Как по нотам: сегодня и завтра Вологодского колледжа искусств

Елена Легчанова

Из 96-летней истории Вологодского колледжа искусств 26 лет – больше четверти – приходятся на время директорства Льва Исаевича Трайнина. Вся его трудовая биография связана именно с этим учебным заведением, которому уже отдано 44 года. За этой простой арифметикой – напряженный труд преподавателя и администратора, решение множества проблем и поиски новых путей развития. И хотя за плечами – солидный багаж, в интервью журналу «Сфера» Лев Трайнин предпочел рассказать не о достижениях, а о том, каким он видит будущее колледжа.

Названия меняются, качество остается

Лев Исаевич, в апреле этого года Вологодский музыкальный колледж был переименован в Вологодский колледж искусств. В связи с чем возникло новое название и какие перспективы оно открывает? Планируется ли в ближайшее время открытие новых учебных специальностей?

Несколько лет назад Вологодское музыкальное училище, пройдя аккредитацию, стало музыкальным колледжем. Мы начали готовить звукооператоров, кадры для эстрады и театра. Возникла необходимость в выдаче нашим выпускникам дипломов соответственно их специальности – а следовательно, возникла потребность и в переименовании музыкального колледжа в колледж искусств.

У нас в области три образовательных учреждения среднего специального образования, готовящих кадры в области профессионального искусства – это мы, Череповецкое училище искусств и художественных ремесел и Вологодский колледж культуры и туризма в Кириллове. Каждый из нас специализируется в своем направлении: у нас – музыкальное и актерское направления; в Череповце – художественное и хореографическое, в Кириллове – библиотечное дело, туризм, социально-культурная деятельность. Нам нужно по возможности уходить от дублирования специальностей. Так, например, мы развиваемся в своем направлении, музыкальном – и на его основе открыли звукорежиссуру, эстрадное исполнительство. Но просто открыть новую специальность мало – этот шаг надо сделать сознательно, проанализировав, действительно ли она востребована в городе и области. Специальность «Актерское мастерство» мы открыли исходя из того, что в Вологде есть спрос на актеров с «местной пропиской», ведь театрам тяжело постоянно приглашать актеров из других городов. И набирают курс руководители наших областных театров – Зураб Нанобашвили и Борис Гранатов. Всего сейчас учится три курса, в нынешнем году набора на эту специальность не было – опять-таки по причине того, что мы проанализировали востребованность и пришли к выводу, что можем пока сделать перерыв в наборе.

Я б в «народники» пошел…

Какие из специальностей колледжа стабильно пользуются популярностью у абитуриентов, а какие испытывают проблемы с набором и почему?

Не могу сказать, что абитуриенты отдают предпочтение какой-то одной специальности. Долгие годы мы наблюдали достаточно высокий спрос на фортепианное исполнительство. Сейчас ситуация выровнялась. Все зависит от того, куда родители отдают детей учиться музыке. В последнее время активно развиваются оркестровые струнные и духовые отделения.

Одно время были сложности с набором на народные инструменты, и не только у нас – по всей стране. Чтобы не потерять этот драгоценный исполнительский пласт, мы совместно с администрацией города создали полноценный коллектив, основу которого составили наши преподаватели и выпускники, – оркестр русских народных инструментов «Перезвоны» под руководством нашего педагога Александра Султаншина. Я считаю, что в старинном русском городе с прочным культурным фундаментом такой оркестр необходим. Конечно, хорошо бы и симфонический, но это уже следующий этап (улыбается). Это начинание стало хорошим стимулом к развитию всей специальности – перспективы трудоустройства, конечно, делают специальность привлекательнее для абитуриентов. Теперь у нас конкурс на нее.

Наши выпускники работают в разных коллективах и оркестрах города и области – струнники и духовики, например, в камерном оркестре Вологодской филармонии, в концертном оркестре духовых инструментов города Вологды «Классик-модерн бэнд» и т.д.

К вопросу о трудоустройстве выпускников – насколько этот вопрос больной для колледжа?

Нисколько не больной. Почти все наши выпускники за редким исключением работают по специальности. Примерно 50-70% выпускников идут учиться дальше, в вузы; многие потом возвращаются, работают в нашем коллективе. Кто-то добивается успехов, остается работать в столичных оркестрах и за рубежом – это тоже вполне естественно.

Под крышей дома своего

В этом году закончен ремонт общежития колледжа – до этого здание на Октябрьской, 19 много лет находилось в плачевном состоянии. Какие планы у руководства колледжа по использованию здания? Ожидаете ли вы притока абитуриентов в связи с тем, что условия проживания в общежитии стали более комфортными?

