Устюженский дневник

2021 Зима

Светлана Гришина

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и ведущий к ней деревянный «козий» мостик через Ворожу – самый «открыточный» вид УстюжныПоскольку под Новый год принято вспоминать уходящий, мы тоже решили его вспомнить. Точнее, вспомнить лето, а еще точнее – поездку в Устюжну. Тем более что рассказ про нее был уже готов: редактор «Сферы» Светлана Гришина сочинила его для V Областного конкурса тревел-буков (то бишь путевых дневников), который проводят «Вологдареставрация» и Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (за что им огромное спасибо, вот правда). «Устюженский дневник» занял I место в своей номинации, диплом и призы с благодарностью приняты, но не пропадать же рукописному тексту! Поэтому редактор, используя служебное положение, решила опубликовать его в зимнем номере «Сферы».

По условиям конкурса, тревел-бук должен рассказывать об объектах культурного наследия любого из городов или сёл Вологодчины, и впечатления о знакомстве с архитектурой составляют главное содержание дневника, но не единственное. А главный, но опять-таки не единственный вывод: несмотря на возможность сделать миллион фотографий, записывать впечатления от путешествия словами весьма увлекательно. И, конечно, конкурсу тревел-буков в наступающем году желаем процветания, а его будущим участникам – успехов!

Давно хотелось побывать в Устюжне, и вот, наконец, получилось! Правда, пробыли мы там всего два дня, но впечатлений оказалось столько, что даже захотелось поделиться. 

Устюжна – городок на сотню лет младше Вологды и во много раз меньше, но когда-то не менее знаменитый. Около 500 лет назад это был один из крупнейших в стране центров металлургии и оружейного дела. В XVII веке именно в Устюжне были изготовлены решетки к воротам Спасской башни Московского Кремля. А кованые кронштейны, поддерживающие козырек крыльца Устюженского краеведческого музея, менее затейливы, но не менее искусны. 

Кованые кронштейны, поддерживающие козырек крыльца Устюженского краеведческого музеяУстюжна – как Бологое: «где-то между Ленинградом и Москвой» (если вы помните эту песню, то вы родились не позднее 80-х). И что-то питерское в облике города действительно есть. Например, дом городского головы Якова Поздеева на Торговой площади, объект культурного наследия федерального значения. В 1995 году после реставрации там разместилась Устюженская районная библиотека. На дом невозможно не обратить внимание: фасады богато украшены лепниной, над главным входом – красивейший эркер с огромным окном.  

Сам Яков Поздеев – знаковая для Устюжны фигура. Купец 1 гильдии, личный дворянин, известный благотворитель. Всю свою долгую жизнь (родился в 1834-м, умер в 1918-м) прожил в маленьком провинциальном городке, в котором нашел огромное поле для деятельности. Дважды избирался городским головой, был попечителем нескольких учебных заведений Устюженского уезда, служил старостой нескольких городских церквей. В честь него сейчас называется ежегодная Поздеевская ярмарка. 

Здание банка (чуть-чуть не доходя до библиотеки) тоже напоминает о Петербурге. Тоже вторая половина XIX века, тоже федеральный памятник. Если принять во внимание, что полтораста лет назад Устюжна была в основном деревянной, то можно себе представить, какое впечатление на жителей и гостей производил комплекс подобных зданий в районе Торговой площади.

Многие дома, стоящие на углу улиц, имеют срезанные углы (как и дом Поздеева). Такие скосы придают кварталам восьмиугольную форму, и дома как будто смотрят друг на друга! На самом деле, к сожалению, «смотрят» не все – некоторые пребывают в удручающем состоянии, а жаль.

Еще одно владение Поздеевых – бывшее здание купеческой конторы на нынешней улице Богатырева. Полукаменный двухэтажный дом совершенно не «конторского» вида, в зелени листвы особенно симпатичный. А вообще в Устюжне сохранилось семь домов, построенных разными представителями рода Поздеевых – сейчас там библиотека, аптека, администрация, магазин, военкомат. Если бы не Поздеевы, после революции подвергнутые экспроприации, где бы всё это находилось?..

