Федор Суханов: «Культура – это то, что меня держит в Вологде»

2020 Весна

Елена Легчанова

В рубрике «Штрих к портрету» мы рассказываем о людях, «культурных» не по роду занятий, а по зову сердца.

Федор Суханов на рабочем местеДиректора издательства «Арника» и по совместительству председателя Клуба деловых людей города Вологды Федора Суханова часто можно встретить на художественной выставке или на спектакле: живопись и театр для него – любимые виды искусства.  В его офисе над столом висит провокационная картина Михаила Копьева, где Владимир Ленин и Максим Горький в «полосатых купальниках» штурмуют Тирренское море на Капри. По работе и в жизни он общается со многими вологодскими деятелями культуры и потому неудивительно, что уже во второй раз пребывает в Общественном совете областного Департамента культуры и туризма. А еще Федор Суханов – «полупрофессиональный» путешественник, побывавший в 78 странах мира. Кстати, и в путешествиях он предпочитает культурный отдых пляжному.

Федор Александрович, люди бизнеса не часто благоволят к культуре или делают вид, что благоволят, заставляя себя совершать обязательные «выходы в свет». Вы же на всех театральных премьерах Вологды – первый гость, и видно, что делаете это по любви, а не из чувства долга.  

Я думаю, что у каждого человека что-то заложено внутри, склонность к чему-то – чем бы он ни занимался. Кому-то интересен спорт, кому-то музыка, кому-то рыбалка. И каждый всё равно так или иначе будет продвигать ту сферу, в которой немножко разбирается. Мне вот, например, ближе картины и театр.

Вас к этому родители приобщили?

Федор Суханов побывал в 78 странах мира. Фото из его instagramСпециально никто не приобщал, родители не водили за руку ни в кино, ни в театр. Но они сами были из тех, кто постоянно учится и что-то узнает. Мама у меня учительница начальных классов, папа был талантливым инженером, директором завода. Очень хорошо рисовал, чертил – я всегда любовался его рисунками. С отцом я изъездил почти всю страну – он часто бывал в командировках и всегда брал меня с собой. Я очень много где был, и, видимо, за счет этого появился какой-то кругозор.

Мне всё всегда было любопытно. Помню, недалеко от нашего дома, около нынешнего Ковыринского парка, была станция юннатов, вокруг которой был огромный забор. Я тогда ходил в 1 класс и никак не мог через этот забор перелезть. И нашел выход: пошел и записался в юннаты. На 180 девочек я был один мальчик – меня водили за руку, как уникальное явление. Это такой смешной пример, но показательный.

И потом я всегда был там, где «движуха»: в КВН играл, что-то организовывал.

Как в театр попал? Ну, студенту раньше девушку было сложно куда-то сводить. А в театре можно было и угостить, и в тепле посидеть. Билет на последний ряд стоил дешево, пирожное в буфете – тоже, бюджета хватало. А смотришь на сцену – торкает. Интересно. Через Дом актера знакомые появились. Тогда в Вологду приехали молодые актеры из Красноярска, мы тоже были студентами, все как-то подружились и до сих пор дружим. Это что касается театральной среды.

С Ириной Велиевой на обсуждении логотипа Вологодской картинной галереиА к живописи меня давным-давно, еще «в девках», привел талантливейший вологодский дизайнер Дима Воронцов, автор многих товарных знаков Вологодской области,  к сожалению, 10 лет назад ушедший из жизни. Благодаря ему я попал в стены Вологодской картинной галереи, в ряды художников – и там остался на всю жизнь. Не буду говорить, что разбираюсь в живописи, хоть и являюсь издателем. Из всех книг, изданных «Арникой», около трети связаны с изобразительным искусством. Все каталоги конгрессов экслибрисов делали мы. Сейчас вот хотим издать мемуары, которые пишет бывший директор картинной галереи, Владимир Валентинович Воропанов, без преувеличения, искусствовед мирового уровня.

Но что касается моих предпочтений в живописи, то я к этому подхожу с позиций: нравится/не нравится. Вот когда смотришь на картину и у тебя появляется холодок в спинно-мозговом тракте – это твое.

С театром у вас те же отношения: нравится/не нравится?

