Полина Викулова: «Литература дает возможность почувствовать эпоху»

2020 Зима

Светлана Гришина

Полина Викулова ведет экскурсию на открытии Музея журнала «Наш современник» 24 ноября 2020 годаБелозерск сам по себе уникальный город, а в конце ноября там появился уникальный музей – музей журнала «Наш современник». Открылся он в Культурном центре имени Сергея Викулова. Известный советский поэт, уроженец белозерского края, фронтовик, прошедший всю войну, он в течение 20 лет, с 1969 по 1989-й был главным редактором одного из самых влиятельных «толстых» литературных журналов. Идея открыть музей журнала принадлежит дочери поэта Полине Сергеевне Викуловой. Как и идея создания самого Культурного центра: он открылся в 2012 году в доме № 47 на Набережной Георгиевского, выкупленном ею у города и отреставрированном на собственные средства.

Музей, единственный в своем роде

«Музеев литературных журналов больше нет, – говорит Полина Сергеевна. – Есть музеи отдельных авторов, мемориальные или посвященные их творчеству. А нам хотелось показать именно журнал как феномен культурной жизни, показать, как функционировала эта литературная ячейка. Журнал – это ведь не только проза и поэзия, критика и публицистика. Самое главное в журнале – круг людей, которых он объединяет, круг писателей, которые к нему тяготеют, та линия, которой придерживается редколлегия, цели, которые издание перед собой ставит».

На данный момент экспозиция музея охватывает именно «викуловский период» в истории журнала «Наш современник», но в планах – представить историю издания вплоть до настоящего времени. В ближайшей перспективе – развитие музея как важной культурной площадки города Белозерска. Здесь планируется проводить регулярные встречи с авторами журнала, показывать фильмы по мотивам их творчества, реализовывать образовательные программы. Параллельно с формированием экспозиции музея ведется оцифровка 252 номеров журнала за 1969–1989 гг., часть номеров уже доступны для чтения на сайте центр-викулова.рф.

В основе экспозиции музея – библиотека и архив Сергея Викулова. «В первую очередь мы хотели сохранить память об отце, – продолжает рассказ Полина Сергеевна. – Моей маме сейчас уже 94 года, мы взяли ее к себе, и библиотека отца, мебель – всё это осталось. Что с этим делать – бросить? Жалко. Хотя со стороны мамы такое звучало: кому это нужно, выкинь... А между тем весь отцовский архив был разобран ею по годам, в коробочки сложен. Сейчас мы всё привезли из Москвы сюда, я сканирую и описываю все документы, и это очень интересно: по письмам, например, видишь реальную жизнь, понимаешь, что это за люди это были».

Один из залов напоминает о рабочем кабинете редактора: здесь стоит книжный шкаф Сергея Васильевича, его письменный стол, на нем – пишущая машинка, ручка, рукописи из архива. На верхних полках шкафа – журналы, которые он издал. Почти все книги в библиотеке – с автографами и дарственными надписями. На стене – портрет поэта работы известного художника Павла Судакова: он писал картину маслом, а этот набросок углем подарил Викулову.

Чтобы память не ушла в никуда

«Идея музея состояла в следующем, – поясняет Полина Сергеевна. – По моим наблюдениям, подрастающее поколение сегодня не знает ни литературу, ни историю, а было бы очень обидно, если бы память о великих людях и созданных ими произведениях ушла в никуда. Ведь всё со временем стирается. Война 1812 года для современников, наверное, была не менее значима, чем для нас Великая Отечественная, но для нас сегодня это уже столь далекое событие, что не так сильно затрагивает эмоции. Если бы не «Бородино» Лермонтова, то дети, наверное, вообще не воспринимали бы эту тему. Именно литература дает возможность окунуться в другую эпоху и почувствовать историю».

