Мария Медкова: «Вологодское кружево может быть семейной реликвией»

2016 Весна

Людмила Корлякова

Мария Медкова. Фото из личного архиваВ декабре прошлого года на Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая» в Москве лучшей кружевницей была признана вологжанка. Мария Медкова – мастер народных художественных промыслов Вологодской области, профессиональная кружевница, педагог, автор методического пособия по технологии вологодского кружевоплетения.

Мария Чеславовна, какие впечатления остались от конкурса?

Конкурс проходил в рамках Всероссийской выставки-ярмарки «Ладья. Зимняя сказка – 2015» в Москве. Вологодскую область представляла делегация из шести человек, в которую входили кружевницы, резчик по дереву, гончары и мастерица по ткачеству. Нам нужно было не только продемонстрировать свои работы, но и поучаствовать в напряженной конкурсной борьбе – в течение восьми часов изготовить изделие по теме «Праздник». Так как год был юбилейным – 70-летие Победы – я плела мини-панно в виде звезды. Горжусь тем, что мы достойно представили регион – привезли два главных и два специальных приза. А поскольку кружево является брендом Вологодской области, для нас, кружевниц, было делом чести держать марку.

II Международный фестиваль кружева. Вологда, 2014 год. Акция «Кружевное сердце Олимпиады». Фото из личного архиваКонкурсов профессионального мастерства для кружевниц сейчас проводится много – и это говорит о популярности и востребованности кружевоплетения. Участие в конкурсах и фестивалях кружева позволяет мастерицам встретиться, обменяться опытом, оценить работы друг друга, понять, в каком направлении развиваться дальше. На протяжении нескольких лет в Вологде проходил конкурс «Серебряная коклюшка» – очень интересно было наблюдать за кружевницами-любителями: общение с профессионалами, возможность увидеть изделия высочайшего уровня давало мощный стимул для работы над собой – год от года качество представленных на конкурс работ росло.

В 2015 году проходил конкурс «Кружевная чудо-птица». Вы создавали сколки для конкурсных работ и входили в состав жюри. Чем вас заинтересовала сама идея конкурса?

В жюри конкурса «Кружевная чудо-птица». 2015 год. Фото из личного архиваМне кажется, кружевная птица как визуальное обозначение бренда региона выбрана очень удачно. Автор этого символа – наша известная кружевница, художник по кружеву Ангелина Ракчеева, и, создавая сколки для конкурса, мы работали с ее замыслом. Задача стояла достаточно трудная: мне нужно было на основе исходной формы подготовить сколки для двух категорий любителей – начинающих и более опытных. Необходимо предложить конкретные технологические приемы и в то же время дать простор фантазии мастерицы. Работа в жюри была интересной, но не менее сложной: оценить и отобрать работы, каждая из которых по-своему замечательна, очень нелегко. Порадовало, что кружевных птиц на конкурс прислали буквально со всего мира, например, необыкновенная огненно-оранжевая птичка «прилетела» к нам из Австралии.

Многопарное кружево. Фото из личного архиваКак вы сами пришли к занятию кружевоплетением?

Мое знакомство с вологодским кружевом началось с поступления в вологодское профессиональное училище № 15 (сейчас – Губернаторский колледж народных промыслов), куда я пришла после окончания средней школы. На тот момент это не было осознанным шагом – поступать я ехала в Вологодский педагогический институт. Но сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что случайный выбор учебного заведения определил мою судьбу: вся моя дальнейшая жизнь оказалась связана с кружевным промыслом.

Мне понравился, во-первых, сам процесс плетения кружев, во-вторых, атмосфера кружевной мастерской – уютно, тихо, слышен только успокаивающий перезвон коклюшек. Но что всегда вызывало и до сих пор вызывает наибольший трепет – это момент снятия изделия с подушки. Когда оно уже готово и вот-вот выйдет из-под рук кружевницы, когда можно будет его рассмотреть или примерить…

Кружевная чудо-птица. Фото из личного архиваКак сложилась ваша профессиональная судьба после окончания училища?