Здание гимназии на улице Карла Маркса, построенное во второй половине XIX века – здесь и сейчас гимназия. Улица же – центральная в городе – раньше называлась Большая Московская, что ей гораздо больше подходит, потому что где Маркс – и где Устюжна?.. Рядом еще одно почти столичного вида здание – на самом деле оно трехэтажное, но первый этаж не виден из-за забора. Забор же поставлен по причине, обозначенной на фото. Надпись, конечно, эпична – это вам не «возможно падение снега и льда»...

А вот деревянный дом Троицкого выглядит вполне жизнеутверждающе. Первый его хозяин в конце XIX века был учителем, а сейчас там станция скорой помощи. Удивительно, что в деревянных домах практически нигде не видно пластиковых окон. То ли этот бизнес в Устюжне не развит, то ли устюжане берегут свою аутентичность.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и ведущий к ней деревянный «козий» мостик через Ворожу – самый «открыточный» вид Устюжны. Ворожа – один из притоков Мологи, маленькая узкая речушка, в траве и кустах ее почти не видно. Другая местная речка Ижина, давшая городу название, тоже маленькая, но до нее мы не дошли( А у Ворожи пойма широкая, поэтому мост довольно длинный – пока идешь, успеваешь полюбоваться церковью.

Сама Благовещенская церковь, образец провинциального барокко, привлекает гармоничностью пропорций, монументальностью и вместе с тем какой-то «уютностью». Вблизи от стен и оконных проемов так и веет древностью! И это не удивительно: год постройки – 1694-й.  Это храм по типу «корабль»: все объемы сооружения находятся на одной линии и составляют единое целое. Колокольню и одну из главок, с которой упал крест, не так давно реставрировали. 

Церковь Казанской иконы Божией Матери – образец «строгановского барокко». Тоже 1694-йКазанская церковь – ровесница Благовещенской, тоже построена в 1694 году. Это «строгановское барокко», в основе которого – оригинальное переосмысление традиций западноевропейской архитектуры. Считается, что таких храмов в России всего пять: помимо Устюжны, в Троице-Сергиевой лавре, Сольвычегодске, Нижнем Новгороде и его окрестностях. Заказчик ее строительства – Григорий Дмитриевич Строганов, крупный промышленник, оказался в Устюжне по торговым делам, заболел и дал обет в случае выздоровления поставить церковь во имя чтимой здесь Казанской иконы Божией Матери. Выздоровел – и поставил. Колокольня, стоящая отдельно, возведена позже.

Собор Рождества Богородицы возведен в 1690 годуКонец XVII века был временем расцвета Устюжны, судя по тому, что именно в это время  построены храмы, которые сейчас составляют важную часть архитектурного облика города. Собор Рождества Богородицы возведен в 1690 году, его пятиярусный иконостас изготовили мастера Оружейной палаты. Чуть позднее рядом построили отдельно стоящую шатровую колокольню с тремя ярусами слухов – на старых фото видно, что она была намного выше самого собора. Этой колокольней восхищался Игорь Грабарь, который считал ее одной из самых красивых в России.

История ее разрушения в конце 1930-х потрясает. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры колокольня рухнула под берег Ворожи. Это должно было выглядеть апокалиптически… В это же время была разобрана соборная ограда с воротами. Самому собору повезло – в нем разместился краеведческий музей, который до сих пор там находится. Крест, видимо, упавший с одной из главок, лежит внутри – смотря снизу, не представить, насколько он огромный… Хочется надеяться, что собор скоро дождется реставрации – судя по всему, она ему очень нужна. Здание уже передано церкви, и экспозиции через год-полтора должны переехать в дом Чуриных на Торговой площади. 

Сам музей удивляет разнообразием экспонатов, некоторые из них совершенно неожиданны. Конечно, «по полной» представлена железоделательная история края: и кричное железо, и инструменты кузнецов, и изделия. Один из первых вестников эпохи индустриализации – шерстобитная машина: на этот механизм и сейчас хочется смотреть с почтением, а полтораста лет назад он, наверное, вызывал у непосвященных суеверный ужас. А лев на пряничной доске – просто находка для современного дизайнера! Готовый персонаж со своим характером и неповторимым обликом. 

Дмитрий Федоров. Женский портрет (из рода Трусовых). XIX век. Холст, масло

А этот экспонат – женский портрет кисти художника по имени Дмитрий Фёдоров – заставил вспомнить сто лет не читанные стихи. 

Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.

И во всем, что здесь прекрасно,
Что наш мир животворит,
Убедительно и ясно
Он с душою говорит…

Конечно, Василий Андреевич Жуковский не об этой даме думал, когда писал свою поэму. Но на то и поэзия, чтобы прозревать истину, не очевидную, но верную для всех и всегда. А еще подумалось, что от нас нынешних со всеми нашими гаджетами и техническими возможностями останется намного меньше, чем от людей, живших сто с лишним лет назад. С прогрессом, конечно, не поспоришь, но тем не менее…


В Даниловском давно хотелось побывать, даже больше, чем в самой Устюжне. Усадьба Батюшковых – одна из немногих полностью сохранившихся вологодских усадеб. Дом построен в конце XVIII века. Это деревянное одноэтажное здание с мезонином, оригинальной башенкой, шестиколонным портиком и открытой галереей – объект культурного наследия федерального значения. 

Музей открылся здесь только в 1960-м – удивительно, что и дом, и парк этого дождались, не были уничтожены – далеко не всем усадьбам так повезло. Дом небольшой (на фото всегда казался масштабнее), но очень уютный, парк ухоженный – гулять по нему в жару было прекрасно. Кстати, разбит он был в 1813 году пленными французами. Когда снимут коронавирусные ограничения – когда-нибудь ведь это случится, – надо приехать сюда на фестиваль «Усадебные варения» (название – супер!), я даже готова попробовать варенье из лисичек…

Портрет Помпея Николаевича Батюшкова, сводного брата поэта Константина Николаевича БатюшковаСамый знаменитый представитель рода Батюшковых – Константин Николаевич, «предтеча» Пушкина и друг вышеупомянутого Жуковского, провел здесь детство, а позднее спас дом от продажи за долги, накопленные отцом. Куприн бывал в усадьбе наездами. Но сама возможность пройтись по комнатам, которые помнят людей давно ушедших, но знакомых тебе по книгам, удивительна.

Какое интересное лицо… Портрет Помпея Николаевича Батюшкова в музее-усадьбе в Даниловском. Младший брат поэта Константина Батюшкова по отцу. Чиновник (действительный статский советник), историк, этнограф и археолог. Прожил 80 лет (1811–1892), оставил после себя научные труды, издал собрание сочинений брата-поэта. Вдова после его смерти учредила в Устюжне народную библиотеку и передала в распоряжение Академии наук капитал, за счёт процентов с которого выплачивалась премия имени Помпея Батюшкова, учреждённая академией. Для рецензентов (!) сочинений, представленных на соискание премии, учредили золотую медаль. На ее лицевой стороне была надпись: «Могу ошибаться, ошибаюсь, но не лгу ни себе, ни людям».


А вот эта усадьба реально расстроила. И это не про Устюжну – это «про везде». Дом рядом с гостиницей, где мы жили, обратили на него внимание сразу, как приехали. Сразу поняли, что сгорел давно. Большой, с высоким кирпичным цоколем. Даже то, что осталось от дома, впечатляет. Прекрасная резьба, очень красивое крыльцо – когда-то было. Стали выяснять, что это – оказалось, усадьба Николая Александровича Курбатова, известного в свое время в Петербурге «владельца заводов и пароходов»: в Устюжне у него были чугунно-медно-литейный и механический завод, на котором изготовляли паровые машины, по реке ходили его пароходы «Устюженский» и «Заря».

Городская усадьба Курбатова на берегу Мологи была построена в начале XIX века. После революции судьба семьи оказалась печальной, однако дом уцелел и в 1995-м был признан объектом культурного наследия федерального значения. А в 1996-м сгорел и с тех пор стоит и рассыпается у всех на глазах. Здание находится в собственности города, и городские власти регулярно получают предписание провести консервационные работы и обеспечить сохранение памятника, но почему-то верится, что у маленькой Устюжны денег на это нет. Небольшое сообщество энтузиастов каждый год проводит здесь субботники – расчищают руины, выкашивают траву – и пишут обращения к властям. А с момента пожара между тем прошло 25 лет. 