И писательский архив Викулова, и публикации «Нашего современника» периода его редакторства – богатейший материал для исследователей. «Наш музей – музей свободного доступа, – подчеркивает Полина Викулова. – Посетитель сможет прийти, взять любую книгу с полки, почитать ее здесь, посмотреть дарственные надписи и посвящения. Мы надеемся, что и библиотека, и архив отца будут интересны исследователям – литературоведам и историкам». Музей готов предоставить возможность работать с этими материалами студентам и аспирантам, которые специализируются на литературе этого периода, пишут диплом или диссертацию по советской литературе.

Литературная Вологодчина

«Вещественных» экспонатов в музее немного: главные предметы показа в литературном музее – книги и рукописи. Для погружения в литературную среду второй половины ХХ века оформлены стенды, посвященные авторам, публиковавшимся в «Нашем современнике». Среди них – Валентин Распутин, Владимир Крупин, Константин Воробьёв, Юрий Бондарев, Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Гавриил Троепольский и другие. Отдельное внимание уделено вологодским авторам – Василию Белову, Ольге Фокиной, Николаю Рубцову, Александру Романову, Виктору Коротаеву, Леониду Беляеву, Алексею Шадрину, а также земляку и ровеснику Викулова поэту-фронтовику Сергею Орлову и Александру Яшину, которого Викулов считал своим учителем. Не случайно появился в музее стенд, посвященный Пушкину и Некрасову, в разное время издававшим журнал «Современник»: будучи главным редактором «толстого» литературного журнала, Сергей Викулов хотел продолжить заложенные ими традиции.

Отдельно представлены в экспозиции боевой путь Сергея Викулова, прошедшего Великую Отечественную войну, и фотографии из семейного архива. Хозяйка музея подробно рассказывает о них: «На фото внизу – мой отец с бабушкой. Верхнее слева фото было сделано, когда к ним в деревню приехал фотограф, папа даже стихотворение тогда на эту тему написал. На второй справа фотографии в центре слева сидит мой дед – это Первая мировая война. У отца есть стихотворение «Солдат и землепашец», и получается, что жизнь нескольких поколений семьи так и сложилась: все в роду были и землепашцы, и солдаты. Отец всю войну прошел и писать про нее не любил, вспоминать не любил. Единственное, что я от него слышала о том времени – он всегда с сочувствием и жалостью относился к русским женщинам, которые пережили войну в тылу, понимая, как тяжело это им далось. Знал он это по своей матери – как она пахала на себе босиком по замерзшей земле, как коров практически на руках выносили после зимовки на свежую траву… И всё было для Родины, всё для победы».

Культурный центр имени Викулова начиная с 2012 года тесно сотрудничает с нынешней редакцией «Нашего современника». Члены редколлегии журнала были и на открытии центра, и на открытии музея. В перспективе здесь могли бы проходить выездные мероприятия журнала, писательские форумы и семинары. В 2022 году исполнится 100 лет со дня рождения Сергея Викулова, и эта дата – хороший повод для встреч и событий. Музей готов и к тому, чтобы стать одним из ключевых пунктов на туристической карте Белозерска.

«Белозерск позиционируется как туристический город. Мы, москвичи, по себе знаем, что интересно столичному жителю в глубинке, – рассуждает Полина Сергеевна. – Вот приехал турист из Москвы или Петербурга. Он поездил и по стране, и по заграницам, много видел, и ему нужно показать что-то такое, чего нигде больше нет. Как нет аналогов, например, музею литературного журнала. В Белозерске есть прекрасный краеведческий музей, очень хороший музей Сергея Орлова, музей русского быта, замечательный частный музей лодки – и если к этому перечню добавится музей «Нашего современника», то это хорошо дополнит общую картину. Мы и пространство планировали таким образом, чтобы люди, придя к нам, могли сесть отдохнуть, попить чаю, посмотреть фильм. Это была бы хорошая концовка туристического маршрута по городу».

