Хореограф Юлия Романова: «Люблю свою работу за постоянное движение вперед»

2020 Зима

Юлия Романова. Фото из личного архива. Педагог-хореограф Центра образования №23 «Созвучие», хореограф-постановщик спектаклей Детского музыкального театра, преподаватель классического танца в танцклассе «Юла» – работы у Юлии Романовой много, и ее результаты высоко оценены. Она лауреат и обладатель Гран-при международных и всероссийских конкурсов и фестивалей детского и юношеского творчества, дважды лауреат Государственной премии Вологодской области (за 2013 и за 2016 год), участница Общественного фестивального движения «Дети России», московского проекта «Танцевальный Клондайк». В 2012 году принимала участие во Всероссийской лаборатории для режиссеров детских драматических и музыкальных театров.

В интервью журналу «Сфера» Юлия Романова вспоминает, как ребенком пришла «на танцы», рассказывает о долгом пути в профессию и о том, каково хореографу принимать сложные решения.

Юлия Леонидовна, как вы начали заниматься танцами? Когда вы поняли, что это ваше призвание?

На занятии в танцевальном классе. Фото из личного архиваТанцами я начала заниматься в возрасте пяти лет – мама записала меня на балет в Дом культуры ЛЬнокомбината. Я часто болела, и врач посоветовала ей отдать меня на танцы: там, где есть движение, нет места болезни. Меня включили в коллектив «Молодой балет», которым руководила Светлана Георгиевна Ивойлова. Очень хорошо помню, как пришла туда в первый день, как с гордостью рассказывала в детском саду, что теперь танцую в балете. Всё было очень интересно, я очень любила это занятие, очень старалась, хотя не всё получалочь. На репетиции я просто бежала, радовалась, когда забирали из садика пораньше – хотелось скорее начать танцевать.

Но то, что танцы – это мое призвание, я поняла далеко не сразу, можно сказать, поздно. Это случилось, когда мне было лет двадцать пять. Танцевать я очень любила, много лет занималась у Ивойловой – мы сменили много залов и, в конце  концов, оказались в Детском музыкальном театре. Китайский танец с веерами. Фото из личного архиваТогда им руководил Юрий Всеволодович Загрядкин. Когда у нас сменился педагог, и мы всей старшей группой ушли заниматься в балет ДК ПЗ, поставили на его сцене много спектаклей. А когда я училась в одиннадцатом классе, я ушла из хореографии. Года через три вернулась в шоу-балет, а затем поступила в Вологодский педагогический колледж на хореографическое отделение к замечательным преподавателям Анастасии и Вадиму Евлюхинцевым. И, наверное, в этот момент поняла, что хочу не только танцевать сама, но и учить других, отдавать знания, которые мне дали мои педагоги. Пробовала преподавать взрослым, но поняла, что это не мое. Для меня интереснее работать с детьми: смотреть, как у них всё получается, как они растут.

Для работы преподавателем нужно профессиональное образование. Где вы учились?

В 2007 году я с красным дипломом закончила Вологодский педагогический колледж по специальности «Педагог дополнительного образования (хореография)». В 2013-м завершила образование на факультете народного художественного творчества Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, получила специальность художественного руководителя хореографического коллектива и преподавателя.

Какие направления в хореографии вам интересны? Почему? Что давалось труднее всего?

Ученицы, Детский музыкальный театр. Фото из личного архиваЯ люблю классику и преподаю ее. У нас в Вологде не так много преподавателей классического танца. Это направление – не из простых. Сейчас дети больше любят современную хореографию, но если они решат получать профессиональное образование, то первое, что им придется сдавать, – это классический танец. В танцкласс «Юла», проект Юлии Валерьевны Есиповой, меня пригласили именно с этой целью – обучить детей классическому танцу на тот случай, если кто-то из них выберет хореографию своей профессией.

Расскажите о вашей работе в детском музыкальном театре «Созвучие».

В «Созвучии» я преподаю хореографию с 2005 года, являюсь хореографом-постановщиком концертов и спектаклей театра и вокально-хоровых номеров. Мною поставлены, например, спектакли «Незнайка и его друзья», «Небывальщина», «Забытая сказка», «Балда», «Дюймовочка», «Приключения Буратино», спектакль-концерт «Опаленные войной». В профессиональном плане мне много дала Оксана Яновна Верба, педагог по актерскому мастерству, она научила меня работать хореографом в спектаклях.

То, что вы даете детям, это навык или искусство? Спектакль «Военные письма». Фото из личного архива

Хотелось бы привить детям любовь к танцу. Конечно, важно и то, что дают систематические занятия танцами любому человеку – хорошая осанка, правильная походка. Мы изучаем как правильно сидеть, как стоять у станка. Но больше всего хотелось бы, чтобы дети прониклись культурой танца и любили его. Конечно, это искусство, но оно недостижимо без целого ряда умений, и чтобы приблизиться к идеалу, нужна упорная работа.

Какими известными танцорами вы восхищаетесь?

Конечно же, всеми самыми знаменитыми, такими как Майя Плисецкая, Галина Уланова, Вацлав Нижинский, Анна Павлова. Но в первую очередь я восхищаюсь Агриппиной Яковлевной Вагановой: она была не только знаменитой танцовщицей, но и создала «азбуку» классического танца по которой я сейчас работаю.

Деский музыкальный театр. Тарантелла. Фото из личного архиваПриходится ли хореографу принимать сложные решения?

Иногда очень сложно бывает выбрать солиста на номер. Особенно трудно выбирать, когда это маленькие дети, ведь они могут пропускать занятия по многим причинам. Поэтому на один номер нужно готовить несколько солистов – для подстраховки. И вдруг ты понимаешь, что каждая солистка уникальна: если поставить первую, то будет номер такой, а если вторую, то он заиграет совершенно по-другому. А что делать, если мне оба варианта нравятся? В таких случаях я прибегаю к совету коллег, но не всегда с ними соглашаюсь и чаще всего принимаю решение сама.

За что вы любите свою работу?

За постоянное движение вперед. Каждый раз, работая над концертом, ставя спектакль, готовясь к конкурсу, хочется сделать это лучше, чем получалось раньше. Люблю свою работу за общение с коллегами – настоящими профессионалами, а также за любовь и успехи учеников.

Валерия Ганичева, студентка филологического факультета ВоГУ