Где-то попадалась мысль, что если человек десятилетиями живет в квартире, не делая ремонта, это свидетельствует о его ментальном неблагополучии. А тут практически в центре города много лет стоит умирающая усадьба. Очень жаль этого чужого дома, очень!.. И жаль, что кто-то живет рядом с ним, не замечая, может быть, как это горько – наблюдать его медленное крушение.

От Воскресенской церкви, построенной в 1773 году, в 1930-х осталось немного. Рядом не так давно установлен бюст городского головы Якова ПоздееваНачав о невеселом, трудно остановиться. От Воскресенской церкви (она рядом с собором Рождества Богородицы) в 1930-х осталось немного. Построенная в 1773 году, она являет собой грустный пример «приспособления» храма к светским нуждам: здание изуродовано в соответствии с указаниями сделать церковные постройки как можно менее похожими на храмы. Сломали пятиглавие, от колокольни оставили два яруса. До конца 70-х в церкви размещался кинотеатр. Сейчас здание стараются сохранить: на барабанах снесенных главок устроены «крыши». Сохраняя память и о Якове Поздееве, рядом с церковью установили его бюст. Интересно, как бы отнесся к этому сам Яков Михайлович,То, что осталось от бывшего здания Городской управы с пожарной каланчой видя, что осталось от церкви, в судьбе которой он в свое время принимал участие?.. 

Еще пример утраты – то, что осталось от бывшего здания Городской управы с пожарной каланчой. Одна из главных достопримечательностей Устюжны сгорела в 80-х. Кованый арт-объект, изготовление которого, вероятно, связано с кузнечным фестивалем «Железное поле», не скрывает печального напоминания о Остатки монументального искусства советского периодабезвозвратно потерянном. 

А это уже «руины» советского периода – мозаика на стене культурного учреждения. Интересная гармоничная композиция, по идее, должна была внушать веру в силу творческого разума и в сияющие перспективы. Внушила. Сейчас остатки монументального замысла смотрятся как-то странно и неуместно. Заметим, что в представлении художника культуру двигают вперед исключительно мужчины – много ли их сегодня в рядах бойцов культурного фронта?


А теперь позвольте представить компанию, ради которой мы и собрались наконец в Устюжну! Очень уж заинтересовали фотографии в СМИ, появившиеся в прошлом декабре, и увиденное воочию нисколько не разочаровало. Итак, вот они – Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий, и придумавший их Николай Васильевич Гоголь. Впрочем, придумал он их не полностью. Как известно, сюжет «Ревизора» подсказал Гоголю Пушкин, а события, описанные в комедии, произошли именно в Устюжне: местные чиновники приняли вологодского помещика Платона Волкова за важную столичную персону. Сейчас эта тема обрела зримое воплощение на центральной площади города. 

Эту скульптурную композицию сделал для Устюжны заслуженный художник России Александр Таратынов, член-корреспондент Российской академии художеств, а призрачные силуэты дам и чиновников – архитектор Денис Ридер. Рассмотрев скульптуры со всех сторон, и вблизи, и издали, поражаешься, насколько четко схвачена художником самая суть их характеров. Безалаберный повеса ни во что не вникает и ждет только развлечений, а городничий так и сверлит его взглядом, пытаясь, по давней чиновничьей привычке, угадать несказанное. 

Сама Торговая площадь благодаря проекту «Провинциальный Эрмитаж», придуманному местной администрацией, выглядит по-европейски. Есть даже фонтан – для медитации и котик – для милоты. Когда вокруг вырастут деревья (прошлым жарким летом саженцам пришлось несладко), то отсюда вообще не захочется уходить. Гостиница «Ревизор»

Хозяевам гостиницы «Ревизор» хочется сказать отдельное спасибо (а хотя бы это и реклама, зато от чистого сердца!). На вопрос по телефону, можно ли приехать с собакой, последовал ответ: «Да хоть с крокодилом приезжайте!» Говорят, что именно здесь останавливался тот самый Платон Волков, и чувствуется, что хозяева гостиницы любят свой город. Так что ценителям старины и владельцам крокодилов – рекомендуем!

Двух дней на Устюжну, конечно, мало, так что обязательно приедем еще. Надо, как минимум, увидеть дом Боборыкина с фантастической резьбой, дом Курбатова с башенкой и речку Ижину, давшую название Устюжне.