Общежитие перешло в ведение колледжа семнадцать лет назад в очень плохом состоянии – неудивительно, что спустя некоторое время перекрытия одного крыла рухнули. По счастью, никто не пострадал, но нам пришлось законсервировать практически половину здания. Собственными усилиями мы смогли отремонтировать крышу, заменить окна, отреставрировать фасад, частично заменить систему отопления, но реконструкция аварийной части общежития требовала существенных финансовых вложений. Здесь хочется сказать отдельное спасибо областному руководству, которое вникло в проблему и помогло в ее решении – губернатору Олегу Кувшинникову, который лично приходил осматривать аварийное здание, начальнику департамента культуры и туризма Владимиру Осиповскому и его заместителю Татьяне Смирновой. Без их участия ничего бы не получилось. А так нам были выделены средства, на которые мы сделали капитальный ремонт в жилой зоне, организовали в чердачном помещении современные душевые, а в пространстве, где рухнули перекрытия, создали хороший концертный зал. Работы завершились только этим летом. Конечно, теперь нашим студентам в общежитии стало гораздо комфортнее. Но, важно отметить, мы только в начале пути. Мы планируем провести поэтапную реконструкцию помещений, модернизировать систему вентиляции. Уже подготовлено обращение к губернатору с просьбой о выделении новых средств.

Новый концертный зал – просто подарок для вологодских ценителей музыки. Как планируется его использовать?

В зале очень теплый звук – настоящее классическое звучание, я не знаю, есть ли такое где-то еще у нас в городе. Зал достаточно вместительный – по расчетам, там можно разместить порядка 350-400 мест. Это достаточно хороший камерный зал – больше даже, чем наш филармонический, – и он должен быть многофункциональным. После ремонта мы собираемся перевести на базу общежития методический центр, который существует при колледже. Наши специалисты ведут большую работу по повышению квалификации, проводят творческие конкурсы. После размещение центра в стенах общежития участники конкурсов и слушатели курсов смогут жить, учиться и выступать на сцене на одной площадке – сейчас им приходится ежедневно тратить время на поездки в колледж и обратно.

Зал и аудитории в отремонтированном общежитии будут использоваться не только колледжем, но и другими учреждениями культуры, которым негде проводить конференции и концерты. В планах есть еще создание молодежного театра – это очень перспективное направление. И самое главное, мы хотим сделать здесь детский культурно-образовательный центр – большой комплекс по типу таких, какие существуют в крупных городах. Там дети смогут учиться музыке, рисованию, актерскому мастерству. Этот вопрос мы также обсуждали с губернатором.

Не просмотреть талант

При посещении общежития колледжа главой региона вы обмолвились, что вынашиваете идею разместить в его стенах интернат для одаренных детей. Этот проект пока только в планах, или для осуществления задуманного уже что-то делается?

Вообще, в России давно существует традиция создавать школы-интернаты для одаренных детей. И, как это ни парадоксально, наш опыт стали перенимать иностранцы. Специализированные школы для поддержки молодых дарований создаются в Англии, Японии, других странах мира – в то время как мы эту традицию утрачиваем… Сейчас произошло осознание этого на государственном уровне – и традиция создания специализированных школ для одаренных детей стала возрождаться.

Что касается идей и планов нашего колледжа, нельзя сказать, что план устройства интерната – это некий самостоятельный проект. На протяжении всей истории учебного заведения поиск одаренных детей никогда не прекращался. Наши педагоги и студенты регулярно ездят по области с концертами, выступают, беседуют с учащимися местных музыкальных школ, выявляют тех, которые могли бы у нас учиться. И я убежден, что способному ребенку нужно создать условия для развития его таланта. Такие дети должны воспитываться в своей особой среде, с ними должны работать талантливые же педагоги. Конечно, создать такой интернат в каждом районе невозможно. Но один на область, куда бы съезжались талантливые ребята со всего региона, – это вполне реально. Несколько лет назад мы сделали первый шаг в этом направлении и открыли дополнительные образовательные программы (школу) для детей при колледже. Некоторые из ее выпускников стали впоследствии нашими студентами и даже продолжили свое образование в ведущих консерваториях страны.

Каким образом студенты колледжа искусств совмещают учебную и концертную деятельность?

Давая концерты, студенты, во-первых, получают практику. Во-вторых, они демонстрируют свое исполнительское умение, привыкают к сцене, а это важная часть профессии музыканта, артиста. Мы поощряем активное участие наших учащихся во всевозможных конкурсах, концертах – всё это идет на пользу студентам, поддерживает их уровень, раскрывает талант, дает новые возможности. Это и популяризация тех или иных специальностей: выступая, студенты привлекают молодежь к получению музыкального образования.

100 лет – не возраст

Вологодскому колледжу искусств через четыре года исполняется 100 лет. Чем стало для Вологды и области это учебное заведение за свою вековую историю? Откройте секреты неизменной привлекательности училища-колледжа на протяжении стольких лет.

Наш колледж ценен не только для образования, не только для Вологодской области, но и для всего Северо-Запада, и для России в целом. Наши выпускники активно выступают, учатся и сами открывают учебные заведения по всему Северному краю. Основа заложена теми, кто открывал наше училище в 1919 году, – людьми с прекрасной школой, выпускниками ведущих консерваторий страны. Мы стараемся хранить и преумножать их наследие. Сейчас в колледже работают многие наши выпускники, вернувшиеся в Вологду после окончания консерваторий, приезжают и педагоги из других городов. Это настоящая русская исполнительская школа. Высокий профессионализм наших педагогов, их удивительная самоотдача формируют ту непередаваемую атмосферу тепла и благожелательности, что царит в коллективе колледжа. Это и есть залог привлекательности и стабильности нашего учебного заведения. А 100 лет – это не так уж и много, надеемся, что и следующие сто лет мы будем так же стабильно выпускать востребованных специалистов музыкальных и театральных направлений.