Художник и дизайнер Олег Иванов: о Вологде, в которую влюблен, и об искусстве, которым живет

2022 Весна

Олег Иванов. Фото Михаила ТрапезниковаКруговорот событий в жизни Олега Иванова стремителен: сегодня он может оказаться на автовышке с краскопультом в руке, завтра – в живописных декорациях природы на пленэре с этюдником или на оживленной улице города рядом с непримечательной бетонной стеной, на которой вот-вот появится многометровое граффити…

Олег Иванов – член Союза дизайнеров и Союза художников России. В родной Вологде он известен как автор «уличных картин» – граффити в разных районах города и участник проектов «Вологжане-современники», «Штрихи истории», «Ради жизни на земле». Сейчас художник расписывает стены новой гостиницы в Вологде, а в ближайшие месяцы его вновь ждут в Коста-Рике для продолжения большого дизайнерского проекта.

Коллеги говорят про Олега Иванова, что он родился с кисточкой в руках. Сам он скромничает: «В жизни я обычный, не хожу по улицам в берете и весь перепачканный краской…».

Олег, когда «прорисовался» твой творческий путь? Расскажи, как все начиналось.

Из школы меня хотели выгнать. Учителя в выпускных классах говорили: «Иванов, ну вот кем ты можешь стать? Русский язык не знаешь, математику, физику – тоже!». Я отвечал: «Стану архитектором». После окончания школы поступил в Челябинское художественное училище на специальность «Дизайн среды», которое впоследствии окончил с красным дипломом. А вернувшись в Вологду, подал документы в университет на инженерно-строительный факультет на архитектуру. Отучился два года и понял, что чертить и проектировать – это не для меня. В душе я больше художник и хочу творить. И вот уже 16 лет я оформляю интерьеры в разных городах страны и за рубежом, создаю фрески, скульптуры, арт-объекты и, конечно, рисую.





  
   Ты жил и работал в Кургане, Тюмени, Челябинске, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Коста-Рике. Живопись – это то, ради чего ты вернулся обратно в Вологду. Дома лучше, чем везде?

В Коста-Рике я продолжаю работать над большим проектом – оформляю интерьеры сети отелей. Впервые поехал туда на полгода. Казалось бы, о таком можно только мечтать: живешь в красивом месте у океана, занимаешься любимым делом, за которое еще и деньги платят. Но идеальный мир тоже может наскучить, поэтому теперь я езжу в Коста-Рику не более, чем на три месяца. И не поддаюсь настойчивым уговорам сменить постоянное место жительства.

В Вологду я влюблен. В родном для меня городе совсем другая атмосфера. Здесь душевно. Нет больших высоток – идешь по улице и чувствуешь себя человеком. Я могу уехать куда-нибудь в одиночку и в тишине рисовать пейзаж. Живопись для меня и хобби, и отдых одновременно. Это своего рода перезагрузка.

Расскажи о проекте в Вологде, который занимает сейчас почти всё твое время.

Я расписываю стены новой гостиницы на улице Ленинградской. Каждый из 19 номеров будет оформлен, как один из городов северо-запада. Псков, Новгород, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград… Зона ресепшн и конференц-зал для переговоров уже расписаны «под Вологду». Идея заключается в том, что из Вологды гости смогут отправиться в путешествие в любой из этих городов. Символично, что и ключи они будут получать не от номера, а от города. Открытие гостиницы станет одним из ярких событий празднования 875-летия со дня основания Вологды.

Я благодарен депутату Законодательного Собрания области и своему другу Анатолию Дианову за возможность принимать участие в таких душевных проектах. Нечасто мне поступают заказы изобразить Вологду. Может, поэтому так ценен наш союз?

Кстати, первым совместным проектом стал ресторан «Паровозовъ», в оформлении интерьеров которого я принимал участие. Истории об интересных местах нашей области и известных вологжанах можно почитать прямо на столах заведения. Зарисовки получились настолько живые, что возникает ощущение, будто художник ездил с блокнотом по районам области и делал наброски… К слову, рисовал и писал я сразу «на чистовик», и мне не хватило площадей, чтобы разместить все задуманное. Сейчас у меня цель номер один – объехать всю Вологодскую область. У нас в каждом районе есть что-то интересное.

Пятиметровый граффити-портрет Василия Белова на улице Фрязиновской стал одним из самых известных твоих проектов в Вологде.