Я начала работать в кружевной фирме «Снежинка», где оттачивала технологические приемы и знания, полученные во время учебы. Конечно, работа совместно с опытными кружевницами помогла сделать большой рывок – и подняться на более высокий уровень мастерства. Но мастер совершенствуется всю жизнь. Я очень благодарна судьбе за то, что после окончания Вологодского педагогического университета мне довелось преподавать в Губернаторском колледже народных промыслов. Сильные и опытные мастера и педагоги, которые там работают, продолжают давние традиции кружевной школы, основанной в 1928 году. Обучая других, углубляешь свои знания по технологии, оттачиваешь собственные навыки. Возможно, благодаря этому я начала создавать авторские кружевные изделия.

Насколько востребовано сегодня обучение кружевоплетению? Что вдохновляет современную молодую девушку посвятить себя старинному ремеслу?

XIV межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота севера». Вологда, 2015 годКогда я преподавала в училище, на кружевоплетение поступали в основном выпускницы девятых классов – и не всегда они были изначально заинтересованы этим промыслом. Но, как показывает практика, в процессе обучения большинство из них по-настоящему увлекались выбранной профессией. Даже те, кто, закончив училище, нашли себя в другой сфере, всё равно не забывают о кружеве – плетут для себя, подрабатывают, участвуют в конкурсах и выставках. Раньше наши выпускники составляли основной костяк предприятий «Снежинка» и «Вологодская кружевница», и готовили их специально для производства. Сейчас студенты, обучающиеся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», получают уникальную, на мой взгляд, специализацию «Художник-мастер, преподаватель», что дает возможность применить себя в самых разных сферах.

Сейчас вы обучаете кружевоплетению в студии при Областном научно-методическом центре культуры. Кто приходит сюда заниматься – взрослые, молодежь, дети?

Семинар в Музее кружева по проектированию сколков на II Международном фестивале кружева. 2014 год. Фото из личного архиваЯ работаю с двумя группами – детской и взрослой. Возраст детей – с пятого по восьмой класс, они начали заниматься недавно, но уже выплели по одному изделию и сейчас начинают второе. Очень интересно наблюдать за пробуждением их интереса. Поначалу они стремились поскорее убежать, а сейчас готовы задержаться, просят позаниматься еще. Даже соревнуются друг с другом: кто меньше ошибок сделал, у кого лучше получилось. Обучение мы начинаем с основных элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, а затем начинаем плести сувениры, постепенно усложняя задания. Всегда требуем, чтобы плетение было выполнено ровно, красиво и без ошибок.

Во второй группе есть молодые девушки, есть женщины среднего и пожилого возраста. Приходят заниматься в студию те, кто действительно заинтересован. А времени на занятие отводится немного, всего два часа в неделю, поэтому студийцы очень стараются за эти два часа узнать как можно больше. Когда что-то одному показываешь, другие тут же подходят, смотрят и стараются в этом Авторская работа. Кардиганразобраться. Этот интерес позволяет им достигать хороших результатов, хотя процесс обучения кружевоплетению достаточно трудоемок. Учим мы очень требовательно, брака никакого не допускается: если что-то оказалось сделано неправильно – расплетаем и переделываем. Несмотря на то, что это студия, профессиональную основу мы всё-таки закладываем.

Что люди ждут от этих занятий?

Взрослые часто приходят с конкретной целью: хотят сплести, например, воротник. Я всегда спрашиваю о том, а что они хотят дальше. Этого вопроса многие пугаются: «А если мы хотим жилет, это ничего?..» Я говорю: «Нет – наоборот: планы должны быть серьезными. А я всегда вам помогу». Детей поначалу приходится специально заинтересовывать, показывая небольшие, сравнительно несложные в исполнении сувениры. Зимой у нас проходил конкурс «Кружевная сказка», и работы детей со всей области были собраны на выставке. Я водила туда своих ребят: мы рассматривали и обсуждали изделия, и видно было, как буквально на глазах у них пробуждается интерес: и то хочу сделать, и это. Но я сразу предупреждаю: быстро этому не научиться. Поэтому заниматься остаются только самые терпеливые и усидчивые.

Сколько нужно учиться, чтобы сплести, например, большой кружевной воротник?

