12+
Журнал о культуре Вологодской области

Юлия Белозёрова: «Хотелось передать все тонкости восприятия природы в восточной культуре»

2015 Весна

Юлия Шутова

Юлия Белозерова. Фото из личного архива.Музей часто показывает нам примеры созвучия разных культур, раскрывая самые неожиданные грани их взаимодействия. Юлия Белозерова, научный сотрудник Художественного музея Череповца с 2010 года, рассказывает о том, как увлечение японской культурой превратилось в популярный музейный проект, объясняет, почему в музее нужно уметь все, и признается в том, что заставляет ее стремиться к идеалу.

Юлия, что современный посетитель ищет в музее?

Он хочет видеть музей не таким, каким привык. Просто прийти, прогуляться по залам и осмотреть экспонаты – этого мало. Зритель ждет от музея не только новых знаний, но и зрелищности, чего-то необычного. Ему нужно, чтобы музей смог его удивить. Поэтому ни один музей сегодня не ограничивает свою деятельность экскурсиями и выставками.

Как это влияет на характер вашей работы?

Юлия Белозерова на мастер-классе по суми-эСейчас музей – это такое место, где нужно быть человеком, который может все. Научные сотрудники сегодня не только занимаются исследовательской работой и проводят экскурсии, но и ищут художников, которых хотелось бы показать в музее, готовят временные и постоянные экспозиции. Они придумывают тематические мероприятия, составляют образовательные программы для детей. Очень важную роль в их деятельности сейчас занимает разработка грантовых музейных проектов.

В чем, на ваш взгляд, главная задача куратора выставки?

Проект «Японская осень». Фото: vk.com/club23284220Если речь идет о персональной выставке определенного художника, куратору необходимо много времени провести с автором, чтобы понять, кто он и что хочет донести до зрителя, и в соответствии с этим продумать концепцию выставки и отобрать работы. То есть недостаточно просто составить набор картин, чтобы показать персональную выставку. В творчестве любого автора всегда есть ведущая идея. Уловить ее, раскрыть, подобрав ряд картин, определив контекст экспонирования этих работ, и создать высказывание – это, на мой взгляд, главное. Куратор ведет проект выставки от замысла до воплощения. Как для художника результатом творчества может быть картина, так для куратора подобным результатом станет выставка. Она отражает его видение заданной темы.

Расскажите о ваших недавних проектах «Японская осень» и «Японская зима»?

Идея проекта «Японская осень», куда входила выставка, тематические мероприятия и ряд мастер-классов по живописи, – рассказать об отношении к природе в Японии, о традиции любования осенью. Японская живопись вышла из Китая, и именно на основе китайской живописи возник стиль суми-э – монохромный рисунок тушью. У нас в музее собрана замечательная восточная коллекция, в которой есть работы китайского художника Цзян Ши-Луня. Это живопись на шелке и пейзажи, которые мы включили в выставку.

Хаори, созданное в рамках дипломной работы Юлии. Фото: vk.com/club23284220Ее дополнила хаори – одежда, которая надевается поверх кимоно. Это стилизация костюма, который я создавала в рамках моей дипломной работы, посвященной гармоничному соединению черт современного европейского костюма и японского национального костюма как отражения японского философско-эстетического учения. На одном из них как раз было отражено следующее за осенью время года – зима: белые хлопья снега на черном фоне.

Эти переходы: от осени к зиме, от традиции любования красными листьями клена – момидзигари к традиции любования снегом –  юкими – очень важны для японской культуры, которую даже называют «фольклор четырех сезонов». Именно способность японцев тонко улавливать мельчайшие изменения в природе, сделать праздничное событие из того, что ты увидел, как алые листья клена покрывают горы, или как падает снег, мы и хотели отразить в проекте.  Мы презентовали его в рамках «Ночи искусств» в ноябре 2014 года. Это было любование кленами, а в декабре мы уже любовались снегом.

Стилизация японского костюма в рамках дипломной работы Юлии. Фото: vk.com/club23284220Когда вы говорите «любовались кленом и снегом», что имеется в виду? Как проходили мероприятия?

Экспозиция была построена в черно-белых тонах. Если вы вспомните фильм «Куклы» Такеши Китано, то в нем есть эпизод: на черном фоне падает снег. Такие сюжеты можно найти и в традиционной японской гравюре укиё-э. Мы использовали этот прием и дополнили зал листьями клена, как символа почти ушедшей осени.  К «Ночи искусств» была создана видеоинсталляция, на фоне которой шел рассказ на японском языке с русскими субтитрами об отношении японцев к природе. Виртуально падающие листья клена, а потом и снег оживляли повествование.

Потом мы посмотрели мультфильм «Зимний день» мультипликатора Юрия Норштейна, который также очень проникся японской культурой. В основу сценария мультфильма положены стихи Басё. Кстати, Норштейн хорошо знаком со знаменитым японским мультипликатором Хаяо Миядзаки. И этот момент общения двух культур также был отмечен. Мы проследили, как отражена тема смены времен года в русском и японском искусстве. Конечно, потом мы рисовали клен на рисовой бумаге в технике суми-э, тем самым пытаясь почувствовать традицию и выразить отношение к природе в собственном творчестве. А завершила встречу чайная церемония.

