Анна Митина: «Интерес к вышивке растет – людям хочется прикоснуться к традиции и ощутить связь с предками»

2021 Зима

Анна МитинаКак одновременно создать оберег, украшение и зашифрованное послание? Такой вопрос не удивит ни одну рукодельницу. Все, что нужно, – иголка и нитка. Коренная устюжанка, мастер народных художественных промыслов Вологодской области Анна Митина рассказывает о тонкостях золотного шитья, силе вышивальных орнаментов и разнообразии головных уборов Русского Севера.

Анна Митина окончила великоустюгское Профессиональное училище №3. В 2004 году получила профессию портного, в 2006-м – художника по костюму. Здесь же она познакомилась с мастером народных художественных промыслов Вологодской области Мариной Голышевой, благодаря которой нашла свое главное увлечение – вышивку.


Марина Голышева: «Я тогда только начинала работать в третьем училище. Поступил заказ «из-за реки» от самодеятельного коллектива на создание трех головных уборов, и я пошла в швейный цех, чтобы найти себе помощниц. В группе было 20 девочек, но только одна Аня подняла руку и сказала: «Хочу!» Так мы и познакомились 18 лет назад. Она была очень скромная, молчаливая, но по блеску в глазах я поняла, что ей это действительно интересно. Потом я еще двух девочек приглядела, но по сей день сотрудничаю только с Аней, и только она нашла себя в вышивке. Все эти годы мы занимались головными уборами, куклой, народным костюмом. Я обучила ее тому, что знала и довольна ее успехами. Немногие владеют техниками низания жемчугом и золотного шитья. Горжусь тем, что у меня такая ученица».


«После знакомства с Мариной Алексеевной и началась моя вышивальная эпопея, – рассказывает Анна Митина. – Начинали мы с самых простых головных уборов – девичьих повязок. В училище тогда был клуб, который выступал на фестивалях в традиционных костюмах. Мы его наряжали, вышивали головные уборы». Анна освоила две старинные техники – сажение по бели и золотное шитье. Многое почерпнула из книг и архангельских журналов – интернет тогда еще не был таким «всемирным», а наработать опыт быстрее помогла уверенность педагога: «Сразу посадили меня за архангельский повойник – это моя первая самостоятельная работа, представляете?! Очень сложная, но Марина Алексеевна сказала: я тебя поддержу, не переживай».

Повойник был самым распространенным головным убором замужней женщины в Архангельской губернии во второй половине XIX – начале XX веков. Будничный повойник шили из недорогих тканей, праздничный – из парчовых и шелковых. Повойник украшали по очелью, а иногда и в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, лентами с блестками. Повойники из разных уездов различались размерами и формой донца, материалами, стилистическим решением в выборе цвета и орнаментации.

В училище Анна Митина получила пятый разряд вышивальщицы. Вместе с Мариной Голышевой они создали целую коллекцию головных уборов: девичьих повязок, повойников, борушек, свадебных корон – не только вологодских, но и характерных для других регионов. С 2006 года мастерицы работали по каталогу «Головные уборы Русского Севера» художника-реставратора из Архангельска Галины Григорьевой. «Наша коллекция сначала хранилась у Марины Алексеевны дома, мы показывали ее туристам, интересующимся народным костюмом. Потом головные уборы приобрел Дом моды Деда Мороза, и сейчас она находится там, – рассказала Анна Митина. – Мы стали создавать новую коллекцию, усложняя работу и находя более качественные материалы для вышивки – в те времена это было сложно. А сейчас я создаю свою коллекцию вологодских головных уборов в отделе традиционной народной культуры “Лад”».

