В Год экологии – об отделе природы Вологодского музея-заповедника, или Что общего между музейщиком и поваром?

2017 Зима

Кристина Страмова

Елена ДробышеваВологодский музей-заповедник – старейший и самый популярный музей Вологды. Одно из его подразделений – отдел природы – с 1923 года знакомит посетителей с основными природными сообществами нашего края. Сначала отдел природы занимал всего четыре комнаты, а сейчас ему отдано 8 залов общей площадью 400 квадратных метров. Согласно статистике, экспозицию ежегодно посещают более 70 тысяч человек.

Наверное, нет вологжанина, который хоть раз в жизни не побывал в отделе природы. Еще лет 20 назад, когда развлечений для детей было не так много, как сегодня, сходить в музей – «проведать» лосей, медведей или кабана (кому кто больше нравился) – было традиционным воскресным семейным мероприятием. В доинтернетную эпоху диорамы отдела природы давали самое яркое представление о животном мире Вологодского края. Однако и сейчас, конкурируя со множеством других источников информации, экспозиция отдела природы позволяет получить и яркие впечатления, и научные сведения в доступной форме. 

В Год экологии у отдела природы особая роль – показать природное богатство области, рассказать об охране природы, а главное – заставить задуматься о том, что каждый из нас может сделать для сохранения благоприятной экологической обстановки. О том, как музей решает эти задачи, рассказывает заведующая отделом природы Елена Дробышева.    

Елена Владимировна, на экскурсиях по отделу природы выросло не одно поколение вологжан. Расскажите о том, как формировалась естественнонаучная коллекция музея. 

Первый естественнонаучный музей в нашем городе открылся в 1911 году. Там экспонировались чучела животных, горные породы, окаменелости. В 1923 году, после создания Вологодского государственного объединенного музея, часть предметов из коллекции Музея родиноведения поступила в фонды отдела природы: это палеонтологические образцы, гербарий, горные породы и минералы, образец ухтинской нефти. Несколько лет назад мы «возвращали» их в залы и показывали на выставке «Секреты музейного чердака». Такое название не случайно – все эти экспонаты действительно хранятся на чердаке.

В 1928 году в музее открылась таксидермическая мастерская, которая занялась набивкой чучел и монтировкой биологических групп. Именно с этого момента и началось создание и расширение зоологической коллекции отдела природы. Сегодня бóльшая часть экспонатов по-прежнему изготавливается в музейной мастерской. Нужно отметить, что теперь таксидермия всё больше становится «зеленой»: для создания чучел используются не убитые охотниками животные, а жертвы ДТП или умершие естественным образом в зимний период.

Посетителя отдела природы, особенно ребенка, очень впечатляют диорамы. Для горожанина это впечатление просто бесценно: где еще увидишь диких животных в естественной среде обитания. Как создаются диорамы? 

Диорама – это воссозданная картина определенной местности, отражающая всё ее биологическое разнообразие – ландшафт, почву, растительный и животный мир. Когда я пришла работать в музей, одна треть экспозиции еще создавалась, и наполнение диорам происходило при мне. Я не понаслышке знаю, что сотрудники отдела природы (а нас, кстати, всего трое – заведующий, хранитель естественнонаучной коллекции и работник таксидермической мастерской) и художник должны учитывать все мелочи, чтобы диорама соответствовала конкретному прообразу территориальной зоны Вологодской области. Важно, чтобы посетитель смог увидеть за стеклом естественную природную обстановку. Для этого нужно знать, какие животные составляют тот или иной биоценоз, каково их распространение в зависимости от времени года. Необходимо собрать натурные материалы: деревья, кустарники, ветки, траву, мох, гнёзда, дупла… Например, для того чтобы вырезать листья для одной березы, нам требуется четыре дня. Процесс незаметен для окружающих, но очень трудоемок: сначала рисуются шаблоны одного размера, затем мелкие и покрупнее, листочки раскрашиваются, на каждый наклеивается медная проволока, потом он вырезается маникюрными ножницами, отправляется в горячий парафин и сушится. Представьте, сколько сил уходит, чтобы «посадить листья» на одну ветку? Параллельно с этим идут столярные работы, в таксидермической музейной мастерской изготовляются чучела, художник готовит живописный фон, затем следуют монтаж, макетирование и наполнение диорам.

Диорама – это не просто экспонаты в антураже. Чтобы создать новую диораму, нужен «сюжет». Например, в одной из частных таксидермических мастерских в Вологде есть чучело рыси в прыжке, охотящейся на тетерева. Рысь в динамике была бы прекрасной центральной фигурой диорамы, а для полноты картины мы «подселили» бы туда других мелких животных. Но таксидермические работы музейного значения стоят очень дорого, так что пока это только мечты. 