Авторская работа. Воротник. Фото из личного архиваСрок профессионального обучения в колледже составляет 3-4 года – за это время студенты приобретают необходимые навыки и некоторый опыт, но в скорости плетения они, конечно, еще уступают мастерицам со стажем. Норма времени на создание того или иного изделия определяется в расчете на скорость, с которой работает профессиональная кружевница. Маленький воротник она будет плести около 20 часов, большой – от 100 до 120 часов, но начинающему на эти же вещи времени потребуется в два-три раза больше. Мои студийцы, занимающиеся третий-четвертый год, уже достигли хорошего уровня мастерства, сейчас мы работаем над развитием скоростных навыков плетения.

Кружевоплетение – достаточно консервативный промысел. Чем труд современной кружевницы отличается от того, что было 50-100 лет назад?

Сам по себе процесс плетения кружев практически ничем не отличается. Всё оборудование осталось прежним: те же коклюшки, подставки, подушки. Изменилось немного само кружево. Если в 50-х – 60-х годах были очень популярны мерные, или многопарные кружева, выплетавшиеся порой на 100 парах коклюшек, то сейчас больше распространена сцепная техника, когда изделие сложного рисунка плетется по сколку небольшим набором коклюшек. В обучении сегодня используется упрощенный рисунок, ориентированный на лён, и нитки берутся чуть толще, чем было принято раньше. По мере развития мастерства обучающегося предлагаются более тонкие нитки и более сложные технологические приемы.Авторская работа. Панно «Звездное кружево Севера». Фото из личного архива

Работа кружевницы довольно трудоемка – как ее можно облегчить?

В первую очередь, соблюдая режим труда и отдыха. Особенно это касается детских групп – здесь обязательно нужны физкультурные паузы, перерывы на отдых. Конечно, необходимо соблюдать правильную осанку, а подушка должна быть настроена по росту мастерицы. Что касается нагрузки на зрение, то она особенно велика в процессе обучения, а когда кружевница достигает определенного уровня мастерства, она зачастую многое делает автоматически – смотрит, как проплела ряд, дальше ставит булавку и продолжает плести.

Вами подготовлен ряд изданий, посвященных вологодскому кружеву. Кому они адресованы, и какие цели вы перед собой ставили как автор?

Оксана Кириллова и Мария Медкова – авторы альбомов сколков. Фото из личного архиваНад этими изданиями – «Основы вологодского кружевоплетения» (часть первая, «Сцепная техника плетения») и «Альбом сколков кружевных изделий» в двух частях («Вологодское кружево в интерьере» и «Вологодское кружево в костюме» – обе они подготовлены совместно с Оксаной Кирилловой) – я работала по поручению Областного научно-методического центра культуры. Основная цель – методическая помощь педагогам, которые преподают кружевоплетение в районах Вологодской области. Но книги ориентированы и на тех, кто желает обучиться самостоятельно. Поэтому все теоретические сведения и практические рекомендации изложены доступным языком, сопровождаются разнообразным иллюстративным материалом. Судя по отзывам, пособия оказались полезными и востребованными, причем спрос на них есть не только в области, но и по России, и даже за рубежом. Поэтому в настоящее время они переизданы, а в перспективе – выпуск новых пособий.

Поделитесь мыслями о перспективах кружевного промысла. Кружево – это не товар массового потребления, особенно крупные вещи, которые очень дороги. Кроме того, мода сейчас меняется очень быстро, а кружевная одежда – вещи на многие годы. Насколько интересно кружево современному потребителю?Авторская работа. Панно «Птичка». Фото из личного архива

Сейчас художники предприятий кружевного промысла при разработке моделей стремятся учитывать интересы разных категорий потребителей. Крупных изделий изготовляется сравнительно немного, но они были, есть и будут – это не просто нарядные, но и статусные вещи, и на них находится свой покупатель. Художники сейчас чаще, чем раньше, изготовляют вещи на заказ – общение с потенциальным потребителем облегчает интернет. Что касается мелких изделий, то их ассортимент и количество значительно шире. Всегда будет актуальной кружевная отделка костюма и предметов для украшения интерьера, воротники тоже постоянно в моде – меняется только их размер и фасон. Очень популярны сейчас кружевные аксессуары – серьги, браслеты, колье. Служат все эти изделия действительно долго, и мне кажется, что это их достоинство, несмотря на быстро меняющуюся моду: уникальные вещи ручной работы имеют особую ценность, могут передаваться по наследству или храниться как семейная реликвия.