В 2019 году Анна Митина получила звание мастера народных художественных промыслов Вологодской области. На смотр она приехала с пятью головными уборами-репликами. «Было приятно видеть, что жюри восхищается моими работами», – вспоминает Анна. На вопрос, есть ли у нее любимый головной убор, сразу отвечает: «Свадебная коруна! Там используется прорезное сажение по бели. Я вышивала такой венец уже три раза, и он никогда не повторяется. Вышила один и сразу думаешь: вот это бы сделала по-другому, тут что-то добавила, там бусинку бы поменяла. Это очень красивый головной убор. Такие венцы бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часто на всю деревню было несколько венцов, и девушкам приходилось брать их в аренду. Головной убор тогда могли обменять на лошадь».

Уже два года Анна Митина работает в отделе традиционной народной культуры «Лад» Великоустюгского культурно-досугового центра. Ее основная задача – создавать реплики головных уборов, но на это, как признается мастерица, не всегда хватает времени. Нужно еще вышить небольшие работы – косники, сувенирные броши, сумочки-лакомники. «Незамужние девушки оставляли волосы непокрытыми, заплетали их в одну косу или носили распущенными. Косу украшали косником – подвеской, закреплявшейся с помощью шнуров на конце косы. Косники вышивались золотой и серебряной нитью, белым или цветным бисером, жемчугом, обшивались ленточками, кружевом, бахромой. Косник был обязательной деталью праздничного убранства головы девушки», – рассказывает мастерица. И сейчас косники часто покупают туристки – для себя или своих дочерей. Хотя ручная работа, конечно, довольно дорогая. «Недавно я сдала в магазин косник, и его оценили в три тысячи рублей. Позволить себе такое изделие могут далеко не все. Но, например, гости из Москвы и Санкт-Петербурга, которые увлечены народным костюмом и вышивкой, приезжают к нам и говорят: «Как у вас всё дешево». Вообще в столице сейчас всплеск интереса к народной культуре. Исследователи часто посещают наш музей. А мы, помимо создания реплик, размышляем и о том, как можно украсить золотной вышивкой современную одежду».

Золотное шитье, пришедшее из церковного искусства, сначала было привилегией царского рода, духовенства и знати. Потом украшенную золотом одежду стали заказывать купцы и солепромыленники, и со временем такие наряды могли позволить себе зажиточные люди других сословий. Рукоделие было действительно «драгоценным» – для вышивки использовалась привозная золотая пряденая нить (шелковая нитка, обернутая тончайшей золотой проволокой). Развитие крестьянской золотошвейной традиции связано с распространением пряденой золото-серебряной нити отечественного производства: бумажная нить обматывалась тонкой медной позолоченной или посеребрённой проволокой. Сейчас же мастерицы пользуются металлизированными нитями. Из-за своей стоимости золотное шитье создавалось вприкреп – только с лицевой стороны.

В Вологодской губернии одним из центров золотного шитья стало село Черевково Сольвычегодского уезда. В конце XIX века местные мастерицы шили на заказ золотой и серебряной нитью кокошники, девичьи повязки, пояса, рукавицы, обувь. Черевковские золотошвейные изделия встречались в разных местах Вологодской и Архангельской губерний. Также золотным шитьем занимались в девичьем Спасском монастыре в Великом Устюге.

«Сейчас мы стараемся создавать реплики тех головных уборов, которые есть в нашем музее: девичьи великоустюгские повязки, свадебные венцы и, конечно, сборники – распространенные головные уборы замужних женщин. Это очень кропотливая работа – праздничные сборники богато украшались золотным шитьем преимущественно с растительными узорами», – рассказывает Анна Митина. Создание сложного головного убора – дело не одного месяца, а порой на его изготовление уходит год. Конечно, в это время вышиваются и другие вещи. Материалы для реплик берут современные, но состаривают их – металл, например, не должен быть слишком золотым – нужен эффект приглушенности.