Раз уж мы заговорили о мечтах, пофантазируйте немного. Каким вы видите будущее отдела природы? Что нового и интересного должно в нем появиться?

Есть идея оформить часть выставочного зала как жилище современного горожанина и показать тех представителей животного мира, которые живут рядом с нами – домашних питомцев, досаждающих нам насекомых… Мелких жучков, например, можно посадить в крупу. Было бы интересно создать «дополненную реальность» или «эффект голограммы». Вы заходите в зал, встаете в какую-то точку – и вдруг появляется лиса и садится рядом с вами. Или, допустим, вы становитесь в определенный контур – и видите себя на экране в лесу. Так же мы мечтаем дополнить палеонтологический раздел – ведь в Вологодской области очень интересная история палеонтологических находок. С удовольствием закупили бы пластиковую копию ископаемого парейазавра или иностранцевии – обнаруженных при раскопках на берегах Сухоны доисторических животных, которые были вывезены с территории Вологодской области и экспонируются сейчас в Палеонтологическом музее в Москве. Хотелось бы иметь в экспозиции и чучело зубра. 

Как проходит в отделе природы Год экологии? Какие события к нему приурочены? 

В прошлом году большой отклик у вологжан вызвал проект «Превращения старого башмака и его друзей». И сейчас мы продолжаем серию мероприятий этой тематики: были организованы выставки «Мусор-дайджест» и «Картонный зоосад» с программой выходного дня, когда авторы работ – ребята, обучающиеся на отделении изобразительного искусства ДМШ имени Трифонова – проводили мастер-классы по изготовлению поделок из упаковочного картона. 

В июне этого года мы поддержали акцию «Дубки Петра Великого», которую проводит Государственный Русский музей. На территории нашего музея был высажен молодой дубок – «потомок» дуба черешчатого, посаженного в Летнем саду при Петре I. Саженец прижился, и мы надеемся, что на следующий год он порадует нас свежей листвой, а мы к этому времени подготовим интересную программу об охраняемых деревьях. 

Детский взгляд на проблемы экологии отразила выставка экологического плаката «Эко-арт», в которой приняли участие ученики вологодской художественной школы имени Корбакова. В этом году в отделе природы появилось много новых аудиоэффектов: озвучен зал, где размещена информация о Дарвинском заповеднике, и зал, в котором рассказывается о мелколиственных лесах. В ноябре у нас прошла большая программа для семей с детьми «Дарвинский заповедник в гостях у вологжан». Сотрудники заповедника в игровой форме рассказали об этой особо охраняемой природной территории. Мы подготовили видеоролики об истории заповедника, его сегодняшнем дне, об охраняемых видах и основных направлениях работы. Эти ролики транслировались на плазменном экране в экспозиции отдела природы. 

Практика озвучивания экспозиции отдела природы имеет давнюю историю. В 1970-е годы сотрудников музея выручал обычный магнитофон с записью звуков природы. Сейчас техническое оснащение экспозиции шагнуло вперед. Может ли посещение музея стать своеобразным аналогом прогулки по лесу?

Современное оборудование с аудиоэффектами встроено в диораму, а посетитель, чтобы услышать звуки, нажимает на кнопку с названием животного или птицы. Объемный звук производит впечатление чуда. С 2014 года у нас был перерыв в озвучке диорам, а в этом году в двух залах зазвучали голоса 20 новых птиц – это много. Для посетителей музея «поют» тетерев, длиннохвостая синица, ворон, филин, большой пестрый дятел, орлан-белохвост, серая цапля, иволга, соловей, кукушка, скворец, жаворонок, зяблик и другие пернатые. Птиц для озвучки выбирали специально, чтобы разные голоса производили интересный аудиоэффект. Например, у каждой птицы своя характерная весенняя песенка. Иволга поет тоненько и нежно, а в случае опасности издает резкий крик, похожий на кошачье мяуканье. Тетеревиный ток и уханье филина – всем знакомые звуки, которые не спутаешь ни с какими другими. Конечно, посещение музея не заменит прогулки по настоящему лесу, но поможет получить представление о том, какие звуки издают его обитатели и, может быть, узнать их в природе. 

Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, выставках отдела природы. 

