Первый российский император и первый вологодский музей

2020 Весна

Евгений Кодратов

Петровский домик – настоящая визитная карточка Вологды, наравне с Софийским собором и колокольней. Его узнаваемая шахматная крыша красуется на открытках и фотографиях более ста лет. Если продолжить сравнение с вологодской Софией, то в этой «битве» достопримечательностей маленький домик – достойный соперник величественного собора: если собор – первое каменное здание Вологды вообще, то дом Петра – одно из первых гражданских каменных строений города. Конечно, ни строители, ни хозяева этого здания в далеких 1690-х годах (по самым смелым предположениям, дом начали строить именно тогда) не думали о том, что у него будет такая долгая и интересная жизнь. Однако судьба дома голландских купцов Гоутманов, построенного по типовому проекту «для подлых», сложилась более чем благородно: 135 лет назад он стал первым вологодским музеем. И именно с него ведет свою историю Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, филиалом которого и является сегодня Дом-музей Петра I.

Именем первого российского императора музей называется не случайно. То, что царь действительно бывал здесь во время своих приездов в Вологду – подтвержденный исторический факт. Через Вологду Петр I с большой свитой и стрельцами обычно проезжал весной по пути в Архангельск, а осенью возвращался в Москву. По сведениям так называемых «Походных журналов», через Вологду государь не раз держал путь и на Олонецкие марциальные воды, где лечился и решал государственные задачи на военных заводах. В те времена в Вологде было много иностранных купцов, и в первой половине XVII века в районе Нижнего посада (ныне это Советский проспект) возникла своя «немецкая слобода». Согласно Вологодской таможенной книге 1634–1635 годов самым многочисленным в городе было голландское купечество в составе 40 человек.

По архивным источникам, семья Гоутманов обосновалась в Вологде с 1652 года. Впервые здание, известное сейчас как Петровский домик, упоминается в переписной книге Вологды за 1711–1713 годы как «палата каменная о трех житиях, под нею погреб с выходом к реке». Дом невелик: 11 на 12 метров. С учетом толщины стен – от 80 см до 1,2 м – легко понять, что места в доме совсем немного. Но Петра I это не смущало: император был настолько дружен с Гоутманами, что во время визитов в Вологду останавливался именно у них. Привлекало его и то, что их двор находился в самом оживленном месте города: рядом – грузовая пристань, на противоположном берегу – судостроительная верфь. В последний раз император бывал в Вологде в марте 1724 года, возвращаясь в Москву с женой Екатериной I с Олонецких минеральных вод.

После ликвидации торговой конторы Гоутманов домик неоднократно переходил из рук в руки. Постепенно здание утратило статус жилого и превратилось в склад. В 1872 году в честь двухсотлетия Петра I дом был выкуплен у известного вологодского купца Витушечникова, и, по предложению предводителя губернского дворянства Дмитрия Волоцкого, в нем решили организовать музей. 5 июня 1885 года, в день приезда в Вологду великого князя Владимира Александровича (младшего брата правившего тогда Александра III), в торжественной обстановке в присутствии губернатора, городского головы и архиепископа был открыт дом Петра I — первый музей в Вологодской губернии. Сохранились воспоминания о том, что жители города и близлежащих деревень по случаю открытия музея гуляли три дня.

Мы пообщались с руководителем филиала Андреем Котовым, который стоит «у штурвала» музея уже четвертый год. Андрей Александрович – бывший военный, преподаватель и журналист, работа в Петровском домике стала для него первым опытом музейного кураторства. В стенах этого маленького музея часто проводятся мероприятия для вологжан, сюда приезжают историки и туристы со всей России и гости из-за рубежа. Не так давно стараниями заведующего у музея появился даже свой гимн.

Андрей Александрович, расскажите, как вы решили попробовать себя в роли музейщика?

Андрей Котов, заведующий домом-музеем Петра I, ведет экскурсии «в полном обмундировании» петровского времени - в камзоле и треуголке

После службы я занимал должность пресс-секретаря Вологодской областной думы, затем какое-то время работал журналистом в областных газетах, на радио и телевидении, имею более тысячи публикаций в общероссийских и региональных изданиях, в 1999 году принят в Союз журналистов России. Было тогда желание заниматься и литературой, я написал две книжки – одна рецензирована Василием Беловым, вторая – Ольгой Фокиной. Писал и пьесы, с одной из них вошел в десятку лучших по итогам всероссийского конкурса «Школа современной пьесы». В настоящем литературой активно не занимаюсь, хотя очень люблю эту стезю, но понимаю, что всё лучшее уже написано до меня, хотя свои стихи до сих пор читаю на публику, когда провожу музейные мероприятия.