Стихи, музыка, компьютерная графика и…

Музей «Нашего современника» – грантовый проект: это второй для Культурного центра успешный опыт участия в конкурсе президентских грантов. А всего «на счету» у этой автономной некоммерческой организации три выигранных гранта. Первый проект известен белозерам под названием «Музыкальный ренессанс». Культурный центр изначально мыслился как место, где происходят события, интересные всем горожанам, в первую очередь детям и подросткам. «По первому гранту у нас здесь проходили концерты для старших групп детского сада и младших школьников, - рассказывает Полина Сергеевна. – Мы приглашали классических музыкантов из Москвы – струнный квартет, оперную певицу. После этого и для взрослых давали концерты классической музыки – слушатели были в восторге. В здании прекрасная акустика, и в большом зале инструменты звучат так, как нигде, наверное, больше не услышишь. А музыканты в восторге от Белозерска и благодарной неизбалованной публики, названивают мне и хотят приехать сюда еще раз. Мы обязательно вернемся к концертам, когда закончим первый этап работы с музеем».

Третий грантовый проект Культурного центра посвящен популяризации творчества Сергея Викулова среди детской аудитории. В центре оборудованы кабинеты для занятий с детьми и подростками, в том числе шесть рабочих мест для обучения компьютерной графике. Недавно, например, они иллюстрировали стихи Викулова для детей.

В планах Культурного центра – наладить сотрудничество с другими литературными музеями России. Для учета экспонатов приобретена автоматизированная система «Музей – 3», разработанная главным вычислительном центром Минкультуры РФ, и если на уровне министерства будет принято решение о том, чтобы коллекции частных музеев вошли в Государственный каталог музейного фонда, то музей журнала «Наш современник» будет готов представить там свои экспонаты. Есть также идея снимать фильмы об экспонатах музея, о поэтах и писателях, входящих в круг журнала, и показывать их как в большом зале Культурного центра, так и на собственном ютуб-канале.

«Умели деды строить грады…»

В этой строчке из стихотворения белозера Сергея Орлова звучит и гордость, и осознание ответственности «внуков», которым досталось это наследство. Если грантовые проекты предполагают финансовое участие грантополучателя в размере 30%, то реставрация памятника архитектуры полностью ложится на плечи его владельца. Культурный центр им. Викулова разместился в бывшем доме начальника водной дистанции – памятнике архитектуры 1846 года постройки. Он входил в комплекс зданий, которые возводились одновременно со строительством Белозерского обводного канала и предназначались для его обслуживания.

«Когда мы приобрели дом в 2010 году, он был совершенно разрушен, – вспоминает Полина Викулова. – В советское время такие дома были заняты учреждениями и поддерживались в нормальном состоянии. Когда СССР рухнул, всё это было выставлено на аукционы, но потом люди осознали, что восстановление – это огромные затраты. На момент покупки здание было в ужасном состоянии: кирпичная кладка повреждена грунтовыми водами, внутренние перекрытия и стены разрушены. А ведь Набережная – центральная улица Белозерска, и хотелось, чтобы она хорошо выглядела. Мы восстановили в доме первичную планировку – те стены, которые были в 1846 году. Единственное что не восстановили – это печи, на них даже намеков не осталось. Отапливается здание от собственной небольшой котельной».

Восстановление этого памятника – первый для Белозерска положительный опыт реставрации объектов историко-культурного наследия за счет средств частного инвестора, и семье Викуловых захотелось этот опыт повторить. Неподалеку от Культурного центра, на ул. Дзержинского, 16, находится одно из самых узнаваемых зданий Белозерска – старинный дом с шахматной крышей. Этот памятник архитектуры – одно из первых каменных строений в городе, бывшие палаты Кирилло-Новоезерского монастыря, построенные в XVIII веке. Есть предположение, что здесь во время своих поездок в монастырь останавливался Пётр I. Здание восстановлено в своем первоначальном виде, а изразцы для вновь сложенных печей делала известный кирилловский мастер Нина Мишинцева. В советские годы в доме располагалась детская больница, амбулатория и молочная кухня, а теперь всё готово для открытия ресторана и кафе.

Сейчас Полина Сергеевна почти постоянно живет в Белозерске: музей и работа с архивом требуют этого. По ее признанию, им с мужем здесь нравится. Супруг поддерживает все ее начинания и тоже мечтает о том, чтобы Белозерск стал комфортным современным городом, сохранив свой уникальный архитектурный облик и память об историческом прошлом.