Сергей Кузнецов: «Вся моя жизнь построена на поиске своего звука»

2016 Лето

Людмила Корлякова

Сергей Кузнецов. Фото из личного архиваВ 2016 году известный вологодский музыкант, заслуженный работник культуры России Сергей Кузнецов отметил юбилей: маэстро исполнилось 55 лет. Участник крупных джазовых фестивалей в России и за рубежом, он 22 года преподает в Вологодском музыкальном училище (сегодня – колледже искусств) – и его выпускники (их более 60-ти) не раз становились лауреатами престижных конкурсов, в том числе Всемирного конкурса саксофонистов имени Адольфа Сакса. И все эти годы в Вологде звучит саксофон Сергея Кузнецова…

Сергей Тимофеевич, если из всего разнообразия музыкальных инструментов вы выбрали саксофон – как вы поняли, что это «ваше»?

Родился и учился я в городе Салават, в Башкирии. Когда мне было 10 лет, родители привели меня в музыкальную школу: я очень хотел играть на баяне. Занимался я с увлечением, но после окончания школы в училище на баян не поступил. Ко мне подошел заведующий, мой будущий преподаватель и говорит: «Хочешь, мы возьмем тебя на духовое отделение, на кларнет?» В тот момент я знал, конечно, что это за инструмент, но как на нем играть, не имел ни малейшего представления. Но согласился – заниматься музыкой хотелось! Моя тетя, работавшая тогда в Городском Дворце культуры, выдала мне со склада кларнет, и под конец первого занятия у меня получилось кое-как издать первый звук. Я расстроился, пришел домой и сообщил отцу, что больше учиться играть на кларнете не буду. Город Салават славится большим нефтехимическим комбинатом, и я решил пойти в политехническое училище. Но, к сожалению – или к счастью, не знаю, – набор уже закончился, и меня не взяли. А с кларнетом дело постепенно пошло в гору, и к концу первого курса училища я освоил программу музыкальной школы. Фото из личного архива. Сергей Кузнецов - второй слева. 1978 годНа втором курсе меня позвали в эстрадный оркестр играть на саксофоне, а саксофон для меня всегда был культовым инструментом. Мой преподаватель кларнета был против, поэтому три года я осваивал саксофон почти подпольно. В 1980 году я поступил в Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, на духовое отделение по классу кларнета, а после окончания ушел в армию. Мне повезло – я попал в ансамбль песни и пляски. Правда, сначала я работал на строительстве балетного зала: таскал цемент, песок, ямы рыл. А потом демобилизовались два кларнетиста, я остался один, и поэтому последний год в армии пролетел насыщенно и незаметно.

Сейчас многие студенты совмещают учебу и работу – у вас была такая же ситуация?

Фото из личного архиваЕще на первом курсе института, куда я поступил в класс к Ильдару Махмутовичу Султанову, мне предложили работу в оркестре цирка. Это, конечно, была великая практика, потому что каждые полтора месяца менялась программа. Представьте сами: два отделения сплошной музыки, две репетиции – и опять новая программа. Но после первой гастрольной поездки Ильдар Махмутович вызывает меня к себе и говорит: «Сережа, тебе пора завязывать с саксофоном: ты играешь неправильным звуком». Тем не менее, за время учебы я дважды поработал в оркестре цирка, а потом в городском духовом оркестре – эта работа была мне уже не очень по душе: надо было играть марши, а я их до сих пор не люблю.

Затем была работа в самодеятельном коллективе, после чего меня отправили на гастроли по Башкирии с Театром оперы и балета. Это было очень сложно: приехать и сразу же на репетицию, а вечером этого же дня – спектакль, и всё это при том, что ноты я на репетиции видел первый раз. На третий день выступлений я вышел со спектакля в насквозь промокшем фраке. После этих гастролей главный дирижер предложил мне работу в Оперном театре регулятором группы кларнетов, а это включает в себя знание всех партий. Это было самое «кровавое» время: до государственного экзамена оставался месяц. Но каким-то чудом я и экзамен сдал, и в опере поработал.

После армии я с женой переехал в город Буй, и там было еще интереснее: меня сразу же назначили заведующим духовым отделением в училище, а было мне тогда всего двадцать семь лет – чуть постарше своих студентов. Но зато жили мы дружно, как одна большая семья. В 1994 году мы вновь задумались о переезде, и вот уже 22 года я живу и работаю в Вологде.

Ваша карьера музыканта-исполнителя началась в Вологде?

Сергей Кузнецов. Фото из личного архиваВсё началось в 1996 году. Мы сидели в моем кабинете со студентом Дмитрием Михайлиным – сейчас он известный джазовый пианист – и он говорит: «Давайте сделаем фестиваль «Джазовый марафон»?» И мы его сделали! Собрался полный зал народу, было непередаваемое чувство эйфории. После нескольких таких фестивалей я «загорелся» авангардом и джазовой музыкой. Спустя какое-то время мы с моим джазовым квартетом поехали на фестиваль. Там в гримерке я встретился с Владимиром Чекасиным, известным российским саксофонистом, и говорю: «Маэстро, вы не могли бы меня послушать – правильно я играю или нет?» Он меня послушал и сказал: «Вам это нравится? Вижу, что да. Это и есть ответ. Занимайтесь тем, что Вам нравится».

