Анна Митина: «Интерес к вышивке растет – людям хочется прикоснуться к традиции и ощутить связь с предками»
2021 ЗимаКак одновременно создать оберег, украшение и зашифрованное послание? Такой вопрос не удивит ни одну рукодельницу. Все, что нужно, – иголка и нитка. Коренная устюжанка, мастер народных художественных промыслов Вологодской области Анна Митина рассказывает о тонкостях золотного шитья, силе вышивальных орнаментов и разнообразии головных уборов Русского Севера.
Анна Митина окончила великоустюгское Профессиональное училище №3. В 2004 году получила профессию портного, в 2006-м – художника по костюму. Здесь же она познакомилась с мастером народных художественных промыслов Вологодской области Мариной Голышевой, благодаря которой нашла свое главное увлечение – вышивку.
Марина Голышева: «Я тогда только начинала работать в третьем училище. Поступил заказ «из-за реки» от самодеятельного коллектива на создание трех головных уборов, и я пошла в швейный цех, чтобы найти себе помощниц. В группе было 20 девочек, но только одна Аня подняла руку и сказала: «Хочу!» Так мы и познакомились 18 лет назад. Она была очень скромная, молчаливая, но по блеску в глазах я поняла, что ей это действительно интересно. Потом я еще двух девочек приглядела, но по сей день сотрудничаю только с Аней, и только она нашла себя в вышивке. Все эти годы мы занимались головными уборами, куклой, народным костюмом. Я обучила ее тому, что знала и довольна ее успехами. Немногие владеют техниками низания жемчугом и золотного шитья. Горжусь тем, что у меня такая ученица».
«После знакомства с Мариной Алексеевной и началась моя вышивальная эпопея, – рассказывает Анна Митина. – Начинали мы с самых простых головных уборов – девичьих повязок. В училище тогда был клуб, который выступал на фестивалях в традиционных костюмах. Мы его наряжали, вышивали головные уборы». Анна освоила две старинные техники – сажение по бели и золотное шитье. Многое почерпнула из книг и архангельских журналов – интернет тогда еще не был таким «всемирным», а наработать опыт быстрее помогла уверенность педагога: «Сразу посадили меня за архангельский повойник – это моя первая самостоятельная работа, представляете?! Очень сложная, но Марина Алексеевна сказала: я тебя поддержу, не переживай».
Повойник был самым распространенным головным убором замужней женщины в Архангельской губернии во второй половине XIX – начале XX веков. Будничный повойник шили из недорогих тканей, праздничный – из парчовых и шелковых. Повойник украшали по очелью, а иногда и в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, лентами с блестками. Повойники из разных уездов различались размерами и формой донца, материалами, стилистическим решением в выборе цвета и орнаментации.
В училище Анна Митина получила пятый разряд вышивальщицы. Вместе с Мариной Голышевой они создали целую коллекцию головных уборов: девичьих повязок, повойников, борушек, свадебных корон – не только вологодских, но и характерных для других регионов. С 2006 года мастерицы работали по каталогу «Головные уборы Русского Севера» художника-реставратора из Архангельска Галины Григорьевой. «Наша коллекция сначала хранилась у Марины Алексеевны дома, мы показывали ее туристам, интересующимся народным костюмом. Потом головные уборы приобрел Дом моды Деда Мороза, и сейчас она находится там, – рассказала Анна Митина. – Мы стали создавать новую коллекцию, усложняя работу и находя более качественные материалы для вышивки – в те времена это было сложно. А сейчас я создаю свою коллекцию вологодских головных уборов в отделе традиционной народной культуры “Лад”».
В 2019 году Анна Митина получила звание мастера народных художественных промыслов Вологодской области. На смотр она приехала с пятью головными уборами-репликами. «Было приятно видеть, что жюри восхищается моими работами», – вспоминает Анна. На вопрос, есть ли у нее любимый головной убор, сразу отвечает: «Свадебная коруна! Там используется прорезное сажение по бели. Я вышивала такой венец уже три раза, и он никогда не повторяется. Вышила один и сразу думаешь: вот это бы сделала по-другому, тут что-то добавила, там бусинку бы поменяла. Это очень красивый головной убор. Такие венцы бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часто на всю деревню было несколько венцов, и девушкам приходилось брать их в аренду. Головной убор тогда могли обменять на лошадь».
Уже два года Анна Митина работает в отделе традиционной народной культуры «Лад» Великоустюгского культурно-досугового центра. Ее основная задача – создавать реплики головных уборов, но на это, как признается мастерица, не всегда хватает времени. Нужно еще вышить небольшие работы – косники, сувенирные броши, сумочки-лакомники. «Незамужние девушки оставляли волосы непокрытыми, заплетали их в одну косу или носили распущенными. Косу украшали косником – подвеской, закреплявшейся с помощью шнуров на конце косы. Косники вышивались золотой и серебряной нитью, белым или цветным бисером, жемчугом, обшивались ленточками, кружевом, бахромой. Косник был обязательной деталью праздничного убранства головы девушки», – рассказывает мастерица. И сейчас косники часто покупают туристки – для себя или своих дочерей. Хотя ручная работа, конечно, довольно дорогая. «Недавно я сдала в магазин косник, и его оценили в три тысячи рублей. Позволить себе такое изделие могут далеко не все. Но, например, гости из Москвы и Санкт-Петербурга, которые увлечены народным костюмом и вышивкой, приезжают к нам и говорят: «Как у вас всё дешево». Вообще в столице сейчас всплеск интереса к народной культуре. Исследователи часто посещают наш музей. А мы, помимо создания реплик, размышляем и о том, как можно украсить золотной вышивкой современную одежду».