Мне предложили поучаствовать в фестивале граффити, посвященном Дню государственного флага, и я согласился. На работу тогда ушло пять часов. Идея создания композиции пришла внезапно. Образ Василия Белова для меня неразрывно связан с темой Родины. И Россия – это не только города, но и деревни. У каждого из моих родственников на Урале хранится беловский «Лад». Я был бы рад, если у кого-то из подрастающего поколения, глядя на мои граффити, проснулся интерес к творчеству Василия Ивановича.

Видно, что ты всё делаешь с любовью к родному городу и землякам. С твоей помощью преобразились ещё несколько объектов: здание в Соколе, напоминающее «банку сгущенки», бывшая вентиляционная шахта военного госпиталя в Октябрьском сквере в Вологде, бетонная стена на пересечении улицы Ярославской и Пошехонского шоссе

Я всё делаю с любовью и на совесть – иначе не могу и смысла не вижу.

В сентябре 2021 года вместе с учениками Сокольской школы №1 мы расписали кирпичное здание бывшей насосной станции в парке им. Лощилова. Теперь это необычный арт-объект, по внешнему виду напоминающий один из самых узнаваемых символов Сокола – банку сгущенного молока. Во время работы я заметил, что практически все прохожие обращали внимание на эту «банку», многие делились воспоминаниями о земляках, портреты которых появились на арт-объекте. Там можно увидеть изображение Героя Советского Союза Вячеслава Заседателева, краеведа Олега Лощилова, композитора Валерия Гаврилина, заслуженного врача РСФСР Альберта Волкова. Нам даже удалось пообщаться с сестрой Валерия Александровича Гаврилина. Мне кажется, что этот проект больше, чем граффити на стене насосной станции. Он, конечно, не претендует на звание «произведение искусства», но в этом рисунке есть душа, воспоминания, история и связь поколений.

Кирпичное здание бывшей насосной станции в парке им. Лощилова стало необычным арт-объектом, по внешнему виду напоминающим один из самых узнаваемых символов Сокола – банку сгущенного молокаВ прошлом ноябре в рамках Всероссийской акции «Граффити Победы» в Октябрьском сквере в Вологде, где установлен памятник Герою Советского Союза, космонавту Павлу Беляеву, на стене бывшей вентиляционной шахты военного госпиталя я изобразил его портрет. А в марте этого года создал граффити в поддержку российских военных на Украине. На бетонной стене изобразил карту России и военного, который несет на руках двух маленьких улыбающихся детей. Идеей стало то, что чужих детей не бывает, а русские своих не бросают.

К слову, в Вологде планируется проведение масштабного Всероссийского фестиваля стрит-арта «Палисад», где я буду принимать участие наряду с тремя десятками художников из 20 городов России. Надеюсь, нам получится убедить вологжан, что граффити – то не всегда хулиганство, вандализм и буквы на заборе.

В твоих работах сильна патриотическая тема. Расскажи о проектах «Ради жизни на земле» и «Штрихи истории».

Губернаторский проект «Ради жизни на земле» очень значимый и важный для всех нас – он направлен на увековечивание памяти воинов-земляков.

В рамках проекта на зданиях и архитектурных сооружениях в Соколе, Сямже, Вытегре появились монументальные портреты вологжан – Героев Советского Союза.

Портрет Николая Мамонова, изображенный на стене жилого дома в Соколе, стал подарком Анатолия Дианова родному городу ко Дню Победы. 17-метровое изображение я создавал на протяжении четырех дней с автовышки, используя краскопульт. Это был мой первый опыт работы на высоте. Страшно первые минут пять, особенно, если погода ветреная. Но работать-то надо. Сначала я грунтовал стену, потом делал небольшой эскиз с фотографии.

В Сямже увековечена память Героя Советского Союза Александра Румянцева. Портрет воина появился на стене здания столовой, которое расположено на высокой горе рядом с Воскресенской Бельтяевской церковью. Портрет уроженца Вологодчины, Героя Советского Союза и полного кавалера орденов Славы Николая Кузнецова украсил фасад нового дома в Вытегре. За основу я взял фотографию земляка, сделанную в победном 1945 году.

Поверхность зданий, на которые наносятся изображения, как правило, неровная, но в общем произведении это не замечается. Краска не выцветет лет 15-20, поэтому будем надеяться, что портреты наших героев-земляков будут жить.

