Актриса Марина Мизина: «У актера-кукловода должны быть «умные руки»

2021 Лето

Марина МизинаСовременный театр кукол – один из самых синтетических, интересных и серьезных видов искусства, считает актриса вологодского театра кукол Марина Мизина, которая выходит на сцену «Теремка» уже 30 лет. Ее герои знакомы не одному поколению вологжан. Журналу «Сфера» актриса рассказала о том, что значит для нее профессия актера театра кукол.

Марина Михайловна, как появился театр в вашей жизни?

Все началось с народного театра в Городском дворце культуры в середине 70-х, когда я за компанию с одноклассницами пришла в подростковую студию. Ее руководителем была тогда Софья Андреевна Минулина. А в 1979 году во Дворце культуры железнодорожников открылся театр миниатюр, где я занималась еще три года. У нас там сложился замечательный коллектив. Была организована агитбригада, которая ездила по северной железной дороге от Ярославля до Котласа. Выступали мы и с концертными программами по произведениям писателей-сатириков, популярных в те годы: Михаила Жванецкого, Аркадия Инина, Виктора Коклюшкина, Александра Иванова.

Я настольно была погружена в театр, что, кажется, и не думала о других профессиях – точно знала, что свяжу свою жизнь со сценой. Так и вышло. Я поехала поступать в Ярославский театральный институт, но стать его студенткой с первой попытки мне не удалось. Год терять не хотелось, поэтому я поступила в Ярославское училище культуры. Окончив его в 1986 году, вернулась в Вологду и благодаря Александру Вадимовичу Волотовскому попала в «Теремок». Первое время я совмещала должность завлита и заведующего педагогической частью. У нас был отличный пионерский актив: ребята дежурили в театре в дни показа спектаклей, помогали зрителям, если у них возникали вопросы. Мы с ними готовили шуточные интермедии и программы по правилам поведения в театре. Через несколько лет я попросила Александра Вадимовича взять меня в труппу, и он поверил в меня второй раз. Недавно он отметил 80-летний юбилей, но по сей день ведет активную творческую жизнь в театре и помогает актерам.

Какие роли того времени вам запомнились?

Очень хорошо помню свою первую роль на сцене «Теремка» – Коза в спектакле «Кошкин дом»... Вообще 90-е годы все ругают, а у меня остались о них хорошие воспоминания – мы постоянно репетировали, появлялись новые спектакли, все артисты были заняты в репертуаре. Не обходилось без курьезов. Например, был у нас тогда спектакль «Заяц, Лиса и Петух» – в нем заняты всего два актера, работающие в живом плане: в костюмах и с куклами они выходят на сцену. Обязанности помощника режиссера в тот период выполняли сами артисты, которые готовили реквизит и кукол, вели спектакли. А их шло много, в том числе и выездных, и за всем уследить было непросто. И вот мы с коллегой Юрием Тадловым поехали с этой сказкой в Грязовецкую школу-интернат для слабослышащих детей, а прибыв на место и раскрыв декорации, поняли, что из всех кукол у нас с собой только две, причем не главные герои – собака и медведь. Видимо, кукол перекладывали из ящика в ящик и не усмотрели – забыли положить. Мы долго спорили, но все же решили показать спектакль, изобразив всех героев вживую.

Нравились роли в спектаклях «Тук-тук, кто там», «Кот в сапогах», «Считаю до пяти». В 1998 году главным режиссером «Теремка» стал Яков Мер, проработавший в театре 10 лет. В то время мы поставили спектакль для взрослых «Пристанище» по пьесе Михаила Бартенева, написанной по мотивам рассказа Бориса Шергина «Ваня Датский». В нем я сыграла роль Хеонии Пафнутьевны, за которую в 2001 году получила премию имени Анания Бадаева.


Обычно в кукольном спектакле играют несколько актеров, и иногда все они управляют одним персонажем. А у вас есть спектакль, где вы одна справляетесь со всеми героями.

«Гуси-лебеди» – это первый моноспектакль в нашем театре, Яков Мер поставил его в 2004 году. Моноспектакль – это новые возможности для актера и в тоже время большая ответственность. Предполагалось, что это будет постановка для малого зала на 30–40 человек, и я решила попробовать себя в этом направлении. Я работаю, конечно, не совсем одна: помощник режиссера за кулисами подает мне весь необходимый реквизит. Репетировать этот спектакль было непросто, но после того как мы наиграли его на публику, я поняла всю его прелесть. Это сказка для самых маленьких зрителей поставлена так, чтобы быть интересной малышам. Художник Ольга Сидоренко сделала замечательных добрых кукол, а у меня очень красивый костюм в русском народном стиле. Уже 16 лет эту сказку с удовольствием смотрят дети от года до шести лет. Мы ездили с нею по детским садам и по домам культуры. Например, в этом сезоне в рамках «Культурного экспресса» показали наших «Гусей» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Кадуйском Районном Доме культуры.

Какого сказочного персонажа вам приходится играть чаще всего?