Вручение награды любимому артисту Денису Долбышеву от Клуба деловых людей на День театра. 2018 годДа, то же самое. Только тут сложнее: спектакль, даже если это не твое, надо досмотреть до конца. Я сам смотрю почти все постановки в вологодских театрах. С Клубом деловых людей мы ходим практически  на все премьеры. Ходим и на прогоны –  нам даже приятно, когда на нас «обкатывают» спектакль, как на подопытных – значит, доверяют нашему мнению. Тем более что в клубе – люди разных профессий, разных возрастов, разных вкусов. Мы даже учредили премию «Любимый актер/любимая актриса», которую вручаем каждый год на День театра. Именно «любимый (ая)» – т.к.  мы оцениваем не с профессиональной точки зрения, а со зрительской. В течение года ходим на спектакли, а потом делаем опрос и определяем победителя. С Клубом мы иногда выезжаем на какие-то крупные мероприятия и ходим на хорошие спектакли столичных театров – так сказать, освежить впечатления, сравнить.

На фоне столичных впечатлений вологодская культура как воспринимается?

Нормально воспринимается. Я вообще свой край никогда не ругаю – зачем хаять место, где ты живешь? Нужно стараться делать его лучше, вот и всё. Понятное дело, что в провинции (да и не только в провинции) невозможно набрать гениев во все сферы. Но у нас много такого, за что абсолютно не стыдно. Вот попробуйте купить билеты на последние спектакли вологодского ТЮЗа – так просто еще и не купишь. Или, скажем, на концерт «Перезвонов» Султаншина. Если человек, коллектив талантливый, он будет востребован где угодно. Зрителя не обманешь.

Иногда, конечно, завидки берут, что где-то в условиях худших, чем наши, умудряются сделать достойнейший продукт. Вот, например, был в Чили – и там в глухом чилийском городке построен на сваях огромный концертный зал, где выступают лучшие оперные, балетные коллективы со всего мира. У нас такого, к сожалению, не представить.

Не представить в первую очередь из-за отсутствия финансов? Или причин много?

Картина Михаила Копьева в коллекции Федора СухановаПричины разные. Финансовые, конечно, одни из самых трудно решаемых. Вот сейчас перестраивается уже сколько времени здание картинной галереи – а ведь можно, по идее, размахнуться и сделать наикрутейший музей современного искусства, как Эрарта в Питере: это будет уже совершенно другой уровень, всероссийский, а то и мировой. Но проблема не только в финансах, а и в том, что на это никто не решается. Для того чтобы устроить прорыв, нужно, чтобы это было в голове у высокого руководства. Чтобы оно горело этой идеей. И тут опять возвращаемся к вопросу, что каждый человек двигает ту сферу, которая ему близка и понятна.

У нас же сейчас в культуре режим «поддержания штанов». Выживают учреждения во многом за счет энтузиазма профессионалов. Иногда становится страшновато – что будет, когда уйдет это поколение? Где-то смена взращивается – вот, например, в том же ТЮЗе, где очень много талантливой молодежи. А где-то смены, к сожалению, не видно.

А в том, что нужно подтягивать молодежь, в этом у меня сомнений нет. Хорошо бы вообще больше развивать студенческую культуру, а в идеале – сделать из Вологды университетский город. Я бывал в таких городах – это совершенно особенная история. Там не надо ни о какой культуре заботиться – студенты сами сделают то, что надо сделать. Там и свое самоуправление, свои театральные-музыкальные фестивали, активности. Оттуда куча свежих идей будет поступать, и город в целом будет обновляться. Но, конечно, надо продумывать, чтобы эта молодежь, закончив вузы, захотела остаться, а не уезжала в столицы.

Новый фирменный стиль Вологодской картинной галереи, предложенный дизайнером Екатериной Шельпук. 2018 годПока же мы всё-таки немножко догамтичны, патриархальны. Попробуй от классики отойди, что называется, шаг влево – шаг вправо: такого смельчака часто не поймут, не примут. Мне, например, понравилось, когда в 2018 году девушка-магистрантка предложила новый фирменный стиль Вологодской картинной галереи: это совершенно другой подход. Но все сначала восприняли его с большой осторожностью, даже с опаской. То же самое в театре – всё-таки по большей части боимся экспериментов: а вдруг не поймут? А нужно кассу делать…

Мы в Вологде во многом варимся в собственном соку. В той же картинной галерее – фонды у нас богатейшие, много талантливых искусствоведов. Но не хватает порой более прогрессивного менеджмента, нестандартного маркетинга, хотя в последнее время над этим много работают. Тут я бы посоветовал (по возможности, естественно) пригласить хорошего маркетолога со стороны – из той же Эрарты, к примеру, на полгодика. Он бы свежим взглядом всё оценил и помог всё сделать совершенно по-другому.

Ваше издательство сейчас, знаю, выпустило книгу об этнокультурном центре «Пожарище» Нюксенского района. Традиционная народная культура тоже в числе ваших приоритетов?