В музее меня привлекает осязаемая связь прошлого и настоящего. Многие сейчас говорят, что в интернете информации предостаточно, но виртуальное посещение никогда не сравнится с живым изучением экспонатов музея. Это как раз то, что дает яркие впечатления и незабываемые эмоции. Когда я служил в Вологодском институте права и экономики, часто приводил в музей курсантов, поэтому меня отлично знали работники экскурсионного отдела музея-заповедника. Потом сам решил попробовать себя в роли экскурсовода, а позднее мне предложили стать «хранителем» дома-музея Петра I. До меня эту должность занимал Виктор Борисович Лисицын, мэтр музейного дела, проработавший в этом филиале два десятка лет. Он, несмотря на возраст, до сих пор помогает Петровскому домику в проведении экскурсий, познавательных и творческих мероприятий и остается для меня наставником.

Каждую экскурсию вы проводите в «полном обмундировании» – в камзоле и треуголке. Это помогает вам заинтересовать слушателей?

Что бы там ни говорили, но обстановка музея и рассказ экскурсовода – главный путь ознакомления с культурой и историей былых времён. Посещая музей, человек развивает свое воображение. Рассматривая экспонаты и слушая экскурсию, он как будто переносится в прошлое и начинает отождествлять себя с ним. Моя задача не просто выдать материал, чтобы люди ушли и забыли, а раскрыть тему так, чтобы пробудить интерес, заставить мыслить. Я выстраиваю определенный стиль взаимодействия с экскурсантами, в любой теме нахожу занимательные моменты и нотки позитива. Мне кажется, это дает свои плоды: и вологжане, и гости из других регионов охотно делятся в интернете добрыми отзывами о нашем Петровском музее, это очень приятно. А исторический костюм на радость гостям нашего музея специально для меня сшили добрые женские руки из швейного цеха Вологодского театра для детей и молодежи.

Расскажите о посетителях музея – кто приходит в Петровский домик?

Поработав несколько лет заведующим филиалом, должен заметить, что число вологжан, посещающих музей, растет. К нам часто приходят «бабушки и дедушки», чтобы посмотреть, что тут изменилось с их школьных времен. Постоянные посетители – школьники и кадеты, которых приводят целыми классами, ведь у нас отличная экспозиция для изучения Петровской эпохи «вживую».

В музее всего два небольших зала, места немного, поэтому внутри мы проводим мероприятия не больше чем на 30–40 человек. Но как минимум дважды в месяц в музее что-то происходит, помимо экскурсий: встреча, концерт, лекция. Организуем много мероприятий, связанных с петровскими датами, военными победами Петра I, указами и реформами. Традицией стали Петровские елки на Новый год: я играю Деда Мороза, а дети вместе с родителями в рамках специальной акции с удовольствием изготовляют елочные игрушки. Ёлку мы устанавливаем на асфальтовой площадке у здания музея. В конце 2019 года в музей принесли более 250 оригинальных игрушек для нашей новогодней красавицы.

Замечу, что Дом-музей Петра I очень интересен профессиональным историкам: у нас бывали на экскурсиях ученые из МГУ и других известных вузов России, сотрудники Представительства Президента РФ, учителя-историки из разных школ города и других регионов. Музей дружен со многими известными вологодскими историками и писателями, с бардовскими и поэтическими клубами – эти люди часто бывают на наших мероприятиях и встречах. Я и сам с удовольствием выхожу с рассказом о музее в школы, в кадетские классы, исторические кружки и библиотеки.

Вы заведуете музеем четвертый год – что удалось сделать за это время?

В небольшом интервью всё не расскажешь, но я горжусь, что, несмотря на трудности, смог установить чугунную пушку петровской эпохи на металлический лафет, и этот экспонат теперь является укршением Вологды. По архивным данным, деревянный лафет разрушился от ветхости примерно в 1910 году. Историки ВоГУ нашли архивные чертежи, и по ним в 2017 году специалисты ООО «КранСтройМонтаж» на условиях благотворительности изготовили новый лафет. Кстати, рядом с пушкой уютно разместилась и кованая скамейка из разряда «петровских»: ее изготовил на радость гостям музея кузнец из Непотягово Дмитрий Огурцов. 