Кто принимает участие в «Джазовом марафоне»? Что фестиваль значит для вас и для других исполнителей?

Кроме коллег и друзей-музыкантов бессменным участником фестиваля является мой «Биг-Бэнд», в составе которого играют мои ученики. Самое важное – это, наверное, то, что студенты начинают понимать, ради чего они здесь, в колледже, находятся. Скорее всего, фестиваль – это отдушина для них: ведь это не учеба с обязательными зачетами и экзаменами, а свободное творчество. И это увлекает – сужу по самому себе: училище, институт, армию я помню отдельными «картинками», а вот репетиции студенческого эстрадного оркестра идут у меня в воспоминаниях «фильмами».

День музыки в Вологодском колледже искусств. 2015 годКакое место в вашей жизни занимает преподавание, а какое – исполнение? Что дает вам каждая из этих музыкальных ипостасей?

Ответ очень короткий и простой: одно из другого вытекает. И то, и другое для меня является лабораторией. Я учу студентов, и в то же время учусь у них, экспериментирую. Исполнительство для меня – это всегда эксперимент. Вся моя жизнь построена на поиске своего звука.

Музыка – во многом волшебство. Происходили ли с вами во время выступлений необъяснимые или курьезные вещи?

Да сколько угодно! В Череповце во время концерта рядом со мной упала люстра. В Выборге в полночь был шторм, мы начали играть – шторм закончился. Еще очень хорошо помню гастроли со своим квартетом в Архангельске. Было это очень давно, природных катаклизмов, как сейчас, не было, и поэтому дождь в начале декабря казался чем-то невероятным. Ведущий концерта узнал, что в Выборге мы шторм остановили, и говорит: «А сейчас выступит коллектив климатологов. Они делают погоду». Я выхожу и спрашиваю: «Какую погоду вы хотите на завтра?» Отвечают со смехом: «Минус три и снег». Я также с улыбкой отвечаю: «Будет!» Наутро просыпаемся, смотрим в окно, на градусник – минус три и снег! В Санкт-Петербурге в декабре как-то наводнение было, а после нашего концерта оно пошло на спад. В общем, конечно, всё это совпадения, но, наверное, это и есть чудо.

На открытии выставки в центре культуры «Красный угол». 2015 годМногие ваши ученики достигли больших высот. В чем секрет такого успеха?

Это вопрос, над которым я до сих пор думаю, и точного ответа не знаю. Просто дети были талантливые, наверное. Они и сейчас есть. Конечно, я даю им школу, которую должен давать. Но самое главное, чему я их учу – это реакция. Важно, чтобы ученик сразу реагировал на твои слова, корректируя свою игру, а в дальнейшем мог делать это сам, без чьего-либо совета. Если нет реакции на уроке, то дальше будет еще сложнее. Учу тому, чтобы они могли делать сразу несколько дел вместе, в комплексе, иначе результатов не добиться. Скорее всего, это и есть основное – воспитание реакции.

Вы выступаете как на больших концертных площадках, так и на камерных сценах. В чем разница ощущений, к чему больше лежит душа?

Сергей Кузнецов. На сцене в Консисторском дворе Вологодского кремля. Фото из личного архиваВо всем есть своя прелесть. На большой площадке очень много отдаешь энергии, на маленькой - еще больше: таково психофизиологическое воздействие звука. Сложнее всего играть «на акустике», когда звучит только твой инструмент. Вообще звук – это магия, и объяснить ее очень сложно. Сначала звуком нужно «раздвинуть» стены и потолок с полом, затем всё собрать в единую точку, в которой находится музыкант, – и отдать энергию в зал, зрителю.

У вас очень активная творческая жизнь. Ее главный двигатель – вдохновение?

Вдохновение – это слишком простое слово. Для меня творчество – это, скорее всего, жизненная потребность. А вдохновение, на мой взгляд, это сказки: мол, появилось вдохновение – и полилась музыка. Музыка никогда не польется, если ты не знаешь, каким образом она развивается.

Как бы вы оценили музыкальную жизнь Вологды с точки зрения профессионального музыканта?

Нередко приходится слышать о том, что в Вологде ничего не происходит – это совершеннейшая неправда. В Вологде происходит всё, и достаточно в большом количестве. Если «раскинуть» количество музыкальных событий на наши триста с небольшим тысяч человек, Сергей Кузнецов. Фото из личного архиваполучится очень много – в Москве столько нет. Все занимаются, всё работает: камерные, народные, джазовые, хоровые, танцевальные коллективы, театры, музеи. Но чтобы это чувствовать, нужно этим постоянно и искренне интересоваться.

Расскажите о своих дальнейших творческих планах.

В последнее время очень хочется поиграть с норвежцами и индусами. А на свое шестидесятилетие я хочу поехать в Шотландию, найти там волынщика и поиграть с ним вдвоем. Это – моя самая главная мечта. И я думаю, что всё идет к тому, что она сбудется.