Анна Терентьева и Денис Долбышев: «Наш театр – это своеобразный дом»

2016 Весна

Наталья Щапкова

Они вместе учились, став за время учебы друзьями, и вместе поехали в другой конец страны ради работы в одном театре. За шесть лет Анна Терентьева и Денис Долбышев сыграли на сцене Вологодского театра для детей и молодежи около 30 ролей каждый, в том числе роли главных героев в премьерных спектаклях прошлого сезона – «Сотворившая чудо» и «Страсти по Тилю». О том, как работается молодым артистам в театре, они рассказали в интервью журналу «Сфера».

Когда вы поняли, что хотели бы посвятить себя актерскому ремеслу?

Денис Долбышев. Фото Евгения Иванова. 2010 годДенис: Всё свое детство я провел в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа. Первой встречи с театром я толком не помню – помню только, что это был детский спектакль в ДК «Газовик» и что мне понравилось. А вот в качестве артиста я впервые попробовал себя во втором классе – сыграл роль буквы «О» в спектакле про алфавит. Я много занимался в школьной театральной студии, и это так меня увлекло, что я решил стать профессиональным актером. Поступать решил в Красноярскую государственную академию музыки и искусства (сейчас Красноярский государственный институт искусств – прим. ред.). Анна Терентьева. Фото Евгения Иванова. 2010 год

Анна: Я родом из Красноярска, и мои родители профессионально не связаны с искусством: папа работал в сфере торговли, мама – на железной дороге. Помню, что меня чаще водили в цирк, чем в театр, а новогодние представления всегда проходили у мамы на работе. Были, конечно, и школьные походы в театр, но тогда увиденные спектакли как-то не зацепили. Я была участницей театральной студии при школе, но никогда не думала стать актрисой – мой актерский путь начался неожиданно для меня самой. Случайно я узнала, что в Красноярском ТЮЗе идет отбор кандидатов на целевое обучение в Улан-Удэ, поучаствовала в кастинге – и прошла. Но родители не хотели, чтобы дочь уезжала из дома, и посоветовали мне поступить на актерский факультет в Красноярскую государственную академию музыки и искусства, которую я закончила в 2010 году.

Какое представление об актерской профессии сложилось у вас за годы учебы?

Анна: До начала учебы я, по сути дела, не понимала, что такое профессия актера, но, поступив в академию, попала в атмосферу, которая полностью изменила мою жизнь. Как нам говорили, «весь первый курс вас отучают от “улицы”». Когда ты постигаешь тайны актерского мастерства, у тебя нет времени ни на какие занятия, не связанные с будущей профессией, – даже выходные стараешься посвящать учебе или театру. Ты начинаешь вариться в этой среде, у тебя меняются интересы, появляются новые знакомые и друзья.

Можете ли вы вспомнить забавный случай из студенческой жизни?

Денис: Конечно! Вспоминаю, например, как мы с Аней ходили по городу и представляли себя немцами. Язык мы знали плохо, но имитировать акцент, видимо, получалось убедительно: когда мы заходили в магазины или пытались спросить дорогу, нам охотно помогали.

Как судьба вас привела в Вологодский театр для детей и молодежи?

Анна: На последнем курсе выпускников театральных вузов отправляют на фестиваль «Будущее театральной России» в Ярославле – посмотреть на них туда приезжают потенциальные работодатели. Там меня и Дениса заметили представили Вологодского театра для детей и молодежи. Потом я увидела видеозапись спектакля «Отцы и дети» – и поняла, что это очень хороший театр и мне бы хотелось там работать. Когда летом каждому из нас позвонили из Вологды и предложили должности артистов, мы оба с радостью согласились.

Каково это было – освоиться в чужом городе и в незнакомом театре?

Анна: Для меня переезд – это новая жизнь, я не хотела после учебы оставаться в Красноярске. Правда, уехать хотелось куда-нибудь не очень далеко, чтобы за сутки, если что, можно было добраться до родительского дома. До Вологды же мы ехали на поезде четыре дня… Конечно, было немного не по себе: и путь далекий, и что тебя ждет на месте, неизвестно...

Денис: Но настоящий ужас охватил нас, когда мы стали подъезжать к Вологде: вроде и город близко, а за окном вместо домов и дорог – поля и леса… (смеется). Думаем: куда же это мы приехали-то?..

Анна: Скоро всё разъяснилось: на вокзале нас встретили, развезли по домам. В трехкомнатной квартире, у нас называемой «общежитием», меня встретила актриса Алёна Данченко. Всю ночь мы пили чай и говорили о театре. На следующий же день мы пришли в театр – встретились с Борисом Александровичем Гранатовым, подписали договоры. И нас сразу стали вводить в постановки театра.

Были ли у вас наставники или учителя?

Анна: Наставников как таковых не было. Но в театре принято помогать молодым актерам – давать советы, объяснять непонятное, морально поддерживать. Наш театр – это своеобразный дом, мы все, независимо от возраста и звания, часто ходим друг к другу в гости, сидим вместе в кафе или играем в теннис.

Денис: Мне кажется, что такая душевная атмосфера царит далеко не в каждом театре, и нам очень повезло, что мы в начале пути оказались именно здесь. А сейчас уже, имея некоторый опыт, и сам пытаешься помочь начинающим артистам адаптироваться в коллективе.

В прошлом сезоне каждый из вас сыграл главную роль в одном из премьерных спектаклей. Что для вас главное при воплощении на сцене образа своего героя?

Денис: Когда, получив роль, смотришь текст пьесы, в первый момент, как правило, не понимаешь, что с ним делать. Потом начинаешь изучать материал, размышлять, а затем и придумывать что-то на репетициях. Тиль Уленшпигель – вымышленный персонаж, герой европейских средневековых легенд: его считают «своим» и голландцы, и немцы, и французы. Но почему он герой? В русских былинах богатыри борются с врагами за землю-матушку, а что делает Тиль? В чем его подвиг? До постановки спектакля это было загадкой для меня. А потом он раскрылся мне с другой стороны – как человек, который не подчиняется давлению извне, не признает ханжества, фальши и лжи, не приемлет насилия над личностью. Очень важна для меня в этом спектакле тема страха и его преодоления: те, кому по силам одолеть страх, оказываются по-настоящему свободны.

Анна: При первом знакомстве со своей героиней я тоже была в некоторой растерянности. Я много читала о ней, всей труппой мы смотрели фильм «Сотворившая чудо», где роль Элен Келлер играла Пэтти Дьюк, получившая за нее премию «Оскар». Элен – слепоглухонемой ребенок, и, готовясь играть ее, я пыталась ощутить, как такой человек воспринимает мир: на репетициях завязывала глаза, вставляла беруши. Нам удалось побывать в специальных школах в Грязовце. В учебном заведении для глухих и тугоухих мы провели на занятиях целый день. Ребята радовались гостям – общались с нами, пели жестовые песни. В школе для слепых и слабовидящих перед нами выступала девочка, которая плохо видит и слышит, но, несмотря на это, играет на балалайке и пишет песни, а ее подруга поет частушки – это так трогательно... Это очень открытые и отзывчивые люди. Общество зачастую относится к ним с жалостью – в этом наша беда. В спектакле мы стараемся убедить зрителя в том, что с такими людьми надо общаться на равных.

Главное для меня в этой роли – история преодоления непреодолимых, казалось бы, препятствий. Сначала Элен воспринимает мир лишь на ощупь и по запаху. Не понимает и не может понять самых простых вещей – человек как будто заперт сам в себе, и это очень страшно. А в финале у моей героини начинается новая жизнь – и всё это благодаря поддержке другого человека. С помощью учительницы Анни Саливан Элен обретает «речь» и как будто вырывается на волю... В финале спектакля я чувствую себя счастливым человеком.

За пять лет у вас накопился довольно большой багаж сыгранных ролей. Какие из них самые любимые помимо той, о которой вы рассказали?

Денис: Сложно сказать, потому что все роли любимые: они как дети, а ребенок не может быть нелюбимым. Но есть в моей жизни одна особенно важная роль – это Пёс-доктор в детском спектакле «День рождения Кота Леопольда». Спектакль идет уже тридцать лет – таких «долгожителей» на театральной сцене немного – и до меня в этой роли работали лучшие актеры театра. Так что это своеобразное прикосновение к истории: нас на свете еще не было, а этот спектакль уже играли...

Вы много играете в детском репертуаре. Чем эти роли отличаются от ролей в спектаклях, рассчитанных на взрослого зрителя?

Денис: Дети такие же люди, как и взрослые, и они всё прекрасно понимают. Мне даже иногда кажется, что человеку в возрасте большее надо объяснять, чем ребенку. У взрослых уже есть какие-то шаблоны восприятия, а дети всегда открыты новым впечатлениям.

Что бы вы посоветовали начинающим актерам и тем, кто поступает в театральные вузы?

Анна: Надо научиться идти на жертвы ради работы, только тогда у тебя все получится. Знаю очень талантливых людей, ушедших из профессии именно потому, что они не готовы были чем-то поступиться ради нее – например, уехать из мегаполиса в маленький город.

Денис: Аня делает акцент на профессии, а я считаю, что важно еще и быть человеком, стремящимся к самопознанию и саморазвитию. Для этого и существуют и театры, и музеи, и культура в целом. Главное, чтобы это стремление не угасло, а для этого нужно одно – «не позволять душе лениться».