Закаленный характер и золотые руки: как ремесло стало любимым делом Евгения Яндовина

2020 Зима

Кристина Страмова

Народный мастер России Евгений ЯндовинВыверенная до миллиметра технология плетения и идеальная геометрия, традиционные формы и их современные интерпретации, красота, прочность и долговечность соединились в изделиях народного мастера России Евгения Яндовина. Из природных материалов он может создать почти всё – от лаптей и оригинальных шкатулок до сундуков и даже мебели.

Рассматривая работы Евгения Яндовина, сложно поверить, что он начал заниматься ремеслами только на пенсии, – кажется, он посвятил им всю жизнь. О том, как он нашел дело по душе, мастер рассказывает журналу «Сфера».

С Крайнего Севера – на Вологодчину

Евгений Яндовин родился на Крайнем Севере – в деревне Песчанка Печорского района. В 1970 году окончил Ухтинский лесотехнический техникум, в 1979-м – Архангельский лесотехнический институт. Работал в Республике Коми в самых разных должностях – от слесаря-сантехника до главного инженера предприятия. По работе Евгений Александрович объехал весь север – был у поморов, оленеводов, ночевал в чуме.

После выхода на пенсию в 2006 году он перебрался в Вологду – на родину своих предков. Здесь и начал осваивать новые для себя ремесла. «Решил заняться ивоплетением: искал, с чего мне начать, кто бы мне показал, как плести изделия из ивы, – вспоминает Евгений Александрович. – Но так ничего и не нашел. Однако твердо решил научиться, стал читать книги».

Не зная технологии плетения и используя в работе ветки ивы по два метра в длину (хотя требовалось 50-70 см), над первым своим изделием мастер трудился всю ночь – десять часов без перерыва. «Это была небольшая корзиночка, литра на два. И получилась она только благодаря моей настырности», – признается Евгений Яндовин.

Параллельно с ивой он начал заниматься берестой. Освоить это направление ему помогла мастер народных художественных промыслов Вологодской области Изольда Галаева: она не только показала приемы плетения изделий, но и подарила бересту.

«Покажите, как плетут лапти», – попросил я Изольду Павловну, – ну она и показала мне женскими пальцами, быстро-быстро, по своей наработанной технике. И спрашивает: поняли? Мне было неудобно перед женщиной, я же мужик, – сказал, что понял. На следующий день принес своё первое изделие из бересты – маленькие лапоточки размером семь сантиметров. Изольда Павловна тогда очень удивилась, что я с первого раза запомнил, как надо плести, и повторил».

Начиная с простейших изделий, постепенно Евгений Яндовин овладел различными приемами и техниками обработки природных материалов, выработал свой стиль. Всего за год он достиг в своем увлечении такого профессионализма, что сдал «экзамен» на звание «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области».

«На комиссии мне не сразу поверили, что на освоение промысла у меня ушел только год. Пришлось собирать документы, дипломы, что я был участником выставок, конкурсов и ярмарок», – вспоминает Евгений Александрович. Спустя пару лет ему покорилось и звание «Народный мастер России»: умелец представил на суд экспертов 17 изделий в традициях Русского Севера. Теперь каждые три года он ездит в Москву подтверждать это звание.

 «Будущую поделку можно увидеть в живой природе»

Гибкие, пластичные, прочные и легкие, природные материалы в золотых руках мастера превращаются в оригинальные художественные изделия – шкатулки, короба, кашпо, хлебницы, туеса, корзины, абажуры, подносы, декоративные тарелки. Евгений Яндовин использует в работе иву, бересту, корни сосны.

«Вологодские мастера обычно ивовые прутья распаривают, чтобы кожура легко снималась. Я делаю это без выварки. Так в структуре древесины остаются смолы, поэтому изделие получается более качественным и долговечным». К слову, однажды в Белозерске Евгений Яндовин испытал свою корзину на прочность весьма необычным способом – поднял ее вместе с 11-летним мальчиком, который в ней поместился.

Плетеные изделия из корня обладают высокой плотностью, однородностью и фактурностью, а пластичность этого материала просто удивительна. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, материал становится упругим и прочным, а его очищенная поверхность необыкновенно красива.

Изделия из корня «Корни сосны я добываю на Крайнем Севере, в предгорьях Урала. Там структура дерева совершенно другая, более плотная, гибкая. Когда возвращаюсь в Вологду на поезде с огромными баулами, радуюсь, что у меня есть материал для работы», – рассказывает Евгений Александрович. В его коллекции есть шкатулка из корня, украшенная стразами. По задумке автора они олицетворяют северное сияние. Объяснение он дает простое и лаконичное: «Люди на севере солнца, можно сказать, не видят, но им же нужна какая-то радость, теплота». Поэтому у коренных народов Севера очень красивые одежды, расшитые узорами. Украшают они и кухонную утварь, посуду.

Бересту умелец тоже заготавливает на Севере, потому что там она более плотная, а в Вологде рыхлая. «Деревья и кустарники растут медленно, за три месяца им необходимо показать себя во всей красе. В сентябре холода, глядишь, и морозы нагрянули. Поэтому годовые кольца у них очень тонкие, а береста плотная и по качеству лучше».

Плетение – трудоемкий процесс: на изготовление сундука уходит 30 дней, а шкатулки – 15 с подготовкой материала. «Работать надо с душой, но при этом должен быть сильный характер. Я очень требователен к себе и к своим изделиям», – делится Евгений Александрович. В подтверждение сказанного он демонстрирует на примере одной из своих корзин, что ее форма имеет четкий и правильный овал, ручка находится посередине и строго перпендикулярно днищу, а поверхность изделия ровная, без изломов прута. Такая корзина, по словам мастера, прослужит лет 50, а то и больше. Кроме того, Евгений Яндовин большое внимание уделяет внешнему виду своих работ: «Изделие должно украшать. Я плету так, чтобы с корзинкой можно было пойти и в лес, и в магазин, и в баню. И во всех случаях будет красиво и удобно».

Эту красоту замечают люди. Мастер вспоминает: «Иду я как-то по Воркутинской с корзинкой, меня останавливает женщина, интересуясь, можно ли ее приобрести. Через неделю снова встречаемся с ней на улице. «Можно еще одну купить?», – спрашивает. «Зачем вам две?» – удивляюсь. «Они очень красивые. Хочу, чтобы в каждой комнате было по корзинке. Буду ими любоваться».

Евгений Яндовин также использует в работе кап и сувель – наросты на деревьях. Изделия из этих необычных материалов получаются легкие, но очень прочные. А еще красивые – на поверхности видны структура древесины и переходы оттенков. «Будущую поделку можно увидеть в живой природе: я всегда хожу по лесу и внимательно смотрю, выбираю наросты интересных форм. Не каждый из них снимаю – всегда оцениваю, не повредит ли это дереву».

Клюкáрзу – инструмент для обработки капа и сувеля – Евгений Александрович «подсмотрел» у умельцев из Великого Новгорода. А вот декоративную пиалу под масло и сметану ему удалось сделать хорошо заточенной отверткой. В коллекции «деревянных» резных изделий Евгения Яндовина, помимо блюд необычных форм, есть братина, изготовленная из пихты, – из подобной посуды в старину пили вино. А еще кукса – традиционная финская кружка, предназначенная для кофе и чая. Интересно, что скульптурная форма этих изделий – естественная, мастер лишь подчеркивает ее природную красоту.

«Я душу вкладываю в свои изделия»

Плетеные и резные изделия Евгения Яндовина будто наполнены солнечным светомПлетеные и резные вещи Евгения Яндовина будто наполнены солнечным светом и теплом, хочется не только рассматривать их, но и украсить ими интерьер жилища. Впрочем, супруга мастера так и делает: подставку для дров интересной формы она использует как кашпо для кактусов. Трехлетняя внучка в сплетенной из корня шкатулке хранит бантики, а друг Евгения Александровича уже четыре года ходит по деревенским улицам в лаптях. Пожалуй, это и есть ответ на распространенный вопрос, как вещи, созданные в традициях старинных промыслов, использовать в быту.

«Я плету каждый день, сейчас делаю корзинки из ивы – у меня ее много заготовлено. Все изделия у меня любимые. Я столько души в них вкладываю, – признается мастер. – Меня часто спрашивают: «Куда вам столько?». А как иначе? Жене и дочке – под косметику, под рукоделие. У сына большая коллекция, в которой, кажется, есть всё – от сундуков до шкатулок. Ещё он попросил сделать заплечный пестерь, а дочка заказала этажерку. На очереди – табуретки. В общем, рабочих планов у меня много. Я хочу, чтобы у детей и внуков остались мои изделия».

Свое мастерство Евгений Яндовин передает не только родным (жена и дочь знают основы плетения), но и ученикам. У него большой опыт преподавания. На занятиях он отмечает, что будущее изделие и его форму надо видеть заранее: «Природный материал должен быть подобран идеально. А еще важна правильная расстановка пальцев, чтобы распределять нагрузку: один держит, второй притягивает, третий фиксирует, четвертый и пятый гнут. Это, знаете, как игра на гармошке. Когда человек научится при плетении работать всеми пальцами, тогда у него будут получаться хорошие изделия с правильной геометрической формой и пропорцией».

К своим ученикам мастер строг, но справедлив. Он убежден, что к успеху приведет только трудолюбие и ответственность: «Лучше одну вещь хорошо сплести, чем бездумно рубить кусты в погоне за количеством изделий».

«Просто надо иметь характер, усидчивость. Когда ученики говорят: «Я попробую плести». Я отвечаю, что надо не пробовать, а задаться целью – стать мастером, другого варианта быть не должно. Это большой труд, но все можно преодолеть. Здесь нужна сила воли. Есть пословица: «Лишь тот побеждает в бою до конца, чья воля в победу уверенней стала».

 Его ученица из Печоры, кстати, стала обладательницей гранта на открытие своего дела: «Какие она плела изделия! Мужчины завидовали ее мастерству, просили научить, но получали отказ. Такой уж женский характер».

Сам Евгений Яндовин, благодаря обретенному мастерству, чувствует себя уверенно: «У меня 80 дипломов и благодарностей, я пять раз побеждал на международных конкурсах и знаю свой высокий уровень. Не представляю, как это можно – выйти на пенсию и просто сидеть дома. Знаю, кто я и чего стóю».