Золотное шитье, пришедшее из церковного искусства, сначала было привилегией царского рода, духовенства и знати. Потом украшенную золотом одежду стали заказывать купцы и солепромыленники, и со временем такие наряды могли позволить себе зажиточные люди других сословий. Рукоделие было действительно «драгоценным» – для вышивки использовалась привозная золотая пряденая нить (шелковая нитка, обернутая тончайшей золотой проволокой). Развитие крестьянской золотошвейной традиции связано с распространением пряденой золото-серебряной нити отечественного производства: бумажная нить обматывалась тонкой медной позолоченной или посеребрённой проволокой. Сейчас же мастерицы пользуются металлизированными нитями. Из-за своей стоимости золотное шитье создавалось вприкреп – только с лицевой стороны.
В Вологодской губернии одним из центров золотного шитья стало село Черевково Сольвычегодского уезда. В конце XIX века местные мастерицы шили на заказ золотой и серебряной нитью кокошники, девичьи повязки, пояса, рукавицы, обувь. Черевковские золотошвейные изделия встречались в разных местах Вологодской и Архангельской губерний. Также золотным шитьем занимались в девичьем Спасском монастыре в Великом Устюге.
«Сейчас мы стараемся создавать реплики тех головных уборов, которые есть в нашем музее: девичьи великоустюгские повязки, свадебные венцы и, конечно, сборники – распространенные головные уборы замужних женщин. Это очень кропотливая работа – праздничные сборники богато украшались золотным шитьем преимущественно с растительными узорами», – рассказывает Анна Митина. Создание сложного головного убора – дело не одного месяца, а порой на его изготовление уходит год. Конечно, в это время вышиваются и другие вещи. Материалы для реплик берут современные, но состаривают их – металл, например, не должен быть слишком золотым – нужен эффект приглушенности.
Орнаменты для вышивки передавались также через поколения. Важную роль играли обережные символы, вышивка на плодородие и рождение детей. Создавая рисунок, девушки словно вышивали свое будущее. В этом убедилась и Анна Митина: «Как-то с Мариной Алексеевной мы занялись вышивкой архангельских повойников. Она нашла мне очень хорошее изображение головного убора, и там была вышита лягушка-роженица. Я его вышила и забеременела. Тогда даже не обратила на это внимание, а позже, читая книгу «Северодвинская золотошвейная вышивка» этнографа Гали Масловой, узнала, что девушка, выходя замуж, специально вышивала такой головной убор и приближала желанную беременность. Конечно, есть особая сила в этих старинных символах».
Вообще на севере устюжанок было видно сразу. Великий Устюг отличало многоцветье в народном костюме. Местные девушки ткали наряды не двухцветные, как это чаще всего делали на севере, они использовали множество цветов и яркие шерстяные нити: на оранжевом фоне появлялась зеленая, синяя, фиолетовая, желтая и ярко-красная вышивка. Богато расшивались тамбуром передники, на голову незамужние женщины надевали девичью повязку. «Она была широко распространена у нас и в Сольвычегодске. Обшивали ее понизу тканой золотой тесьмой, лентами, украшали вышивкой и камнями. Любили девушки и сумочки-лакомники, вышивали их для красоты и привлечения внимания. В такую сумочку они клали сладости, которые дарили им парни».
Вышивальные рисунки передавались по наследству, но каждая девушка порой вносила в произведение что-то свое, соответственно вкусу и способностям. Новые технические приемы и узоры могли быть заимствованы у приезжих мастериц или после обучения при монастыре. Нередко вышивальщица свой узор «снимала у других баб» или «брала у подружек». «Одинаковых вышивок не бывает – один и тот же рисунок получается по-разному, ниточка ложится у каждого по-своему», – говорит Анна Митина. Второй год она руководит клубом «Золотая нить» и обучает золотному шитью и сажению по бели всех желающих. «Пока у меня шесть учениц, самой маленькой – девять лет, а самой взрослой – 65. Начинаем мы сажения по бели, а потом переходим к золотному шитью». Сажение по бели – невероятная по красоте вышивка. На Руси она выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью – процесс трудоемкий и многоэтапный. Сначала мастерица готовила настил из белого хлопчато-бумажного шнура. Именно он и назывался бель. Шнур выстилали по контуру рисунка и пришивали поперек тонкими белыми нитками. После того, как настил был готов, начинали прикреплять («сажать») на него жемчуг или бисер. Так получался удивительный рельефный узор.
В ОТНК «Лад» Анне Митиной пригодилась и ее специальность художника по костюму – для Ганзейских дней, которые должны были пройти в Великом Устюге в этом году, она создала коллекцию средневекового костюма «Неизведанная Русь». Фестиваль перенесли на следующий год, и у вологжан еще будет возможность посмотреть, как одевались наши предки в X–XIII веках. Для устюжского коллектива «Горница», который будет выступать на Ганзейских днях, Анна Митина создает головные уборы. Также в планах на этот год – реконструкция великоустюгского венца, реплика пестрядинного сарафана и создание костюма «парочки», популярного у северянок в конце XIX – первой трети XX вв.
«Мне кажется, интерес к вышивке в последние годы растет, многие девушки сейчас обучаются церковному золотному шитью. Людям хочется прикоснуться к традиции, ощутить связь с предками, вернуться к наследию, которое они оставили нам. Раньше по одному лишь праздничному головному убору можно было судить о достатке семьи и социальном положении женщины. И к тому же наш народный костюм невероятно красивый», – считает Анна Митина. Мастерица признается: «Я ведь и сама никогда не думала, что буду заниматься вышивкой, но увидела работы Марины Алексеевны и захотела попробовать. Попробовала и не смогла остановиться».
Юлия Шутова, фото предоставлены Анной Митиной
При подготовке текста использованы материалы книг «Головные уборы Русского Севера»
Г. Григорьевой и Г. Масловой «Орнамент русской народной вышивки»