Книга О.Коншина «Историческое путешествие по Уфтюгским деревням», издательство «Арника», 2020 годЯ вообще убежденный народник. «Пожарище», Олег Николаевич Коншин – мои друзья, я их всячески поддерживаю. Книгу «Историческое путешествие по Уфтюгским деревням» мы делали 4 года и недавно она увидела свет. Презентация должна была быть 3 апреля – но по понятным причинам не состоялась.

А что касается народной культуры – мне за нее всегда очень обидно. Я вообще за то, чтобы у нас широко преподавалось всё народное. Пропагандировалось, популяризировалось. Вон у меня работает девочка с Украины – она все украинские народные песни знает. А наши не знают своих.

Песен русских народных не знаем, танцевать по-русски не умеем или стесняемся. У нас ведь мужика на сцену не вытащишь, чтоб два притопа сделал. В некоторых регионах это развито – встречаешь людей из Воронежа, Казани – видно, что там народная культура очень сильно поддерживается. И у нас можно так, база есть. Чтоб знали свое. С садика, со школы, потихонечку, помаленечку…

Вот был у нас фестиваль «Голос ремесел» – это же было событие всероссийского масштаба. Я много езжу по стране – меня часто о нем спрашивают. Потому что народная культура, традиции, ремесла – это та вещь, которую мы можем и должны позиционировать и за которую нам, если честно, не стыдно.

Со многими вологодскими деятелями культуры вы знакомы лично и дружите. Это влияет на ваши предпочтения? Ну, к примеру, с Борисом Гранатовым дружите – поэтому и ходите в ТЮЗ?

День театра. 2019 годЯ не скажу, что мне нравится все, что делает Гранатов. Вот, например, его спектакль «Утиная охота» я долго переваривал, неделю не мог успокоиться, всю раскритиковал. Но вообще я этого человека предельно уважаю и считаю, что городу с ним очень сильно повезло. Мне вся команда тюзовская нравится. Молодежь там такая – их просто «прет», что-то придумывают постоянно, приято посмотреть на них.

Камерный театр очень нравится. Они никогда на месте не сидят, они неугомонные, они живут театром – это их дом. Как ни спектакль – так что-то новое. Они не логичные. И зритель туда ходит тоже особенный, я б сказал, «осознанный».

Театр кукол наш – это же прелесть! Начиная от «Ханумы» и заканчивая всеми детскими спектаклями. Очень талантливый коллектив. Они даже капустники так делают, что не уступят иным спектаклям.

Драмтеатр сейчас отдельная тема, пока что из того, что я видел, не всё однозначно. Но там очень много интересных и сильных актеров. Хочу положительно оценить последнюю их премьеру (не считая «Вишневого сада», который так и не представили публике) – «Жизнь человека». Это сложный спектакль, за смелость режиссера и всех участников можно только поблагодарить.

Вы уже во второй раз входите в состав Общественного совета при областном департаменте культуры. Если вкратце – зачем нужен Общественный совет и чем он занимается?

С начальником Департамента культуры и туризма области Владимиром Осиповским на конкурсе «Вологодская книга года-2018». 2019 годОбщественный совет, если говорить простым языком, это такая прослойка между населением и департаментом культуры. До департамента мы доводим информацию о том, что происходит на местах. Например, это мероприятие прошло нехорошо, отзывы у населения негативные. Или наоборот – вот это здорово, вот это надо развивать. Мы (Общественный совет) всегда защищаем культуру в районах, то, что касается поселений, клубов, библиотек, когда обсуждается их деятельность, дается оценка, разбираются проблемы. Самые большие споры всегда идут вокруг финансовых вопросов. Например, на последнем заседании Общественного совета обсуждали меры поддержки работников культуры, которые добились определенных успехов и результатов.

Также Общественный совет дает оценку работы департамента. Мы можем, что называется, «забанить» какие-то закупки, на взгляд совета, не нужные для сферы.

Вообще, я состою в нескольких общественных советах – и в городских структурах, и в областных. Раньше была определенная мода и тренд и общественных советов создавалось множество. Но многие потом стали формализованными, числились чисто «для галочки». Из таких нерабочих советов я выходил. А в департаменте культуры как раз общественный совет очень активный – все-таки культура пласт особенный, там люди радеют за дело, неугомонные. Веселый постер от друзейТам мы все имеем свое мнение и, наверное, за счет этого имеем какое-то влияние.

Коротко – какое место культура занимает в вашей жизни?

Вы знаете, очень большое. То, что я общаюсь с людьми из этой сферы, хожу в театры, галереи, на концерты – это как-то подогревает мою жизнь. Мы же живем не только ради работы, ради заработка. Нужно куда-то эмоции, энергию выливать, чего-то хотеть, чем-то интересоваться. А чем? Культурой. В разных ее проявлениях. Это, пожалуй, основное, что меня держит в Вологде.