделиться той красотой, которую она полжизни бережно собирала. Мик приехала всего на 3 дня – и нам надо было успеть все оформить и открыть при ней выставку.

Благодаря Фуриско многие кружевницы и коллекционеры Европы узнали о вологодском Музее кружева. Заведующая музеем Юлия Евсеева неустанно вела переписку с европейскими партнерами, инициировала презентации вологодского Музея кружева за рубежом. Одна из таких презентаций состоялась даже в Лувре. Еще одна – на Днях российской культуры в Швейцарии, где страну представляли Большой театр и… вологодский музей. Именно там сложилось дальнейшее многолетнее сотрудничество и дружба с генконсулом России в Швейцарии Константином Нефедовым и швейцарским коллекционером Рут Шайдеггер-Майер, дочерью известного писателя Герхарда Майера, которая стала одним из самых щедрых дарителей вологодского Музея кружева, передав ему свою коллекцию кружева и вышивки XVIII-XX веков – около 1000 предметов. В 2012 году предметы из собрания госпожи Шайдеггер-Майер были впервые показаны широкой публике на выставке «Россия и Швейцария: кружева сплетают страны». Ценные образцы из ее богатейшей коллекции также были помещены в постоянную экспозицию музея.

Затем были выставочные проекты по показу хорватского кружева (произведения представленных в Вологде уникальных центров кружевоплетения Хорватии внесены Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО); выставка датского кружева. Почти каждый год музей старается делать международные выставочные проекты: или принимать европейцев в своих стенах, или показывать свою коллекцию на зарубежных площадках.

Кружевные центры России

А что же с российскими кружевными центрами? С ними вологодский Музей кружева также сотрудничает, хоть иногда, по секрету признаются музейщики, сделать выставочный проект с европейцами проще: настолько сложна и жестко зарегламентирована отечественная система межмузейного сотрудничества.

Но и здесь вологодский музей старается преуспеть: вологжанам уже представляли на выставках михайловское и киришское кружево.

– Когда мы только начинали связываться с российскими кружевными центрами, на первом этапе было такое ощущение, как будто они сами не очень верят в то, что кружево кому-то нужно и интересно, кроме них самих, – рассказывает Юлия Евсеева. – Предприятия народных художественных промыслов везде сейчас живут тяжело. А если мы обращались к музеям, в которых есть коллекции кружева, часто сталкивались с тем, что нет специалистов по этой теме. Но в конце концов нам удалось сделать выставочный проект по михайловскому кружеву из Рязанской области – очень интересному и самобытному. Потом был совместный проект с музейным объединением Ленинградской области, и мы показывали кружево киришское, у которого тоже непростая судьба, поскольку Кириши во время войны были в оккупации, город был разрушен и не сохранилось не то что кружевного производства – жилых домов. Но тем не менее они стараются возрождать свой промысел, и я очень рада, что мы показали их.

Сейчас, раскрыла секрет заведующая Музеем кружева Наталия Боева, идут переговоры о том, чтобы показать в Вологде елецкое и вятское кружево. А еще в планах музея – представить в следующем году во время фестиваля VITA LACE разные кружевные центры России на выставке из Государственного Русского музея «Кружево большой страны».

Сам Музей кружева также ездит с выставками в другие российские города – причем, замечают работники музея, более восторженно вологодские кружева принимают как раз «некружевные» города: Сыктывкар, Архангельск, Брянск. Для кружевных центров эта красота привычна, а вот жителей тех регионов, где кружевной промысел не развит, изделия вологодских мастериц завораживают, создают ощущение волшебства, зимней сказки, которую хотят видеть и дети, и взрослые.

Безусловным плюсом с точки зрения организации таких выставок является тот факт, что кружево – удобный для транспортировки материал: его можно аккуратно и довольно компактно упаковать и перевозить.

– Единственное, для показа кружева мы всегда просим у принимающей стороны хорошее оборудование. Мы экспонируем так, как мы привыкли, чтобы подчеркнуть все достоинства коллекции, которую привозим, – замечает Наталия Боева.

Музейная студия кружевоплетения

Студия кружевоплетения, созданная при музее, – почти его ровесница. Буквально через месяц после открытия в нее стали набирать желающих обучиться этому красивому ремеслу. Преподавать сюда пришла кружевница Иля Сергеевна Верещагина, долгие годы проработавшая на фабрике «Снежинка», ныне мастер народных художественных промыслов Вологодской области.

Акция «Ночь музеев» в Музее кружева. Мастер-класс по кружевоплетению. 2019 год. Фото vk.com/lacemuseum– Студия ориентирована на взрослых участников: студенты, пенсионеры, взрослые люди, те, кто, может быть, с детства мечтал попробовать плести кружево, но не решался, – рассказывает Наталия Боева. – Учебный год длится с октября по май, причем каждый год мы набираем новичков на первый год обучения, а есть группы 2-го, 3-го года обучения. Это люди, которые хотят продолжать заниматься и совершенствовать навыки, чтобы выполнять более сложные работы. Некоторые из них уже не представляют свою жизнь без музея и без кружева.

Бонусом для участников студии становится обязательное посещение всех временных выставок и постоянной экспозиции музея: так студийцы видят новинки кружевоплетения или, наоборот, вдохновляются лучшими старинными образцами.

Самое сложное в кружеве – остановиться

Так сложилось, что все сотрудники музея, включая заведующую, умеют плести кружево.