Раньше в музее были проблемы с проведением мероприятий, потому что здесь нет стационарного туалета (это и не удивительно – такова архитектура строения). Сейчас биотуалет есть, пускай и на улице. Удалось добиться разрешения установить соответствующие дорожные знаки, и теперь туристические автобусы высаживают гостей напротив входа в музей, а не за полкилометра, как раньше. К 350-летию Петра I хотелось бы рядом с пушкой установить бюст императора. Установленный ранее бюст, к сожалению, был утрачен в начале прошлого века. Следует благоустроить и сквер вокруг музея, разбить красивые клумбы и поставить кованые заборчики и, конечно, исторические стенды о значимых музеях Вологодского края.

Поменялось ли ваше отношение к Петру I как к личности за время работы в музее?

У всех – у историков, у гостей музея – разные мнения о нем, как о человеке. Я смотрю на него, прежде всего, как на великого реформатора, полностью изменившего курс развития огромной страны и во многом определившего ее будущее – наше с вами настоящее.

Что самое ценное в экспозиции музея? Меняется ли она со временем?

У нас представлено около 100 исторических экспонатов, среди которых – одежда эпохи Петра I, посмертная маска императора, кубок генералиссимуса Александра Меншикова, стулья голландской работы с датой «1704», «било» с петровским вензелем и датой «1706», «зерцало» с указами Петра, оружие – стволы пушек, мушкет, ружье с ударно-кремневым замком и многое другое. Петровские камзол и кафтан передали в музей из Эрмитажа в 1955 году. Недавно кафтан взят на реставрацию, и его место временно занял «морской костюм петровского периода», созданный руками реставраторов Вологодского музея-заповедника.

Последняя смена экспозиции музея проводилась ленинградскими специалистами в 1985-1987 годах, к 100-летию Вологодского музея. Например, коллекция оружия петровской эпохи появилась в музее именно тогда. К предстоящему 135-летнему юбилею музей уже получил первый подарок: совсем недавно нам торжественно передали макет двухмачтовой двадцатичетырехвесельной галеры петровской эпохи – её в качестве дара изготовил мастер судомоделирования Павел Карандеев.

Есть ли какие-нибудь интересные истории, связанные с музеем?

Я больше люблю рассказывать легенды, связанные с Петром и Вологодчиной, многие из них довольно известны, но от этого не менее интересны. Например, есть сведения, что когда Петр I издал указ о сборе части колокольной меди на военные нужды, хозяйственные вологжане колокола снимать не стали, а отправили битые, добавив от себя сверх плана 200 пудов меди. Усердие горожан было отмечено царской грамотой, а год спустя – двумя колоколами точно такого же веса. Еще есть поверье о том, что история знаменитых эрмитажных котов начинается с кота, привезенного Петром в 1702 году из дома вологодских купцов Гоутманов. По преданию, кота звали Василием.

Какие у музея планы на будущее?

350-летие Петра Первого в 2022 году дом-музей должен встретить обновленным: на ближайшие годы запланирована реставрация здания, а затем предстоит работа над созданием обновленной экспозиции. Конечно, есть и другие планы – менее глобальные, но тоже важные: музей должен использовать разные возможности, чтобы привлекать к себе внимание. Этим летом в сотрудничестве с областной библиотекой хотим провести квест и праздничные мероприятия к 135-летию музея. Совместно с УМВД России по городу Вологде утверждено положение о проведении на площадке у здания дома-музея смотра-конкурса строя и песни среди кадетских классов вологодских школ. К сожалению, его не удастся осуществить в апреле, как было запланировано, но на будущее мы не откажемся от этого замысла. Есть также большое желание вывести на общегородской уровень «Петровскую елку», ведь именно Петру I мы обязаны традицией отмечать Новый год – один из самых любимых наших праздников.

Завершить рассказ о планах хотелось бы на высокой ноте. Сейчас наше общество начинает всё яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире невозможно без осознания россиянами своей культурной самобытности. И здесь один из главных путей – обращение к музею, который воплощает в себе живую суть культуры, переход от прошлого к настоящему. И дом-музей Петра I в Вологде – яркий пример сказанному.