Проект «Японская осень». Фото: vk.com/club23284220Откуда ваш личный интерес к Японии?

Это многолетняя любовь. В детстве это был интерес к японской анимации, который впоследствии перерос в нечто большее, когда мне в руки попалась книга Всеволода Овчинникова «Сакура и дуб». Тогда я сильно прониклась японской темой, очень много читала, смотрела, и так как к живописи я в принципе неравнодушна, то больше всего меня, конечно, заинтересовало именно изобразительное искусство. 

Что дает человеку занятие суми-э?

Проект «Японская осень». Фото: vk.com/club23284220Суми-э  («суми» – тушь, «э» – живопись) – искусство, которое возникло в Китае во времена династии Сун. Изначально суми-э не являлась светским занятием и представляла собой технику медитации дзенских монахов. Соответственно она помогала успокоиться, прийти в умиротворенное состояние, отрешенное от мира суетного, которое дает возможность почувствовать связь с природой.  Эта техника  позволяет  быстрыми движениями кисти на рисовой бумаге передать  впечатления от  только что замеченного прекрасного в природе, от какого-нибудь мимолетного явления. Передать лаконично. Буквально в двух-трех мазках туши.

Чайная церемония в музее. Фото: vk.com/club23284220Самую большую популярность получило такое направление суми-э, как «сансуй га», буквально «картины гор и воды», то есть изображения пейзажных ландшафтов. Они действительно давали возможность медитировать. При этом мне кажется, суми-э – это наиболее экспрессивная техника японской живописи.

Вы где-то обучались этой технике? Когда вы стали проводить мастер-классы по суми-э?

У меня дизайнерское образование, поэтому с европейской живописной традицией я была знакома. В 2010 году в музее была выставка замечательного череповецкого художника Василия Звонцова. В свое время он преподавал в Санкт-Петербургской академии художеств, и один из его коллег занимался традиционной восточной живописью. Звонцов заинтересовался и тоже освоил эту технику, сохранив при этом русские образы природы. В музее есть коллекция его живописи на рисовой бумаге, там можно увидеть и колокольчики, и розы и наши деревья.

Юлия рассказывает про стиль ампир на мероприятии «Сумерки в музее». Фото: vk.com/club23284220Нам требовалось провести ряд сопутствующих выставке мероприятий. Так мы и решили попробовать рисовать в технике суми-э, купили тушь, рисовую бумагу, и я стала экспериментировать. Потом это затянуло: я изучала книги, смотрела видео в интернете. Этот способ обучения вполне подходит под японский менталитет. В европейском процессе обучения преподаватель долго объясняет, что нужно сделать, и потом ты пробуешь. У японцев сенсей ничего не объясняет, он показывает, и ты повторяешь бесчисленное количество раз, пока не достигнешь идеала.

Интерес к японской теме рос постепенно?

Мастер-класс по суми-эДа, сначала мы проводили в основном мастер-классы для детей. Причем у них замечательно получается! В суми-э нужна именно та смелость, которая есть у детей, они не боятся испортить бумагу. Мы продолжили работу в этом направлении, постепенно нас стали находить люди, интересующиеся восточной культурой, и мы организовали клуб любителей Японии в Художественном музее «Хару но юки» – в переводе с японского «Весенний снег». Так красиво называют момент завершения цветения сакуры, когда ее лепестки облетают, напоминая падающий снег. Сначала проводили мастер-класс по живописи раз в две недели, потом освоили киригами, канзаши, кусудаму… Клуб и сейчас работает очень активно. Когда мы делали проект «Японская осень», то просто не могли всех желающих принять на «Ночь искусств». Одна из причин проведения впоследствии «Японской зимы»  – желание посетителей. 

Участница мастер-класса по суми-эЧем вызвано такое внимание к восточной культуре?

Япония – это такие, знаете, незыблемые традиции. Обращение к ее культуре – попытка найти опору в чем-то многовековом, устойчивом, стабильном – в том, что вдохновляет людей в течение очень многих веков. И, конечно, нельзя отрицать, это экзотика для нашего зрителя, что тоже играет свою роль.

 Если вернуться к вашей работе в целом – ваш любимый экспонат в Художественном музее?

Интересны, конечно, все предметы, но я очень люблю нашу коллекцию дворцовой художественной бронзы, которая принадлежала Семену Семеновичу Амабелек-Лазареву. Это крупный промышленник и один из богатейших людей России начала XX века. Он был любителем искусства, коллекционером, археологом. После 1917 года, когда его имущество было конфисковано, его коллекция бронзы  оказалась в Череповце. Была проведена экспертиза, которая подтвердила, что скульптуры обладают художественной ценностью, и  сейчас коллекция находится в нашем музее.

В основном это бронза рубежа XVIII-XIX вв. в стиле ампир, на мифологические сюжеты и с отсылками к античности. Для ампира характерно обращение к античному искусству как к высшему образцу, поэтому естественно, что авторы изображали известные сюжеты тех времен. Эти скульптуры действительно воплощают идеализированные возвышенные образы, и, глядя на них, самому тоже хочется стремиться к идеалу.



В свежем номере:

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить