Игорь Ручин: «Чтобы лучше узнать историю, нужно самим отправиться в прошлое»

2016 Весна

Елена Легчанова

Игорь РучинВ Кирилловском районе Вологодской области на берегу реки Шексны расположился историко-этнографический комплекс «Сугорье», где проводятся разнообразные интерактивные программы и раз в году, летом, проходит исторический фестиваль с одноименным названием. Центром комплекса является «Княжий двор» – воссозданная древнерусская усадьба с бытовыми и хозяйственными постройками и ремесленными мастерскими. Гости «Сугорья» узнают о знаменитом торговом пути «из варяг в персы», проходившем по реке Шексна, знакомятся с принципами древнего судостроения, с особенностями древнерусской архитектуры, становятся участниками военного совета князя и его дружины, облачаются в исторические костюмы, узнают о традициях далеких предков. Об интерактивном туристическом проекте и своем увлечении историей Древней Руси расскажет нашим читателям руководитель «Сугорья» Игорь Ручин.

Игорь Александрович, вы историк по профессии, ученик известного череповецкого археолога Александра Кудряшова. Чем обусловлен ваш интерес именно к теме Руси изначальной?

Сколько я себя помню, я всегда увлекался историей; причем интересовала меня именно история древних времен. В детстве моими любимыми игрушками были мечи, разная военная техника; круг чтения – былины, истории о русских богатырях. Старался, как мог, пополнять свой багаж исторических знаний: зачитывался «Книгой будущих командиров» Анатолия Митяева, смотрел исторические фильмы. Помню, однажды в дни зимних каникул в кинотеатрах показывали голливудский фильм «Викинги» с Кирком Дугласом в главной роли – я ходил на все сеансы, выучив его почти наизусть.

Во время учебы в школе я был участником археологического кружка; под руководством Александра Валентиновича Кудряшова мы выезжали на настоящие раскопки. Мой первый опыт экскурсовода – человека, «погружающего» слушателей в реалии далеких времен – тоже связан с кружком. Поэтому когда после школы встал вопрос о выборе вуза, никакой дилеммы не было – истфак Вологодского пединститута.

Честно признаюсь, студентом я был неважным…  Однажды, спустя несколько лет после окончания вуза, когда в Белозерске уже была «Княжеская гридница», к нам приехала группа преподавателей ВГПУ. После экскурсии декан истфака подошел ко мне с восклицанием: «Ручин! А ведь ты был плохим студентом!..» На что я ему ответил: «Но преподаватели были хорошие!..» Видимо, в этом и дело – они заложили хорошую базу, основу для будущего роста.

Вы одним из первых в области взялись за воплощение идеи интерактивного музея – создали в Белозерске «Княжескую гридницу».

Идею интерактивности подсказала сама жизнь. Работая в Белозерском краеведческом музее заместителем директора по науке, я проводил экскурсии для детских групп – и на деле ощутил правоту психологов: внимание ребенка заканчивается на 13-й минуте. Дальше он просто отключается, и надо что-то придумывать, чтобы вернуть его интерес. Мощным стимулом к созданию коллектива, который занимался бы реконструкцией истории, стало для меня общение с ребятами из череповецкого военно-исторического клуба (сейчас он называется «Стальной шлем»). Реконструкция должна быть основана на серьезном научном анализе различных исторических источников, в том числе археологических. Только когда ты обеспечил себя необходимыми данными, можно начинать что-то делать руками. Сейчас я с улыбкой вспоминаю первые опыты нашего клуба «Белозерская дружина»: первые костюмы (довольно корявые) и первую поездку на исторический фестиваль. Это было «Куликово поле» – очень «рейтинговое» мероприятие международного уровня. Мы увидели высочайший уровень других клубов, их костюмы, доспехи, вооружение – и у нас возникла спортивная злость: захотелось быть не хуже. Занялись серьезной работой над ошибками, сбором информации, подготовкой – и уже через год на этом же фестивале заняли первое место в конкурсе исторического костюма.

Историко-этнографический комплекс «Сугорье»Теперь с берегов Белого озера вы перебрались на берега Шексны. В чем особая атмосферность Сугорья?

В местоположении Сугорья много плюсов. Мы находимся на лоне природы – то есть примерно в той среде, что была и тысячу лет назад. Тут уже мы занялись реконструкцией не только костюмов, вооружения, но и архитектурных форм Древней Руси. Это очень сложный момент, потому что деревянных зданий гражданского назначения той эпохи не сохранилось. Информацию о том, как они могли выглядеть, мы собирали по крупицам; разработали научный проект по созданию так называемого «княжьего двора». Места здесь исторические. По Шексне в древности проходил важный торговый путь, соединяющий Балтику и Каспий (так называемый путь «из варяг в персы»); по берегам реки расположено много археологических памятников – буквально в нескольких километрах от нас находится Крутик, торгово-ремесленное поселение IX-X веков. То есть, выбрав для своей реконструкции это место, мы не грешим против истории: здесь действительно мог бы располагаться какой-то пункт, контролирующий важный торговый путь и взимающий «мыто» (торговую пошлину за проезд через эту территорию).

Как в этом проекте уживаются бизнес и творчество?

Участок земли, где сейчас расположено Сугорье, выкупила компания из Санкт-Петербурга, занимающаяся возведением судоходных причалов на территории Волго-Балтийского водного пути. Они хотели, чтоб это был не просто причал, а еще и место приема туристов, – и вышли на нас с предложением о сотрудничестве. Такие проекты – хороший пример плодотворного взаимодействия бизнеса и энтузиастов от культуры. Понятно, что без материальных вложений ничего не сделать – но надо «родить» идею, воплотить ее в жизнь, заставить «стены» работать, создать атмосферу, чтобы к нам поехали люди. Конечно, то, каким было Сугорье в начале, в 2010 году, когда проект только зарождался, и то, что оно собой представляет сегодня, – это, как говорится, «две большие разницы». Сейчас мы уже сами зарабатываем средства, чтобы дальше развивать наш комплекс.

Расскажите, что ждет туриста, приехавшего за 130 км от областного центра посетить ваш историко-этнографический комплекс.

Наш комплекс назван историко-этнографическим, потому что мы рассказываем о жизни и быте разных народов, которые в древности проживали на этой территории – славян, финно-угров и частично скандинавов, которые пользовались торговым путем «из варяг в персы». Наш девиз, или, как сейчас говорят, слоган – чтобы лучше узнать историю, нужно самим отправиться в прошлое. Людей, приезжающих к нам из самых разных мест, нужно погрузить в исторический контекст, дать им почувствовать дух той эпохи. Наши гости имеют возможность представить, как жили здешние обитатели тысячу лет назад – и не просто представить, а буквально ощутить на себе: примерить костюм древнерусского воина, скандинавского викинга или представительницы местного племени весь, подержать в руках оружие, узнать, какие были застольные традиции, что представляло собой жилище…

Чтобы к нам приехать, нужно предварительно оставить заявку на посещение в нашей группе в контакте или по телефону. Экскурсия у нас предполагает наличие определенного количества гостей: мы выбираем князя, княгиню и других персонажей, плюс нужны зрители. У нас разработан целый ритуал встречи гостей. Представьте, вы едете через лес и вдруг перед глазами возникает берег реки и башни Княжьего двора, стены, частокол… Сначала экскурсовод на берегу рассказывает об истории этих мест, затем все подходят к Княжьему двору, бьют стукалами (коваными кольцами) по воротам, заходят внутрь – и попадают в другую эпоху.

15-летний опыт проведения экскурсий помогает нам сразу определять, что перед нами за группа, о чем нужно с ней говорить. В зависимости от интересов наших гостей мы акцентируем их внимание на разных аспектах. К примеру, приезжает кадетский класс – сам Бог велел рассказывать о моментах, связанных с древнерусским воинством: доспехи, вооружение, методы и приемы ведения боя, воспитание дружинника, обряды, ритуалы (посажение на коня, обряд опоясывания и т.д.). Мы показываем им приемы владения различными видами древнерусского оружия; мальчишки стреляют из лука, из арбалета, из катапульты… Для групп, где больше лиц женского пола, у нас разработана программа «Кто на свете всех милее», посвященная быту женщин Древней Руси и стран Древней Скандинавии: рассказываем об одежде, различных ее элементах, значении украшений, предметах-оберегах, приготовлении пищи, хозяйственных заботах… Пробуем добыть огонь с помощью кресала, кремня и трута, рассказываем, что могла приготовить хозяйка в те времена – как вам каша из мха или лепешки из рыбной муки – растертых на жерновах тресковых голов?.. Ведем речь о древнерусском жилище, которое было своеобразной проекцией вселенной, моделью окружающего мира. Каждый его элемент был наполнен смыслом: матица (брус, служащий основанием для потолка) символизировала млечный путь, красный угол со святыми иконами – восток, откуда восходит солнце, печь являлась хранительницей священного огня… В устройстве современного жилья осталось очень мало таких мировоззренческих моментов, и хочется, чтоб взрослые и дети осознавали свою историю и подходили осмысленно к каждой кажущейся мелочи.

Какие объекты посещения предлагает историко-этнографический комплекс «Сугорье»?

На территории комплекса их пять. Это Княжеская гридница, где воссоздана обстановка парадной палаты княжьего двора и проводятся интерактивные программы, посвященные Древней Руси; Дом викингов (жилище скандинавов); Кузница, где можно узнать многие тайны кузнечного ремесла и под руководством опытного мастера самим покачать меха, выковать себе нехитрый сувенир. Есть у нас  Подземный ход, где мы рассказываем о традициях кладоискательства на Руси; тут также представлены орудия наказания тех времен, стоит сундук, наполненный различными элементами вооружения и доспехов – это кистени, клевцы и другие интересные вещи. Есть у нас и собственно археологическая экспозиция – там собраны подлинные предметы из раскопов, артефакты, начиная с эпохи каменного века и заканчивая началом нашего столетия. В основном, это вещи XI – XIII веков: коллекция украшений, нательных крестов, большое количество топоров, наконечники стрел и копий. Тут есть возможность показать, чем отличается так называемый новодел, реконструкция, от предметов, которые пролежали в земле тысячу лет. На экскурсиях зачастую слышишь наивные вопросы: а эти мечи у вас – с тех времен? И одежда оттуда?.. Мы в таких случаях отвечаем: закопайте в землю ножик, откопайте через год – и посмотрите, что с ним стало. Вещи, пролежавшие в земле тысячу лет, не могут выглядеть как новенькие. Всё, что касается воссоздания древнерусских костюмов – это не более чем гипотеза. Некоторые современные реконструкторы напоминают человека, который подошел к большому закрытому шкафу, подергал дверцу, а из шкафа что-то повыпадало: галстук, носок, рубашка, косынка… Он все это собрал, надел и говорит: вот, я теперь знаю, как выглядел человек прошлого (улыбается). Но любая гипотеза должна опираться на четко очерченный круг исторических данных. Что-то приходится додумывать, а многое делается по аналогии с уже известными, сохранившимися вещами. Мы следим за новостями археологии, выписываем периодику, постоянно пополняем свою библиотеку. Когда заканчивается очередной археологический сезон, я обращаюсь к специалистам с вопросом, есть ли что-то интересное по нашей эпохе?

«Сугорье» – пример семейного бизнеса. Расскажите, как распределяются обязанности членов семьи в совместной работе.

Полноценно работают в комплексе «Сугорье» четыре человека, две семейные пары: мы с женой Татьяной и мой напарник Николай с женой Юлией. Каждый из нас «универсален» и может провести экскурсию в любом из объектов комплекса. Супруга – мой главный помощник, тыл и источник вдохновения. Хоть у нее и нет специального образования, автором многих идей является именно она; она же шьет, вышивает и украшает все наши костюмы. Совместные увлечения, работа и отдых очень сплачивают семью. Наши дети (у четы Ручиных их семеро – прим. ред.) тоже заняты в общем деле. Двое самых старших детей живут в Белозерске (у старшей дочери уже двое своих детей); они иногда проводят у нас экскурсии, встречают гостей, заняты в изготовлении костюмов и сувенирной продукции. Средние дочери этим летом тоже работали в «Сугорье», в трапезной. Посильное участие принимают и младшие – к примеру, младший сын, которому сейчас 8 лет, однажды помогал мне проводить экскурсию для иностранцев.

Посещали ли историко-этнографический комплекс гости из скандинавских стран и каково их мнение о вашей деятельности?

В «Сугорье», когда проект еще только начинался, побывал профессор Готландского университета Швеции Ден Карлсон в рамках культурной миссии Евросоюза по изучению мест, связанных с эпохой викингов. Он очень высоко оценил «Сугорье», сказав, что за такими туристическими объектами будущее. Наш комплекс включили в международный маршрут по местам пребывания викингов на территории Восточной Европы.

Еще когда мы работали в Белозерске, у нас бывали и норвежцы, и датчане, и шведы. Иностранцы, кстати, один из самых благодарных видов публики: очень эмоционально всё воспринимают, пишут кучу благодарностей и удивляются, что в российской глубинке обратились к их истории. На самом деле это наша общая история; эпоха викингов длилась три столетия и захватила в свою орбиту огромное количество земель, начиная от Шпицбергена и заканчивая Северной Африкой. В истории Древней Руси викинги также оставили свой след – это и участие в завоевательных походах русских князей, участие в политической жизни Руси; международная торговля.

Те скандинавы, которые у нас были, отмечали, что у них на родине есть подобные комплексы, но больше частью предназначенные для увеселения, без какой-то научной подоплеки – такой, знаете, музейный Макдоналдс. Я сам позабавился, однажды посмотрев видео из какого-то финского центра, посвященного эпохе викингов, где викинги представлены… в рогатых шлемах. На самом деле мифический образ викинга в рогатом шлеме был придуман немецкими художниками XIX века и к исторической действительности отношения не имеет. Хотя в Европе есть и серьезные объекты, созданные на научной основе, где трудятся настоящие энтузиасты-реконструкторы. К примеру, датский Треллеборг – комплекс из четырех фортов, построенных в эпоху викингов (реконструкция произведена на основе находок, датируемых X веком). Мы для удобства гостей идем на уступки в плане исторической достоверности. К примеру,  в настоящем древнерусском жилище были очень низкие двери и высоченные пороги – для сохранения тепла; чтобы зайти, нужно было согнуться в три погибели. Низкие, закопченные потолки и задымленность (топились дома по-черному, труб не было), подслеповатые окошки и т.д. А в Треллеборге скрупулезно следуют исторической правде: каждая досочка вытесана топором, а не взята с пилорамы; никаких металлических частей – всё на деревянных гвоздях;  маленькие двери, кривенькая, самодельная мебель…

Перед тем, как создавать Дом викингов в Белозерске, мы съездили в туристическую поездку по Швеции, Норвегии и Дании; посетили известные музеи, где я мечтал побывать с детства. В частности, знаменитый Музей кораблей викингов в Осло – когда ходил среди этих драккаров, пролежавших больше тысячи лет в земле, мне казалось, что я сплю и вижу сон…

В прошлом году уже во второй раз проходил исторический фестиваль «Сугорье», организаторами которого вы являетесь. Расскажите, что собой представляет фестиваль, как родилась идея его проведения и каковы его перспективы?

Фестиваль – один из самых важных моментов нашей деятельности; мы являемся его организаторами, финансируем, занимаемся рекламой, а потом принимаем в нем участие наравне с другими. У Сугорья удачное географическое положение: мы находимся фактически между Санкт-Петербургом и Москвой и на фестиваль приезжают исторические клубы с той и с другой стороны. Фестиваль – это возможность побыть в братской обстановке, пообщаться, поделиться новостями, обменяться наработками в своих областях. Клубы все разные, кто-то уделяет больше внимания спортивным моментам, например, историческому фехтованию, кто-то обрядам и ритуалам, кто-то скрупулезно воссоздает костюмы… «Повариться» в этой фестивальной атмосфере очень здорово.

Межрегиональный исторический фестиваль «Сугорье»Сценарий фестиваля мы пишем заранее и рассылаем его нашим коллегам, обсуждая с ними все детали, особенно центральное мероприятие – высадку «десанта» и штурм крепости. Надо сделать, чтобы всё было по-настоящему, чтоб со стороны происходящее казалось абсолютно реальной битвой – яростной, ожесточенной, с большим выплеском адреналина. Понятно, что деремся мы на тупых мечах, но и в этом случае нужно соблюдать определенную осторожность. Ведь в «нашем» периоде – IX-XI века – защита ног или рук не входила еще в комплект доспехов – были только кольчуги и шлемы; поэтому травмы возможны, несмотря на то, что в «битве» принимает участие очень опытный народ.

Наш фестиваль выгодно отличается тем, что он проводится в месте, где существуют законченные архитектурные формы: ворота крепости надо выбить тараном, через частокол нужно перебраться при помощи осадных лестниц, на территорию крепости при помощи камнемета надо умудриться закинуть снаряды (мы вместо них используем капусту). На других фестивалях буквально в чистом поле строят какой-то участок стены из досок, которые «штурмуют» неприятели – это выглядит не так убедительно.

В прошлом году ребята из Муромского клуба привезли на фестиваль ладью, которую сами построили (подобие кнорра – торгового судна викингов). Эта ладья сильно оживила действо – она участвовала в высадке «десанта», на ней катали гостей. В позапрошлом году эти ребята на своей ладье прошли путь от Ладоги до Мурома длиной 1600 км! В исторических одеждах, с ночевками на берегу… Такая увлеченность дорогого стоит.

Мы продумываем и музыкальную составляющую фестиваля. Два года назад у нас была группа «Очелье сороки» из Москвы – потрясающий коллектив, исполняющий композиции на основе славянских обрядовых песен и распевов на древних северо-западных диалектах в сопровождении этнических инструментов; в прошлом году приезжал известный гусляр Сергей Балакин из Нижнего Новгорода.

В 2016 году фестиваль «Сугорье» запланирован на 6–7 августа. Предыдущий фестиваль открывал губернатор Вологодской области, высказавший пожелание о придании форуму статуса международного, чем мы сейчас и занимаемся. Возможно, в фестивале будут участвовать не только российские клубы – есть идея пригласить хороший клуб из Белоруссии, где также очень распространено это движение; попробуем пригласить серьезный исторический клуб из Германии... Ждем всех в Сугорье!«Сугорье - путешествие в Русь изначальную»