Бабу-ягу. Играла ее и в спектаклях, и в новогодних интермедиях, и в масленичных программах. Злой ее никогда не делаю, чтобы не напугать детей. В детском театре есть правило: даже отрицательный персонаж должен быть смешным или обаятельным в своей глупости или невежестве. Вот я такую Бабу-ягу и стараюсь делать. Мне запомнился такой случай на интермедии у новогодней елки. По сюжету меня должны были прогнать, а я встала в круг и прошу меня оставить на празднике, обещая больше не вредничать. Одна девочка меня пожалела – взяла за руку, смотрит на меня внимательно и говорит: «Оставайся, Баба-яга, ты не злая».Марина Мизина с куклой Бабы Яги из спектакля «Иван Царевич и серый волк»

Очень люблю Бабу-ягу в спектакле «Иван-царевич и серый волк», хотя нельзя сказать, что эта роль только моя: куклу мы водим вдвоем с заслуженной артисткой России Еленой Тадловой. А когда мы начали репетировать «Финиста – Ясного сокола», я отказалась играть этого персонажа, чтобы роль не превратилась в штамп.

Спектакль «Ханума» один из самых ярких и востребованных в репертуаре «Теремка», и у вас в нем одна из главных ролей. Чем запомнилась работа над этой постановкой?

«Ханума» идет у нас с 2008 года и до сих пор собирает полные залы. Режиссер Яков Мер делал его с командой молодежи, которая тогда пришла в театр после окончания Нижегородского театрального училища, из старшего поколения в спектакле играют Владимир Даценко и Елена Тадлова. Когда актриса, игравшая Хануму, уехала, на эту роль ввели меня. Ввод гораздо сложнее, чем подготовка спектакля с самого начала: нужно не просто познакомиться с куклой, но и быстро влиться в уже сложившийся актерский ансамбль. Меня познакомили с концепцией образа моей героини, все ребята мне помогали, особенно Владимир Даценко, который знает этот спектакль от А до Я. Обычно, начиная работать над спектаклем, мы не учим текст заранее – он у нас автоматически укладывается в голове во время репетиций. А вот когда тебя вводят на роль, нужно знать все свои реплики, и когда текста много, это непросто. И тогда мне на помощь пришел мой муж: мы садились рядом, он читал мне реплики моих партнеров, а я повторяла свои слова. За эту роль я потом получила нашу теремковскую премию «Бриллиантовая рука».Спектакль «Ханума»

Сам спектакль не зря так популярен у публики – он и содержательный, и остроумный, и музыкальный. Моя героиня Ханума – очень мудрая и справедливая, но в тоже время хитрая и жесткая женщина. Она всё расставила по своим местам: молодого князя женила на девушке, старого князя-пьяницу – на приданом с некрасивой невестой. Честно скажу, даже жаль, что сегодня нет таких мудрых свах. Вообще, мне кажется, что «Ханума» – это всё же мужской спектакль, несмотря на то, что в его названии женское имя. В нем много ярких мужских образов, которые хорошо выписаны и сыграны. А еще в этом спектакле замечательные колоритные куклы, которые придумал художник Захар Давыдов.

В вашем творческом багаже – участие в спектакле «Кармен», одной из самых ярких постановок в театре.

Да, «Кармен» – особенный спектакль. Чего стоят только задумка режиссера Бориса Константинова и авторские куклы Виктора Антонова! Мы очень рады, что этот спектакль получил «Золотую маску» за режиссерскую работу, хотя жаль, что наградой не отметили художника.

Постановка сложная в плане сценографии и техники: нам приходится работать не только с куклами, но и с декорациями: например, прямо во время спектакля мы должны собирать и разбирать телегу, трансформируя ее по ходу действия. Куклы очень красивые, интересные, но пришлось долго к ним приспосабливаться, чтобы они стали живыми, а мы сами не мешали друг другу. В этом спектакле почти каждую куклу водят два или три актера. И здесь очень важно договориться и отработать всё до мелочей, чтобы, например, рука не шла раньше поворота головы. Это была кропотливая работа, целый месяц мы репетировали ежедневно и допоздна. Спектакль без слов – всё полностью держится на музыке, которую надо знать досконально. Благодаря этому появляется четкость и слаженность движений – это как кукольный балет. С «Кармен» мы побывали на многих фестивалях, и всегда зрители встречали ее восторженно. Мы очень любим и ценим этот спектакль и стараемся сохранить всю прелесть авторской задумки, благодаря чему «Кармен» уже 9 лет держится в нашем репертуаре.

В юности вы мечтали стать драматической актрисой, но судьба подбросила шанс играть в театре кукол. Для вас это удача?

Да, я рада, что я работаю именно в театре кукол. Это, на мой взгляд, универсальный театр. Здесь есть всё. Мы не просто работаем с хорошей драматургией, но и занимаемся вокалом, пластикой, хореографией. Несмотря на то, что наш основной инструмент – кукла, мы активно используем и живой план.

У актера-кукловода в первую очередь должны быть «умные руки», ведь кукла в каждом новом спектакле – таинственный инструмент. Самое важное в нашем деле – оживить персонажа, только тогда появится образ, который тронет зрителя и запомнится ему. В этом и состоит «обыкновенное чудо» нашей профессии. 

Сейчас у нас в театре очень интересный период. Директор театра Елена Алексеевна Бухарина приглашает ставить спектакли разных режиссеров – ярких и талантливых профессионалов. Среди них и Борис Константинов, и Андрей Князьков, и Николай Боровков, и Олег Жюгжда, и многие другие. Работа с разными режиссерами увлекательна, но в тоже время непроста: ведь к нам приезжает человек, которого мы не знаем. Нужно познакомиться, «притереться», сродниться друг с другом во время совместной работы. Режиссер для тебя – как зеркало. Именно он помогает актеру оживить куклу, чтобы дети поверили ей и готовы были приходить в театр снова и снова.

Ирина Сорокина, фото из архива театра «Теремок» и актрисы Марины Мизиной