Проект «Штрихи истории» проводится совместно с Общественным советом города Вологды, был приостановлен из-за пандемии коронавируса, но в этом году планируется его возобновить. Его идея заключается в том, что общественники берут интервью у участников Великой Отечественной войны, а я во время разговора пишу портрет ветерана. Героями проекта стали Геннадий Васильевич Шириков, Зоя Сергеевна Калмыкова, Александра Евгеньевна Трошанова. Это мудрейшие люди, общение с ними дорогого стоит. У меня есть огромное желание продолжить работу над портретами ветеранов.


На один из комментариев в соцсети ты ответил: «Многие художники рисуют «в стол», а мне повезло».

Было время, когда я брался за любой заказ – рисовал на футболках, создавал шаржи, рекламные логотипы… Но чем больше круг общения, тем больше поступает предложений. Сейчас, к счастью, без работы я не сижу. Этому есть простое объяснение: я честен с заказчиками, и они мне доверяют. Мой принцип – выполнять свою работу хорошо и всегда доводить дело до конца. Если недоволен результатом, буду продолжать до победного.

Так и живу: днем занят основными проектами, ночью – портретами и живописными произведениями. Получается, что и в отпуск я езжу не отдыхать, а работать. Бывает ли у меня выгорание при таком загруженном графике? Нет, потому что я убежден, что только труд сделает из человека того, кем он хочет стать.

Что для тебя значит искусство?

Искусство для меня – это легкость, основанная на фундаменте мощных знаний. Опираясь на них, художник может поставить закорючку, но сделает это настолько грамотно и профессионально, что она в его исполнении тоже станет произведением искусства. У Анри Матисса есть серия набросков женских фигур – буквально одна линия, но смотришь на нее и видишь весь силуэт.

Я разделяю понятия «искусство» и «творчество». Творчеством могут заниматься все – на курсах, мастер-классах, например. Но искусство – это все-таки про знания и мастерство.

Портрет считается одним из самых сложных жанров в искусстве. А для тебя?

Олег Иванов: «Я люблю людей и часто рисую именно лица»Я люблю людей и часто рисую именно лица. Я портретист для души. Важно уметь быть наблюдательным: человек может ехать в общественном транспорте или сидеть на улице на скамейке. Моя задача как художника – считать его образ, уловить черты лица, подметить, как он замирает, моргает, поворачивает голову. На портрете важно передать взгляд.

Наш с коллегами проект «Вологжане-современники» временно затих, но я думаю, что мы скоро вернемся к нему.

У меня есть два автопортрета, на которых, по мнению родни, я себя состарил. Значит, именно так я себя вижу. Я рисую сущность человека – то, что у него внутри, не отдавая предпочтение внешней мишуре.

Не могу не обратить внимание на твой стиль в одежде. Он всегда разный: сегодня ты в яркой салатовой толстовке и кепке, а на открытии выставки – в классическом костюме.

Мой стиль меняется в зависимости от настроения. Если я долго работаю на очередном объекте, где грязь и пыль, мне хочется скинуть одежду, испачканную краской и цементом, и надеть белую рубашку и галстук. Неважно, куда я иду, хоть в магазин за картошкой. Головные уборы – кепки и шапки – это мой фетиш. Я их практически не снимаю.

Олег, поделись своими творческими планами.

Олег ИвановВ ближайшие месяцы я снова собираюсь в командировку в Коста-Рику. Фронт работ уже намечен: во входной группе отеля буду создавать объемные женские и мужские фигуры из металлических лент.

У меня в заметках в телефоне есть список с идеями 10-15 картин, работать над которыми я когда-нибудь начну. Настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря рассказал мне, что в нижнем храме в 1930-е годы располагалась пересыльная тюрьма. В камерах было так много людей, что им буквально не хватало воздуха. Хочу создать большое произведение с отражением этого исторического момента. Надо будет поискать и порисовать натурщиков.

Также в планах – создать серию портретов людей без определенного места жительства, показать разные лица и характеры. Не знаю, получится ли воплотить эту затею в жизнь.

Еще одну работу хочу посвятить царю Николаю II и царевичу Алексею – есть задумка изобразить их прежде всего как отца и сына, например, в простых рубахах, в поле.

В общем, впереди грандиозные планы и много работы, которую невозможно сделать без любви к Родине, землякам и собственному делу.

Кристина Страмова