– Мне кажется, тут по-другому нельзя, – рассуждает Наталия Боева. – Ну вот надо тебе водить экскурсию по кружеву, начитался ты умных книг, с теорией все отлично – но как это выглядит? Какое-то там соединение, сцепление – что это?.. Пока не попробуешь сделать это сам своими руками, невозможно рассказывать посетителям. Или просто будешь повторять заученные фразы, но когда тебе зададут мало-мальски практический вопрос, ничего не сможешь пояснить. Коллектив Музея кружеваПоэтому абсолютно все сотрудники учились плести. А заниматься ли этим дальше или, как я, не заниматься, – уже выбор каждого. Главное, знать основы: плетешок, насновка, вилюшка…

В музее есть и те, кто плетет очень хорошо. Научный сотрудник Луиза Селянина, например, уже получила статус мастера народных художественных промыслов Вологодской области. А сотрудница экскурсионного отдела музея-заповедника Анастасия Пащенко даже сплела для себя кружевное «приданое» – пелерину на собственное свадебное платье.

Искусство кружевоплетения требует сосредоточенности, им нельзя заниматься на бегу, между делами. Процесс этот очень затягивает. Не зря музейные кружевницы в один голос говорят, что самое сложное в кружевоплетении – это остановиться.

«Это какой-то космос!»

За 10 лет в Музее кружева побывало почти полмиллиона посетителей. Когда музей только открылся, первыми, конечно, пошли вологжане: было интересно посмотреть на новый объект. Потом подтянулись иногородние туристы, привлеченные тематикой музея, его современностью, тем, что он – самый большой в России. Потом про вологодский Музей кружева узнали иностранцы – сейчас это один из самых популярных объектов у зарубежных гостей, посещающих Вологду.

– Мы часто сталкивались с тем, что люди ожидали от музея меньшего, – говорит Наталия Боева. – Когда турфирма ставит в график экскурсий Музей кружева, иногда бывает, что мужчины не очень хотят туда идти – мол, что там могут мне показать, кружево – это «женские штучки». Но когда потом приходят на экскурсию и видят это разнообразие и великолепие – и огромные выставочные панно, и агитационное кружево, и различные красивые бытовые вещи, – то впечатляются гораздо больше женщин.

У российских и мировых знаменитостей, приезжающих в Вологду, конечно, тоже в программе почти всегда стоит посещение Музея кружева.

– Мне по этому поводу всегда завидовали все знакомые, – рассказывает Наталия Боева. – Ведь через Музей кружева проходили – пусть даже ненадолго – Вячеслав Зайцев, Юрий Шевчук, Пьер Ришар, Дмитрий Харатьян... Причем иногда этих гостей ждешь и готовишься – торжественная встреча, специальная экскурсия, а иногда они «случаются» неожиданно. Например, Юрий Шевчук, придя в музей, изъявил желание самому пройти по экспозиции, без всякой экскурсии. Правда, потом уже попросил кого-то из научных сотрудников подойти, так как появились вопросы. С ним общалась Луиза Селянина – говорит, он долго стоял около одной из больших работ в главной галерее, а потом сказал: «Это какой-то космос!». А я, помню, вела экскурсию у Юрия Вяземского, ведущего программы «Умники и умницы». Я ему сразу сказала, что если буду говорить что-то, что он уже знает, чтобы он не стеснялся меня останавливать. На что он мне сказал: «Наташенька, со мной все очень просто: про кружево я не знаю абсолютно ничего. Рассказывайте всё, что у вас там приготовлено».

Бывали в музее и дизайнеры, и модельеры – на фестиваль VITA LACE в 2011 году приезжал Валентин Юдашкин, позже была Ульяна Сергеенко, которая в своих коллекциях много работает с кружевом. Был управляющий партнер бренда Ulyana Sergeenko Фрол Буримский, пришедший в восторг от вологодского музея. В 2017 году на Фестивале кружева в главной галерее музея прошла выставка работ Ульяны Сергеенко.

Уже 10. Всего 10?

Международный фестиваль кружева Vita Lace, массовые акции кружевоплетения, интереснейшие выставочные проекты, разнообразие экскурсий и тематических программ – все 10 лет своего существования вологодский Музей кружева неизменно удивляет и радует своих гостей. В этом году музей появился на платформе «Артефакт» с технологией дополненной реальности, в нем – в числе первых из вологодских музеев – недавно появились аудиогиды.

Выставка-инсталляция «Птицы памяти» по итогам одноименной акции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2020 годСотрудники Музея кружева и его заведующая, равно как и генеральный директор Вологодского музея-заповедника могут долго и вдохновенно говорить о кружеве – видно, что они влюблены в этот промысел, восхищаются кружевницами, их терпением и трудолюбием, их мастерством.

Свое 10-летие Музей решил отметить, отдав дань благодарности всем тем, кто в течение нескольких лет передавал в дар музею кружевные произведения из своих коллекций. На выставке «БлагоДарю!» представлены высокохудожественные редкости и бытовые предметы, отражающие определенную эпоху, изделия русских мастериц и кружевниц Европы. А в Юго-Западной башне Вологодского кремля сейчас размещается другой очень значимый для музея проект – инсталляция «Птицы памяти», итог международной акции, посвященной 75-летию Победы: 573 кружевных журавлика – образ из стихотворения Расула Гамзатова, на слова которого написана одна из самых пронзительных песен о войне.

Несмотря на все достижения и успехи, коллектив Музея кружева, как и положено, всегда находится в состоянии творческого поиска и считает, что потенциал его еще полностью не раскрыт.

– Кружевная тема – необъятная, – замечает гендиректор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева. – Мы, пожалуй, не показали и одного процента от того, что хочется показать. И это прекрасно, так как дает стимул для дальнейшего развития, для новых интересных проектов, которые, я уверена, не заставят себя долго ждать.