Креативной и актуальной получилась выставка «Пернатые горожане» в 2006 году. В пределах городской черты Вологды встречаются 105 видов – на выставке было представлено 55 из них. У нас работал очень талантливый художник Евгений Шиперов, который создал одну из первых в Вологде инсталляций. Тогда «бушевал» птичий грипп, и ворона у него сидела в клетке в марлевой повязке. Так же памятна для меня выставка 2007 года «Легендарный экспонат», посвященная столетнему чучелу медведя – одному из первых экспонатов отдела природы. До того как попасть в Вологодский краеведческий музей, он стоял в одном из ресторанов города, «держа» в лапах блюдо, на которое, по легенде, бросил монетку Сергей Есенин. Затем медведь сменил место жительства, обосновавшись в витрине промтоварного магазина на Каменном мосту. В 1954 он оказался в экспозиции вологодского музея, которую, правда, покидал почти на два десятилетия – гостил в музее Грязовца. В 90-х годах чучело медведя брал в аренду открывшийся тогда магазин «Барс» – для оформления интерьера. В 2000 мишка вернулся в фонды музея, был отреставрирован. Это не просто экспонат отдела природы – это «очевидец» жизни Вологды на протяжении столетия.

Сейчас актуальны квесты, интерактивные экскурсии – как работает отдел природы в этом направлении? 

В последние годы музей много экспериментирует с формами подачи естественнонаучной и экологической информации. Игра-путешествие по станциям «Экологический калейдоскоп» впервые была предложена учащимся средних и старших классов в 2008 году. Это динамичная познавательная музейная программа по естествознанию, предполагающая командную деятельность и элемент соревновательности, очень востребована и сегодня во время школьных тематических недель биологии и географии и детских научных конференций. Сегодня программа «Экологический калейдоскоп» востребована при проведении тематических дней в рамках международного экологического календаря, детских научных конференций. Пользуется популярностью квест «Остров спасения», посвященный Дарвинскому заповеднику. Участники, изучая экспозицию, решают разные исследовательские задачи и получают новые знания о конкретной территории, а потом  используют эти сведения в мультимедийной презентации.

Каковы, на ваш взгляд, главные задачи экологического просвещения? С какими проблемами приходится сталкиваться на этом пути?

На мой взгляд, сейчас остро стоит проблема формирования правильного представления об окружающей нас природе. Благодаря развитию мультимедиа и большому количеству визуальной информации у современных детей формируется не совсем адекватная картина мира. Мультимедийная продукция часто намеренно искажает облик объектов живой природы, например, в сказочном лесу живет фиолетовый ежик – и некоторые городские дети, которые крайне редко оказываются в естественной природной среде, воспринимают это не как вымысел, а как факт. Убеждена, что посещение экспозиций отделов природы имеет огромное значение для формирования правильного представления об окружающем мире. 

Важно понимать и то, что мы в этом мире не одни, вокруг нас кипит жизнь. Любое наше вмешательство в природу может привести к необратимым последствиям. Мы не замечаем мелких живых существ, но всего одна пальчиковая батарейка может отравить примерно 20 квадратных метров почвы и поставить под угрозу жизнь как минимум двух кротов, одного ежа и нескольких тысяч дождевых червей. Но даже простая идея раздельного сбора мусора почему-то не приживается у нас – люди, решая насущные бытовые вопросы, не придают этому значения, а между тем это очень важно для природных сообществ и экологии в целом. 

Вы наверняка много путешествуете по Вологодской области – где вы особенно любите бывать? 

Геологическое обнажение Опоки на реке Сухоне в Великоустюгском районе – фантастическое для меня место. Еще люблю Кирилловский район: там очень гармоничная природа и красивые пейзажи – живописные холмы чередуются с низинами, в которых находятся озера. 

Что вам больше всего нравится в работе, что позволяет не погрязнуть в рутине и не заскучать? 

На самом деле музейная работа очень благодарная. Здóрово понимать, что мы можем сделать подарок людям, с которыми живем в одном городе. К примеру, захотели сделать экспозицию отдела природы более интересной и информативной – нашли финансирование и установили звуковое сопровождение. И сейчас тысячи посетителей ходят по залам, слушают звуки природы, удивляются и радуются. Горожанам и туристам нравятся наши выставки и праздники – достаточно посмотреть книгу отзывов, среди которых есть даже написанные иероглифами. 

Конечно, много и «черновой», совсем не женской работы – например, содержание диорам. Но главное то, что я получаю удовольствие от своей работы, что я в своей теме. Музей – это сфера моих личных и профессиональных интересов, я постоянно учусь новому и стараюсь применить эти знания в работе нашего отдела природы.   

Профессию музейщика я бы сравнила с профессией повара – мне кажется, это тоже такое дело, от которого получаешь ощутимый результат и 100-процентное удовольствие. Он замесил тесто, приготовил пирог, человек ест и доволен – какое еще нужно подтверждение, что твой труд нужен и приносит радость? Так и в работе музейщика есть прямая польза обществу: мы делаем доступной уникальную краеведческую информацию, просвещаем. У нас всегда есть посетители, людям интересно то, что мы делаем, и мне это, конечно, нравится.