Орнаменты для вышивки передавались также через поколения. Важную роль играли обережные символы, вышивка на плодородие и рождение детей. Создавая рисунок, девушки словно вышивали свое будущее. В этом убедилась и Анна Митина: «Как-то с Мариной Алексеевной мы занялись вышивкой архангельских повойников. Она нашла мне очень хорошее изображение головного убора, и там была вышита лягушка-роженица. Я его вышила и забеременела. Тогда даже не обратила на это внимание, а позже, читая книгу «Северодвинская золотошвейная вышивка» этнографа Гали Масловой, узнала, что девушка, выходя замуж, специально вышивала такой головной убор и приближала желанную беременность. Конечно, есть особая сила в этих старинных символах».

Вообще на севере устюжанок было видно сразу. Великий Устюг отличало многоцветье в народном костюме. Местные девушки ткали наряды не двухцветные, как это чаще всего делали на севере, они использовали множество цветов и яркие шерстяные нити: на оранжевом фоне появлялась зеленая, синяя, фиолетовая, желтая и ярко-красная вышивка. Богато расшивались тамбуром передники, на голову незамужние женщины надевали девичью повязку. «Она была широко распространена у нас и в Сольвычегодске. Обшивали ее понизу тканой золотой тесьмой, лентами, украшали вышивкой и камнями. Любили девушки и сумочки-лакомники, вышивали их для красоты и привлечения внимания. В такую сумочку они клали сладости, которые дарили им парни».

Вышивальные рисунки передавались по наследству, но каждая девушка порой вносила в произведение что-то свое, соответственно вкусу и способностям. Новые технические приемы и узоры могли быть заимствованы у приезжих мастериц или после обучения при монастыре. Нередко вышивальщица свой узор «снимала у других баб» или «брала у подружек». «Одинаковых вышивок не бывает – один и тот же рисунок получается по-разному, ниточка ложится у каждого по-своему», – говорит Анна Митина. Второй год она руководит клубом «Золотая нить» и обучает золотному шитью и сажению по бели всех желающих. «Пока у меня шесть учениц, самой маленькой – девять лет, а самой взрослой – 65. Начинаем мы сажения по бели, а потом переходим к золотному шитью». Сажение по бели – невероятная по красоте вышивка. На Руси она выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью – процесс трудоемкий и многоэтапный. Сначала мастерица готовила настил из белого хлопчато-бумажного шнура. Именно он и назывался бель. Шнур выстилали по контуру рисунка и пришивали поперек тонкими белыми нитками. После того, как настил был готов, начинали прикреплять («сажать») на него жемчуг или бисер. Так получался удивительный рельефный узор.

Анна МитинаВ ОТНК «Лад» Анне Митиной пригодилась и ее специальность художника по костюму – для Ганзейских дней, которые должны были пройти в Великом Устюге в этом году, она создала коллекцию средневекового костюма «Неизведанная Русь». Фестиваль перенесли на следующий год, и у вологжан еще будет возможность посмотреть, как одевались наши предки в X–XIII веках. Для устюжского коллектива «Горница», который будет выступать на Ганзейских днях, Анна Митина создает головные уборы. Также в планах на этот год – реконструкция великоустюгского венца, реплика пестрядинного сарафана и создание костюма «парочки», популярного у северянок в конце XIX – первой трети XX вв.

«Мне кажется, интерес к вышивке в последние годы растет, многие девушки сейчас обучаются церковному золотному шитью. Людям хочется прикоснуться к традиции, ощутить связь с предками, вернуться к наследию, которое они оставили нам. Раньше по одному лишь праздничному головному убору можно было судить о достатке семьи и социальном положении женщины. И к тому же наш народный костюм невероятно красивый», – считает Анна Митина. Мастерица признается: «Я ведь и сама никогда не думала, что буду заниматься вышивкой, но увидела работы Марины Алексеевны и захотела попробовать. Попробовала и не смогла остановиться».

Юлия Шутова, фото предоставлены Анной Митиной

При подготовке текста использованы материалы книг «Головные уборы Русского Севера»
Г. Григорьевой и Г. Масловой «Орнамент русской народной вышивки»